ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
В.С. Ступак1
«Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края, г. Хабаровск
Рассмотрены организационные технологии профилактики социально-биологических факторов развития перинатальной патологии. Освещены вопросы совершенствования и оптимизации качества медицинской помощи беременным и новорожденным с целью снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности у детей. Демонстрируется комплекс мероприятий медико-социальной и психолого-педагогической помощи женщинам и детям группы риска. Доказана эффективность внедрения в практическое здравоохранение профилактических мероприятий на основе принципа междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: профилактика, социальные и биологические факторы, беременные женщины группы риска, дети с перинатальной патологией, междисциплинарный подход, организационные технологии
Современная демографическая и социально-экономическая ситуация требует совершенствования системы родовспоможения, оптимизации медицинской помощи беременным и новорожденным с целью снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности у детей. Проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, создание системы ранней помощи детям с проблемами в развитии и их родителям
1 Ступак Валерий Семенович — Заслуженный врач РФ, главный врач Перинатального центра, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения; 680028, г. Хабаровск, ул. Истомина, 85; тел.: 45-40-66; е-таЛ: [email protected].
приобрели в настоящее время особую значимость
[1—4].
На фоне проводимых реформ системы здравоохранения все больше возрастает роль перинатальных центров, внедрения в практическое здравоохранение современных медико-социальных и психолого-педагогических технологий. Однако в настоящее время в должной мере не учитывается весь комплекс факторов, влияющих на формирование здоровья женщин и детей, и как следствие неэффективно внедряются профилактические и организационные технологии. Поэтому особую актуальность приобретают научное обоснование, разработка и внедрение новых подходов к организации и проведению ра-
боты по охране здоровья женщин и детей в системе родовспоможения и детства.
Известно, что перинатальная патология и ее последствия формируются под воздействием социально-биологических факторов. Считается доказанной множественность таких причин, которые могут действовать прямо или косвенно, изолированно или в сложном переплетении [5]. Значимость факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование здоровья детей, меняется в разные периоды детства [6,7]. В системе непрерывной профилактики перинатальной патологии и ее последствий важное место занимают выявление факторов риска, их устранение на этапах предгравидарной подготовки, антенатальном, интранатальном, неонатальном и постнеонатальном периодах [8,9].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проведено на базе краевого государственного бюджетного учреждения «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края. Изучен социально-биологический анамнез 180 человек. Респонденты разделены на 2 группы: I группа — 80 родителей детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС) при рождении средней тяжести, наблюдающихся в отделении катамнеза Перинатального центра и II группа — 100 родителей детей с перинатальными поражениями ЦНС при рождении легкой степени.
Проанализирована 871 медицинская карта стационарного больного (ф. 003-у), 110 амбулаторных карт пациента (ф. 112-у), а также проведены опрос родителей и психодиагностическое тестирование детей, включающее первичное и динамическое обследование в эпикризные сроки методом диагностики нервно-психического развития 981 ребенка первого года жизни (Фрухт Э.Л.).
В ходе исследования изучены социальные и биологические факторы матерей (отцов) детей с перинатальными поражениями ЦНС с разной степенью тяжести при рождении. Проведен анализ семейных факторов, таких как семейное положение родителей, условия проживания, материальные условия, характер взаимоотношений в семье.
Применялись следующие методы исследования: наблюдение за детьми, выкопировка данных из индивидуальных карт развития детей, интервьюирование и анкетирование родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный анализ позволил выявить, что по сравнению с I группой матери детей II группы на момент рождения ребенка чаще относились к возрастной группе от 35 до 40 лет и моложе 18 лет, реже — от 19 до 28 лет. Среди них реже встречались женщины с высшим образованием. Особенностью социального статуса этих матерей было меньшее число предпринимателей и большее — рабочих и учащихся. Возраст для вступления в первый брак у матерей II группы чаще был до 20 лет и после 30 лет, реже — от 20 до 30 лет. Они чаще болели ОРВИ — более 2 раз в год, имели патологию желудочно-кишечного тракта, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, аномалию развития половых органов. По сравнению с матерями детей I группы, у женщин II группы чаще регистрировались аборты и самопроизвольное прерывание беременности, преимущественно в ранние сроки. Они в основном узнавали о беременности в сроке от 6 до 12 недель, реже — до 6 недель, в результате чего становились на учет в женскую консультацию преимущественно после 12 недель беременности и посещали врача нерегулярно. Особенностью течения беременности у матерей II группы явилось наличие таких осложнений, как водянка, угроза прерывания во II триместре, фетоплацентарная недостаточность (ФПН).
Особенностью периода новорожденности детей II группы, в отличие от детей I группы, было позднее (на третьи сутки и позднее) прикладывание их к груди. Характер вскармливания этих детей отличался более ранним переводом на искусственное кормление. Матери детей II группы реже своевременно вызывали врача на дом при острых и обострении хронических заболеваний, так как считали, что сами лучше во всем разбираются, реже выполняли врачебные назначения, проводили закаливающие процедуры.
Среди отцов детей II группы, в отличие от отцов детей I группы, было больше человек, имеющих законченное среднее образование; по социальному статусу — больше рабочих и занятых на строительных работах. Особенностью неблагоприятных профессиональных факторов отцов II группы являлся тяжелый физический труд; из вредных привычек — курение. Возраст вступления в брак этих отцов чаще был до 20 лет. Отцы
детей II группы чаще принимали участие в воспитании ребенка только тогда, когда было время, при этом время, уделяемое ребенку, чаще менее 1 часа в день и реже — более 7 часов.
Среди родителей детей II группы брак чаще был не зарегистрирован, мать разведена или не замужем. Они реже имели отдельную квартиру, чаще проживали в комнате в коммунальной квартире. Сумма на одного члена семьи чаще была ниже прожиточного минимума. Взаимоотношения в семье преимущественно носили изменчивый, противоречивый характер.
При определении позиции родителей на реабилитацию ребенка было установлено, что активная позиция отмечалась у 36%, пассивная — у 38%, отстраненная — у 26%, что является важным при работе с семьей и реабилитации ребенка.
При анализе социальных (38) и биологических (45) факторов риска у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС при рождении, воспитывающихся в семье, выявлено, что от 60,5 до 73,7% это социальные факторы. Анализ биологических факторов показал, что от 40 до 62,2% из них являются факторами риска. Причем, у детей раннего возраста с легкой степенью тяжести перинатальных поражений ЦНС в большей степени оказывают влияние социальные факторы, тогда как у детей со средней степенью тяжести перинатальных поражений ЦНС большее значение имеют биологические факторы.
Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлено, что на формирование перинатальных поражений ЦНС оказывают влияние социальные, биологические факторы и внутрисемейные отношения. Для профилактики необходимо выявлять управляемые факторы риска формирования перинатальной патологии ЦНС у детей на разных этапах наблюдения за женщиной: на этапе прегравидарной подготовки, в дородовом и послеродовом периоде. Устранение или ослабление биологических факторов риска, а именно проведение мероприятий по оптимизации здоровья женщины и ребенка, осуществляются в системе оказания медицинской помощи женщинам и детям. Однако большое значение имеют такие факторы, как социальный статус родителей, условия проживания, вредные привычки, взаимоотношения между родителями, между родителя-
ми и детьми. Устранение или нивелирование вышеперечисленных факторов наравне с ликвидированием биологических факторов имеет большое значение, и с возрастом ребенка значимость устранения этих факторов возрастает. Только при общей направленности принимаемых мер по профилактике развития перинатальной патологии с устранением или ослаблением биологических, социальных и психологических факторов риска возможно достижение эффективности проводимых мероприятий в системе профилактики перинатальной патологии. В связи с этим необходимо создавать структуры в системе профилактики перинатальной патологии, направленные на психолого-педагогическую и социальную реабилитацию семьи.
Исследование уровня развития 871 ребенка первого года жизни, находящегося на лечении в отделениях Перинатального центра, показало что, из числа обследованных детей с нарушениями нервно-психического развития 416 (48%) человек имеют нормальное развитие. Отстают в развитии 455 (52%) человек, из них 396 (46%) имеют отставание в развитии на 1—2 эпикриз-ных срока, 7% детей отстают в своем развитии на 3 и более эпикризных срока.
Полученные в ходе исследования результаты были обоснованием внедрения в Перинатальном центре организационной технологии с созданием Центра медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации с целью совершенствования и оптимизации системы оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи женщинам, роженицам и родильницам, новорожденным, детям с перинатальными поражениями нервной системы и их семьям для снижения перинатальной заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности с детства, содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Основополагающим в создании данного центра является принцип междисциплинарного подхода, который требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих методологией. В настоящее время в Перинатальном центре организована уникальная многоэтапная медицинская помощь женщинам и детям группы риска с участием различных специалистов: акушеров-гинекологов, генетиков, неонатологов,
неврологов, педиатров, психологов, логопедов-де-фектологов, социальных работников и юристов.
Организационная модель Центра медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации женщин и детей включает кабинеты: психологической помощи женщинам, социально-правовой помощи женщинам и детям, поддержки беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологической и логопедической помощи детям с поражением центральной нервной системы, восстановительного лечения для женщин и детей (физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, иглорефлексотерапия).
Задачи Центра реабилитации — оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической и социально-правовой помощи женщинам, планирующим беременность, беременным женщинам группы высокого и среднего риска, роженицам, родильницам, новорожденным, детям с перинатальной патологией и их семьям на основе использования современных профилактических и лечебно-диагностических технологий перинатальной психологии; психологическая подготовка беременных женщин к родам, подготовка семьи к рождению ребенка; консультирование и оказание услуг по охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов и подготовке к беременности и родам; оказание медико-социальной, правовой и психологической помощи беременным женщинам, находящимся в кризисном и/или опасном для физического и душевного здоровья состоянии, а также являющимся жертвами семейного или другого насилия и/или не адаптированных в социальном аспекте; проведение консультаций по вопросам социальной защиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности; социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью.
«Школа родительства», создана в структуре Центра реабилитации с целью проведения профилактической и информационно-просветительской работы по вопросам формирования сознательного родительства, формирования материнского поведения, обучения родителей правилам ухода, основным навыкам обращения с ребенком
и приемам воспитания младенца, охраны психофизического и репродуктивного здоровья, формирования здорового образа жизни, решения психологических проблем внутрисемейного общения. Более 94% диспансерных беременных, наблюдающихся в отделении охраны репродуктивного здоровья, посетили проводимые занятия «Школы родительства» по актуальным вопросам протекания беременности и послеродовому периоду.
В ходе проведенного исследования доказана эффективность внедрения новых организационных технологий профилактики социально-биологических факторов развития перинатальной патологии. У 79% беременных в начале обучения выявлен высокий уровень тревожности, а у 21% — средний. По окончании занятий высокий уровень тревожности не обнаружен, средний уровень наблюдался у 65%, а низкий — у 35% женщин, что доказывает эффективность проводимой работы.
Показателем эффективности внедрения технологии комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с перинатальными поражениями является динамика их развития. Проведя сравнительный анализ данных первичного обследования и результатов формирующего эксперимента, можно сделать вывод, что у большинства детей наблюдалась положительная динамика. В 36% случаев произошло значительное улучшение, нервно-психическое развитие стало соответствовать возрастным нормам, в 16% — улучшение (уменьшение отставания в нервно-психическом развитии).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Созданная новая организационно-функциональная модель — Центр медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации беременных женщин, рожениц и родильниц, новорожденных, детей с перинатальными поражениями нервной системы и их семьей позволила своевременно выявлять социально-биологические факторы риска,ослаблять их действие за счет увеличения положительно влияющих факторов, осуществлять медико-социальную и психолого-педагогическую реабилитацию, значительно уменьшать риск перинатальной патологии, что способствовало снижению
перинатальной заболеваемости и смертности, профилактике инвалидности с детства, оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Создание в Хабаровском крае системы комплексной помощи женщинам и детям группы риска является целесообразным для повышения эффективности, качества и обеспечения доступности медицинской помощи женщинам группы риска и детям с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная технология профилактики медико-биологических факторов развития перинатальной патологии может быть рекомендована к внедрению в работу учреждений системы родовспоможения и детства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. № 3. С. 9—14.
2. Стародубов В.И., Цыбульская И.С., Суханова Л.П. Охрана здоровья матери и ребенка как приоритетная проблема современной России // Современные медицинские технологии. 2009. № 2. С. 11 —16.
3. Трофимов В.В. Структура качества медицинских услуг: методологические, методические и медико-организационные аспекты экспертизы. Архангельск: Издательский центр СГМУ. 2007. 260 с.
4. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы // Российский педиатрический журнал. 2001. № 1. С. 9—13.
5. Ступак В.С., Филькина О.М., Чичерин Л.П. Организация динамического наблюдения детей с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями в условиях территориального перинатального центра. Иваново: «Издательство МИК», 2009. 216 с.
6. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: перинатальная психология, медико-социальные проблемы. СПб, 2001.
7. Подворная Е.В., Карасева Т.В., Фетискин Н.П., Ступак В.С. Психолого-акмеологические условия развития детей первого года жизни с психомоторными нарушениями. Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2011. 220 с.
8. Костин И.Н. Резервы снижения репродуктивных потерь в Российской Федерации: автореферат дис. ... докт. мед. наук. М., 2012. 48 с.
9. Новик А.А., Ионова Т.Н. Исследование качества жизни в медицине // Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 304 с.