благополучия, организацию досуга, самообразование; 3) узконаправленное приложение сил и энергии на семью, детей и внуков, однако удовлетворенность от жизни обычно ниже; 4) смысл жизни - забота о собственном здоровье, стимулирующая жизненную активность и дающая моральное удовлетворение. Ученый, кроме этих положительных, выделяет еще и отрицательные типы старости, связанные с одиночеством, разочарованием в жизни, потерей смысла жизни.
Д.Б. Бромлей [6] выделяет пять стратегий старения:
1) конструктивная стратегия, такие люди хорошо интегрированы в социум, находят свои прелести в пенсионном возрасте и пользуются всеми благами жизни;
2) зависимая стратегия имеет тенденции к зависимости от других людей, пенсионеры ждут эмоциональной, психологической, а порой и материальной поддержки от своих близких;
3) оборонительная стратегия - пессимистическое отношение к старости, зависть по отношению к молодым, стремятся держаться своей работы, быть независимыми во всем;
4) враждебная стратегия - подозрительность, замкнутость, порой агрессивность к окружающим и ко всему обществу;
5) самоненавидящая стратегия, в этом случае агрессия субъекта направлена на самого себя, люди пенсионного возраста критикуют собственную жизнь, становятся пассивными и часто впадают в депрессию.
Для нас важным основанием в построении типологии людей пенсионного возраста явился образовательный аспект и связанные с ним изменения личностных качеств, отношений к функциональным и профессиональным знаниям, мотивацион-ных установок на их приобретение и т. д. Нами разработан социально-образовательный портрет людей пенсионного возраста определяется социально-значимой деятельностью пенсионера в новой жизненной ситуации, существенными являются проявления следующих типологических признаков - ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный и содержательно-образовательный, интегрирующих их личностно-социальное развитие, профессиональные знания, витагенный опыт [7, с. 14]. Социально значимая деятельность пенсионера является проявлением возрастных изменений и возможностей кризиса, изменения
Библиографический список
ценностно-смысловой сферы, необходимости социальной адаптации, обуславливающая требования к дополнительному образованию как фактору социально-личностного самоопределения людей пенсионного возраста.
В социально-образовательном портрете пенсионера мы выделили инвариантное ядро: возрастной кризис, обусловленный состоянием здоровья, снижением жизненного тонуса, понижением конкурентоспособности и востребованности; изменения ценностно-смысловой сферы, вызванные переосмыслением ценностей, изменением отношения к себе и к окружающему миру, поиском новых смыслов жизни, путей реализации собственной активности; необходимость социальной адаптации, выражающаяся чувством растерянности, потерей самоуважения, чувством беспомощности и вины, снижением социальной активности. Вариативная часть объединяет социально-статусный, ценностно-смысловой, потребностно-мотивационный и содержательно-образовательный компоненты, интегрирующие их личност-но-социальное развитие, профессиональные знания, витагенный опыт, - всё это обуславливает требования к процессу дополнительного образования, который должен строиться с учетом социально-педагогических и психолого-возрастных особенностей.
Одной из важных стратегий развития современного общества является образование на протяжении всей жизни. В связи с тем, что количество пенсионеров в России с каждым годом увеличивается на один миллион, обучение людей пенсионного возраста становится крайне актуальной проблемой.
Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость выработки и реализации новых подходов как в социально-педагогической работе с людьми старшего возраста, позволяющих реализовать их богатый внутренний потенциал, стремление преодолеть барьеры одиночества, дефицита душевного тепла и общения, так и в дополнительном образовании людей пенсионного возраста. При обучении этой категории людей важно учитывать их возрастные особенности в построении образовательного процесса. Для успеха в решении этой проблемы необходимо как желание в самореализации людей пенсионного возраста, так и создание условий со стороны всех заинтересованных социальных партнеров.
1. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития. Образование и наука. 2008; 3 (51): 3 - 11.
2. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.
4. Толстых А.В. На старости лет. Психология старости. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2004: 4 - 34.
5. Анцыферова Л.И. Психология старости; особенности развития личности в период поздней взрослости. Психологический журнал. 2001; 3: 32 - 42.
6. Bromley D. Human Aging. An Introduction to Gerontology. Harmonwordth: Penquin,1988.
7. Степанова М.В. Дополнительное образование людей пенсионного возраста как фактор их социально-личностного самоопределения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2017.
References
1. Fel'dshtejn D.I. Chelovek v sovremennom mire - tendencii i potencial'nye vozmozhnosti razvitiya. Obrazovanie inauka. 2008; 3 (51): 3 - 11.
2. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologii obucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2007.
3. Platonov K.K. Struktura irazvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.
4. Tolstyh A.V. Na starostilet. Psihologiya starosti. Samara: Izd. dom BAHRAH-M, 2004: 4 - 34.
5. Ancyferova L.I. Psihologiya starosti; osobennosti razvitiya lichnosti v period pozdnej vzroslosti. Psihologicheskijzhurnal. 2001; 3: 32 - 42.
6. Bromley D. Human Aging. An Introduction to Gerontology. Harmonwordth: Penquin,1988.
7. Stepanova M.V. Dopolnitel'noe obrazovanie lyudejpensionnogo vozrasta kak faktorih social'no-lichnostnogo samoopredeleniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378
Petronuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute for Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF SOCIALIZATION IN PROFESSIONAL STATEMENT OF THE YOUTH. The study reveals the psychological and pedagogical basics of the process of socialization of the youth in the period of their professional self-determination. The author considers general or similar characteristics of human socialization in the modern world, its definite features in the youth society. The researcher justifies the necessity of using the technology of pedagogical support for students accompanying their professional development and using socialization as a necessary means of maintaining social equilibrium and regulating social roles in the process of development of a human.
Key words: socialization, youth, professional self-determination, value relationships, pedagogical support.
И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц., Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЮНОШЕСТВА
В статье раскрываются психолого-педагогическая сущность процесса социализации юношества в период профессионального самоопределения. Автор рассматривает общие или сходные характеристики социализации человека в современном мире, её явные особенности в молодёжном обществе. Приводит обоснование необходимости использования технологии педагогической поддержки учащихся при сопровождении их профессионального становления и использования социализации как необходимого средства поддержания социального равновесия и регулирования социальных ролей в процессе становления и развития человека.
Ключевые слова: социализация, юношество, профессиональное самоопределение, ценностные отношения, педагогическая поддержка.
Динамика экономических и политических преобразований в стране отражается на процессе социализации студентов профессиональных колледжей, их социально-профессиональном становлении. При всей многогранности проблемы оптимизации процесса социализации личности центром осмысления реальностей и перспективных направлений развития нашего общества становится образование. В современных условиях все более актуализируется роль культурно-гуманистической функции образования, которая заключается не только в обеспечении воспроизводства культуры, но и в становлении индивида как человека культуры, определяющей его успешное развитие, качество личностного, гражданского и экономического существования, выбора достойного человека образа жизни.
Основная задача современного образования уже не сводится только к передаче культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний и формированию у учащихся научной картины мира. Сегодня образование - субъект преобразования социума и порождения новых форм социальной жизни. В новых социально-экономических условиях учебные заведения системы среднего профессионального образования всемерно учитывают требования быстро меняющейся социокультурной ситуации. Направления и содержание подготовки современного конкурентоспособного специалиста обусловлены степенью соответствия профессиональной образовательной системы актуальным и перспективным потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Растущие информационные потоки, интеллектуализация труда, высокотехнологичные производства требуют людей, обладающих не узкой специализацией, а специалистов с фундаментальным уровнем образованности, широким культурным кругозором. В этой связи важно определение качеств личности, определяющие её профессиональную и социальную компетентность. Анализ существующей практики профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования показывает, что по-прежнему основной акцент делается на формировании у студентов знаний, умений и навыков. Значительно меньшее внимание уделяется вопросам социализации студентов, формированию ими своего индивидуального образа жизни, развитие ключевых компетенций (способность к системному мышлению, умение разрешать проблемы, креативность, готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству, устойчивое стремление к постоянному самосовершенствованию и т. д.).
Проблема социализации учащейся молодёжи является одним из приоритетных направлений современных социологических, философских, социально-психологических, социально-педагогических исследований. Исследования показывают, что социализация происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми социальными условиями [1]. В рамках настоящего исследования нам представляется целесообразным рассматривать педагогический процесс с образовательных позиций, поскольку в любом образовательном учреждении решаются, прежде всего, образовательные задачи.
Несмотря на то, что образовательный процесс как фактор социализации личности подробно описан и проанализирован в современной педагогической теории, существует ряд противоречий, осложняющих реализацию его социализирующего потенциала в образовательных учреждениях. С позиций проводимого нами анализа наиболее значимыми являются противоречия между осознанием роли образовательного процесса колледжа как фактора социализации и невыявленностью его социально-педагогических возможностей и характеристик, обеспечивающих успешную социализацию студентов.
Социализация - двусторонний процесс усвоения социального опыта и активного воспроизведения системы социальных связей, обогащения опытом и самореализации. В процессе социального становления личности происходит становление его ценностных отношений. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязания человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
Особенности социализации на различных этапах жизни человека коррелируют с возрастной периодизацией. Процесс социализации можно условно разделить на несколько этапов. Стадия адаптации соответствует подростковому возрасту. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. С появлением желания выделить себя среди других наступает стадия идентификации. Затем следует стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. На трудовой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. На после трудовой стадии происходит передача социального опыта новым поколениям [2].
Выделяют пять основных факторов социализации: биологическая наследственность, физическое окружение, социальное окружение, групповой опыт, индивидуальный опыт.
Выбор модели социализации определяется ценностями общества. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно в этот период закладывается фундамент личности. От этого во многом зависит реализация человеком своих задатков, способностей, возможностей. Каждое общество вырабатывает набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С их помощью поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации относятся экзистенциальный нажим (овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами), подражание (следование какому-либо примеру, образцу), идентификация (процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом).
В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями; относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.); относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека; более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
Студенчество - отдельная социокультурная группа, особенности которой обусловлены соответствующим общественным положением личности: новый социальный статус, многообразие социальных ролей и связанных с ними определенных прав и обязанностей, обеспечивающих приобретение профессионально значимых характеристик личности. Период студенчества - это особая стадия социализации, осуществляемая в процессе профессиональной подготовки, характеризующаяся расширением диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия, накоплением социального опыта, профессиональных навыков и умений.
Воспитание в период обучения в колледже - существенный этап социализации личности. Можно выделить следующие особенности социализации студенческой молодёжи: процесс социализации личности студентов включает процессы адаптации и профессионализации. Существует возможность расширения жизненного пространства личности (круга общения, разносторонность социальных связей и отношений, накопление диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия) и спектра социальных ролей. Колледж и молодёжные организации создают условия для полноценного вхождения индивида в многогранную жизнедеятельность социума.
Особые условия и возможности для социализации личности студентов колледжа заложены в микросреде, окружающей человека вне официальных, государственно учрежденных, институтов воспитания - социокультурная среда по месту учебы. Социокультурная среда по месту учебы характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной-многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, со сверстниками. Пространство в социокультурной среде по месту учебы включает студентов в определенные социальные отношения, в том числе студенческую общность; способствует реализации на различных этапах подготовки потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал, в профессиональном становлении. Необходимо учесть, что это пространство постоянно открыто для негативных влияний, ему свойственны стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций. Преодоление этих влияний возможно в условиях молодёжной общественной организации.
Воспитательная деятельность молодёжных организаций создает среду формирования и проявления активности личности студентов, гармонизируя их взаимоотношения, путем накопления опыта выполнения разнообразных социальных ролей и навыков позитивного общественного поведения.
Молодёжные организации представляют собой коллективы студентов, объединяющих их в соответствии с индивидуальными потребностями, склонностями, интересами и способностями. Молодёжные организации являются самодеятельными, самоуправляющимися объединениями студентов [4]. Мы согласны с исследователями, которые определяют молодёжные организации как коммунарские с общими интересами, совместной деятельностью [3].
Феномен воспитательной деятельности молодёжных организаций проявляется в особо благоприятных возможностях максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей и способностей студентов; активном, позитивно-деятельном практическом участии студентов в работе органов самоуправления в молодёжном коллективе; предметно-практическом и преобразующем характере деятельности в той или иной молодёжной организации; самостоятельной постановке цели и четко осознанном представлении о результатах этой деятельности; отсутствии прямого принуждения со стороны преподавателей и руководителей, официальных воспитательных структур; преобладании межличностного общения.
Комплексы воспитательной деятельности молодёжных организаций имеют важный признак - наличие культурно-досуговой, общественно полезной направленности деятельности. Социализация личности студентов в системе воспитательной деятельности молодёжной организации является важнейшим способом эффективного профессионального самоопределения, саморазвития человека, определяющим его созидательную сущность.
Система воспитательной деятельности студенческих организаций обеспечивает активную субъектную позицию самой личности студента, юношеских объединений, групп, коллективов в молодёжных организациях; педагогическую направленность инфраструктуры молодёжных организаций не только на студентов, но и на их ближайшее окружение (прежде всего в группе), на их отношения, формирует разновозрастные семейно-сосед-ские профессиональные общности; адекватность содержания, форм и методов воспитательного воздействия возрастным и индивидуальным особенностям студентов, специфике социальной ситуации развития личности в этой среде и своеобразию её социально-психологической позиции; реализацию социально-педагогической помощи неадаптированным студентам; благоприятные условия для демократического управления социализацией.
Основное назначение среднего специального учебного заведения - подготовка специалистов. Социализация - необходимое средство поддержания социального равновесия и регулирования социальных ролей, которое используется в процессе становления и развития человека [5]. Учёными определены основные агенты социализации. Ими являются семья, система образования и воспитания, объекты культуры, круг личного и коллективного общения, средства массовой информации, общественные формирования, трудовые коллективы, деловая среда, государственные учреждения, местные сообщества и их органы самоуправления, другие институты гражданского общества. Колледж как важный агент профессиональной социализации заинтересован в том, чтобы среди абитуриентов было как можно больше осознанно избравших профиль профессиональной подготовки, способных после окончания учебного заведения продемонстрировать достаточный уровень профессиональных и социальных компетенций, обеспечивающий конкурентоспособность на рынке труда. На процесс социализации влияет среда, новые ценности социального бытия, информационные потоки. Учебное заведение способно регулировать процесс социализации студентов путем налаженной системы работы, если воспитание как целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым составляющим единого образовательного процесса. Оно должно основываться на понимании единства личностной и культурологической основ. Содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика осуществляться посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях: нравственной, гражданской, профессиональной, семейной [6]. Успешность обучения студентов в колледже во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники
колледжа должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. Традиционно социализация студентов имеет направления в соответствии с учебной и внеучебной деятельностью.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет дать определение понятию «социализация». Это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических уста-
Библиографический список
новок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Теоретическое понимание проблемы социализации студентов в современных условиях, описание её содержания, направлений, педагогических условий разрешают систематизировать работу педагогического коллектива по социализации студентов колледжа, использовать технологию педагогической поддержки.
1. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. Москва: МОДЭК, 2012.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва: МПСИ, 2010.
3. Волков Ю.Г. и др. Социология молодёжи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
4. Добрынина В.И. и др. Молодёжь России: три жизненные ситуации. Москва: ИНИОН РАН, 2013.
5. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2014.
6. Кривых С.В. Социальная компетенция как личностное свойство и характеристика социальной адаптированности человека. АКАДЕМИЯ профессионального образования. 2017; 5: 3 - 10.
References
1. Andreeva G.M. Social'noe poznanie: problemy iperspektivy. Moskva: MOD'EK, 2012.
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: MPSI, 2010.
3. Volkov Yu.G. i dr. Sociologiya molodezhi. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.
4. Dobrynina V.I. i dr. Molodezh'Rossii: trizhiznennye situacii. Moskva: INION RAN, 2013.
5. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2014.
6. Krivyh S.V. Social'naya kompetenciya kak lichnostnoe svojstvo i harakteristika social'noj adaptirovannosti cheloveka. AKADEMIYa professional'nogo obrazovaniya. 2017; 5: 3 - 10.
Статья поступила в редакцию 27.03.18
УДК 378
Rakitskiy A.V., adjunct, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF USE CULTURAL ENTERTAINING TECHNOLOGIES IN TEACHING PATRIOTISM TO STUDENTS OF UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS. In the article the author refers to the works of scientists to reveal a concept of "culture centric technologies". Culture centric technologies have a great effect in patriotic education in general, and the education of cadets of higher educational institutions of the national guards, in particular. On the basis of the analysis of pedagogical research the author gives a concept and reveals pedagogical possibilities of culture centric technologies in the process of patriotic education: introduction to the global and national cultural values-cultural self-identification; education of spiritual beginnings and moral qualities of the person, formation of the world outlook, national consciousness, love and fidelity to the motherland; focus on cultural ideals and norms of behavior, cultural socialization of the person initiating self-actualization, self-realization and self-development; formation of social activity, civil position, responsibility for the fate of relatives and homeland, readiness to protect it. All these aspects affect patriotic consciousness of a person.
Key words: patriotic education, culture centric technologies, cadets of military higher education institutions of national guard troops.
А.В. Ракитский, адъюнкт ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии
России», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]г
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОЦЕНТРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
В статье автор обращается к трудам ученых, чтобы раскрыть понятие «культуроцентрированные технологии». Культуро-центрированные технологии обладают большим эффектом в патриотическом воспитании вообще, и воспитании курсантов вузов войск национальной гвардии, в частности. На основании анализа массива педагогической литературы автором дается понятие и выявляет педагогические возможности культуроцентрированных технологий в процессе воспитания патриотизма: приобщение к общемировым и национальным культурным ценностям - культурная самоидетификация; воспитание духовных начал и нравственных качеств личности, становление миропонимания, национального самосознания, любви и верности Отчизне; нацеленность на культурные идеалы и нормы поведения, культурную социализацию личности, инициирующие самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие; формирование социальной активности, гражданской позиции, ответственности за судьбы близких и Родины, готовности её защищать, все то, что составляет патриотического сознание личности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, культуроцентрированные технологии, курсанты военных вузов войск национальной гвардии.
Сегодня под термином «технология» понимают широкий феномен, в том числе социальный, распространяя его в такие сферы как общество (социальные технологии), образование (педагогические технологии), кибернетика (информационные технологии), телевидение (телекоммуникационные технологии), природа (экологические технологии), политика (политические технологии), религия (религиозные технологии), культура (куль-туроцентрированные технологии).
Вопросам применения педагогических технологий в практике уделяется в последнее время огромное внимание. В педаго-
гической литературе приводятся различные подходы к пониманию педагогических технологий, о чем в своей работе отмечает Н.Н. Суртаева: «О гуманитарных технологиях, в том числе и педагогических, в последнее время сказано немало. К сожалению, на практике образования возможности их применения остаются далеко не реализованными» [1, с. 6].
Говоря о патриотическом воспитании, необходимо говорить о воспитательных технологиях. Известный педагог Н.Е. Щуркова воспитательной технологией называет «...компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обосно-