5. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам. Москва, 1960.
6. Миролюбов, А.А. Смешанный метод. Иностранные языки в школе. 2003; 3: 32 - 34.
7. Смирнова Н.И. Обучение иноязычному мышлению через овладение системой понятий, выражаемых иноязычными словами. Психология в обучении иностранному языку: сборник статей. Москва: Просвещение, 1967: 69 - 73.
8. Витлин Ж.Л. Современные методы преподавания иностранных языков. Санкт-Петербург, 1997; Ч. I, II. .
9. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в ХХ веке. Иностранные языки в школе. 2001; 2: 23 - 29.
References
1. Gumbol'd V. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. Per. s nem. yaz. pod red. i s predisl. G.V. Ramishvili. Moskva: Progress, 1984.
2. Mirolyubov A.A. Grammatiko-perevodnoj metod. Inostrannye yazyki v shkole. 2002; 4: 27 - 31.
3. Mirolyubov A.A. Natural'nyj metod. Inostrannye yazyki v shkole. 2002; 5: 26 - 28.
4. Mirolyubov A.A. Pryamoj metod. Inostrannye yazyki v shkole. 2002; 6: 15 - 17.
5. Pal'mer G. Ustnyj metod obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 1960.
6. Mirolyubov, A.A. Smeshannyj metod. Inostrannye yazyki v shkole. 2003; 3: 32 - 34.
7. Smirnova N.I. Obuchenie inoyazychnomu myshleniyu cherez ovladenie sistemoj ponyatij, vyrazhaemyh inoyazychnymi slovami. Psihologiya vobucheniiinostrannomuyazyku: sbornik statej. Moskva: Prosveschenie, 1967: 69 - 73.
8. Vitlin Zh.L. Sovremennye metody prepodavaniya inostrannyh yazykov. Sankt-Peterburg, 1997; Ch. I, II. .
9. Vitlin Zh.L. 'Evolyuciya metodov obucheniya inostrannym yazykam vHH veke. Inostrannye yazyki vshkole. 2001; 2: 23 - 29.
Статья поступила в редакцию 14.09.17
УДК 378
Kichenko O.E., postgraduate, Moscow State Academy of Choreography (Russia, Moscow), E-mail: oxanakichenko@hotmail.it
Olenev S.M., scientific adviser, Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Moscow State Academy of Choreography
(Russia, Moscow), E-mail: oxanakichenko@hotmail.it
THE ROLE OF COOPERATION BETWEEN RUSSIAN AND ITALIAN SCHOOLS OF CHOREOGRAPHY IN THE REVIVAL OF TRADITIONS OF CLASSICAL DANCE TEACHING IN ITALY. Development of cooperation in the sphere of choreographic arts between Russian and Italian classical schools represents a historical phenomenon actual nowadays for the development and improvement of ballet culture in the 2151 century. The article examines the problem of gradual loss of traditions of classical dance teaching in Italy and possible means of reviving them at the current stage of developing intercultural communication. Recent theoretical and case studies showed that there are no legislation and standards in Italy regulating the establishment of ballet schools and their authorities, and also grounded the reasons for long overdue issues concerning the improvement of professional education system and training methods for prospective ballet artists and qualified choreography teachers. The situation in the country's cultural sector also leads to professional manpower drain in the sphere of choreography. Summing up the practical experience, the author emphasizes cooperation and educational interaction between Russia and Italy for the purpose of improving educational processes in the system of choreographic arts, as one of the perspectives for revival and enrichment of artistic educational traditions of classical dance.
Key words: educational cooperation, Italy, school of choreography, classical dance, tradition.
О.Е. Киченко, соискатель MocKoecKoü государственной академии хореографии, г. Москва,
E-mail: oxanakichenko@hotmail.it
С.М. Оленев, д-р филос. наук, проф. Moсковской государственной академии хореографии, г. Москва,
E-mail: oxanakichenko@hotmail.it
РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКИХ И ИТАЛЬЯНСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛ В ВОЗРОЖДНИИ ТРАДИЦИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ИТАЛИИ
Развитие сотрудничества в области хореографического искусства между итальянской и русской классическими школами представляет собой исторически сложившийся феномен, актуальный на сегодняшний день для роста и совершенствования балетной культуры XXI века.
Статья рассматривает проблему постепенной утери традиций преподавания классического танца в Италии и возможные пути их возрождения на современном этапе развития межкультурных связей.
Проведённые теоретические и практические исследования, продемонстрировали отсутствие каких-либо итальянских законодательств и нормативов, регулирующих создание частных балетных школ и их компетенции, а также обосновали причины давно назревших вопросов, касающихся совершенствования профессиональной системы обучения и методов подготовки будущих артистов балета и квалифицированных преподавателей-хореографов. Ситуация, сложившаяся в культурной сфере страны, также приводит к утечке профессиональных кадров в области хореографии.
Обобщая практический опыт, автор акцентирует внимание на сотрудничестве и педагогическом взаимодействии России и Италии с целью совершенствования образовательных процессов в системе хореографического искусства, как одной из перспектив для возобновления и обогащения художественно-воспитательных традиций классического танца.
Ключевые слова: педагогическое сотрудничество, Италия, хореографическая школа, классический танец, традиция.
Возникновение всё более совершенных технологий, обеспечивающих новые возможности для «встречи» различных культур, расширяющих спектр культурно-исторического обмена, и усиление интенсивности процесса взаимодействия традиционных искусств повлекло на необходимость обратить внимание на константное развитие межкультурного контакта между Италией и Россией в области хореографического образования.
Глубокий анализ культурно-исторического процесса становления взаимоотношений искусства и образования в учебных заведениях Италии, особенности их формирования в течение исторических событий и изменение культурного пространства в
связи с расширением политических, экономических и социальных связей показали, что именно рубеж между XVIII и XIX веками явился началом культурной диффузии как механизма движения вперед, в результате которого начал происходить обмен элементами социального и художественного опыта различных этнических культур.
Обращаясь к конкретным материалам, связанным с развитием и передачей традиций преподавания классического танца в театральном искусстве на этом историческом этапе, мы можем еще раз убедиться, что именно сотрудничество и культурные взаимодействия между итальянскими, французскими балетмей-
стерами и педагогами, такими как Ш. Дидло, Ф. Тальони, Ж. Пер-ро, А. Сен-Леона, М. Петипа, Энрико Чекетти и Карло Блазиса внесли новую стилистику и эстетику в хореографическое образование и трансформировали балетный репертуар. Настал период перехода от синкретической образовательной модели к конкретной специализированной, несущей определенную профессиональную подготовку: разработку и совершенствование виртуозной техники классического балета, героизацию мужского и женского танца.
Исторической реалией стало межкультурное взаимодействие итальянской и французской исполнительских школ и культурной политики Дирекции императорских театров и Министерства императорского двора России. Оно во многом способствовало историческому развитию теоретико-практического сотрудничества в хореографическом образовании этих государств вплоть до сегодняшнего дня и сформировало высокохудожественную по форме и профессионально-техническую по структуре методику подготовки и развития мастерства артистов балета.
Изучение художественно-педагогической специфики классического балета Италии, расширение совместной деятельности зарубежных и российских хореографических школ являются наиболее значимыми факторами в развитии национальных культурных учебных заведений, ориентированных на формирование современной личности, способной оценить общественное богатство культурного исторического процесса и осознать интенсивное развитие современной культуры в полном её объеме.
Непрерывный рост интернационально-культурного обмена, новаторские изменения образовательных методов и систем обучения, педагогические инновации в современном обществе определяют главную задачу исследования: понять истоки и особенности искусства танца в разные исторические эпохи, его самоопределение как вида культуры и дать представление о взаимодействии и взаимовлиянии хореографических школ Италии и России. Необходимо осмыслить и выделить те основы, которые представляются главными для понимания специфики хореографии, единой синтезированной методики ее преподавания и воспитательно-педагогического процесса, где ведущую роль играет развитие профессиональных навыков будущих артистов балета, дающих основу для дальнейшего повышения мастерства.
Взаимодействие хореографических школ этих двух стран, передача педагогического опыта и его расширение являются неотъемлемыми условиями для сохранения наследия преподавания классического танца и дальнейшего развития международного культурного обмена.
Эволюция социальных тенденций, где педагогике и педагогическим традициям отводится одна из важных ролей, влекут необходимость понимания, в каких направлениях развивается педагогически-воспитательный процесс в области хореографии.
Анализ соотношения методов преподавания в итальянских и русских балетных школах, материалов по зарубежной и русской хореографии дал возможность избежать различного толкования истории танцевального искусства и раскрыть, что в хореографических учебных заведениях Италии наблюдается постепенная утеря исконно исторических традиций в системе преподавания классического танца [1; 2; 3].
Таким образом, был начат поиск и разработка методов по их сохранению и развитию, которые должны повысить художественно-воспитательный и образовательный процессы в балетных школах Италии и профессионально-педагогическую подготовку преподавательского состава, как практическую, так и теоретическую.
Для квалифицированного преподавателя хореографии стремление к повышению своего профессионального опыта, знание и понимание всей важности истории балета как мирового культурного наследия и как одной из дисциплин хореографического искусства, умение включать в систему нового содержания исторически устоявшиеся идеи и методические программы является необходимостью в его педагогическо-воспитательной деятельности. Высоко квалифицированный преподаватель должен быть в центре культурно-информационных процессов и прежде всего и стремиться к межкультурной коммуникации.
В ходе исследования актуального положения хореографического искусства в Италии была прослежена и изучена эволюция итальянских законодательств, связанных с регулированием преподавания хореографии и организацией балетных школ: с первого Закона № 165 от 20 февраля 1940 года, учредившего при Королевской Академии драматического искусства в Риме хореографическое училище - единственное, дающее право
выпускникам получить диплом артиста балета и в дальнейшем продолжить 3-х годичные курсы повышения профессионального мастерства и работать преподавателями хореографии или балетмейстерами, до актуальной на сегодняшний день статьи 33 Конституции Италии, утверждающей, что:
«Искусство и науки свободны, преподавание их свободно.
Республика устанавливает общие правила, касающиеся просвещения, и учреждает государственные школы всех родов и ступеней.
Частные организации и частные лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержащиеся не за счет государства.
При определении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а их учащимся школьный режим, эквивалентный режиму государственных школ.
Учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право на автономную организацию в пределах, установленных законами государства» [4, с. 1].
Согласно этому закону, искусство есть свободная деятельность человека, воплощение его духовных идей, то есть организационно-педагогический вопрос в этой сфере трактуется как деятельность любого физического лица. Конституция Италии не допускает, чтобы искусство зависело от политического режима и от идеологических течений, диктующих пути его развития. И значит, если рассматривать педагогику хореографии как составную часть культуры, то на практике частные учебные заведения в Италии, а в нашем случае балетные школы, свободны от каких-либо «директив» или «постановлений».
Как мы видим, основа представленных конституционных гарантий различна в двух направлениях: в первом преобладает личный интерес, во втором - интерес всего общества. Из принципа первого направления вытекает, что преподавание в стране носит исключительно индивидуальный характер, не является свойством юридического лица и не может входить в его компетенцию или полномочия какого-либо учебного учреждения, в котором работает преподаватель. Однако вторая часть статьи 33 Конституции относится исключительно к образовательным заведениям, то есть к такой форме обучения, в которой педагогические и воспитательные процессы определенным образом структурированы и преследуют определенные цели. Эта часть в какой-то степени ограничивает свободу преподавателя выражать и проводить свои личные представления по конкретным вопросам и ставит его в определенные рамки преподавания, исходя из системы строго заданной структуры учебных заведений.
Таким образом исходный материал говорит, что принцип свободы преподавания надо рассматривать с двух сторон: с точки зрения свободы каждого преподавателя и с точки зрения свободы частной школы как независимого образовательного учреждения. Понимание этих двух аспектов, которые итальянская конституция провозглашает в качестве гарантий в культурной сфере, необходимо для раскрытия более яркой картины актуального положения преподавания хореографии и организации хореографических школ в Италии.
Последний Закон № 133 министра образования Мариагра-ции Джельмини, вышедший в 2008 году, касался музыкально-хореографического образования. Он, в свою очередь, внес еще более серьезные недоразумения в культурно-образовательную сферу и, в частности, в систему хореографического образования. Закон отложил открытие музыкально-хореографических лицеев как новых средних образовательных учреждений до 2010 года. Хотя в них, кроме общеобразовательных предметов, предусматривалось преподавание таких наук, как история танца, история музыки, танцевальная техника, музыкальная теория и практические хореографические и музыкальные занятия [4].
25 февраля 2010 в газете «Репубблика», в главе об образовании и культуре была опубликована статья, в которой приводятся слова министра образования о том, что в 2010-2011 учебном году в стране будет открыт один хореографический лицей. Вот только в каком именно регионе Италии, так и не было опубликовано [5].
Однако, согласно статистическим данным, в Италии насчитывается 2500 частных балетных школ, т. е. в среднем по 120 школ на каждую область [6]. Эти школы, исходя из статьи 33 Конституции, дающей полную свободу для создания образовательных организаций эквивалентных государственным учебным заведениям, очень разнолики. Большинство балетных непрофессиональных учреждений самостоятельно решает, по какой
хореографической методике они будут учить своих учеников, и разрабатывают собственные программы учебно-воспитательного процесса, зачастую не имея должного профессионально-педагогического образования.
Изучение документов, затрагивающих сферу профессионального хореографического искусства, показало, что и здесь сложились серьезные проблемы, которые связаны с утечкой балетных кадров в зарубежные страны и угрозой потери традиционного классического репертуара в исполнении итальянских артистов балета. Это объясняется тем, что Оперные фонды, финансируемые государством, не стабильны, а внутреннего бюджета балетных компаний не хватает для покрытия необходимых расходов для содержания постоянной труппы и развития собственного репертуара. В состав Министерства культурного наследия и окружающей среды входит Национальная Комиссия танца, но вместо того, чтобы нести ответственность за руководство и внедрение культурных программ и нормативов, внести поправку в правила распределения фондов и перераспределить баллы оценки затрат на постановку балетов для повышения уровня хореографического искусства, она рассчитывает количество элементов в балете намного меньше по сравнению с затраченными силами, и поэтому театры отдают предпочтение увеличению кадров в оперных спектаклях для получения «призового фонда». Отсутствие государственных курсов для преподавателей хореографии, имеющих обязательную программу теоретических и практических занятий, возможности получения диплома, эквивалентного интернациональным хореографическим документам, так же объясняется незаинтересованностью Министерства культуры Италии в сохранении хореографического искусства как одной из немаловажных конструктивных отраслей искусства.
Для дальнейшего углубления вопроса о состоянии балетных школ и преподавания хореографии в регионах Италии и процесса преподавания в них было проведено исследование и оценка учебно-воспитательной организации, применяя систему методов и опросов, которые используются для анализа состояния развития компаний среднего масштаба.
В 2009 году в начале января в городе Турин, Италия, в театре Реджио с этой целью была организованна встреча между (некоммерческой организацией, объединяющей профессионалов высокого уровня: преподавателей, менеджеров, бизнес-консультантов), предприятиями, которые предоставляют бесплатно свои возможности в целях реализации инновационных проектов, исходя из социальных интересов и потребностей и МюгоМасгоА|^опе (некоммерческой организацией для продвижения передового опыта в области искусства). В ходе их совместной деятельности был составлен проект «АФК AltaFormazione - ЕхеЮапсе», направленный на художественно-педагогическое воспитание молодых танцоров и грамотное развитие их мастерства, улучшение работы балетных школ через повышение профессионального уровня преподавателей хореографии и основанный на межкультурной коммуникации, дающей возможность создать стабильную сеть преподавательского состава в северном регионе Италии.
Проект «АФК AltaFormazione - ЕхеЮапсе» был разработан для исследования, направленного на понимание и выявление причин и путей преодоления критической ситуации в системе балетных школ Италии. Он поставил цели, глобализация которых должна главным образом поднять профессиональных уровень частных балетных школ.
Анализ носил специализированный характер, непосредственно относящийся к педагогической отрасли и в частности к хореографической деятельности. Он проводился на основании достаточно глубокого изучения основных балетных методов, балетных традиций и их взаимодействия в различных итальянских балетных школах с целью осознать и оценить важность сотрудничества и обмена педагогическим опытом между Россией и Италией, которые внесут огромный вклад в будущее культурно-воспитательной работы итальянских хореографических заведений и тем самым расширят настоящее хореографического искусства.
18 мая 2016 года в Риме была организована конференция на тему «Преподавание хореографии в Италии и реальное положение балетного искусства в стране».
Встреча была также направлена на определение сильных и слабых сторон итальянского национального балета. Главным образом обсуждалась дилемма, как оптимизировать этот сектор.
Конференция объединила идеи и взгляды представителей хореографического искусства по наболевшим вопросам. В процессе работы был составлен общий проект, подводящий итоги
и предлагающий решения проблем в конкретном направлении и ориентированный подход к поставленным задачам.
Возможность узаконения и внедрения в практику решений заседания должна повлечь результат, способствующий росту хореографического образования и мастерства, творческого процесса и дальнейшему развитию межкультурного интернационального сотрудничества.
На конференции в ходе обсуждений автором была представлена программа, рассматривающая создавшуюся ситуации в хореографическом искусстве Италии и предлагающая разрешение вопроса в момент ожидания постановлений Сената. Она затрагивала одну из частей проекта «ЕхеЮапсе» о профессионализации хореографических заведений. Разработанную систему организаторы называют «промежуточной» на период ожидания новых реформ и конкретных нормативов по организации работы профессиональных и частных балетных школ Италии.
Итак, результаты изучения итальянских законодательств, документов по хореографическому образованию и статистических данных в области культуры, итоги проекта «АФК AltaFormazione -ЕхеЮапсе», дискуссии и выводы конференции, проведенной в Риме 18 мая 2016, подчеркнули константную утерю наследий преподавания классического танца в культуре Италии, необходимость поднятия уровня образования преподавательского состава в частных балетных школах на профессиональную ступень. Культурное сотрудничество итальянских и российских преподавателей с целью возрождения забытых традиций и восстановления наследия классического репертуара в хореографическом искусстве стало очевидным.
В настоящий момент единственное учебное заведение, диплом которого дает право преподавать хореографию в балетных профессиональных школах как внутри страны, так и за рубежом - Национальная академия балета в Риме. Вопрос о паритетности частных балетных школ остался только на бумаге, и механизм их работы так никогда и не был рассмотрен ни в министерских регламентах, ни в актуальных законах. И пока общественные институты не обратятся к этому явлению и к конкретной разработке концепции паритетных школ, в Италии у хореографической сферы не будет культурного будущего, направленного на сохранение своей самобытности и своих исконно-исторических традиций преподавания танцевального искусства.
Незаинтересованность Министерства культуры Италии и Комиссии танца, в частности, к балетному итальянскому искусству, его либерализация приводит к постоянной нехватке рабочих мест в театрах для выпускников академии и балетных школ, для профессиональных артистов балета. Они вынуждены создавать сезонные труппы, выезжающие на гастроли в другие страны Евросоюза, а для повышения своего профессионального мастерства продолжать обучение в России, Великобритании или США частным образом.
Эксперимент в области итальянской культуры, проведенный после встреч двух некоммерческих организаций С и МюгоМасгоА|^опе, дал возможность определить, что в области хореографии главной причиной ограниченной производительности на международном уровне является недостаточность квалифицированных преподавателей хореографии и зачастую непрофессионализм балетных школ, отсутствие четких законодательств в сфере преподавания, основ создания балетных школ и правил содержания частных хореографических заведений.
Совершенно очевидно, что в области хореографии для повышения уровня работы хореографических заведений и подготовки педагогов-хореографов необходимы четкие нормы и законы. Семинары и курсы повышения квалификации должны проводиться преподавателями, имеющими диплом государственного или регионального уровня, демонстрирующий их способности и знания в области педагогики и художественно-воспитательных вопросах и указывающий по какой именно хореографической методике и по каким дисциплинам они имеют специализацию.
Сотрудничество с Московской государственной академии хореографии стало решением поставленных задач и целей, чему во многом способствовали международные курсы повышения квалификации на тему «Метододика преподавания классического танца в младших классах и средних классах» в 2010, 2012 и 2014 годах в городе Турине, Италия, по программе Московской государственной академии хореографии и проведённые педагогами МГАХ Коленченко Л.А, Ивановой С.А, Рыжовой Т., Гальце-вой Т.А и Пяткиной И.В и последовавшие за ним теоретические и практические занятия российских преподавателей с учащимися
и преподавательским составом различных итальянских балетных школ.
Конференция в Риме разработала ряд предложений, в которых была дана характеристика текущему положению хореографического искусства в стране и перечислены его актуальные проблемы, и передала их в Сенат Республики Италия, чтобы тот смог преобразовать эти технические предложения в законодательный акт.
Благодаря проекту «ЕхеЮапсе», было найдено переходное звено для дальнейшего развития балетных школ и роста хореографического образования в период ожидания решения законодательных органов, что, в свою очередь, в настоящее время представляет особую актуальность для поднятия итальянских балетных школ на определенный профессиональный уровень.
Культурные обмены, их взаимодействие и взаимопроникновение отвечают необходимости полной освещенности культурно-исторического процесса и способствуют решению актуальной задачи современности устанавливать и поддерживать устойчи-
Библиографическй список
вые политические, экономические и культурные связи между государствами и общественными организациями.
Феномен формирования русской и итальянской классических школ, их исторически сложившийся межкультурный контакт помог создать на современном этапе развития классического балета и его репертуара уникальное по своей форме культурное и педагогическое сотрудничество между двумя государствами.
Подводя итог, отметим, что в сфере международного культурного сотрудничества на уровне профессиональных балетных школ в последние десятилетия образовалось взаимовыгодное партнерство. В сложившихся доброжелательных условиях взаимоотношений между государствами необходима комплексная поступательная разработка новых принципов их культурного диалога, отвечающих особенностям процесса сотрудничества и взаимовлияния национальных культур и традиций, опирающаяся на новейшие исследования и творческие достижения в области хореографического искусства, которые в конце XX - начале XXI веков приобрели всемирный характер.
1. Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. Ленинград - Москва: Искусство, 1958.
2. Nocilli C., Pontremoli A. La disciplina coreologica in Europa. Problemi e prospettive. Aracne, settembre 2010.
3. Sasportes J. Storia della danza italiana. Torino: EDT srl, 2011.
4. Guadagni P. Liberta di Arte di Scienza di insegnamento. Sull'insegnamento della danza. URL: https://guadagni. wordpress. Com, 2009; 2 aprile.
5. I Licei coreutici. Available at:https://ridanzare.wordpress.com/riconoscere-buona-scuola-danza/
6. Cioffi A. La scuola di danza, un bene collettivo. Available at: http:www.wda-europe.net/tavolo_relazioni/Cioffi-Antonio.htm References
1. Vaganova A.Ya. Stat'i, vospominaniya, materialy. Leningrad - Moskva: Iskusstvo, 1958.
2. Nocilli C., Pontremoli A. La disciplina coreologica in Europa. Problemi e prospettive. Aracne, settembre 2010.
3. Sasportes J. Storia della danza italiana. Torino: EDT srl, 2011.
4. Guadagni P. Liberta di Arte di Scienza di insegnamento. Sull'insegnamento della danza. URL: https://guadagni. wordpress. Com, 2009; 2 aprile.
5. I Licei coreutici. Available at:https://ridanzare.wordpress.com/riconoscere-buona-scuola-danza/
6. Cioffi A. La scuola di danza, un bene collettivo. Available at: http:www.wda-europe.net/tavolo_relazioni/Cioffi-Antonio.htm
Статья поступила в редакцию 24.08.17
УДК 378.14
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal university n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia), E-mail: kozhurova_2013@mail.ru
PROSPECTS OF VITAL PLANS OF GRADUATES OF THE HIGHER EDUCATION OF THE SAKHA (YAKUTIA) REPUBLIC.
The article researches a problem of definition of reference points relevant today and prospects of vital plans of graduates of the higher education in the sphere of employment and preference of future residence. The purpose of article is studying of possible prospects of vital plans of graduates in modern conditions of the higher education of the Sakha (Yakutia) Republic. In an empirical part of the research sociological poll of graduates for the purpose of studying and definition of the choice of preferences of future residence and work of respondents is developed and approved. So, the research defines preferences of ways of life in future, appeals of a city and rural area, employment problems, connected with the choice of the residence and further plans after the graduation. On the basis of the statistical and quantitative data obtained during the research it is possible to present a draft picture of migration processes among specialists, necessary for the republic. The practical importance of the research is the understanding that when the preferences of graduates are studied, it is necessary to observe demographic and migration processes.
Key words: values, vital plans, student's youth, graduates, higher education.
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: kozhurova_2013@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме попытки определения ориентиров и перспектив жизненных планов выпускников высшего образования в сфере трудоустройства и предпочтения будущего местожительства. Целью статьи является изучение возможных перспектив жизненных планов выпускников в современных условиях высшего образования Республики Саха (Якутия). В эмпирической части исследования разработан и апробирован социологический опрос выпускников с целью изучения и определения выбора предпочтений будущего места жительства и работы респондентов. Так, определены предпочтения образа жизни в будущем, привлекательность городской и сельской местности, проблемы трудоустройства в выборе места жительства и дальнейшие планы после окончания учебы. На основе статистических и количественных данных, полученных в ходе исследования можно представить примерную картину миграции и расстановки, необходимых для республики кадров. Практическая значимость исследования заключается в том, что при учете предпочтений выпускников, можно иметь возможность регулирования демографическими и миграционными процессами.
Ключевые слова: ценности, жизненные планы, студенческая молодежь, выпускники, высшее образование.
Введение. В настоящее время российское общество находится в непростой ситуации. Социально-экономический кризис характеризуется падением производства во многих регионах
страны, сокращением числа рабочих мест, безработицей в значительных масштабах. На региональном уровне эта проблема актуальна, в связи с некоторыми объективными и в большей