УДК 316.3
Понарина Наталья Николаевна
доктор философских наук, доцент. Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий. г. Армавир [email protected]
Крамчанинова Наталия Витальевна
кандидат социологических наук. Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий. г. Армавир [email protected]
Холина Ольга Ивановна
кандидат социологических наук. Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий. г. Армавир [email protected]
Natalya N. Ponarina
the doctor of philosophical Sciences, associate Professor. North Caucasian Institute of Business, Engineering and information Technologies, Armavir [email protected]
Natalia V. Kramchaninova
candidate of sociological Sciences. North Caucasian Institute of Business, Engineering and information technologies. Armavir
[email protected] Olga I. Kholina
candidate of sociological Sciences. North Caucasian Institute of Business, Engineering and information Technologies. Armavir
Роль соотношения национально-культурной идентичности, патриотизма и института волонтерства в воспитании современной российской молодежи в условиях глобализации
The role of the ratio of
national and cultural identity, of patriotism and of the institute of volunteering in the upbringing of russian youth in the conditions of globalization
Аннотация. В данной статье говорится о национально-культурной идентичности в условиях современного многонационального российского общества, которая несет в себе вероятность социальной дисфункции и деструкции, поскольку во многом строится на негативных проекциях во всех базовых полях идентификации; о развитии волонтерского движения, основанного на патриотизме, понимаемом как объединение всех социокультурных общностей России в контексте национально-культурной идентичности в условиях глобализации; о стремлении государства институциализировать волонтерскую деятельность, контролируя это явление, стимулируя его через активизацию деятельности международных организаций.
Ключевые слова: общество, волонтерство, патриотизм, национально-культурная идентичность, глобализация, мотивация, социализация, молодежь.
Annotation. This article refers to a national-cultural identity in contemporary multiethnic Russian society, which carries with it the likelihood of social dysfunction and destruction, as is largely based on negative projections for all basic identification fields. The development of the volunteer movement based on patriotism, ponimaem as the Union of all socio-cultural communities of Russia in the context of national and cultural identity in the context of globalization. The desire of the state to institutionalize volunteering, controlling this phenomenon by stimulating through the activation of international organizations.
Keywords: society, volunteering, patriotism, national and cultural identity, globalization, motivation, socialization, youth.
В условиях современной России многонациональное^ общества является исторической закономерностью, его отличительной чертой, поэтому особенно важно уделять пристальное внимание мировому опыту построения государ-
ства на основании мирного сосуществования
. -
рованию национальных целей и национального
самосознания - задача формулирования смыс-
. ,
окончательно решённой. Общество - живой, постоянно изменяющийся организм. Это значит, что для поддержания его нормального функционирования нужно постоянно уделять внимание
. -цессов является поддержание в обществе консенсуса, солидарности, объединяющего мораль. -вопрос конкретного анализа, в котором могут помочь примеры многочисленных зарубежных стран [1].
Национально-культурная идентичность российского общества несет в себе вероятность социальной дисфункции и деструкции, поскольку во многом строится на негативных проекциях во всех базовых полях идентификации в связи с тем в нем продолжается процесс внутренней эмиграции человека в пространство частной жизни, субкультурные анклавы. Иерархия идентификаций, в определенной мере, переворачивается, и доминирующими выступают не глобальные (Родина, страна, государство, Отечество), а локальные уровни идентичности (малая
, , , ). , -
ционных консервативных ценностей российской культуры и новаций, привнесенных реформированием общества и его открытостью для других .
новой идентичности выступает патриотизм.
Патриотические чувства и взгляды формируются
под влиянием множества факторов и являются, с , -
, - -
ализации. Чувство привязанности и любви к роди, , -
му окружению всегда связано с «Я-концепцией» индивида, с его представлениями о себе самом, о своей биографии и о своем будущем и, кроме всего, с осознанием себя в качестве «аетера», «человека действующего». По мере того, как человек
осваивает все большее жизненное пространство,
,
взаимоотношений, он учится обобщать и соотносить себя с более крупными объектами и более абстрактными понятиями - со страной, с гражданами этой страны, с ее историей, с общими достижениями и с общими проблемами. Патриотизм как социализированное специально воспитанное в человеке чувство рождается на основе взаимности обязательств, солидарности, а также оптимальных для человека степени и способе его интеграции в макросообщество своей страны.
На обыденном уровне представления индивидов о патриотизме строятся на соотнесении оценок чужих патриотических чувств и взглядов со сво-.
вывод о том, что их собственная судьба переплетается с судьбой родины, тогда и возникают
«патриотические» биографии. Но «гациализиро-» -
вается очень уязвимой, если человек приходит к выводу о нарушении взаимной ответственности между ним и обществом, о возникшей диспропорции в отношениях. И в этом случае появляется либо нигилизм, либо индифферентность в
отношении к предписанной нормативной части патриотических чувств и установок [2].
Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию комплекса патриотических чувств, патриотизм вряд ли появится среди отторгаемых понятий, как это произошло в недавнем прошлом с понятиями «ре», « ». , останется важным для оценки других людей и социально значимых институтов. И, наконец, патриотизм выражается в намерении действовать или не действовать тем или иным образом, в намерении руководствоваться патриотическим чувством в своих сугубо индивидуальных решениях и поступках. Здесь имеет значение то, как человек рассматривает свой опыт жизни в стране и опыт своих предков, как он переживает настоящее, и какие
планы он строит на будущее.
, -
ции сохранение и поддержание культурных ццен-
тичностей возможно на базе того консолидирую,
державным фактором, или патриотизмом, понимаемый как объединение всех социокультурных общ. -
,
может исполнять только сильное государство, выступающее и как гарант исполнения правил игры, и как активный субъект социального процесса. И не
последняя роль в данном процессе принадлежит , -
жания и укрепления всех культурных идентично-стей с одной стороны, с другой - для цементирования всего общества. Однако, доминирующими остаются локальные идентичности (гемья, близкие, и т.п.) [3].
В контексте развития национально-культурной идентичности волонтерство приобретает особую .
Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценности и антиценности, в отличие от индийской культуры, где властвует компромисс ценностей, их первичная неразде-
ленность. В русской культуре, следовательно, в
,
ценностей. Одна из них была построена на противоречиях и указывала человеку путь от зла к добру. Другая - стремилась к устранению этих противоречий. Она создавала образ ццеальных отношений для русского общества: тепло семьи, справед-, ,
нуждающихся и т.д. Российский менталитет движим ценностями духовными, а не материальными,
и в процессе цивилизационного взаимодействия -
, -
шение россиянами цивилизационных проблем, таких как становление и развитие государственности, взаимоотношения общества и индивида, понимание природы демократизма.
К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит его выдающаяся доброта. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиоз-.
развито ценностное отношение к людям, которые нуждаются в помощи.
Государство стремится институциализировать во, -
, -
ных организаций. Таким образом, можно сказать, что из волонтерства хотят сделать контролируемо-оплачиваемую деятельность. Деятельность, которая вдет от сердца, от души, хотят сделать мате.
волонтерства, связывая это с поддержанием социального порядка в обществе.
1/3 анкетируемой молодежи уверена, что волонтерские движения - это массовые крупные мероприятия, проводимые региональными, муниципальными органами власти, учреждениями,
куда они выходят в качестве встречающих, про.
по критериальным показателям: возрастные, тендерные и территориальные особенности в процентном соотношении делились поровну. Но была выявлена следующая тенденция: студенты 19-20 лет активно принимают участие или желают принять участие как в массовых мероприятиях, так и в мероприятиях, направленных на помощь нуждающимся (от 14,3 до 23 %).
С чем связана тенденция ассоциирования волонтерства с массовыми социально-значимыми мероприятиями? Задачей волонтерского движе-
Литература:
1. Понарина Н.Н. Глобализация: проблема вли-
// :
политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 28-33.
2. . .
современном российском обществе (факторы распространения, риски, пути сокращения масштабов) : Дис. на соиск. степ. к. социол. н. Краснодарский университет МВД России. Краснодар., 2012.
3. Понарина Н.Н. Глобализация как составляю-
// , -циально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 49-51.
4. Холина О.И. Институциализация волонтерства в структуру российского гражданского общества : автореф. дис. на соиск. степ. к. социол. н. Краснодарский университет МВД России. Краснодар., 2012.
ния является формирование у студенческой молодежи установок на активную жизненную позицию, социально-ответственное поведение. Тем самым в рамках данных мероприятий сужается деятельность молодых волонтеров и дается установка, что волонтер - это добровольный помощник крупного мероприятия, где «модно, перспективно, весело», что соответствует 4,3 % опрошенных и «актуально, правильно, полезно для студентов» - 2,9 % [4].
Даже на таких социально значимых мероприятиях, как День Победы, День пожилого человека, волонтеры работают в качестве встречающего, провожающего, сажающего, поздравляющего. Но речь идет не о заботе в широком понимании, а о патриотизме молодого поколения, которое строится на принципах помощи немощному,
престарелому, на принципах социально-нравст-.
, -
тизма через волонтерство, на сегодняшний день нельзя делать определенных выводов. Воспитание- процесс комплексный, и делать упор на волонтерство, как основной фактор патриотичности, возможно, не стоит. В любом случае, существенную роль в воспитании патриотизма будет играть политическая обстановка в стране.
Literature:
1. Ponarina N.N. Globalization: impact on cultural identity // Society: politics, Economics, law. 2011. № 3. P. 28-33.
2. Kramchaninova N. In. Social orphanhood in modern Russian society (the factors of the spread, risks, ways to reduce) : the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences, Krasnodar University of the MIA of Russia. Krasnodar, 2012.
3. Ponarina N.N. Globalization as a component of a global process // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2015. № 2. P. 49-51.
4. Kholina O.I. Institutionalization of volunteerism in the structure of Russian civil society : the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences, Krasnodar University of the MIA of Russia. Krasnodar, 2012.