УДК 316
Монина Элина Алексеевна
магистрант.
kareolan@gmail.com
Роль сми в становлении
И РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВИСТИКИ
Elina A. Monina
undergraduate student kareolan@gmail.com
The role of mass media in
THE DEVELOPMENT OF POLITICAL COMMUNICATION STUDIES
Аннотация. Статья посвящена анализу имеющихся в политологии подходов к исследованию и формированию политической коммуникации, а также развитию такого направления, как политическая коммуникативистика. Актуальность последней увеличивается по мере развития интернеттехнологий и связанной с этим глобальной информатизации социального пространства, переход политической коммуникативистики в поле деятельности СМИ. Автором осуществлён анализ ряда концепций, раскрывающих отдельные стороны процессов политической коммуникации и политической коммуникативистики. В статье раскрывается понятие, характерные черты, общественное предназначение, стратегия и тактика политической коммуникативистики. В основу написания статьи лег анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, в которых раскрыта современная политическая коммуникативистика, ее место и роль в политической коммуникации, и место и роль СМИ в политической коммуникации.
Ключевые слова: политическая коммуникати-вистика, политическая коммуникация, СМИ, информационные технологии, виртуализация, общественные отношения, информационное сообщение.
Annotation. This article analyzes the existing political science approaches to the study and formation of political communication and the development of such area as political communication study. The relevance of the last one increases with the development of Internet technologies and related global informatization of social space, the transition of political communication studies in the field of media activities. The author analyzes a number of concepts revealing certain aspects of the processes of political communication and political communication studies. The article deals with the concept, characteristics, social mission, strategy and tactics of political communication studies. The basis of this paper is the analysis of the works of national and foreign authors disclosing the modern political communication study, its place and role in political communication, and the place and role of mass media in political communication.
Keywords: political communication studies, political communication, media and information technology, virtualization, public relations, information message.
сновная часть.
На современном этапе развития человечества среди отечественных и зарубежных ученых политологов активно муссируется вопрос о месте и роли политической коммуникативистики в эпоху развития современных интернет-технологий и активного участия СМИ в политике и общественных отношениях.
Рост влияния коммуникации в повседневной жизни человека обусловлен прогрессирующим давлением на сознание со стороны PR и Gr структур. Усложнение самого коммуникативного процесса с помощью технологического прогресса ставит людей в положение, при котором жизнь переходит из реальности в виртуальную среду.
Особыми полномочиями в этой новой формации владеют СМИ, которые действительно становятся четвертой властью. Обладая эксклюзивными возможностями для встраивания в общественнополитическую жизнь общества, они создают и изменяют властную структуру страны. Из-за усиливающейся виртуализации политической дей-
ствительности нередко происходят ситуации, когда политика творится с помощью медиа, при том, что реально никаких политических действий не совершалось.
Взяв во внимание тот факт, что любое коммуникативное воздействие имеет отражение в реальности и обладает социальными последствиями, СМИ изменяют и деформируют социальную реальность так, как это выгодно заказчику.
В модели коммуникации Дж. Гербнера особое значение имеет отбор и анализ того или иного события, которое, по мнению журналиста или аналитик,а достойно чтобы попасть в новости. Часто воспроизводство этого события включает его непосредственный анализ, что в итоге деформирует само информационное сообщение. Также, в зависимости от позиции, с которой будет подано сообщение, находится повестка дня, от которой, в конечном счете, будет зависеть состояние информационного поля, его эмоциональная окраска и непосредственный набор тем, так как аналитический комментарий изменяет
135
событие, подавая его под новым, определенным углом зрения. Следовательно, от позиции, с которой было подано событие, и будет зависеть оценка, которую ему даст реципиент.
Помимо СМИ, на повестку дня могут повлиять еще многие факторы, такие как политическая культура, уровень развития общества, цензура, политическая конъюктура, степень развития информационных технологий и многое другое, ясно, что для каждого общества информационная повестка будет отличаться.
Благодаря развитию аппаратно-программных средств организации и поддержки телекоммуникационных каналов связи, технологий PR GR, теории и практики коммуникативистики, у СМИ появился широкий спектр эффективного вооружения. Выражаясь военным языком, можно сказать, что благодаря перечисленным выше видам вооружения, СМИ теперь могут наносить урон не только в лобовой атаке, но и заходя с флангов и тыла. Именно поэтому воздействие информации, передаваемой СМИ, можно разделить на два варианта: агрессивный и точечный. Агрессивный вариант воздействия на аудиторию и есть атака в лоб, и выражается в пропаганде и неприкрытом давлении. Точечный же вариант воздействия и есть атака с флангов и тыла, выражающийся в воздействии на подсознание, благодаря которому в голове реципиента надежно укрепляются нужные заказчику формы и образцы поведения, само воздействие носит ненавязчивый характер и часто незаметно для глаз среднестатистического человека.
Главной единицей коммуникационных обменов в политической среде, как ясно из вышесказанного, является информационное сообщение, являющееся также главным объектом деятельности СМИ. СМИ, как это ни странно, являются одновременно субъектом, конструирующим сообщение, и его следствием, поскольку от содержания информационного сообщения зависит следующее за ним сообщение, и также зависит повестка дня.
Немаловажно отметить тот факт, что, формируя повестку дня, и, как следствие, задавая определенный тон для восприятия информации, эта самая информация, по сути, остается бесконтрольной. Каждый день человек сталкивается с информационными сообщениями, представляющими собой послания, не являющиеся объективной информацией, практически всегда несущие подтекст для точечного воздействия на умы людей. Поданная некорректно информация создает определенное отношение к информационному поводу, зачастую ложное, что оказывает пагубное влияние на воспитание в человеке морально-нравственных ценностей.
Благодаря тому, что доступ к СМИ совершенно свободен практически из любой точки земного шара, масс-медиа активно влияют на информационные процессы в обществе и становятся непременным условием для формирования и развития современной, всесторонне развитой личности. Огромное количество источников информации ставит в заблуждение даже профес-
сионала. Вопрос: «Кому верить?», стоит как никогда остро.
Итак, для того чтобы иметь определенный вес в обществе и формировать картину дня, СМИ должно воздействовать на общественное мнение. «Общественное мнение», по мнению автора, это совокупность оценок, представлений, мнений, суждений, разделяемых большинством населения, оно никогда не бывает разумным, но всегда рационально. Общественное мнение располагается посередине. С одной стороны, эмоциональное и надуманное, а с другой, разумное и обдуманное.
В современной России СМИ имеют огромное, даже иногда абсолютное влияние на формирование социально-политических представлений населения, общественное мнение. СМИ выступает посредником в процессе осуществления коммуникации между властными структурами и обществом, а также влияет на уровень политического сознания населения, формируя, таким образом, отношение к деятельности институтов и организаций политической системы страны. Не стоит забывать, что модернизация политической системы связана с реализацией стоящих перед ней целей и задач. Для этого они должны быть распространены не только среди основных участников политического процесса, но и поняты, и приняты ими. СМИ в этом случае выступают одним из влиятельных институтов, способных внедрять необходимые политической системе идеи, ценности, стереотипы.
Кроме того, российские политики и российские СМИ становятся активными участниками распространения политики «двойных стандартов». СМИ выступают и как институт политической организации и развития общества, и как орудие влияния финансово-промышленных групп. Естественным образом это сказывается на качестве и направленности распространяемой информации СМИ, что непосредственно отражается на информированности общества.
СМИ по ряду понятных причин никогда не смогут претендовать на абсолютную объективность, ей скорее принадлежит ложе «властителя дум и мыслей». Для подтверждения данного тезиса, выделяется три основных причины:
1. Финансовая зависимость от инвестора.
2. Необходимость иметь аудиторию. Дабы закрепиться и не потерять своего реципиента, СМИ необходимо встроиться в матрицу ранее выстроенных политических коммуникаций, при этом нередко в ущерб объективности подаваемой информации (тут опять же прослеживается власть первичного информационного сообщения). Не вызывает сомнений то, что если журнал не умеет работать со своей аудиторий, то он не будет интересен потенциальным или имеющимся инвесторам, и, как следствие, закроется, не имея средств к существованию.
3. Априорная субъективность человека при интерпретации того или иного события или явления.
136
Очевидно, значение СМИ в информационном обществе, к которому стремится Россия в своем развитии, с каждым днем возрастает. К одним из наиболее значимых властных ресурсов относят масс-медиа, поскольку характер взаимодействия средств массовой информации и органов власти оказывает большое влияние на проведение различного рода государственных преобразований.
Литература:
1. Алмонд Г. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд, С. Верба. М. : Мысль, 2014,
2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб. :2001.
3. Гоачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития : монография. М. : Прометей, 2004.
4. Дьякова Е.Г. Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза «agenda-setting» / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг // Научный ежегодник Института философии и права уральского отделения Академии наук. 1999. № 1
5. Американская социологическая мысль. М., 1996, С. 272.
Наряду с этим, в науке до сих пор нет четкой позиции о роли и месте СМИ в современном обществе, кроме того, отсутствует ясное понимание необходимой степени участия в медиасфере государства. Существование различных точек зрения значительного количества по данной проблеме является свидетельством ее сложности и неоднозначности.
Literature:
1. Almond G. Civil Culture: political attitudes and d em o cracy in five countries / G. Almond, S. Verba. M. : Thought, 2014.
2. Vershinin M.S. Political communication in information society. SPb. : 2001.
3. Grachev M.N. Political communication: theoretical concepts, models, vectors of development : monograph. M. : Prometheus, 2004.
4. D’yakova E.G. The problem of construction of reality in the process of mass communication: an «agenda-setting» hypothesis / E.G. D'yakova, A.D. Trachtenberg // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Academy of Sciences. 1999. № 1.
5. American sociological thought. M., 1996, Р. 272.
137