Т. 12, N° 3-4, 2007
Вестник Ивановской медицинской академии
201
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ МЕДСЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Качанова Л.А., Ласкарева Л.H., Ершова О.В.
МУЗ «Детская клиническая больница №5», г. Иваново ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. Среди них отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушения физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5% детей младшего школьного возраста могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%. В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, т.к. хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Нормальные рост и развитие ребенка в школьном возрасте во многом определяются факторами внешней среды. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению резервных возможностей нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, имеющих особую значимость в периоде адаптации к новым микросоциальным условиям. Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6 — 7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).
Поэтому в процессе обучения ребенка в школе можно выделить два физиологически наиболее уязвимых (критических) периода — начало обучения (1 класс) и период полового созревания (11 —15 лет, 5 — 7 класс).
В связи с этим контроль над состоянием здоровья первоклассников и мероприятия, направленные на его укрепление, являются одним из значимых разделов профилактической и оздоровительной работы среднего медицинского персонала школы.
Поэтому целью нашей работы было изучение вопросов качества профилактической работы
школьной медсестры, направленной на сохранение здоровья первоклассников.
Для получения необходимых результатов и реализации поставленных перед нами задач мы провели социально-гигиеническое обследование семей 91 первоклассника. Обследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 64 г. Иванова.
В результате анкетирования родителей по вопросам, касающимся здоровья детей, меньше половины опрошенных (41,3%) считают своего ребенка здоровым, 1/3 обследованных детей состоит на диспансерном учете с различной хронической патологией, 2/3 родителей не удовлетворенны информацией, полученной в медицинском кабинете школы о состоянии здоровья своего ребенка, 94,5% детей посещают школу при наличии остаточных явлений ОРВИ и не проводят своему ребенку мероприятий по профилактике простудных заболеваний, у 1/4 первоклассников уже имеются разные варианты нарушения осанки и патологии зрения, но из них только 6,6% родителей пытались улучшить осанку и зрение своему ребенку, никто из опрошенных родителей не знает о соответствии высоты школьной мебели в классе росту ребенка. При вызове на профосмотр только 20,9% родителей обратились с детьми в детскую поликлинику по поводу вновь выявленных отклонений в течение первого месяца, после проведенного в школе профилактического осмотра. Спустя полгода этот показатель увеличился до 56%. К концу года треть школьников (28,6%) осталась с неуточненными диагнозами или недообследован-ными.
Оценка физической активности первоклассников указывает на неблагоприятные тенденции образа жизни и низкую двигательную активность, на наличие высокой внеучебной нагрузки у детей независимо от состояния здоровья. В режиме дня у большинства из них отмечались отсутствие утренней зарядки, недостаточная продолжительность ночного сна и прогулок, значительное превышение времени просмотра телепередач и приготовления уроков по сравнению с возрастными нормативами, часто наблюдается дополнительная нагрузка статического характера: музыкальная школа, изостудия, шахматы.
Удовлетворенность работой медицинского персонала школы, в которой обучается ребенок, высказали чуть меньше половины опрошенных (46,2%). Среди основных причин неудовлетворенности в целом были указаны невнимательность медицинской сестры, недостаточное материально-техническое оснащение медицинского кабинета школы, недостаточность профессиональных знаний медицинских работников.
202 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения
По мнению родителей, существенную роль в деятельности медсестер играет внешний вид и культура общения. Наибольшее число респондентов оценили внешний вид школьной медицинской сестры как аккуратный и подтянутый (86,8%), 13,2% отметили, что медицинской сестре необходимо поработать над улучшением внешнего вида.
Работа школьной медицинской сестры имеет свою специфику, которая заключается в том, что большая часть ее времени уделяется проведению профилактических мероприятий. Работая в условиях общеобразовательной школы, медсестра имеет возможность обучать детей и их родителей простым, доступным методам восстановления здоровья, предупреждения заболеваний, приемам массажа, закаливающим процедурам и прочим манипуляциям. Но никто из опрошенных родителей не дал положительного ответа на вопрос о полноте рекомендаций по организации режима дня и питания первоклассников, профилактике нарушения зрения и осанки. Две трети родителей дали положительный ответ на вопрос, касающийся своевременности информирования о предстоящих профи-
лактических осмотрах, но только 15,4% из них довольны полнотой информации о результатах данных осмотров.
Результаты обследования свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья первоклассников к концу учебного года, проявляющиеся увеличением количества детей с патологией зрения, нарушением осанки, снижением массы тела, стойкими проявлениями пограничных нервно-психических расстройств, повышенной заболеваемостью острыми респираторно-вирусными инфекциями.
Средний медперсонал школы не обладает достаточными знаниями и навыками по организации работы с родителями в условиях детского общеобразовательного учреждения, что является причиной отсутствия знаний о способах сохранения и укрепления здоровья, низкий уровень сформированное™ мотивации здоровьесберегающего поведения у школьников, а также пассивности медработников, педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Коньшина Р.И., Варешина В.Б., Русова Т.В., Жданова Л.А., Батанова Е.В., Молькова Л.К.
ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» МУЗ «Многопрофильная клиника ИвГМА», г. Иваново
В настоящее время отмечается неуклонный рост соматической патологии у детей и подростков. В то же время более половины детей нашей страны, начиная уже с дошкольного возраста, имеют различные пограничные нервно-психические расстройства, признаки социальной и психологической дезадаптации. Необходим комплексный подход к оценке состояния здоровья ребенка с целью выявления возможных неблагоприятных социальных и психогенных факторов, пограничных нервно-психических или психосоматических расстройств, что диктует необходимость создания интегрированной системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в учреждениях здравоохранения и образования с участием специалистов разнообразного профиля — педиатра, невролога, психотерапевта, психолога, педагога. В этой связи представляется важным роль социального педагога в работе с детьми групп риска, их семьями, специалистами образовательных учреждений (ОУ).
Примером межведомственной интеграции в области охраны здоровья детей является взаимодействие специалистов образовательных учреждений, родителей ребенка и отделения медикосоциальной помощи (ОМСП) детям в структуре поликлиники, регламентируемое приказом М3 РФ № 154 от 1999 г., функционирующее на базе клиники ГОУ ВПО ИвГМА, в штате которого с февраля 2007 г. работает социальный педагог.
Ниже представлены основные разделы его работы.
1. Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите личности.
2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности детей.
3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении.
4. Посредничество между личностью ребенка и семьей.
5. Определение задач, форм, методов социаль-но-педагогической работы, способов решения личностных и социальных проблем, социальной помощи.
6. Способствование установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
7. Участие в медико-психологическом консилиуме.
8. Взаимодействие социального педагога с психологом, педиатром, неврологом по выявлению детей групп риска (с психическими отклонениями, девиантным поведением, отсутствием интереса к учебе и др.).
9. Педагогическая консультация родителей по воспитанию детей.
10. Патронаж семей из групп риска.