УДК 377:94
ПАНИНА Наталья Валерьевна, аспирант кафедры музеологии и краеведения исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Автор 20 научных публикаций
РОЛЬ СЪЕЗДОВ РУССКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в дореволюционный период. Для раскрытия заявленной темы автор использовал обширную базу источников, включающую архивные документы и опубликованные материалы. Определяющее значение для подготовительной и организационной работы съездов сыграли «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» и «Основные положения
о промышленных училищах», которые подтолкнули передовую промышленную интеллигенцию, ученых. педагогов, государственных и земских деятелей к консолидации усилий в развитии профессионального образования. В статье показана взаимосвязь реформирования российской экономики и ее потребности в развитии профессионального образования. Определена роль научной интеллигенции в разработке принципов организации технического образования в России в период модернизации экономики. Автор предпринимает попытку вычленить главные проблемы, которые обсуждались на заседаниях секций в процессе работы трех съездов, определить главных идеологов проводимых мероприятий. В статье также затрагивается вопрос участия делегатов от провинциальных профессиональных учебных заведений в работе секций и выставках, организованных во время работы съездов. Хронологический подход, использованный автором при анализе материалов съездов, позволил выявить изменения в подготовке кадров, которые происходили на рубеже Х1Х-ХХ веков и затрагивали интересы различных слоев российского общества. Автор определяет проведенные съезды по техническому и профессиональному образованию как значимые события в общественной жизни страны, способствовавшие распространению технической грамотности среди населения, консолидации сторонников экономической, технологической и промышленной независимости России.
Ключевые слова: профессиональное образование, техническое образование, промышленное училище, съезд русских деятелей.
С момента принятия важнейших доку- «Проекта общего нормального плана промыш-
ментов, касающихся формирования системы ленного образования в России»1, подготовлен-
профессионального образования в России - ного И.А. Вышнеградским, и «Основных поло-
1 Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. СПб., 1895. Вып. II. С. 1-6. © Панина. Н.В., 2014
жений о промышленных училищах» (1888)2, -среди передовой промышленной интеллигенции, ученых, педагогов, государственных и земских деятелей зародилось убеждение в необходимости консолидации усилий по вопросам развития технологий, промышленности и подготовки квалифицированных кадров. Реформирование российской экономики в 1860-е годы, быстрые темпы ее развития заставили государство и собственников предприятий по-новому посмотреть на проблему подготовки квалифицированных кадров. К этому процессу активно подключилась интеллигенция, представители которой стали проводниками передовых идей в сфере профессионального образования. Необходимо заметить, что подобное явление наблюдалось и в других европейских странах, переориентировавшихся во второй половине XIX века на стремительную индустриализацию3.
Вопросы, связанные с деятельностью съездов, в отечественной историографии мало изучены. Первые исторические обобщения появились сразу по окончании съездов [3, 6]. Большинство работ, вышедших по данной тематике в дореволюционной России, в настоящее время является ценным историческим источником. Их авторы сыграли определенную роль в развитии профессионального образования, выступали инициаторами проведения съездов, что наложило определенный отпечаток на оценки, высказанные относительно съездов. Проблема общественной инициативы в развитии профессионального образования нашла отражение и в советской историографии. Группа историков-архивистов в 1960-80-е годы занималась изучением проблем возникновения и развития научно-технических обществ, что совпало с потребностями решения некоторых вопросов теории и практики архивного дела применительно к научно-технической документации [2, 8]. Работа съездов с их многочисленными секциями частично отражена в диссертаци-
онных исследованиях, посвященных истории развития различных ступеней профессионального образования дореволюционной России [4, 9]. Значение съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию раскрывается в статье О.В. Кузьминой [5]. Автор оценивает их «как проявление в легальных рамках общественной инициативы по сбору информации, выявлению болевых точек, обмену опытом в области подготовки специалистов разного уровня для различных отраслей экономики» [5, с. 116]. В последние годы в исторической науке уделяется пристальное внимание истории становления российской общественности, ее самоорганизации на протяжении имперского периода. Так, в коллективной монографии «Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII - начале ХХ в.» общественные организации трактуются как институциональный стержень для создания в императорской России публичной сферы и формирования гражданского общества. Отдельная глава указанного исследования посвящена деятельности ИРТО (Императорское русское техническое общество) и съездам, проходившим под его эгидой.
В середине 1880-х годов постоянная комиссия по техническому образованию при ИРТО, в которую входили преподаватели учебных заведений, государственные чиновники, заинтересованные в развитии профессионального образования, выдающиеся ученые, выступила с инициативой созыва съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. По замыслу инициаторов съезды и устраиваемые при них выставки должны были проходить каждые 3-5 лет для поддержания «живого общения между деятелями на поприще промышленного образования и, кроме того, служить к пробуждению и поддержанию живого интереса и самодеятельности общества в деле распространения полезных професси-
2 Сборник постановлений по министерству народного просвещения. СПб., 1894. Т. 10. С. 1087-1099.
3 РГИА (Рос. гос. ист. арх.). Ф. 741. Оп. 1. Д. 345. Л. 7.
ональных знаний»4. Для обобщения опыта в сфере профессионального образования требовалось учесть разнообразные местные условия, существовавшие в Российской империи. С этой целью привлекался широкий круг лиц, «знакомых с нуждами и условиями различных местностей и занимавшихся теоретически или практически делом промышленного образования в России»5.
При участии министра просвещения графа Ивана Давыдовича Делянова, занимавшего этот пост с 1882 по 1897 год, составлялись уставы и правила для управления профессионально-техническими школами. Именно он одобрил идею съездов, увидев основную цель их проведения в ознакомлении общественности с современным состоянием технического и профессионального образования5.
В соответствии с уставом, ИРТО имело право созвать съезд, составить правила и положения, а также избрать исполнительный совет, который, в свою очередь, назначал организационный комитет.
Всего в дореволюционный период состоялось три съезда: 1889-1890, 1895-1896, 1903-1904 годы. Все они носили общероссийский характер и привлекли внимание широких слоев российской общественности. Преподаватели и ученики многих провинциальных учебных заведений приняли активное участие в их работе. Так, директор Ярославского низшего механико-технического училища имени Н.П. Пастухова М.П. Ершов выступил с докладом «Современная организация ремесленных учебных заведений» на третьем съезде русских деятелей
по техническому и профессиональному образованию. По окончании съезда он был переведен в Санкт-Петербург на должность инспектора отдела промышленных училищ. Вместе с директором на съезде от Ярославского технического училища присутствовали преподаватель математики А.И. Пинцкер и преподаватель рисования А.Е. Булочкин6. Среди участников съездов были преподаватели, мастера ремесленного обучения Рыбинского низшего механико-технического училища имени М.Е. Комарова7, Костромского училища имени Ф.В. Чижова8.
В числе целей как первого, так и второго съездов можно назвать следующие: обсуждение организационных вопросов и учебных планов для промышленных училищ, выработка основополагающих принципов промышленного образования в России. Третий съезд имел целью дальнейшее «выяснение положения и потребностей технического и профессионального образования, а также разрешение вопросов, касающихся этого рода образования» [10, с. 1]. Все съезды проходили в рождественские праздники. Это позволяло привлечь большое количество участников, среди которых находились и квалифицированные рабочие, которые обращались в Министерство народного просвещения с прошением о разрешении принять участие в съезде9.
На проведение съездов выделялись денежные средства из государственной казны10. Немалую долю составляли пожертвования частных лиц: Ю.С. Нечаева-Мальцева, Ф.И. Базилевского, Т.С. Морозова и др. Предпринимательские
4 Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1889-1890. Общая часть. СПб., 1891. С. 16.
5 Там же. С. 10.
6 ГАЯО (Гос. арх. Яросл. обл.). Ф. 569. Оп. 1. Д. 44. Л. 1 об.
7 Рыб. фил. Гос. арх. Яросл. обл. Ф. 82. Оп. 1. Д. 157. Л. 22.
8 Гос. арх. Костром. обл. Ф. 445. Оп. 1. Д. 466. Л. 20-25.
9 РГИА. Ф. 741. Оп. 1. Д. 345. Л. 219.
10 На проведение первого съезда из государственной казны было отпущено 3 тыс. р., из средств Министерства народного просвещения - 2 тыс. р. См.: Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1889-1890. Общая часть. СПб., 1891. С. 17.
круги в первую очередь были заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов. Труд неграмотных рабочих был малоэффективен и невыгоден. Это стало одной из причин интереса предпринимателей к профессиональному образованию. Другая причина объясняется условиями капиталистической конкуренции, которая невозможна без использования знаний и навыков современного ведения хозяйства специалистов, работающих на конкретном предприятии. Третья причина вложения капиталов предпринимателей в профессиональное образование - возможность дать хорошее образование своим детям.
Для подготовки и проведения съездов создавался комитет, который был представлен председателем, тремя его товарищами, секретарем, казначеем и членами комитета. В состав комитета входили крупные специалисты в области профессионального образования: А.Г Неболсин, И.А. Анопов, В.И. Срезневский, М.И. Кази, М.Н. Герсеванов и др. В обязанности комитета входили разработка программы занятий съезда, устройство выставки, привлечение «полезных для съезда учреждений и лиц»11. Из числа представителей комитета формировалась распорядительная комиссия, в обязанности которой входили подготовка докладов и общего направления работы по секциям. Во время работы съездов действовали одиннадцать секций. Одна из них занималась вопросами различных типов специальных учебных заведений и особенностей их развития. Другая была нацелена на обсуждение вопросов, связанных с видами профессионального образования: коммерческого, мореходного, художественно-промышленного и др. Отдельная секция была посвящена обсуждению школьной
гигиены и физического воспитания в технических и профессиональных учебных заведениях.
Больших затрат от организаторов потребовал подготовительный этап. Так, в период подготовки первого съезда по всем губерниям был разослан вопросник, позволивший в дальнейшем обобщить данные и представить достаточно полную картину состояния профессионального образования в России. На основании полученных ответов И.А. Анопов - активный член ИРТО, директор Петербургского ремесленного училища, председатель распорядительной комиссии - опубликовал сборник материалов о состоянии среднего и низшего технического и ремесленного образования в России [1]. Труд И.А. Анопова имел большое значение для разработки поэтапного пути развития профессионального образования в России.
Организационные комитеты съездов вели большую работу по рассылке, подготовке к публикации и дальнейшему распространению материалов по профессиональному образованию12, являющихся сегодня важным источником сведений о развитии профессионального образования.
Особой популярностью во время проведения съездов пользовались выставки. Так, например, за время проведения первого съезда на выставке побывало 8984 чел.13 Среди посетителей были представители императорской фамилии, члены правительства, воспитанники столичных учебных заведений. Главная цель проведения выставок, которую преследовали организаторы, - наглядно показать достижения в сфере технического и профессионального образования через ознакомление с методами обучения, учебными программами, готовыми ученическими работами, имеющимися
11 РГИА. Ф. 741. Оп. 1. Д. 345. Л. 124 об.
12 Труды организационного комитета съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Общая организация съезда и устроенной при нем выставки. СПб., 1890; Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Труды Комитета. Секция IX. М., 1898. Ч. 1; Материалы подготовительных работ третьего съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. М., 1904.
13 Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1889-1890. Общая часть. СПб., 1891. С. 64.
в учебных заведениях. Лучшие из них оценивались золотой или серебряной императорской медалью. Среди наиболее успешных учебных заведений, заявленных на выставках, были отмечены и провинциальные. Так, например, на третьем съезде Рыбинское техническое училище им. М.Е. Комарова было удостоено серебряной медали за изготовление станков, орудий и инструментов для обработки металла и дерева, доступных по цене кустарям и ремеслен-никам14.
Сообщения на съездах носили дискуссионный характер. Каждый из заявленных докладов детально обсуждался. Были актуализированы вопросы, волновавшие преподавательский состав большинства учебных заведений: отсутствие учебных пособий и эффективных методик обучения, низкий уровень подготовки педагогического состава, нежелание выпускников работать по полученной специальности и поиск ими более высокооплачиваемой работы. Но рассматривая эти проблемы, невозможно было обойти главную - отсутствие в стране обязательного начального образования. Среди идей, высказанных на втором съезде, отчетливо прозвучала следующая: «успешность профессионального образования стоит в тесной связи с правильной постановкой образования общего, и при недостаточном развитии последнего профессиональное образование не может идти достаточно успешно»15. Данный вопрос обсуждался практически на всех секциях. Выступавшие, рассматривая проблемы низшего и среднего технического образования, постоянно говорили о роли общего образования в этих учебных заведениях: «если оставить дело начальной школы в его современных условиях, то мы с каждым годом будем все более и более отставать от на-
ших соседей в деле начального образования, а стало быть, и в деле распространения технических знаний, производительности русского труда, в развитии нашей промышленности, нашего экономического благосостояния»16. О взаимосвязи общего и профессионального образования говорил в своем выступлении А.Г. Неболсин, возглавлявший комиссию по профессиональному образованию в ИРТО17.
Был поставлен вопрос о необходимости более узкой специализации учебных заведений, позволявшей обучать конкретной профессии. Отмечалась такая особенность профессиональных училищ, как подготовка в основном слесарей и столяров, кузнецов и литейщиков, что не соответствовало запросам развивающейся российской промышленности. Для новых отраслей промышленности требовалось открытие химико-технических, электротехнических училищ, школ для мукомолов, ткачей и прядильщиков. Предлагалось обратить внимание на необходимость учреждения в России училищ для подготовки специалистов в области фотографии и «физико-математиков». Под последними понимались специалисты по изготовлению физических и математических инструментов и бытовой оптики.
На третьем съезде рассматривались вопросы, связанные с продолжительностью обучения в профессиональной школе, с особенностью местных условий при определении типа и специальности вновь открываемых учебных заведений, с уровнем подготовки учащихся. Но главным стал вопрос об общем образовании рабочих и их детей. В рамках IX секции съезда, посвященной школам и курсам для рабочих, делегаты подчеркивали, что общее образование является основой для развития промыш-
14 Рыб. фил. гос. арх. Яросл. обл. Ф. 82. Оп. 1. Д. 164. Л. 136.
15 Итоги Второго съезда // Техн. образование. 1903. № 7. С. 80.
16 Труды IX секции Высочайше разрешенного Второго съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. М., 1896. С. 1.
17 Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1889-1890. Общая часть. СПб., 1891. С. 69.
ленности. Обращалось внимание на то, что российская промышленность не может быть конкурентоспособной при существующем состоянии общего образования. На фоне разворачивавшихся событий в стране участники съезда перешли к обсуждению рабочего вопроса в целом, что предопределило судьбу съезда: его работа была прекращена досрочно.
Съезды по профессионально-техническому образованию стали значимыми событиями в общественной жизни страны. Они способствовали распространению технической грамотности среди населения, консолидировали сторонников экономической, технологической и промышленной независимости России. На съездах были выдвинуты проблемы, касающиеся не только
развития конкретных отраслей экономики, невозможных при отсутствии кадров соответствующей квалификации, но и многие социальные вопросы, нерешенность которых имела далеко идущие последствия. По мнению Дж. Бредли, «в стране, где политика была основана и построена на вертикальных связях, а инициатива снизу не поощрялась, дискуссии и публикации съезда и особенно его обращение к общественности за помощью в общем деле стали свидетельством развития горизонтальных связей и согласованности действий различных элементов общества» [7, с. 560]. Правительство осознавало, что съезды создавали новые условия для укрепления внутренних связей, порождали способность общества «говорить с самим собой».
Список литературы
1. Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889.
2. Гриценко Н.Н. Научно-технические общества СССР: ист. очерки. М., 1968.
3. ЕршовМ.П. Современное состояние ремесленных учебных заведений по данным III съезда. СПб., 1904.
4. Зяблова С.Л. Развитие низшего профессионально-технического образования в России середины XIX -начала ХХ веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2004.
5. Кузьмина О.В. К вопросу о подготовке квалифицированных кадров для русской промышленности на рубеже XIX-XX вв. (съезды русских деятелей по профессиональному и техническому образованию) // Науч.-техн. вестн. С.-Петерб. гос. ун-та информ. технологий, механики и оптики. 2010. № 4. С. 113-116.
6. Неболсин А.Г. Об устройстве периодических выставок и съездов по техническому и профессиональному образованию // Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Общая часть / под ред. В.И. Срезневского. СПб., 1891.
7. Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII - начале XX в. М., 2011.
8. Степанский А.Д. История научных учреждений и организаций дореволюционной России. М., 1987.
9. Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века: на материалах Курской губернии: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005 и др.
10. Техническое образование. 1903. № 3.
11. Филиппов Н.Г. Научно-технические общества России (1866-1917 гг.). М., 1975.
References
1. Anopov I.A. Opyt sistematicheskogo obozreniya materialov k izucheniyu sovremennogo sostoyaniya srednego i nizshego tekhnicheskogo i remeslennogo obrazovaniya v Rossii [Experience of Regular Review of Materials to Study the Current State of Secondary and Elementary Vocational Education in Russia]. St. Petersburg, 1889.
2. Gritsenko N.N. Nauchno-tekhnicheskie obshchestva SSSR: ist. ocherki [Scientific and Technical Societies of the USSR: Historical Essays]. Moscow, 1968.
3. Ershov M.P Sovremennoe sostoyanie remeslennykh uchebnykh zavedeniy po dannym III s"ezda [The Current State of Vocational Schools According to the 3rd Congress Materials]. St. Petersburg, 1904.
4. Zyablova S.L. Razvitie nizshego professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Rossii serediny XIX - nachala XXvekov: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Development of Elementary Vocational Education in Russia in the Mid-19th -Early 20th Centuries: Cand. Hist. Sci. Diss. Abs.]. Ivanovo, 2004.
5. Kuz'mina O.V. K voprosu o podgotovke kvalifitsirovannykh kadrov dlya russkoy promyshlennosti na rubezhe XIX-XX vv. (s"ezdy russkikh deyateley po professional'nomu i tekhnicheskomu obrazovaniyu) [About Skilled Personnel Training for the Russian Industry at the Turn of XIX-XX Centuries (Meetings of Russian Leaders in Professional and Technical Education)]. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki, 2010, no. 4, pp. 113-116.
6. Nebolsin A.G. Ob ustroystve periodicheskikh vystavok i s"ezdov po tekhnicheskomu i professional'nomu obrazovaniyu [On the Arrangement of Exhibitions and Congresses on Vocational Education]. S"ezdrusskikh deyateley po tekhnicheskomu i professional’nomu obrazovaniyu v Rossii. Obshchaya chast' [Congress of Russian Leaders in Vocational Education. The General Part]. Ed. by Sreznevsky VI. St. Petersburg, 1891.
7. Samoorganizatsiya rossiyskoy obshchestvennosti v posledney treti XVIII - nachale XX v. [Self-Organization of the Russian Public in the Last Third of the 18th - Early 20th Century]. Moscow, 2011.
8. Stepanskiy A.D. Istoriya nauchnykh uchrezhdeniy i organizatsiy dorevolyutsionnoy Rossii [The History of Academic Institutions and Organizations in Pre-Revolutionary Russia]. Moscow, 1987.
9. Tereshchenko D.A. Stanovlenie i razvitie professional'nogo obrazovaniya v provintsial'nykh gorodakh Rossii vo vtoroypolovine XIX- nachaleXXveka: na materialakh Kurskoy gubernii: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Formation and Development of Vocational Education in Russian Provincial Towns in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries: Based on the Materials of Kursk Province: Cand. Hist. Sci. Diss. Abs.]. Kursk, 2005.
10. Tekhnicheskoe obrazovanie [Technical Education]. 1903, no. 3.
11. Filippov N.G. Nauchno-tekhnicheskie obshchestva Rossii (1866-1917gg.) [Scientific and Technical Societies in Russia (1866-1917)]. Moscow, 1975.
Panina Natalya Valeryevna
Postgraduate Student, Faculty of History, P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russia)
CONGRESSES OF RUSSIAN LEADERS IN TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION AND THEIR ROLE IN SKILLED PERSONNEL TRAINING
The article dwells on the organization and holding of congresses of Russian leaders in technical and vocational education during the pre-revolutionary period. The author used a variety of sources, including archival documents and published materials. Crucial for the preparation and organization of these congresses were the “Draft General Normal Plan for Industrial Education in Russia” and “Basic Regulations on Industrial Schools” that urged industrial professionals, academics, teachers, as well as state and county officials to consolidate their efforts for further development of vocational education. The paper shows the relationship between the reformation of the Russian economy and its need for developed vocational education. Further, it specifies the role of the clerisy in establishing organization principles for technical education in Russia during the economic modernization. The author attempts to single out key issues discussed at the meetings in the framework of three congresses and identify their main ideologists. In addition, the paper addresses the issue of delegates from rural professional educational institutions taking part in the sections and exhibitions organized during the congresses. Using the chronological approach to analyze congress materials, the author revealed certain changes in personnel training in the 19th and 20th centuries which affected various social classes in Russia. The author believes that these congresses on technical and vocational education were highly important for the social life of the country and promoted technological literacy among the population as well as brought together the advocates of economic, technological and industrial independence of Russia.
Keywords: vocational education, technical education, industrial school, congress of Russian leaders in technical and vocational education.
Контактная информация: адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 10;
e-mail: paninanatalia2107@yandex.ru
Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова