Игебаева Ф. А.
РОЛЬ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
2.3. РОЛЬ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
Игебаева Фания Абдулхаковна, канд. филос. наук, доцент, преподаватель «Социологии» и «Деловых коммуникаций» Место работы: Башкирский государственный аграрный университет
igebaeva.fania@yandex.ru
Аннотация: В статье рассмотрена роль семьи в процессе воспитания подрастающего поколения. На основе эмпирического материала анализируется положительные и отрицательные аспекты социализации ребенка в семье. Показана важность института семьи в выполнении воспитательной функции и сохранении общего жизненного тонуса личности.
Ключевые слова: семья, функции семьи, социальное воспроизводство, воспитание, социализация личности.
FAMILY ROLE IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF YOUNGER
GENERATION
Igebaeva Fania A., PhD in Philosophy, Associate Professor, teacher Place of employment: Bashkir State Agrarian University
igebaeva.fania@yandex.ru
Abstract: In the article considers the role of the family in the course of education of younger generation. On the basis of the empirical material is analyzed positive and negative aspects of socialization of the child in the family. Shows the importance of the family institution in performing educational functions and to maintain the General vitality of the individual.
Keywords: family, family functions, social reproduction, education, socialization of personality.
Семья, как социальный институт, играет первостепенную роль в обеспечении жизнедеятельности общества и выполняет следующие функции репродуктивную, воспитательную, экономическую, бытовую и рекреационную. Безусловно, важнейшей функцией семьи, наряду с репродуктивной, является воспитательная. В этом заключается, на наш взгляд, главное предназначение семьи [5, с. 130]. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта с взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым [6, с.218].
Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения чаще всего рассматривается применительно к детскому и подростковому возрасту, т.е. к начальному периоду социализации личности. Конечно, по мере взросления детей, возрастания их самостоятельности, роль семьи неуклонно снижается, однако это не означает, что она полностью утрачивает свое значение в воспитании взрослых детей. И, несомненно, «эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - нравственно-психологического климата в ней. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это проявляется в доверительной нравственно-психологической атмосфере между ее членами, в наглядном примере родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, в совместном тру-
де, а также в авторитете родителей при решении сложных и важных для ребенка проблем» [7, с.288].
Воспитательная функция семьи обнаруживается, прежде всего, в том, что она выступает в качестве своеобразного генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе. Семья является носительницей традиций и норм поведения, которые усваиваются молодым поколением, и воспроизводится в виде имитаций, семейных ритуалов, ценностных ориентаций и сложных психологических установок. Это находит свое выражение, например, в том, что размер семьи и характер внутрисемейных отношений во многом «традиционны». Тип родительской семьи (авторитарный или демократический), уровень ее сплоченности во многом предопределяют уровень устойчивости и характер отношений в молодых семьях.
Эмпирический материал, полученный в ходе нашего исследования в Уфе, показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Так, на вопрос анкеты: «Какие образцы поведения родителей являются для Вас примером?» были получены следующие ответы:
Таблица 1
Оценки образцов поведения родителей их замужними _(женатыми) детьми (в % к числу опрошенных)
Образцы поведения родителей
1. Доброе отношение к людям
2. Отношение между отцом и матерью
3. Добросовестное отношение к труду
4. Гуманное отношение к людям
5. Родители не являются образцом для детей
г. Уфа
31,2 13,4 34,2 9,1 12,1
Прежде всего, обращает внимание тот факт, что лишь немногие респонденты не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (65%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Что же касается оценки
Социально-политические науки
1'2016
взаимоотношений между родителями, их отношения к другим людям, то они, как видим, оставляют желать лучшего [4, с.137].
Велико значение семьи в воспроизводстве социальных ориентиров (на материальные и духовные ценности, виды занятий, профессию, место жительства и т.п.). Унаследование профессии социального статуса родителей молодыми людьми - явление довольно распространенное. Формирование социальных и профессиональных ориентаций осуществляется в значительной степени семьей. Таким образом, семья представляет собой институт, обеспечивающий механизм, через который функционирует социальное наследство.
Как правило, родители, принадлежащие к самым различным социальным слоям, одинаково (или почти одинаково) желают видеть своих детей специалистами с высшим образованием. Однако, несмотря на такое единодушное желание родителей, реализация этих намерений в большей степени осуществляется в семьях наиболее продвинутых в материальном, социальном и культурном отношениях.
Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства.
К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи.
Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами. Установлено также, что пьянство родителей выступает одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. Так, обследование малолетних правонарушителей показывает, что в 80 случаев из 100 подростки впервые употребили спиртное именно в семье. Большинство фактов детского аморализма и преступности связано именно с употреблением спиртного.
Характер взаимоотношений родителей, непонимание, неуважение в семье создает особую нравственную атмосферу, в которой чаще обычного возникает нервозность, неустойчивость в отношениях не только между супругами, но также между родителями и детьми. Так называемые трудные дети в большинстве своем - результат ненормальных, нестабильных отношений между супругами. На вопрос нашей анкеты: «Как часто Вы испытываете чувство непонимания со стороны мужа (жены)?» ответы респондентов распределились следующим образом: «очень часто» ответили 12,5% женщин и 9,8% мужчин; «иногда» соответственно 38,9% и 42,6%; «очень редко» - 24, 3% и 15,0% и ответ «почти никогда» дали 24,3% женщин и 32,6% мужчин [2, с.141].
Общество, накладывая на семью определенные социальные обязательства, осуществляет контроль над выполнением ею социализирующей (воспитательной) функции. В этом случае семья выступает уже в роли социального института, который несет ответственность за отношение между членами семьи, родственниками. «Каждый из нас - это половина человека» -говорил Платон, семья же - обретение целостности. Признание приоритета проблем личности, её социального благополучия усиливают «позицию» института семьи в выполнении социализирующей функции и формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения [1, с.194].
Воздействуя на семью, общество одновременно воздействует на человека, на подрастающее поколение. Прямо или косвенно отражая изменения в общественной жизни, семья оказывается связанной со всеми сферами жизнедеятельности общества и выступает в качестве своеобразной модели прошлого и настоящего.
Общественное мнение, как специфическое отражение интересов и чувств различных групп населения, чаще всего проявляется в коллективной оценке общественных событий и фактов, в реакции на эти факты и события. Вместе с тем, будучи связанным с другими формами общественного сознания (особенно с моралью), оно выполняет не только оценочную, но и регулятивную функцию, поскольку участвует в передаче, наследовании норм семейных отношений, образцов репродуктивного поведения семьи.
Демографическая ситуация в стране (республике, городе) во многом зависит от того насколько терпимо или нетерпимо общественное мнение к разводам, несемейным одиночкам, число которых из года в год растет, к малодетным или бездетным семьям. Следует отметить, что к настоящему времени в общественном мнении сформировалась достаточно устойчивая установка на двухдетную семью. Ответы, полученные на вопрос нашей анкеты: «Сколько детей, по-вашему, мнению, желательно иметь в семье?», распределились следующим образом: 4,2% - ни одного ребенка; 4,8% - одного ребенка; 58,4% - двоих детей; 22,4% -троих детей. Между тем, для расширенного воспроизводства населения, для повышения устойчивости брачно-семейных отношений и полноценного воспитания детей, необходимо преобладание трехдетных семей. Этого требуют интересы общества, семьи, личности. Поколение детей по численности не должно быть меньше поколения родителей. Статистика показывает, что даже для простого воспроизводства населения страны (равно и республики, города), необходимо, чтобы примерно 50% семей имели по двое детей и 50% - по трое детей.
Общественное мнение во многом формируется стихийно, на уровне обыденного сознания, но это не означает, что оно неуправляемо и не подлежит регулированию. Пропаганда знаний о населении, семье, воспитании детей через средства массовых коммуникаций, опосредованное воздействие на общественное мнение правовых институтов, нравственных норм и идеалов, - вот неполный перечень методов и средств, с помощью которых возможно планомерное формирование общественного мнения в соответствии с демографической политикой, проводимой в нашей стране.
Особое место семьи в системе естественного и социального воспроизводства населения определяется тем, что она выступает в качестве передаточного звена в преемственности поколений, занимает промежу-
Игебаева Ф. А.
РОЛЬ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
точное положение между социальными институтами и общественными отношениями, а также конкретными формами и способами жизнедеятельности людей, условиями их жизни в определенном социальном пространстве. Наличие или отсутствие каких-либо особых (например, национальных традиций), семейных норм и обычаев может заметно отразиться на внутрисемейных отношениях и поведении семьи в сфере воспроизводства новых поколений [3, с.75 - 76].
Неразвитость семейных традиций, отсутствие общего дела для всех членов семьи, слабое общение внутри семьи родителей и детей, далеко не лучшим образом сказывается на ее сплоченности, на полноценном воспитании молодежи. Однако, несмотря на эти негативные моменты, семья остается наиболее действенным социальным институтом в процессе воспроизводства населения со всем богатством его отношений, взглядов.
Потенциальные возможности семьи, безусловно, используются не полностью. Виновата в этом даже не сама семья, а скорее слабое воздействие на нее со стороны других социальных институтов. Бесконтрольное, а порой, и безответственное поведение отдельных семей, конечно, нельзя изменить путем прямого вмешательства в их дела. Следовательно, нужны меры косвенного воздействия на семью, в частности, с помощью средств массовых коммуникаций, формирования общественного мнения, распространения новых обрядов и традиций.
В заключение отметим, что в настоящее время важной закономерностью развития брачно-семейных отношений в нашей стране становится все возрастающее перемещение центра тяжести из области имущественно-хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую и нравственно-эстетическую. И мы согласны с автором тезиса о том, что в результате трансформации семьи от традиционной к современной (эгалитарной), и далее к постсовременной семье изменятся стратегии воспитания детей в нашем обществе, которая будет характеризоваться не только «отсутствием патриархальной субординации, но выдвижением на первый план эмоциональных и индивидуальных устремлений большим значением личностных взаимоотношений» [8, с.91].
В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и эмоциональных нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций, семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создать необходимое для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.
Список литературы:
1. Волков Ю.Г. Социология: учебник. - М.: КНОРУС, 2011. - 320с.
2. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1 - С.140 - 142.
3. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. - С.73 - 76.
4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. - Георгиевск, 2011. - С.135 - 138.
5. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. - М.: ИН-ФРА-М, 2012. - 236 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
6. Социология. учебник для вузов / Лавриненко В.Н. и др. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349с.
7. Социология: Тощенко Ж.Т. Социология: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640с.
8. Сатыбалдина Е.В. Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города. // Социол. исслед., 2011, № 7, С.90 - 95.
9. Беликова М. Семейная политика в современной России: основные проблемы и пути решения // Социально-политические науки. 2015, №3. -С. 49-54.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью Игебаевой Ф.А. «Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения» Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме, поскольку в современных условиях роль семьи как главного элемента социума существенно возрастает. И потому задачи повышения потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, особенно как главного агента социализации личности имеют общегосударственное значение. Для решения этих проблем необходима активизация научных исследований семьи, координация усилий государства и ученых различных отраслей.
Заслугой автора является то, что в данной работе предпринята попытка соединения демографического и социологического подхода к рассматриваемой проблеме. Автором поднят вопрос о том, что эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - нравственно-психологического климата в ней. Семья, как никакая другая социальная группа, обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия.
На основе богатого эмпирического материала автор анализирует взаимосвязь, возникающую в процессе воспитания подрастающего поколения и функционирования семьи, как особого социального института с точки зрения взаимодействия позитивных и негативных факторов. Автор отмечает, что воспитательная функция семьи обнаруживается, прежде всего, в том, что она выступает в качестве своеобразного генератора источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе. Но в тоже время неразвитость семейных традиций, отсутствие общего дела для всех членов семьи, слабое общение внутри семьи родителей и детей, может не лучшим образом сказывается на ее сплоченности, на полноценном воспитании молодежи. Однако, несмотря на эти негативные моменты, семья остается наиболее действенным социальным институтом в процессе воспроизводства населения со всем богатством его отношений и взглядов.
Безусловно, потенциальные возможности семьи используются не полностью. Виновата в этом даже не сама семья, а скорее слабое воздействие на нее со стороны других социальных институтов. Бесконтрольное, а порой, и безответственное поведение отдельных семей, конечно, нельзя изменить путем прямого вмешательства в их дела. Следовательно, нужны меры косвенного воздействия на семью, в частности, с помощью средств массовых коммуникаций, формирования общественного мнения, распространения новых обрядов и традиций.
По мнению автора, сегодня, в условиях убыстряющего ритма жизни, с новым образом мыслей и действий, создающая человеку немало трудностей психологического и экономического характера, а отсюда, приводящая к увеличению количества стрессовых ситуаций, семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создать необходимое для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.
Кандидат социологических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры организации и менеджмента БашГАУ
А.Р. Кузнецова