Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Вера Александровна

Цель исследования статьи - оценка роли института семьи в формировании и развитии экологического поведения молодежи. Методологию исследования составила контекстуальная теория П. Стерна, согласно которой экологическое поведение личности - это результат влияния индивидуальноличностных характеристик (внутренние факторы) и контекстуальных (внешние) факторов, не зависящих от личных убеждений и установок, но оказывающих в той или иной степени влияние на формирование экологического поведения (информационное пространство, инфраструктурные возможности, социально-экономические и политические факторы). Экологическое поведение молодежи в границах предложенной методологической схемы представлено в виде составляющих его структурных элементов - экологической культуры и экологических практик. В своей совокупности данные элементы характеризуют сложный формат факторов-детерминант экологического поведения молодежи, возникающих на пересечении факторов внешней (объективно заданной) и внутренней (субъективно заданной) среды. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведенного автором статьи в 2021 г. (метод сбора информации - фокус-группа). Результаты исследования. На основе анализа информации, полученной в ходе проведения фокус-группового исследования, определено отношение молодежи Южного федерального округа к институту семьи как агенту экологической социализации, выявлены основные направления воздействия семьи на формирование и развитие экологического поведения молодежи, а также факторы, препятствующие или ослабляющие такое влияние. Перспективы исследования. Данные, полученные в ходе исследования, будут использованы для дальнейшего изучения возможностей влияния семьи на формирование экологического поведения, а также путей его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL BEHAVIOR OF YOUTH

Objective of the study is to assess the role of the institution of the family on the formation and development of the ecological behavior of young people. The methodological basis of the research was the contextual theory of P. Stern, according to which the ecological behavior of an individual is the result of the influence of individual-personal characteristics (internal factors) and contextual (external) factors that do not depend on personal beliefs and attitudes, but which, to one degree or another, influence on the formation of environmental behavior (information space, infrastructural opportunities, socio-economic and political factors). The ecological behavior of young people with-in the limits of the proposed methodological scheme is presented in the form of its constituent structural elements - ecological culture and ecological practices. Taken together, these elements characterize the complex format of determinants of the ecological behavior of young people, arising at the intersection of factors of the external (objectively specified) and internal (subjectively specified) environment. The empirical basis of the study was formed by the results of a sociological study conducted by the author of the article in 2021 (the method of collecting information is a focus group). Research results. Based on the analysis of the information obtained in the course of the focus group research, the attitude of the youth of the Southern Federal District to the institution of the family as an agent of ecological socialization was determined, the main directions of the influence of the family on the formation and development of the ecological behavior of young people, as well as factors that hinder or weaken such influence. Prospects of the study. The data obtained in the course of the study will be used to further study the possibilities of the family's influence on the formation and development of ecological behavior, as well as ways to optimize it.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2021.6.12

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ

И РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

© 2021 г. В. А. Захарова*

* Крымский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Симферополь, Россия

Цель исследования статьи - оценка роли института семьи в формировании и развитии экологического поведения молодежи.

Методологию исследования составила контекстуальная теория П. Стерна, согласно которой экологическое поведение личности -это результат влияния индивидуально-личностных характеристик (внутренние факторы) и контекстуальных (внешние) факторов, не зависящих от личных убеждений и установок, но оказывающих в той или иной степени влияние на формирование экологического поведения (информационное пространство, инфраструктурные возможности, социально-экономические и политические факторы).

Экологическое поведение молодежи в границах предложенной методологической схемы представлено в виде составляющих его структурных элементов - экологической культуры и экологических практик. В своей совокупности данные элементы характеризуют сложный формат факторов-детерминант экологического поведения молодежи, возникающих на пересечении факторов внешней (объективно заданной) и внутренней (субъективно заданной) среды.

Тип статьи в журнале - научная

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT

OF ECOLOGICAL BEHAVIOR OF YOUTH

© 2021 V. A. Zakharova*

* Crimean Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Simferopol, Russia

Objective of the study is to assess the role of the institution of the family on the formation and development of the ecological behavior of young people.

The methodological basis of the research was the contextual theory of P. Stern, according to which the ecological behavior of an individual is the result of the influence of individual-personal characteristics (internal factors) and contextual (external) factors that do not depend on personal beliefs and attitudes, but which, to one degree or another, influence on the formation of environmental behavior (information space, infrastructural opportunities, socioeconomic and political factors). The ecological behavior of young people within the limits of the proposed methodological scheme is presented in the form of its constituent structural elements - ecological culture and ecological practices. Taken together, these elements characterize the complex format of determinants of the ecological behavior of young people, arising at the intersection of factors of the external (objectively specified) and internal (subjectively specified) environment. The empirical basis of the study was formed by the results of a sociological study conducted by the author of the article in 2021 (the method of col-

Эмпирическую базу исследования состави- lecting information is a focus group). ли результаты социологического исследования, проведенного автором статьи в 2021 г. (метод сбора информации - фокус-группа).

Результаты исследования. На основе анализа информации, полученной в ходе проведения фокус-группового исследования, определено отношение молодежи Южного федерального округа к институту семьи как агенту экологической социализации, выявлены основные направления воздействия семьи на формирование и развитие экологического поведения молодежи, а также факторы, препятствующие или ослабляющие такое влияние.

Research results. Based on the analysis of the information obtained in the course of the focus group research, the attitude of the youth of the Southern Federal District to the institution of the family as an agent of ecological socialization was determined, the main directions of the influence of the family on the formation and development of the ecological behavior of young people, as well as factors that hinder or weaken such influence.

Перспективы исследования. Данные, полученные в ходе исследования, будут использованы для дальнейшего изучения возможностей влияния семьи на формирование экологического поведения, а также путей его оптимизации.

Prospects of the study. The data obtained in the course of the study will be used to further study the possibilities of the family's influence on the formation and development of ecological behavior, as well as ways to optimize it.

Ключевые слова: молодежь; семья; социализация; экологическая культура; экологическое поведение; экологические практики; Южный федеральный округ

Keywords: youth; family; socialization; ecological culture; ecological behavior; ecological practices; Southern Federal District

Введение

Экологическое поведение молодежи формируется под влиянием факторов внешней и внутренней среды и имеет два измерения - социокультурное и деятельностное. Особенностью экологического поведения российской молодежи выступает невысокая активность в экологических практиках при сформировавшемся запросе на экологический стиль жизни. Причина видится в инерционном характере экологической культуры общества, декларативный характер которой способствует экологической инфантилизации и росту индифферентных установок в процессе взаимодействия с природной средой. Это актуализирует научный интерес к исследованию роли отдельных социальных институтов, в частности института семьи, в формировании и развитии экологического поведения молодежи, а также того, с какими институтами в первую очередь связаны субъективные ожидания молодых людей на улучшение экологической ситуации и внедрение экологического образа жизни.

Научный дискурс по теме

В научном дискурсе по указанной проблеме преобладают мнения о значительной роли семьи в формировании экологического поведения человека, в частности представителя молодого поколения. Особенности процесса экологической социализации соотносятся, как правило, с общими тенденциями в развитии семьи, поскольку экологическая социализация контекстуально связана с процессом общей социализации личности. Соответственно, деструктивные процессы или кризисные явления, препятствующие формированию целостной и функционально полноценной системы семейной социализации, неминуемо отражаются и на ее экологическом формате. Поэтому особую ценность приобретают концепции, позволяющие изучать семью с позиций тезаурусного (Ковалева, 2015; Луков, 2002), ресурсного и трансформационного (Верещагина, 2009) подходов, обеспечивающих возможности определения конфигураций передачи социального опыта, социализационного потенциала среды в контексте эволюции института семьи.

Количество научных работ, посвященных изучению влияния семьи на ценностную и деятельностную стороны экологического поведения молодежи, ощутимо увеличилось в последние десятилетия, однако большинство сохраняет педагогическую (Аутлева, 2013; Мингалеева, 2014) и общетеоретическую (Гусейнов, 2014) направленность.

Методы (теоретические основы)

Методологической основой исследования является контекстуальная теория П. Стерна, согласно которой экологическое поведение личности -это результат влияния индивидуально-личностных характеристик (внутренние факторы) и контекстуальных (внешние) факторов, не зависящих от личных убеждений и установок, но оказывающих в той или иной степени влияние на формирование экологического поведения (информационное пространство, инфраструктурные возможности, социально-экономические и политические факторы).

Экологическое поведение молодежи в границах предложенной методологической схемы представлено в виде составляющих его структурных элементов - экологической культуры и экологических практик. В своей совокупности данные элементы характеризуют сложный формат факторов-детерминант экологического поведения молодежи, возникающих на пересечении факторов внешней (объективно заданной) и внутренней (субъективно заданной) среды.

Под экологической культурой понимается совокупность ценностей и установок, отражающих отношение индивидов к природной среде и детерминирующих характер экологических практик.

Экологические практики - это целенаправленная и осмысленная деятельность индивидов, ориентированная на преобразование природной среды в целях сохранения естественного баланса всех ее элементов как условия обеспечения ею необходимого жизненного ресурса.

Данный подход позволяет ориентироваться на утверждение, что результативность социализации личности обусловлена объективными и субъективными факторами: во-первых, тем, как индивид осваивает социальные нормы и культурные ценности; во-вторых, тем, как общество передает их индивиду (Ковалева, 2012), и определить экологическую социализацию как процесс освоения индивидами экологических ценностей, норм поведения, основанных на экологических императивах и способах социальной жизни, способствующих формированию субъектно-личностных ориентаций в отношении экосистемы на основе экологических законов и правил.

Эмпирическую базу исследования составили материалы 3 фокус-групп, проведенных в 2021 г. в трех субъектах Российской Федерации Южного федерального округа: Республике Адыгее, Ростовской области и Республике Крым. Участниками фокус-групп стали молодые люди в возрасте 16-26 лет, представляющие разные сферы основной деятельности - учеба в школе, университете, работа.

Исследование было направлено на решение ряда задач, среди которых максимальный интерес представляет задача выявления основных социальных институтов, влияющих на формирование и развитие экологического поведения молодежи, а также институтов, с деятельностью которых связываются экологические ожидания молодых людей.

Результаты исследования

Участникам фокус-групп было предложено пояснить, как они разделяют для себя категории «экологично» и «неэкологично» и есть ли кто-то, кто показал им в этом пример. В понимании представителей молодежи экологическое поведение связано, прежде всего, с осознанными действиями, не наносящими вред природе, или действиями, которыми этот вред можно уменьшить.

Большинство респондентов назвали именно семью тем пространством, в котором формируются основные экологические ценности и установки. Утверждения об этом можно классифицировать по степени убежденности от безапелляционных: «Безусловно, только семья, так

как если бы меня не воспитывали родители и бабушка в духе того, что нужно беречь природу и как это делать, то, честно вам скажу, вряд ли бы на меня как-то сумели благотворно в этом плане повлиять государство или школа» (жен., 20 лет, Республика Крым); «Семья - это основа общества, родители и их родители передают нам традиции и знания, которые мы должны хранить. Природа - то, что окружало их и окружает нас, и мы должны относиться к ней с уважением, как нам завещают старшие, чтобы и нашим детям было где жить» (муж., 20 лет, Республика Адыгея), до умеренных: «Конечно, семья сыграла главную роль в моем воспитании в целом и в отношении к вопросам экологии тоже» (жен., 21 год, Республика Крым).

При этом показательно, что примеров конкретных блоков знаний, усвоенных от родителей или членов семьи, практически не нашлось, респонденты в основном говорят об общем ценностно-нормативном влиянии и наглядных примерах: «В тебя базу заложили, но это было уже так давно, что ты не помнишь, как это происходило, но просто помнишь, что нельзямусорить, нельзя обижать животных, что нужно беречь природу... Потом, уже в школе, рассказывают про экосистемы, в университете -про правовые аспекты» (муж., 20 лет, Республика Крым ); «Я помню, когда мне было лет 7 и мы с мамой шли по улице, какой-то прохожий перед нами бросил мусор мимо урны, и мама не просто сказала мне, что это плохо, а выстроила какие-то грандиозные причинно-следственные связи, чуть ли не связала эту брошенную мимо урны шкурку от банана с глобальным экологическим кризисом... Может, это было и чересчур, но вот мне очень запомнилось и явно на меня повлияло» (жен., 19 лет, Республика Крым); «Меня отец часто брал на рыбалку, и хоть мы ловили рыбу, это вроде как не совсем экологично, но он всегда следил, чтобы мы не оставили после себя мусора, и вообще показывал, как это здорово -проводить время на природе, когда вокруг ничего искусственного, и что это нужно сохранять» (муж., 19 лет, Ростовская обл.).

Влияние семьи характеризуется многими из участников фокус-групп как базовое для формирования системы экологических ценностей в детстве, об актуальном сегодня воздействии на экологическое поведение упоминают уже значительно меньше, а некоторые респонденты говорят уже об обратном эффекте, когда их экологическая позиция, знания, навыки влияют на поведение родителей: «Родители у меня любят природу, не мусорят, экономят воду, но вот, к примеру, батарейки выбрасывали в обычную урну, а я их приучила в специальные контейнеры выносить. Ёлку убедила не покупать каждый раз живую, а один раз -красивую искусственную» (жен., 22 года, Республика Адыгея). Можно

заключить, что в данном случае социализационная функция была осуществлена максимально успешно.

Вместе с тем некоторые респонденты констатировали невыполнение социализационной функции семьей в аспекте формирования основ экологического поведения: «Не помню, чтобы у нас когда-то поднималась тема экологии, это в школе есть экоуроки, конкурсы какие-то помню, классные часы. Никто мне ничего не рассказывал о природе, а ездили только на море иногда, вот и вся природа» (жен., 18 лет, Республика Адыгея); «Не могу сказать, что семья на меня как-то влияла в плане того, что нужно беречь природу, такие темы никогда не обсуждались, хотя я думаю, что она должна влиять, это важно на самом деле» (жен., 19 лет, Республика Крым).

Как видим, многие респонденты выделяют семью как основного агента экологической социализации, подчеркивая ее роль в формировании системы ценностей и установок, т. е. в оформлении экологической культуры как структурного компонента экологического поведения.

В отношении второго элемента, входящего в структуру экологического поведения, а именно экологических практик, спектр институтов, влияющих на формат экологического поведения, в оценках респондентов расширяется. В качестве значимых агентов экологической социализации молодые люди выделяют школу, университет, а также виртуальное пространство, обозначая его как важный информационный и моти-вационный ресурс.

Следует отметить невысокую степень участия молодежи в экологических практиках при сформировавшемся зачастую запросе на экологический стиль жизни. Даже те молодые люди, которые демонстрируют интерес к теме экологии и озабоченность остротой экологических проблем, на деятельностном уровне показывают минимальное участие в экопрактиках. Среди барьеров на пути формирования экологического поведения обнаруживается неосведомленность об актуальных экопрак-тиках в регионе и стране (очень немногие знают, где и когда проводятся субботники, где расположены пункты сдачи вторсырья и опасных отходов, так как эту информацию можно получить либо в ходе целенаправленного поиска в сети Интернет, либо через осведомленных знакомых, так как телевидение, радио, наружная реклама такую информацию не транслируют в повседневном режиме). Никто из респондентов не смог назвать какие-либо программные или стратегические документы, в которых отображены цели и ориентиры государства в области экологической политики, и только несколько человек вспомнили о региональных общественных организациях и проектах экологической направленности.

К барьерам для экологизации поведения респонденты также отнесли декларативный характер управленческих практик, связанных с охраной природы и экологической безопасностью, - к примеру, несоблюдение принципа раздельного сбора мусора на этапе вывоза при активной пропаганде такого способа утилизации отходов среди населения («Когда ты стараешься сортировать мусор, а потом видишь, как из трех контейнеров его сбрасывают в один резервуар, это очень разочаровывает -зачем тогда мне все это делать?» (муж., 22 года, Республика Крым)). Серьезным барьером многие представители молодежи называют также экономический: «Экологичные товары стоят дороже» (муж., 19 лет, Республика Крым); «Это же абсурд - на кассе супермаркета с гордостью заявляют, что они за экологию, и предлагают купить бумажный пакет втрое дороже пластикового. Если они действительно хотят, чтобы люди меньше использовали пластиковые пакеты, пусть сделают выбор хотя бы равноценным по стоимости» (муж., 22 года, Республика Адыгея).

Наибольший энтузиазм в плане перспектив экологической активности и преодоления барьеров на этом пути проявляют представители студенческой молодежи начальных курсов обучения («Решение экологических проблем зависит от нас, нашей активности и готовности защищать свои права и природу, меняться самим и менять общество» (жен.,

18 лет, Ростовская обл.); «Нужно звонить на горячие линии министерств, писать жалобы, оформлять петиции и записывать ролики в сети - вот тогда можно заставить власть соблюдать наши экологические права хотя бы частично, и чем больше люди будут так делать, тем менее комфортно будет нерадивым должностным лицам» (жен.,

19 лет, Республика Крым)), наименьший - работающие молодые люди старшего возраста, чаще демонстрирующие понимание объективной сложности экологической ситуации, не сопряженное при этом с ориентацией на экологическое поведение: «Да, я, конечно, знаю, что вот пластик - это большая проблема для планеты, что уже целые острова в океане из пластиковых отходов, но когда мне нужно успеть за день в кучу мест по работе, еще забрать детей из сада и т. д., если по дороге мне встретится урна, я выброшу пустую бутылку в нее, ну а если не встретится - выброшу куда придется. А куплю напиток в пластике, а не в стекле, потому что он дешевле. Слишком много других проблем, чтобы заморачиваться сейчас на экологию» (муж., 26 лет, Ростовская обл.). Упомянутые установки встречаются у респондентов из всех возрастных групп.

Заключение

Результаты исследования позволяют заключить, что роль семьи чрезвычайно значима для формирования базовых экологических ценностей, установок и воспитания экологической культуры как одного из основоположных элементов экологического поведения. Именно семья закладывает фундаментальные нормативно-ценностные концепты, становящиеся основой самосознания и правосознания личности молодого человека, в том числе в отношении характера взаимодействия с природной средой. Актуализируется проблема комплексного подхода к вопросу институционального влияния на процесс формирования и развития экологического поведения молодежи, поскольку неэффективное выполнение функций одним институтом экологической социализации зачастую нивелирует позитивный эффект от воздействия другого института. Это подтверждается возрастающим запросом на экологический стиль жизни со стороны представителей молодежи, сочетающимся с несформированно-стью установки на экологическое поведение на деятельностном уровне.

Литература

Аутлева А. Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 2. С. 93-99.

Верещагина А. В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. 264 с.

Гусейнов О. М., Гусейнова Ж. О. Семья как агент экологического воспитания в условиях кризиса экологической культуры российского общества // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. Вып. 5. С. 218-224.

Ковалева А. И. Методологические проблемы исследования социализации // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19-24.

Ковалева И.А. Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 348-353.

Луков В. А. Тезаурусная концепция социализации // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2 : Социальная структура, социальные институты и процессы. М., 2002. С. 8-19.

References

Autleva, A. N. (2013). Environmental education and upbringing in the system of environmental socialization of the individual. Vestnik Maj-kopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2, 93-99. (In Russian).

Vereshchagina, A. V. (2009). Transformation of the institution of the family and demographic processes in modern Russia. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU Publ. (In Russian).

Gusejnov, O. M., Gusejnova, Zh. O. (2014). The family as an agent of environmental education in the context of the crisis of the environmental culture of Russian society. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta, 5, 218-224. (In Russian).

Kovaleva, A. 1.(2012). Methodological problems of socialization research. Gumanitarnye nauki: teoriya i metodologiya, 2, 19-24. (In Russian).

Kovaleva, I. A. (2015). Thesaurus concept of socialization. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3, 348-353. (In Russian).

Lukov, V. A. (2002). Thesaurus concept of socialization. Diskurs: Sociol. studiya. Vyp. 2: So-cial'naya struktura, social'nye instituty i processy. Moscow, 8-19. (In Russian).

Мингалеева М. Т., Хусаинов З. А. Роль Mingaleeva, M. T., Husainov, Z. A. (2014).

семейного воспитания в формировании эколо- The role of family education in the formation of

гической культуры учащихся // Современные the ecological culture of students. Sovremennye

проблемы науки и образования. 2014. № 6. problemy nauki i obrazovaniya, 6. Available at: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// https://science-education.ru/ru/article/view?id=

science-education.ru/ru /article/view?id=15456. 15456.

Для цитирования: Захарова В. А. Роль семьи История статьи:

в формировании и развитии экологического Поступила в редакцию - 08.06.2021 г.

поведения молодежи // Гуманитарий Юга Получена в доработанном виде - 03.08.2021 г.

России. 2021. 6 (52). С. 157-165. Одобрена - 27.08.2021 г. DOI 10.18522/2227-8656.2021.6.12

Сведения об авторе

Захарова Вера Александровна

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Крымский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

295000, г. Симферополь,

ул. Павленко, 5,

e-mail: zakharova7vera@mail. ru

Information about author

Vera Alexandrovna Zakharova

Candidate of Philosophical Sciences, Senior Researcher, Crimean Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

5 Pavlenko St., Simferopol, 295000, e-mail: zakharova7vera@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.