ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки
РОЛЬ СЕМЬИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ В ФОРМИРОВАНИИ НЕРАВЕНСТВА В ЗДОРОВЬЕ
А. В. Курбатов, К. Р. Амлаев
THE ROLE OF FAMILY, EDUCATION, EMPLOYMENT AND BELONGING TO CERTAIN SOCIAL GROUPS IN THE DEVELOPMENT OF HEALTH INEQUALITY
Kurbatov A. V., Amlaev K. R.
Several factors influencing the development of health inequality are considered in the article. The great role of family and education in the determination of future social and economic status of children is emphasized. Education also affects the evidence of individual responsibility for personal health condition and people's awareness concerning health problems.
Key words: health inequality, the role of family, social factors, education and health.
В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на формирование неравенства в здоровье. Подчеркивается большая роль семьи и образования в определении будущего социального и экономического статуса детей. Образование также влияет на выраженность индивидуальной ответственности за состояние личного здоровья и информированность людей по проблемам здоровья.
Ключевые слова: неравенство в здоровье, роль семьи, социальные факторы, образование и здоровье.
УДК 614.2:614.255.1
Ряд исследований, осуществленных в Западной Европе, подчеркивают важность семьи в формировании определенного уровня неравенства в здоровье. Ресурсы родителей уже сами по себе влияют на качество жизни маленьких детей и создают неравенство между детьми из богатых и бедных семей. Во-первых, от финансовых возможностей родителей зависит то, где и как живет семья. Есть разница, растут ли дети в маленькой, снятой в наем квартире в обедневшем городском квартале или в большом доме с садом в фешенебельном районе. В отношении образования детей (13). Те, чьи родители придавали большое значение образованию и с ранних лет интенсивно занимались со своими детьми, в течение всей жизни обладают большими преимуществами. Тот, кто родился в малообразованной семье с незначительными ожиданиями в отношении образования, на протяжении всей своей жизни оказывается в проигрыше.
Тем не менее, эмпирические исследования подтверждают, что различное качество жизни детей из более бедных и более богатых семей значимо и само по себе, но зачастую оно оказывается еще и предпосылкой для дальнейших неравенств. Например, степень признания, которым дети пользуются у своих друзей, зависит от наличия игрушек, спортивного снаряжения, домашних животных, фирменной одежды, возможности путешествовать, карманных денег, наличия и конфигурации собственного компьютера (19, 20).
В то же время уже в самом раннем детстве ресурсы родителей задают важные ориентиры для всей дальнейшей биографии, а вместе с тем и для положения в структуре социального неравенства. Например, родительский выбор жилого района непосредственно влияет на то, из какого социального слоя будут первые друзья их детей. Группы сверстников, в свою очередь, оказывают важное влияние на вторичную социализацию детей и подростков, они способствуют или, наоборот, подавляют развитие интереса к образованию и культуре. Таким образом, родители — осознанно или неосознанно — через социальную принадлежность первых друзей своих детей задают рамки общепринятых и желаемых стандартов в образовании, о которых дети узнают от своего непосредственного окружения. Конечно, важно также и то, что место проживания влияет на выбор школы и на то, какой образовательный уровень будет у школьных товарищей.
Влияние родителей на образование детей невозможно переоценить. Образование определяет жизненные шансы. Индивидуальное образование оказывает решающее влияние на доход, выбор профессии, престиж, карьеру, гарантированность места работы, условия труда, соответствие образования и места работы, имущество, размер пенсии, выбор партнера, здоровье и продолжительность жизни. Поэтому образование является центральным измерением социальной стратификации. Тот, у кого более высокий уровень образования, является победителем по всем вышеназванным показателям. Каждый год школьного или профессионального образования повышает заработную плату примерно на 6 %. Более образованные легче находят место работы и их реже увольняют. У людей с высшим университетским образованием гораздо больше шансов устроиться на работу в соответствии с их квалификацией (21).
Важные образовательные ориентиры задаются родителями. Здесь влияют не только решения, непосредственно связанные с образованием, но и общий образовательный уровень в семье. Уже с первых лет жизни закладываются важные основы для после-
дующих успехов в школе и в профессии. Решающую роль совершенно тривиально играют финансовые возможности родителей. Таким образом, семейные связи воспроизводят социальное неравенство на протяжении всего жизненного пути. При этом особенно впечатляет связь межпоколенче-ской солидарности и социального неравенства. Солидарность поколений явно выражена не только по отношению к несовершеннолетним детям, которые еще живут вместе с родителями. Она не прекращается одновременно с выездом детей из родительского дома. Солидарность поколений в семье существует всю жизнь, и, таким образом, происходит постоянное воспроизводство социального неравенства в течение всей жизни.
Родители из более высоких социальных слоев создают своим детям лучшие условия жизни не только во время их детства и юности. Взрослых детей после того, как они начинают самостоятельную жизнь, тоже поддерживают на протяжении всей жизни регулярными денежными переводами, подарками, дарениями, передачами имущества и, наконец, наследством. Тем самым поддержка, которую представители более высоких социальных слоев оказывают своим детям, на протяжении всего их жизненного пути способствует укреплению и даже увеличению социального неравенства. Тот, кто за счет родительских ресурсов имел лучшие шансы уже в молодости, имеет явные преимущества и во взрослом возрасте: кто имеет, тому дано будет и приумножится.
В целом солидарность между поколениями семьи сильно выражена во всех социальных слоях. Но там, где имеются в наличии большие возможности, соответственно, и поддержка гораздо больше. Родители с незначительными ресурсами не в состоянии обеспечить такую поддержку. Таким образом, семьи укрепляют и усиливают социальное неравенство. Они повышают шансы детей, чьи родители находятся на более высоком социальном уровне, и, соответственно, уменьшают возможности детей менее обеспеченных родителей. Следует признать неоценимые услуги, которые оказывают се-
мьи, и всячески им в этом способствовать. Однако важной общественно-политической задачей является также сокращение неравенства по происхождению (19, 20, 21).
Как уже подчеркивалось, образование является одним из главных детерминант экономического неравенства и роль его с каждым годом все возрастает.
Расходы государственного бюджета на образование составляют порядка 60 % от всех расходов на образование, средства населения - около 30 % (при расходах работодателей - порядка 10 %). Подобное соотношение бюджетных и внебюджетных расходов на образование (60/40) существенно отличается от принятого в экономически развитых странах со значительно более высоким уровнем доходов населения и, что не менее важно, значительно меньшей дифференциацией в доходах, а также большим удельным весом в структуре частных расходов работодателей и меценатов. Так, в 2001 г в США расходы государства на образование составляли 69,2 % от всех затрат на образование, в Германии - 81,4 %, в Великобритании - 84,7 %, в Италии 90,7 %, в Швеции - 96,8 %, в Чехии - 90,6%, в Словакии - 97,1 %.
Кризис бюджетного финансирования образования в России стимулирует развитие платного обучения и получение с семьи денежных взносов за различные услуги, что способствует усилению неравенства в доступе к образованию. Отбор все в большей степени идет не по признаку способностей (единственно разумному принципу), а на основе доходов родителей учащихся. Опрос, проведенный ВЦИОМ в марте 2005 г., свидетельствует о том, что услугами в сфере образования за деньги не в состоянии пользоваться половина россиян (55 %), а 21 % могут себе это позволить лишь, в крайнем случае. Кроме того, поступить в учебное заведение и окончить его, обрести заветный диплом - еще не значит получить качественное образование. Растущая платность образования как в высшей, так и в средней школе является одним из факторов определенного снижения его качества. Это уже способствует и будет способствовать росту
неравенства. Между тем известно, что в России на каждый дополнительный год обучения приходится девятипроцентное сокращение смертности у мужчин и семипроцентное сокращение смертности у женщин, а занятые умственным трудом (особенно руководители) демонстрируют значительно более высокий уровень долгожития, чем занятые физическим трудом (9). Исследования в Санкт-Петербурге, проведенные в 1992 г. и 1998 г., выявили существенные различия самооценок здоровья в зависимости от факторов образования и материальной деприва-ции - в социальных слоях с ограниченными образовательными и экономическими ресурсами состояние здоровья было хуже (1, 3, 4, 6, 7, 8). Проблеме социальной дифференциации здоровья в нашей стране уделяли внимание и зарубежные авторы. Так, в подтверждение приведенных фактов было показано, что уровень материальных лишений и образование являются важными предикторами воспринимаемого здоровья (10, 17, 18). В этих работах отмечалось также, что в качестве значимой детерминанты статуса здоровья выступает и такая характеристика социального самочувствия, как осознаваемый контроль над жизненными обстоятельствами.
Различия по образованию, сопряженные в определенной мере с доходной дифференциацией, могут проявляться также в ценностных и поведенческих аспектах отношения человека к своему здоровью. В частности, с образованием связаны особенности обыденной концептуализации здоровья, выраженность индивидуальной ответственности за его состояние, а также различия в информированности людей по проблемам здоровья, здорового образа жизни и медицинского обслуживания (5, 6, 15). Люди с высшим образованием вовлечены, как правило, в более разветвленную систему межличностных связей, связанную с возможностями получения инструментальной и эмоциональной поддержки. Неоднократно отмечались и различия в распространенности деструктивных для здоровья типов поведения в зависимости от образовательного уровня (2, 11, 12). Например, в 1998 г. в женской половине города 64 % опрошенных с образованием ниже
среднего указывали на плохое или очень плохое состояние своего здоровья, а среди тех, кто получил высшее образование, такие оценки выставили только 20 % респондентов. Среди мужской части петербуржцев свое здоровье считали неудовлетворительным 58 % тех, у кого не было полного среднего образования, тогда как в наиболее образованном сегменте так думал только каждый десятый. В этом же году доли респондентов с плохим здоровьем в первом (нижнем) и четвертом (верхнем) доходных квартилях составляли: у женщин - 30 % и 13 %, а у мужчин - 21 % и 4 %.
Экономический статус является проекцией неравенства в доходах, которое имеет непосредственное отношение к неравенству в здоровье. Однако известно, что различия в доходах отражают одновременно и различия в уровне образования, профессиональной принадлежности. Образовательный статус во многих странах используется в качестве основного индикатора положения людей в иерархии социально-экономического неравенства, а экономический статус, в свою очередь, рассматривается как индикатор отдачи от вложений в культурный капитал. Помимо этого, образование можно считать индикатором повышенной способности человека воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения, позволяющие разумно, грамотно и бережно подходить к сохранению и поддержанию своего здоровья. Очевидна и связь между доходами и профессией. Низкие доходы, например, часто бывают связаны с малоквалифицированным тяжелым физическим трудом, для которого характерен к тому же повышенный риск получить травму, увечье.
Отдельной проблемой, требующей решения в рамках темы неравенства в здоровье, являются маргинализированные группы, имеющиеся в любой стране и любом обществе. Неблагоприятные условия труда, которые потенциально усугубляют воздействие экологических факторов риска, в большей степени характерны для маргинализирован-
ных групп населения, таких как мигранты и беженцы, хотя могут также составлять проблему для лиц с низким уровнем образования. Понятие "неблагоприятные условия труда" может охватывать такие его формы, как работа без заключения трудового договора, детский труд, а также подневольный и кабальный (в погашение долговой зависимости) труд. Работа без заключения официального договора трудового найма - это основной источник неравенств в отношении условий окружающей среды и здоровья, а также нарушений национальных стандартов безопасности труда, гигиены и рабочих условий, что влечет за собой разнообразные вредные воздействия на здоровье работающих.
В Венгрии, например, 15 % поселений цыган (рома) находились в пределах 1 км от нелегальных мусорных свалок и 11 % - в пределах 1 км от мест уничтожения трупов животных (14). В Сербии аналогичные поселения были в 2-3 раза хуже обеспечены водоснабжением и гигиеническими удобствами (16).
Жилищные условия - это очень часто основная проблема для маргинализирован-ных групп, которые во многих случаях не имеют доступа к рынку жилья по социально-экономическим причинам, находящимся вне их контроля, а также вследствие дискриминации. В результате значительная часть мар-гинализированного населения, например в таких группах, как цыгане (рома), вынуждены проживать в неадекватных постройках, нередко возведенных кустарным образом и с недостаточным обеспечением удобств, таких как энергоснабжение и водоснабжение.
Таким образом, проблема неравенства в здоровье имеет долгий исторический контекст, она определяется многими факторами и распространена повсеместно, независимо от социально-экономического развития государства. Тем не менее, учитывая этические, правовые, экономические, медико-социальные последствия данного явления данная проблема требует неотложного решения на всех уровнях, от местного до глобального.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Е. М. Социальная дифференциация смертности в России / Е. М. Андреев,
B. М. Добровольская // Здравоохранение РФ. - 1993. - № 9. - С. 18-21.
2. Демьянова, А. А. Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России [Электронный ресурс] / А. А. Демьянова // Экономическая социология [Электрон. журн.]. -2005. - Т. 6, № 1. - Режим доступа к журн.: http: // www. ecsoc. msses. ru.
3. Максимова, Т. М. Социальный градиент в формировании здоровья населения / Т. М. Максимова. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 240 с.
4. Назарова, И. Б. Здоровье занятого населения / И. Б. Назарова. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 526 с.
5. Русинова, Н. Л. Социальное неравенство и здоровье в Санкт-Петербурге: Ответственность и контроль над здоровьем / Н. Ру-синова, Дж. Браун // Журн. социологии и социальной антропологии. - 1999. - № 1. -
C. 103 -114.
6. Русинова, Н. Л. Социально-статусные группы: различия в субъективном здоровье / Н. Русинова, Дж. Браун // Петербургская социология. - 1997. - № 1. - С. 38-59.
7. Русинова, Н. Социальные неравенства в здоровье петербуржцев в первом постсоветском десятилетии / Н. Русинова, Дж. Браун, Л. Панова // Журн. социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т. 6. Спецвып. "Санкт-Петербург в зеркале социологии ". -С. 331-368.
8. Русинова, Н., Панова Л. Динамика осознаваемого здоровья петербуржцев за период реформ / Н. Русинова, Л. Панова // Телескоп. - 2005. - № 6. - С. 31-36.
9. Тапилина. Социально-экономические различия и неравенства / Тапилина // СОЦИС. -2004. - № 3. - С. 126-137.
10. Carlson, Per. Educational Differences in Self-Rated Health during the Russian Transition. Evidence from Taganrog 1993-1994 / Per. Carlson // Social Science and Medicine. -2000. - Vol. 51, issue 9. - P. 1363-1374.
11. Cockerham, William C. Health Lifestyles in Russia / William C. Cockerham // Social Science and Medicine. - 2000. - Vol. 51, issue 9. -P. 1313-1324.
12. Determinants of Smoking in Eight Countries of the Former Soviet Union: Results from the Living Conditions, Lifestyles and Health Study / Joceline Pomerleau [et al.] // Addiction. -2004. - Vol. 99, issue 12. - P. 1577-1585.
13. Meulemann, H. Schullaufbahnen, Ausbildungskarrieren und die Folgen im Lebensverlauf — Der Beitrag der Lebenslaufforschung zur ildungssoziologie / H. Meulemann // Lebensverlaufe und sozialer Wandel, Sonderband 31 der Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie / K. U. Mayer (Hrsg.). — 1990. — P. 89117.
14. Roma Colonies in Hungary — Medical Care of Children and Hygenic Conditions. Orvosi heti-lap / U. Gyorgy [et al.] // Hungarian Medical Journal. — 2005. — Vol. 146, № 15. — P. 691699.
15. Rusinova, Nina L. Brown. Social Inequality and Strategies for Getting Medical Care in PostSoviet Russia / Nina L. Rusinova, Julie V. Brown // Health: An Interdisciplinary Journal for the Social Study of Health, Illness, and Medicine. — 2003. — Vol. 7, № 1. — P. 51-71.
16. Sepkowitz, K. A. Health of the world's Roma population /K. A. Sepkowitz //Lancet — 2006. — Vol. 367. — P. 1707-1708.
17. Socioeconomic Factors, Material Inequalities, and Perceived Control in Self Rated Health: Cross-Sectional Data from Seven Post-Communist Countries / Martin Bobak [et al.] // Social Science and Medicine. — 2000. — Vol. 51, issue 9. — P. 1343-1350.
18. Socioeconomic Factors, Perceived Control and Self-Reported Health in Russia: A Cross-Sectional Survey / Martin Bobak [et al.] // Social Science and Medicine. — 1998. — Vol. 47, issue 2. — P. 269-279.
19. Szydlik, M. Inheritance and Inequality: Theoretical Reasoning and Empirical Evidence / M. Szydlik // European Sociological Review. — 2004a. — Vol. 20, № 1. — P. 31-45.
20. Szydlik, M. Zum Zusammenhang von Generation und Ungleichheit / M. Szydlik // Generation und Ungleichheit. Wiesbaden / M. Szydlik (Hrsg.). — 2004b. — P. 7-24.
21. Szydlik, M. Zur Ubereinstimmung von Ausbildung und Arbeitsplatzanforderungen in der Bundesrepublik Deutschland /M. Szydlik //Mit-teilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung. — 1996. — Vol. 29, № 2. — P. 295-306.
Об авторах
Курбатов Александр Вячеславович, ИПДО Ставропольской государственной медицинской академии, соискатель кафедры «Общественное здоровье и здравоохранение», первый заместитель главы администрации города Ставрополя. kum672002 @ mail.ru
Амлаев Карэн Робертович, ИПДО Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, ассистент кафедры «Общественное здоровье и здравоохранение»,
главный врач МУЗ «Городской центр медицинской профилактики» города Ставрополя. kum672002 @ mail.ru