© СОРОКИНА А.В., ГОШКОВСКАя Е.Н., ГЕРАСИМЕНКО Ю.В., АЛЕКСЕЕВА Т.Н.
РОЛЬ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА А.В. Сорокина, Е.Н. Гошковская, Ю.В. Герасименко, Т.Н. Алексеева
ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, г.Железногорск,
Красноярский край
Адрес для переписки:
662971, Красноярский край, г.Железногорск, ул.Кирова д.5 e-mail : nastazi-stom@mail.ru
Резюме. Дети с сенсорной депривацией слуха по отношению к здоровым находятся в иных условиях. Они характеризуются своеобразием психофизического развития, что в свою очередь, вызывает трудности овладения средствами общения, а также нуждаются в систематическом целенаправленном наглядном обучении и объяснении. Статья посвящена анализу проблемы повышения эффективности роли санитарно-гигиенического просвещения и воспитания у детей и подростков нарушениями слуха, формированию навыков гигиенического ухода за полостью рта, а повышению уровня гигиены полости рта. Ключевые слова: первичная профилактика, дети и подростки с сенсорной депривацией слуха, «Уроки стоматологического здоровья», санитарное просвещение, гигиеническое воспитание.
Современная политика государства в области здравоохранения ориентирована на будущее, в этой связи приоритетны профилактические направления в медицине, так как легче воспрепятствовать возникновению болезни, чем устранять ее последствия [25]. Общество обязано обеспечить, чтобы выгодами от выполнения программ профилактики в полной мере пользовались также граждане, являющиеся инвалидами [24]. Оптимальный уровень здоровья достигается не только за счет своевременной, точной диагностики и эффективного лечения, но и своевременной профилактики [15]. Проведенные исследования показали, что эффективность стоматологических профилактических программ доказана многими авторами и составляет по некоторым данным от 30 % до 60 % [18, 1, 20].
Дети с нарушением слуха характеризуются своеобразием психофизического развития, что в свою очередь, вызывает трудности овладения средствами общения и недостатки организации речевой среды в развитии ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Дети
рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками общения, нуждаются в систематическом целенаправленном наглядном обучении и объяснении. Важно отметить, что подготовка детей с сенсорной депри-вацией слуха к самостоятельной жизни в обществе осложнена не только особенностями развития, недостатками семейного воспитания, но и интернатными условиями специально организованного образовательного учреждения[8].
A.O. Dunmade с соавторами (2009) указывает на то, что специальные занятия для детей с сенсорной депривацией слуха, направленные на профилактику стоматологических заболеваний, позволяют восполнить существующие пробелы знаний и умений - как правильно ухаживать за полостью рта. По мнению авторов, разработка специализированных программ профилактики основных стоматологических заболеваний для детей инвалидов требует комплексной оценки стоматологического статуса данного контингента, учета социально-психологических факторов, обусловленных основной патологией и способствующих развитию особенностей
распространенности и интенсивности стоматологической заболеваемости [33].
Как известно, дети с сенсорной депри-вацией слуха имеют ряд факторов, снижающих уровень их стоматологического здоровья, в частности: полное отсутствие либо дефекты организации оказания стоматологической помощи в коррекционных общеобразовательных школах-интернатах 1-11 вида, отсутствие либо дефекты должных навыков гигиены полости рта, вследствие социальных проблем в семье, а также наличия той или иной степени умственной недостаточности и др. [42, 46].
Особую роль в предупреждении стоматологических заболеваний отводят своевременному санитарному просвещению (Леонтьев), однако гигиеническое воспитание населения является наиболее слабым звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике [34, 35]. Низкая санитарная культура, отсутствие мотивации детей к освоению знаний по профилактике стоматологических заболеваний, замкнутый круг общения у детей с сенсорной депривацией слуха, живущих в школах-интернатах, а также ограниченный доступ к информации о гигиене полости рта приводит к тому, что стоматологическая заболеваемость данной категории больных является дополнительной медико-социальной проблемой к уже имеющейся у детей патологии слуха [1-3,17].
Сложные личностные и межличностные особенности глухих и слабослышащих людей, а также наличие многих коммуникативных барьеров способствуют тому, что часто данная категория больных получает недостаточную и неправильную стоматологическую помощь, в этой связи медицинская и социальная значимость разработки и реализации адаптированных для них программ профилактики основных стоматологических заболеваний особенно высока [13, 44, 45].
Л.С.Выгодский (1995) обращает внимание, что важно обеспечить повышение уровня социальной мотивации ребенка, которая, в отличие от биологической, формируется в процессе общественного вос-
питания личности индивидуально. Именно мотивация определяет регуляторный процесс, который управляет действиями для достижения цели, смысл которой понятен человеку и осознается им. Поэтому большое значение в предупреждении основных стоматологических заболеваний имеет формирование осознанных поведенческих реакций человека, активное самостоятельное выполнение профилактических процедур [5].
Особо следует подчеркнуть, что стойкие навыки у детей можно выработать, если с ними проводит регулярную просветительную работу авторитетный для них человек - например, родитель, воспитатель или учитель [4, 5, 19]. На состояние здоровья зубов детей влияют, прежде всего, профилактические установки и поведенческие стереотипы родителей, однако дети, обучающиеся в школах-интернатах лишены тесного общения с родителями, тем самым пример учителей, воспитателей, медработников и сверстников становится для них первостепенным. Уровень санитарно-гигиенических знаний педагогов, как главных носителей информации для школьников, крайне важен. Помимо этого, только убежденные в необходимости профилактики взрослые могут привить эту мысль детям. Тем не менее, существует противоречие между осознанием педагогическими коллективами и управленческими звеньями образовательных учреждений необходимости формирования здоровьесберегающей среды школы и недостаточной разработанностью системы комплексного сопровождения формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений [5, 6, 7].
Важным источником информации о профилактике заболеваний являются медицинские работники. Однако медперсонал не обладает должными педагогическими знаниями и навыками, встречаясь с детьми несколько раз в год, преимущественно, в психогенно-травмирующей ситуации - при выполнении лечебных манипуляций, не может принципиально изменить их отношения к своему здоровью [5,
41, 43, 47]. Следует отметить, что существующий диссонанс между педагогами и медработниками, требующий создания новых подходов к воспитанию у детей способности самостоятельно заботиться о своем здоровье, в том числе о здоровье полости рта.
Л.А. Головчиц (2001) на основе изучения большого фактического материала указывает на то, что развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков (от 6 до 15 % в начальной школе и от 20 до 26 % к концу обучения), важнейшими являются условия внутриш-кольной среды. Поэтому в сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов [7].
В литературе отмечается, что глухие дети имеют особые медицинские потребности, которые требуют частого медицинского вмешательства и наблюдения, в том числе это касается и стоматологического здоровья. Стоматологические манипуляций часто сопровождаются стрессовой ситуацией для пациентов. Наличие значительных коммуникативных барьеров у глухих детей, их эмоциональная лабильность, боязнь незнакомой обстановки и людей, еще в большей степени усугубляют негативное отношение к проведению медицинских манипуляций. Кроме того существует гипотеза, что глухие дети испытывают большее эмоциональное напряжение и страх при возникновении соматических жалоб, чем их слышащие сверстники. Таким образом, профилактическая программа помимо здоровьес-берегающего компонента может стать средством адаптации психики детей с депривацией слуха к необходимости проведения стоматологических процедур [1012, 14,15].
Сложность осуществления профилактических программ состоит еще в том, что глухие дети в сравнение с условно здоровыми сверстниками при общении с врачами имеют больше коммуникативных проблем и чувствуют себя с медицинским персоналом менее комфортно [16].
В работе Л.В.Зайцевой с соавторами (1999), посвященной основам коррекци-онной педагогики, указано, что поскольку дети школьного возраста уже имеют определенные собственные навыки по уходу за полостью рта, санпросвет работа должна быть направлена на выявление погрешностей в знаниях и своевременной их коррекции. Ключевым параметром успеха профилактической программы стоит считать создание условий ее доступности для целевого контингента, поэтому профилактические программы для глухих детей должны быть переработаны с учетом их когнитивных особенностей [9].
Чрезвычайно показателен тот факт, что реализация программ профилактики в виде «уроков стоматологического здоровья» в детских коллективах осуществляется посредством ряда педагогических приемов, таких как, иллюстрированные методические пособия [30], различные игровые приемы [28, 29], постановка театрализованных представлений [31], применение компьютерных технологий [21,22,23] в адаптированной для глухих детей форме. Особенности познавательной сферы детей с сенсорной деприваци-ей слуха позволяет в равной степени использовать активную и пассивную формы санитарно-просветительской работы.
Не менее существенно то, что на «Уроках здоровья» дети получают информацию об анатомии зубов, причинах, вызывающих кариес, о правилах рационального питания и ухода за зубами, о средствах по уходу за полостью рта. В ходе обучения происходит формирование и корректирование уже имеющихся навыков ухода за полостью рта. Во время проведения занятий большое внимание уделяется обучению правилам чистки зубов на муляжах, демонстрации и обу-
чению правильного использования предметов и средств гигиены по уходу за полостью рта, проведению контролируемой чистки зубов [29]. При этом, как правило, для привития навыков стоматологической гигиены во всех возрастных группах применяются демонстрация, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях [32].
Всё это убедительно доказывает, что при разработке специальных профилактических программ и при проведении санитарно-просветительной работы необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с деприваци-ей слуха. В первую очередь это недостаточность речевого обеспечения, которая приводит к более низкой по сравнению со слышащими эффективности учебно-педагогического процесса, что требует формирования специальной терминологической базы по основам стоматологических знаний, чтобы избежать искаженного представления об устройстве зубочелюст-ного аппарата, стоматологических средствах гигиены, правильной технике чистки зубов. [26,40].
Так же следует учесть особенности двигательной активности у глухих детей: недостаточно точная координация и неуверенность движений [36], низкий уровень развития пространственной ориентировки [37, 38], замедленное овладение двигательными навыками [39]. При обучении детей с ограниченными возможностями слуха необходимо сочетать визуальное восприятие информации с контактным осязательным и тактильным восприятием [11].
Как известно, средства наглядности и применение их в процессе обучения -одна из важных проблем в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями. Если дети усваивают новую информацию только в словесной
форме, не получая в то же время в индивидуальном опыте соответствующих чувственных представлений, то они приобретают формальные, оторванные от жизни знания. В условиях частичного или полного отсутствия слухового восприятия эта проблема может быть преодолена путем формирования новых знаний на основе более широкого использования наглядных пособий [27].
Таким образом, значение здоровьес-берегающего компонента таких программ для детей с депривацией слуха, которые изначально подвержены ряду социально-психологических факторов, способствующих раннему развитию стоматологической патологии, особенно велико. Главная задача школы - подготовка выпускника к самостоятельной трудовой жизни в изменяющемся обществе - обуславливает (наряду с другими направлениями) необходимость введения в учебный план мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактических стоматологических мероприятий путем проведения специализированных «Уроков здоровья». Кроме того, программа профилактики помимо медицинского эффекта имеет важное социальное значение. Использование адаптированных технологических подходов педагогами и медицинскими работниками при проведении занятий у детей с депривацией слуха будет способствовать снижению коммуникативных барьеров у данной категории инвалидов, их реабилитации и адаптации в социуме.
Литература:
1. Астапов В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - СПб., 2008. -256 с.
2. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2, № 5. - С. 174-176.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
4. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г. Л. Выгодская. - М.: Просвещение, 1975. - 174 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии /
Л. С. Выготский. Сост. Т. М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
6. Гиляровский В. А. Психиатрия / В. А. Гиляровский.
- М.: Медгиз, 1954. - 757 с.
7. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
8. Естина Е. Особенности овладения изобразительной деятельностью детьми старшего дошкольного возраста / Е. Естина, Н. Ю. Третьякова // Наука глазами студентов и школьников XXI века: матер. межрегион. студ. интернет-конф. - Шадринск, 2010. - С. 78-82.
9. Зайцев Д. В. Основы коррекционной педагогики / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. - Саратов: Пед. ин-т Саратовск. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 1999. - 110 с.
10. Извольская А. А. Особенности самосознания детей и подростков с нарушениями слуха (аналитический обзор литературных источников) / А. А. Извольская // Коррекционная педагогика.
- 2009. - № 3 (33). - С. 77-82.
11. Коркина М. В. Психиатрия / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. - М: Медицина, 1995. - С. 582-584
12. Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников / Б. Д. Корсунская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с
13. Королевская Т. К. К вопросу о восприятии устной речи глухими дошкольниками / Т. К. Королевская // Дефектология. - 1985. - № 5. - С. 51-53.
14. Красноперова Н. А. Состояние зрительной системы у глухих и тугоухих. Обзор / Н. А. Красноперова, Г. И. Рожкова // Сенсорные системы. - 2007. - Т. 21, № 4. - С. 275-285.
15. Красюк А. А. Коррекция психосоматических расстройств, обусловленных кохлеовестибулярными нарушениями / А. А. Красюк, Н. Л. Кунельская, Ю. В. Левина // Восстановительная медицина и реабилитация: матер. III междунар. конгр. - М., 2006. - С. 114.
16. КукушкинаО.И.Использованиеинформационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. И. Кукушкина.- М., 2005. - 58 с.
17. ЛауткинаС.В.Основыкоррекционнойпедагогики: курс лекций / С. В. Лауткина. - Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. - 211 с.
18. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.Ф. Матвеев. - М.: Медицина, 1987. - 184 с
19. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман. - М.: Просвещение, 1970. - 184 с.
20. Никольская И. А. Коррекционный аспект урока математики в школе для глухих детей / И. А. Никольская. Электронный ресурс // Фестиваль «Открытый урок». - 2008. ^йр:// festival.1september.ru/articles/513507/]
21. Преображенский Б. С. Глухонемота / Б. С.
Преображенский. - М: Гос. мед. изд-во, 1933. -247 с.
22. Преображенский Б. С. Болезни уха, горла, носа / Б. С. Преображенский, Я. С. Тёмкин, А. Г. Лихачёв. - М.: Медицина, 1968. - 495 с.
23. Разумова О. Ю. Факторы оптимизации обучения слабослышащих учащихся в условиях образовательной интеграции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Ю. Разумова. - СПб., 2005.
- 21 с.
24. Рау Ф. Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей / Ф. Ф. Рау // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 3-13.
25. Рау Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. - С. 81-88.
26. Семенченко И. В. Психолого-педагогическая коррекция средствамисказкотерапиивосприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Семенченко. - Бийск, 2003. - 16 с.
27. Синяк В. А. Особенности психического развития глухого ребенка: учеб. пособие для студентов-заочников пед. ин-тов / В. А. Синяк, М. М. Нудельман. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.
28. Ситкина Е. Ю. Психолого-педагогические условия активизации словесной памяти глухих школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Ситкина. - М., 1999. - 16 с.
29. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- 400 с.
30. A critical period of ear development controlled by distinct populations of ciliated cells in the zebrafish / B. Riley, C. Zhu, С. Janetopoulos et al. // Dev. Biol.
- 1997. - V. 191, № 2. - Р. 191-201.
31. A gene for congenital, recessive deafness DFNB3 maps to the pericentromeric region of chromosome 17 / T. B. Friedman., Y. Liang, J. L Weber et al. // Nat. Genet. - 1995. - V. 9. - P. 86-91.
32. A gene responsible for a sensorineural nonsyndromic recessive deafness maps to chromosome 2p22-23 / H. Chaib, C. Place, N. Salem et al. // Hum. Mol. Genet. - 1996. - V. 5, № 1. - Р. 155-158.
33. A Software System for Diagnosis and Classification of Deafness / A. O. Dunmade, A. D. Dunmade, O. A. Taiwo et al. // Eur. J. Sci. Res. - 2009. - V. 25, № 4. - Р. 597-605.
34. Al-Hilawani Y. A. Measuring students' metacognition in real-life situation / Y. A. Al-Hilawani // Am. Ann. Deaf. - 2003. - V. 148, № 3. - Р. 233-242.
35. Alloway T. P. Working Memory in Children With Developmental Disorders / T. P. Alloway, G. Rajendran, L. Archibald // J. Learn Disabil. - 2009.
- V. 42, № 4. - Р. 372-382.
36. Antia S. D. A Comparison of the Peer Social Behavior of Children Who are Deaf / Hard of Hearing and Hearing / S. D. Antia, D. A. Dittillo // Communication Disorders Quarterly Spring. - 1998. - V. 19, № 2.
- P.1—10.
37. Antia S. D. Developing membership in the education of deaf and hard-of-hearing students in inclusive settings / S. D. Antia, M. S. Stinson, M. G. Gaustad // J. Deaf Stud. Deaf Educ. — 2002. — V. 7, № 3. — P. 214—229.
38. Arai K. Effects of pronunciation practice system based on personalized CG animations of mouth movement model / K. Arai, M. Oda // (IJACSA) Int. J. Adv. Comp. Sci. Applicat. — 2012. — V. 3, № 6. — P. 125—130.
39. Archibald L. Specific language or working memory impairments: A small scale observational study / L. Archibald, M. Joanisse, A. Edmunds // Child Lang. Teach. Ther. — 2011. — V. 27, № 3. — P. 294—312.
40. Ballantyne J. Iatrogenic deafness / J. Ballantyne // J. Laryngol. Otol. — 1970. —V. 84, № 10. — P. 967— 1000.
41. Ban J. A clinical analysis of psychogenic sudden deafness / J. Ban, S. Jin // Otolaryngol. Head Neck Surg. — 2006. — V. 134, № 6. — P. 970—974.
42. Barker L. J. Computer-Assisted Vocabulary Acquisition: The CSLU Vocabulary Tutor in Oral-
Deaf Education / L. J. Barker // J. Deaf Stud. Deaf Education. - 2003. - V. 8, № 2. - P.187-198.
43. Baskent D. Audiovisual asynchrony detection and speech intelligibility in noise with moderate to severe sensorineural hearing impairment / D. Baskent, D. Bazo // Ear Hear. - 2011. - V. 32, № 5. - P. 582-592.
44. Beikler T. Implants in the medically compromised patient / T. Beikler, T. F. Flemmig // Crit. Rev. Oral. Biol. Med. - 2003. - V. 14, № 4. - P. 305-316.
45. Berlinski B. Differences in developmental art of deaf children and hearing children: a discovery of important differences in the art of deaf children when compared to the art of hearing children / B. Berlinski. - Lambert Acad. Publ., 2010. - 104 p.
46. Bone conduction hearing level in patients with eosinophilic otitis media associated with bronchial asthma / Y. lino, H. Usubuchi, K. Kodama et al. // Otol. Neurotol. - 2008. - V. 29, № 7. - P. 949-952.
47. Botting N. Social and behavioural difficulties in children with language impairment / N. Botting, G. Conti-Ramsden // Child Lang. Teach. Ther. - 2000. - V. 16. - P. 105-119.
THE ROLE OF HEALTH EDUCATION AND EDUCATION IN THE PRIMARY PREVENTION OF MAJOR DENTAL DISEASES IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS A.V. Sorokina, E.N. Goshkovskaya, Y.V .Gerasimenko, T.N.Alekseeva
Clinical hospital №51 of Russia , Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract. Children with sensory deprivation hearing toward healthy are in different conditions. They are characterized by peculiar psychophysical development, which in turn, causes difficulties mastering the means of communication, as well as the need for a systematic and targeted visual learning explanation. This article analyzes the problem of increasing the effectiveness of the role of health education and upbringing of children and teenagers hearing impaired, the formation of skills hygienic oral care, and increase the level of oral hygiene
Key words: primary prevention, children and adolescents with sensory deprivation of hearing, Dental Health Lessons, dental and hygiene education.
Статья принята к печати 14 ноября 2016 г.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
© ГРИНЬ Е.Н.
РОЛЬ ПРОВЕРОЧНОЙ ФЛЮОРОГРАФИИ В ВЫЯВЛЕНИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ Е.Н. Гринь
ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, г. Железногорск
Красноярского края, РФ
Адрес для переписки:
662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Павлова, д. 6, тел.: 8-983-283-0333; e-mail: kb-51@kb51.ru