Н. В. Подбуцкая. Роль самодетерминации и рефлексивности в карьерных ориентациях будущих
УДК 159.947:62
РОЛЬ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ В КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Н. В. Подбуцкая
Подбуцкая Нина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Украина E-mail: [email protected]
Изложены особенности карьерных ориентаций будущих инженеров, которые определяют вектор профессионального становления и уровень развития профессионализма. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на репрезентативной выборке (N =82, М = 20,03 лет; студенты 2-6-х курсов Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» различных технических специальностей) с применением диагностического инструментария: методики «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандрикова; методики «Опросник карьерных ориентаций "Якоря карьеры"» (Э. Шейна, в адаптации В. А. Чикера, В. Э. Винокуровой); «Методики дифференциальной диагностики рефлексивности» (Д. А. Леонтьева), «Шкалы самодетерминации личности» (Б. Шелдона, в адаптации и модификации Е. Н. Осина); методов математической статистики: описательного анализа, корреляционного, регрессионного, однофактор-ного дисперсионного анализов. Установлены роль и значимость особенностей самодетерминации и рефлексивности в определенных карьерных ориентациях (служения и вызова). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программы психологического сопровождения студентов технических специальностей для формирования базового уровня профессионализма во время профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: профессиональное становление, будущие инженеры, карьерные ориентации, профессионализм, личностный потенциал.
Введение
Проблема профессионального становления инженеров, его психологического сопровождения на этапе профессиональной подготовки вызывает особый интерес среди ученых-психологов. Это обусловлено, прежде всего, значимостью и вкладом различных отраслей промышленности в становление и развитие государства. Однако данный интерес реализуется в основном в плоскости изучения и формирования их профессиональной компетентности, минуя анализ будущего инженера как личности, с присущими ему определенными индивидуально-психологическими особенностями, личностным потенциалом, которые обеспечат или не обеспечат успешное профессиональное развитие и достижение про-
фессионализма на личностно-профессиональном уровне. В связи с этим сегодня остается недостаточно изученной проблема роли индивидуально -психологических свойств будущего инженера в профессиональном развитии, которые в немалой степени определяют направленность и ориентацию в построении карьеры.
Теоретический анализ проблемы
Период обучения в высшей школе кардинально меняет жизнь еще некогда ребенка-старшеклассника, так как фактически является началом периода взрослости; трансформируется структура личности, появляется ряд новообразований, связанных с ведущей в этом периоде деятельностью - учебно-профессиональной, в частности с появлением жизненных планов, связанных с приобретаемой профессией. На реализацию этих планов влияют различные факторы, одним из которых являются карьерные ориентации, определяющие будущую успешную профессионализацию. Раскрывая важность формирования карьерных ориентаций, С. А. Богомаз, В. В. Мацута пишут: «Сознательное планирование карьеры является одним из важнейших условий самореализации человека <...> Карьерные ориентации могут оставаться стабильными у человека в течение длительного времени» [1, с. 15]. Однако необходимо заметить, что карьерные ориентации не формируются изолированно, обособленно от индивидуально -психологических качеств личности студента: рефлексивность, рефлексия, которые, по словам В. Д. Шадрикова, «определяют формирование всех компонентов психологической системы деятельности и деятельности в целом» [2, с. 111], а также самодетерминация и саморегуляция, несомненно влияют на направленность личности, в том числе, и карьерную, что и было экспериментально проверено в данном исследовании.
Выборка, методики и методы исследования
В исследовании принимали участие студенты 2-6-х курсов Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» специальностей: технологи, механики, металлурги, машиностроители, программисты, прикладные математики, системные аналитики
© Подбуцкая Н. В., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)
и др. (N = 82, М = 20,30 лет). Использовался следующий диагностический инструментарий: «Опросник карьерных ориентаций "Якоря карьеры"» (Э. Шейна, в адаптации В. А. Чикера, В. Э. Винокуровой) [2], «Шкала самодетерминации личности» (Б. Шелдона, в адаптации и модификации Е. Н. Осина) [2], «Методика дифференциальной диагностики рефлексивности» (Д. А. Леонтьева) [3], «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандрикова [3], методы математической статистики: описательный, корреляционный, регрессионный, однофакторный дисперсионный анализы с помощью статистического пакета SPSS версия 20.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно результатам проведенной методики на выявление особенностей карьерных ориентаций будущих инженеров, необходимо отметить, что все они находятся на уровне средних значений, однако наиболее выраженными являются ориентации на «служение» (М = 5,14, SD = 1,08) и на «свободу для» (М = 5,08, SD = 0,89). Это свидетельствует о том, что респонденты готовы работать на людей, склонны к сотрудничеству, но при этом принимают решения о каких-либо действиях самостоятельно, тщательно анализируя и взвешивая. Соответственно, по остальным шкалам - «вызов», «предпринимательство» получены невысокие результаты, т. е. для достижения успеха студенты инженерных специальностей не будут использовать конкурентный стиль взаимоотношений, творчески подходить к выполняемой работе.
По шкале самотождественность методики «Шкала самодетерминации личности» в выборке получен низкий результат (М = 14,7, нижний квартиль - 15 баллов), т. е. большинство будущих инженеров чувствуют, что все, что происходит, не зависит от них, ощущают неудовлетворенность жизнью, беспокойство о будущем, отчуждение от собственных чувств, что, безусловно, требует коррекции и выявления причин, тем более что по шкале «самовыражение» респонденты имеют невысокие показатели (М = 9,91 при нижнем квартиле 9 баллов). По остальным шкалам наблюдаются средневыраженные показатели, что свидетельствует о неутраченном контроле над жизнью, независимости от других.
Рефлексивные процессы, диагностируемые по методике Д. А. Леонтьева, у студентов выражены в достаточной степени, что характеризует их как субъектов с потребностью в анализе собственных действий, мыслей, поступков, при необходимости умеющих абстрагироваться и посмотреть на ситуацию со стороны, что, безусловно, определяет успешное личностно-про-фессиональное развитие.
Важными для достижения профессионального успеха являются умения планирования, саморегуляции, стратегического целеполагания, поэтому одна из важнейших задач - выявление навыков самоорганизации деятельности, что было сделано с помощью методики Е. Ю. Мандрикова. Благодаря ей выявлено, что у большинства будущих инженеров возникают сложности с постановкой целей, уверенностью во время решения проблемных задач, т.е. фактически наши респонденты не умеют планировать, моделировать, самоорганизовывать собственную деятельность, что может привести к сложностям в построении профессионального пути после окончания обучения и в трудоустройстве. Особо необходимо выделить шкалы, по которым полученные результаты меньше нижней границы показателя, это «наличие целей» (М = 27,64, нижний квартиль - 32 балла), «суммарный показатель самоорганизации деятельности» (М = 100, нижний квартиль - 102 балла), «индекс целеустремленности» (М = 23,18, нижний квартиль - 25,5 баллов). Можно сказать, что будущие инженеры ориентированы на служение людям в профессии, анализируют собственные действия, однако не умеют планировать собственную профессиональную и личную жизнь.
Поскольку умение ставить цели является необходимым для успешного развития, был проведен регрессионный анализ для выявления предикторов целеустремленности: при уровне значимости р = 0,000, доле дисперсии 32,3% (R2 = 0,323) были выделены следующие статистически значимые предикторы: воспринимаемый выбор как показатель самодетерминации (в = 0,422, р = 0,009), системная рефлексия (в = 0,325, р = 0,011), квазирефлексия (фантазия) (в = -0,294, р = 0,021). Согласно полученным данным, высокая осмысленность жизни, умение взглянуть на проблему со стороны как объекта, так и субъекта, вера в возможность контроля над жизнью, жизненными событиями при отсутствии фантазий, оторванных от реальности, и погруженности в собственный внутренний мир обусловят развитие целеустремленности у будущих инженеров. Полученные данные будут обязательно использованы при построении тренинговой программы развития профессионализма как элемента психологического сопровождения студентов технических вузов.
Для выявления роли самодерминации и рефлексивности в карьерных ориентациях будущих инженеров нами был проведен однофак-торный анализ ANOVA: в частности, в анализе использованы две противоположные карьерные ориентации «служение» и «вызов». Первая более характерна для нашей выборки, хотя профессиональная деятельность инженера не в полной мере связана с работой с людьми, и для достижения
70
Научный отдел
Н. В. Подбуцкая. Роль самодетерминации и рефлексивности в карьерных ориентациях будущих
профессиональных вершин, скорее, необходимо быть ориентированным на вызов, конкуренцию, победу, решение трудных задач.
Результаты дисперсионного анализа показали, что студентов с высоким уровнем ориентации на служение и вызов характеризуют более высокий уровень системной рефлексии (р = 0,07 и р = 0,031) и умение ставить цели (р = 0,012 и р = 0,008), однако существуют отличия: будущих инженеров, ориентированных на служение, отличают фиксация, негибкость, отсутствие видения альтернатив (р = 0,026) и высокий общий уровень самоорганизации, т.е. «зацикленность» на планировании своей жизни. Такая выраженная ориентация, как «свобода для», при которой студент все силы и свободу использует для профессиональных достижений, раскрывается в большей степени у людей с выраженной системной рефлексией, наличием целей и настойчивостью.
Заключение
Таким образом, исходя из полученных данных, можно сказать, что у студентов инженерных специальностей низкий уровень целеустремленности, выраженная карьерная ориентация на служение и достаточный уровень рефлексивности. Выявлено, что самодетерминация и рефлексивность играют весомую роль в выраженности той или иной карьерной ориентации: системная рефлексия, умение ставить цели, настойчивость, фиксация на выполнении дела, общий уровень самоорганизации деятельности определяют правильный, конструктивный вектор профессионального развития и ориентированность на построение карьеры.
Библиографический список
1. Богомаз С. А., МацутаВ. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала. Томск, 2012. 41 с.
2. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М., 2013. 464 с.
3. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал : структура и диагностика. М., 2011. 680 с.
Role of Self-determination and Reflexivity in Career Orientations of Future Engineers
Nina V. Podbutskaya
National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» 21, Fruhze str., Kharkov, 61002, Ukraine E-mail: [email protected]
Special features of career orientations of future engineers are described; they define the vector of professional formation and the level of professional development. The results of the empirical research are presented, the research was carried out on the representative sample (N =82, M = 20,30 years, students of 2-6 years of study of National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» with different technical specialties) with application of the diagnostic tools: the method of «The questionnaire of self-organization activity by E. Yu. Mandrikova»; the method of «The questionnaire of career orientations «Career anchor» (E. Schein; with adaptation of V. A. Chikera, V. E. Vinokurova)»; the method of differential diagnostic of reflexivity (D. A. Leontev), the scale of self-determination of a person (B. Sheldon; with adaptation and modification of E. N. Osina); methods of mathematical statistics: descriptive analysis, correlation, regression, one-factor dispersive analyses. The role and significance of special features of self-determination and reflexivity in particular career orientations (ministry and challenge). The applied aspect of the studying problem can be implemented in the development of the program of psychological accompanying of students with technical specialties for formation of the basic level of professional competence during their professional development in a higher education institution.
Key words: professional development, future engineers, career orientations, professional competence, personal potential.
References
1. Bogomaz S. A., Macuta V. V. Oprosnikovye metody issledovaniya lichnostnogo potencíala (Questionnaire methods of studying personal potential). Tomsk, 2012. 41 p. (in Russian).
2. Shadrikov V. D. Psihologiya dejatel'nosti cheloveka (Psychology of human activity). Moscow, 2013. 464 p. (in Russian).
3. Leont'ev D. A. Lichnostnyypotentsial: struktura i diag-nostika (Personal potential: structure and diagnostic). Moscow, 2011. 680 p. (in Russian).
Психология социального развития
71