№ 2 (45), 2012 "Культурная жизнь Юга России"
осенью, а в остальное время года, если позволяло благосостояние, питались сушеными мясными продуктами из баранины (маза), козлятины (кяца), говядины (х1айван) и, очень редко, конины (урчи). В том случае, когда доходы семьи были невысокими, впрок запасали курдюк животных (г1яш, букьмигъ) и нутряной жир (х1али) [3].
Начало заготовок приходилось на осень, так как именно в это время животные хорошо упитаны после летнего нагула, а погодные условия -благоприятны, устанавливается «умеренно теплая температура воздуха» [4]. В зависимости от особенностей климата колбасные и другие изделия сушили на балконах (в горах) или под навесами (на равнине). Технология производства была следующей: мясо помещали в деревянные корыта, засыпали солью и оставляли в прохладном месте в течение двух-трех дней, после чего вывешивали на воздух. Пищевая ценность продуктов, приготовленных таким способом, оставалась достаточно высокой, потери витаминов и других полезных веществ были минимальными. Некоторые даргинцы (например, мюрегинцы) солили мясо в шкуре (кавц) животного, завязывая края с помощью прочных льняных ниток (гантир). Тушу крупного рогатого скота предварительно делили на большие части - окорока (урдулте), бока (шелме), лопатки (бурук1ме), туши мелкого рогатого скота заготавливали целиком.
Иногда сушеное мясо служило для обмена. Например, в ауле Кища на него выменивали фрукты у жителей сел Маджалис, Ахмедкент, занимавшихся садоводством [5].
Если заготовка производилась поздней осенью или зимой, мясо сушили над очагом в ц1ала кьа-ли (дословно - огневая комната ). Кайтагцы подвешивали продукты к потолку, на специальные жерди из дерева или на деревянный брусок с несколькими рогами. Даргинцы, как и южные кумыки, сушили мясо в помещении, называемом тавчу [6], затем вывешивали на сквозняке на теневой
стороне веранды, так же поступали в с. Дибга-липк [7]. Благодаря прохладному воздуху (ц1уэ-ри) и постоянному ветру (даг1), мясо приобретало хороший цвет и особый вкус. После завершения сушки (через 20-30 дней) его оставляли в хорошо проветриваемой кладовке. В с. Ахмедкент сушеное мясо хранили в выдолбленной из деревянного бруска емкости (кора) или в ларях для муки. Мю-регинцы использовали для этого льняные мешки, подвешивая их к потолочной перекладине бурхли-зе, чтобы защитить продукты от грызунов.
Таким образом, особенности кухни даргинцев и других народов Дагестана, касающиеся способов заготовки и хранения мяса, во многом аналогичны, что объясняется идентичностью экологических условий, общностью хозяйственной деятельности и культурными взаимовлияниями.
Литература и источники
1. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX - начало ХХ в. М., 1978. С. 252-275.
2. Рамазанова З. Б. Пища народов Нагорного Дагестана в XIX - начале ХХ вв. Махачкала, 2003. С. 72; Алимова Б. М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале ХХ в. Махачкала, 2005. С. 121.
3. Алимова Б. М. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуре южных кумыков и дагестанских азербайджанцев ^К-ХХ вв.). Махачкала, 2007. С. 190.
4. Гаджиева С. Ш., ОсмановМ. О., ПашаеваА. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. С. 283.
5. Полевой материал 1994 г. Инф. Абдулкери-мов Мирза Керимович, 1913 г. р.; с. Ахмедкент Кайтагского района Дагестана.
6. Гаджиева С. Ш. Кумыки. Историко-этногра-фическое исследование. М., 1961. С. 249.
7. Хасбулатов Х. М. Культура и быт общества Гапш: традиции и инновации. Махачкала, 2007. С. 72.
Z. Z. ABDuLKERIMovA. DARGINs' traditional DIET: LAYING-IN oF MEAT (On the field ethnographic materials of Dargin rural settlements)
The existence of traditional ways of lying-in of meat products in one of the Dagestan ethnoses - Dargins is summarized in the article on the basis of the field ethnographic material. Key words: preserving of products, ways of processing and retention of meat.
З. А. АЛИГАДЖИЕВА РОЛЬ РЯЖЕНОГО В АВАРСКОЙ СВАДЬБЕ
В статье характеризуется образ ряженого - одного из основных персонажей аварской свадьбы, анализируются его функции, истоки в народной культуре. Ключевые слова: аварский фольклор, персонажи свадебного обряда.
В календарных, аграрных, семейно-бытовых и других обрядах аварцев, в частности на свадьбах, большую роль играли ряженые. У каждого из субэтносов их называют по-разному: у хунзахцев -бац1 ('волк'), бац1ил т1агъур ('волчья шапка ),
гьалугьазул бац1 ('ветреный волк'), цидул т1агъур ('медвежья шапка ), дег1ен ('козел ); у андалаль-цев - бац1 ('волк'), х1ама-бац1 ('осел-волк'), г1ян-гур-бац1 ('шакал-волк'), у каралальцев - х1ама-ба-ц1 (осел-волк') [1]; у койсубулинцев - дег1ен-бац1
о о "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (45), 2012
( козел-волк'), гизмадул бац1 ('шуточный волк'); у гидатлинцев - къохьо бер ('кожаный глаз ), к1оч1о бах1аре ('мини-невеста'), ч1иртил бах1аре ('тряпичная невеста ), гьарак1о, у ахвахцев - ши ( медведь'); у каратинцев - си ('медведь'), си-бац1а ('медведь-волк'); у тляратинцев - цидул т1инч1 ('медвежонок'); у ботлихцев - х1ох1ок1и ('шут'); у гунзибцев - махсарачин; у багулалов и тиндинцев -х1ух1унча ('шут') [2].
Ряженые облачались в шубы, вывернутые мехом наружу, и надевали на голову маски из шкуры волка с пришитыми к ней ослиными ушами (с. Ругуджа), из шкуры барана с волчьими ушами (с. Шулани), из шкуры козла с ослиными или волчьими ушами (с. Кудали), из войлока с ушами осла или козла (с. Бацада) или же с рогами (с. Ме-геб). В селении Бацада таких актеров, веселящих гостей, было двое - мужчина и молодой человек, переодетый в женщину, которого парни в шутку обнимали и приглашали на танец [3].
Вопреки бытующему мнению (Е. Н. Студенецкая) о запрете на участие в театральных представлениях, нередко становились ряжеными и женщины. Они носили в течение праздника мужскую одежду и исполняли чиясул рисани ('мужской танец). Это можно наблюдать в селении Ругуд-жа или на свадебных торжествах у ботлихцев, ба-гулалов, ахвахцев, каратинцев и других народов Дагестана [4].
Согласно традициям гидатлинцев, ряженый надевал бурку и маску с рогами и прорезями для глаз. У койсубулинцев это был, как правило, близкий родственник или друг жениха. Он неожиданно появлялся в разгар свадьбы, одетый в войлочную маску, папаху и вывернутую мехом наружу шубу, с вымазанным красками лицом. Встречались и «профессиональные» ряженые, постоянно выступающие на праздниках. Они всячески проказничали: бросали в толпу муку и золу, пачкали людей сажей; однако на подобные шутки не принято было обижаться [5]. Присутствовавшие на торжествах угадывали ряженых по поведению. Обычно в этой роли выступали люди среднего и пожилого возраста, которые во время представления не произносили слов, чтобы остаться неузнанными. Женщина-ряженая в одних селах молча танцевала со всеми, кто ее приглашал, (с. Гента), в других - пела и танцевала (с. Урада, с. Тидиб) [6].
Уникальным явлением традиционной гидат-линской свадьбы М. А. Дибиров считает появление женщин, которые имитируют живых кукол. Ряженый-мужчина, помимо функций шута, должен был «охранять» их, оберегая от прикосновений присутствующих [7].
Атрибутами этого персонажа были палка («х1унс») и кожаная сумка, наполненная золой (распространено повсеместно) и опилками (принято в с. Мачада). Его сопровождал ишак, на которого также надевали маску. Ряженые били провинившихся, осыпали зрителей золой (опилками), обливали водой (с. Тлях), обжигали пучком крапивы (с. Мачада). За исполнение такой роли на празднествах плата не полагалась, ее заменяло угощение со стола жениха и невесты [8].
У ахвахцев ряженых, принимавших участие в свадебном торжестве, было несколько. Местные молодые мужчины облачались в вывороченные наизнанку тулупы и маски с рогами, на голову надевали своеобразный парик из шерсти, привязывали различные металлические предметы, звенящие при ходьбе. Этот «костюм» дополнялся коровьим хвостом и палкой в руках. Лица чернили сажей либо обмазывали красками. Иногда маску заменяла лисья шкура с мордой, лапами и хвостом. Шуты танцевали и кувыркались, брали с собой торбу, наполненную золой, мукой и мелкими камешками (чабахи), чтобы бросать в детишек и женщин [9].
Ряженые-каратинцы (обычно местные мужчины) носили войлочную маску с усами, ушами и рогами, к спине прикреплялся хвост. На свадьбе один изображал медведицу, другой - медведя, они плясали, выполняли акробатические трюки. Если по ходу действия приходилось произносить слова, говорили измененным голосом [10]. На свадьбе ботлихцев также присутствовали ряженые с шуточными номерами. Одеждой для них служила чабанская папаха и вывернутая наизнанку шуба с грубой веревкой вместо пояса [11].
По обычаю гунзибцев, ряженые появлялись в момент перехода невесты в дом мужа. Они имитировали повадки животных (волка, медведя, зайца, осла и др.) и гонялись за женщинами и детьми, как бы стараясь их поймать. Позже в круг танцующих вводили осла, навьюченного приданым (в один из мешков обязательно клали узорчатые носки -ц1инда). С ужимками и смешными выходками лицедеи примеряли все вещи на себя и отбрасывали, приговаривая: «Они плохие». Так продолжалось до тех пор, пока не находились носки - их хвалили и с веселыми шутками преподносили жениху [12].
Изучение функций и костюма ряженого на аварской свадьбе позволяет охарактеризовать важные составляющие народной культуры. Не случайно в ряде случаев названия подобных персонажей носят комбинированный характер: х1а-ма-бац1 ('осел-волк'), г1янгур-бац1 ('шакал-волк') у андалальцев и каралальцев, дег1ен-бац1 ('козел-волк') у койсубулинцев, си-бац1а ('медведь-волк') у каратинцев. И такое же сочетание разнородных элементов наблюдается и в костюме: маска из шкуры одного животного, рога - другого, уши - третьего, а хвост - четвертого. Мы считаем важным выявить и подчеркнуть аналогию с наскальными рисунками (изображения зооморфных фигур - козел-женщина, кабан-козел, зубр с лапами хищника и огромными прямыми рогами и т. п.), встречающимися в древних писаницах на территории Дагестана (Чинна-Хитта, Чувал-Хва-раб-нохо и др.) [13].
По мнению С. А. Токарева и А. Г. Булатовой, «в практике обрядового маскирования отразились идеи, связанные с магией плодородия» [14]; «Название и смысл этих масок уводят в глубокую древность к первобытной магии, тотемизму, к которым восходят корни культов плодородия» [15]. Л. В. Покровская уточняет: «Выбор той или
№ 2 (45), 2012
"Культурная жизнь Юга России"
иной маски <...> определялся, возможно, ролью животного в крестьянском хозяйстве или его потенциальными возможностями плодородия» [16]. На связь образа ряженых с древними культами и ранними формами религии указывают многие ученые: «Надев шкуру и маску тотемного животного и воспроизведя его движения, человек верил, что он реально преображается в свой тотем, уподобляется ему» [17]; «Костюм должен был способствовать превращению человека в тотемное животное» [18].
Таким образом, маски и костюм ряженого, его действия на свадьбе могли быть инсценировкой тотемных праздников - охотничьих плясок, где зооморфные маски являлись изображением мифологического первопредка, патрона охоты, а также зверя, на которого устраивали охоту. С развитием религиозных представлений отдельные маски (козел, бык и т. п.) стали составной частью семейно-бытовой обрядности, связанной с культом плодородия.
Литература и источники
1. Алигаджиева З. А. Пережитки домонотеи-стических верований и обрядов у аварцев-анда-лальцев в XIX - начале XX в. Махачкала, 2012. С. 72.
2. Сефербеков Р. И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристики, персонификации). Махачкала, 2009. С.205-212.
3. Алигаджиева З. А., Сефербеков Р. И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-андалальцев // Вестник Дагестанского научного центра. 2004. № 19. С. 105-106.
4. Сефербеков Р. И. Мифологические персонажи традиционных верований ахвахцев // Вестник Института истории, археологии и этнографии. № 4. 2008. С. 141-142; Бартыханов Г. М. Образно-выразительная система аварского обрядового театра (На материалах свадьбы) // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1980-1981 гг. Махачкала, 1982. С. 56; Гаджиев Г. А. Багулалы. XIX - начало XX в.: ист.-этногр. исслед. 1991 г. //
Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 787. Л. 206.
5. Алиев М. О., Сефербеков Р. И. Мифологические персонажи аварцев-койсубулинцев // Обозреватель - Овserver. 2007. № 12. С. 112-113.
6. Сефербеков Р. И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидат-линцев // Вестник Дагестанского научного центра. 2004. № 17. С. 71.
7. ДибировМ. А. Традиционные обряды и обычаи в современной гидатлинской свадьбе // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 125-127.
8. Сефербеков Р. И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидат-линцев ... С. 71.
9. Сефербеков Р. И. Мифологические персонажи традиционных верований ахвахцев .
10. Сефербеков Р. И, СефербековМ. Р. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-каратинцев // Известия вузов: СевероКавказский регион. Сер.: Общественные науки. № 5. 2009. С. 57.
11. Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Ботлихцы. XIX - начало ХХ в.: ист.-этногр. исслед. Махачкала, 1993.С. 119.
12. Ризаханова М. Ш. Гунзибцы. XIX - начало ХХ в.: ист.-этногр. исслед. Махачкала, 2001. С. 107.
13. Котович В. М. Путешествие в тысячелетия: записки дагестанского археолога. Махачкала, 1994. С.103-104, 108-109.
14. Токарев С. А. Маски и ряжение // Календарь и календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 191.
15. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX - начале ХХ в. Л., 1988. С. 46.
16. Покровская Л. В. Земледельческая обрядность // Календарь и календарные обычаи ... С. 75.
17. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966. С. 343.
18. Соколова З. П. Культ животных в религиях. М., 1972. С. 98.
Z. a. aligadzhiyeva. the role of a masker in avarian wedding
The image of a masker- one of the main characters of Avarian wedding is characterized in the article. His functions, sources in the national culture are analyzed. Key words: Avarian folklore, characters of a wedding ceremony.