ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-3-126-129 EDN: https://elibrary.ru/sflski NIION: 2015-0066-3/24-016 MOSURED: 77/27-011-2024-03-215
Роль Русской православной церкви в публичной дипломатии в дореволюционной России: историко-правовой аспект
Татьяна Анатольевна Прудникова1, Светлана Валерьевна Иванченко2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
2 Московская академия Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. На протяжении многих веков Русская православная церковь участвовала в дипломатических миссиях государства. Она способствовала выстраиванию тесных контактов и добрых отношений российского государства с соседними странами. В статье рассматриваются основные формы организации деятельности Русской православной церкви в публичной дипломатии досоветского периода.
Ключевые слова: публичная дипломатия, формы организации, Русская православная церковь, дореволюционный этап
Для цитирования: Прудникова Т. А., Иванченко С. В. Роль Русской православной церкви в публичной дипломатии в дореволюционной России: историко-правовой аспект // Вестник экономической безопасности. 2024. № 3. С. 126-129. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-3-126-129. EDN: SFLSKI.
Original article
The role of the Russian Orthodox Church in public diplomacy in pre-revolutionary Russia: historical and legal aspect
Tatyana A. Prudnikova1, Svetlana V. Ivanchenko2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
2 Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. For many centuries, the Russian Orthodox Church has participated in diplomatic missions of the state. It contributed to building close contacts and good relations between the Russian state and neighboring countries. The article examines the main forms of organization of the activities of the Russian Orthodox Church in public diplomacy of the pre-Soviet period.
Keywords: public diplomacy, forms of organization, Russian Orthodox Church, pre-revolutionary stage For citation: Prudnikova T. A., Ivanchenko S. V. The role of the Russian Orthodox Church in public diplomacy in pre-revolutionary Russia: historical and legal aspect. Bulletin of economic security. 2024;(3):126-9. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-3-126-129. EDN: SFLSKI.
XXI век стал веком революционных перемен, переосмысления политических и исторических процессов. Меняются союзы, меняется подход к изучению истории, меняется геополитическая карта мира. С развитием многополярного мира стало вполне очевидным, что в современных условиях религия как движущая сила в международных отношениях не отходит на второй план, а приобретает все большее значение. Среди негосударственных сторон, активно участвующих в международных отношениях, религиозные объединения занимают особое место.
© Прудникова Т. А., Иванченко С. В., 2024
В России церковь отделена от государства, что имеет естественное закрепление в Конституции. Церковь вообще не должна входить ни в какое-либо политическое предприятие. Но мы также знаем, что и отгораживаться от общества она не имеет права. Разделяя с ним все хорошее и тягостное, что выпало на его долю, церковь выполняет одну из самых главных своих задач -объединение общества.
Международная деятельность Русской православной церкви в досоветский период имела обширные проявления, несмотря на то, что по факту находилась под
JURISPRUDENCE
управлением царской власти. Но, естественно, некоторая степень независимости в этой деятельности присутствовала. И это вполне оправдано.
Религиозные организации, особенно до начала XX в., обладали высоким авторитетом среди населения в большинстве стран. Мировоззрение общества изначально формировалось под влиянием религии. Православная церковь так вообще стояла у истоков становления российской государственности, подкрепляя ее, легитимируя ее.
На Руси вполне обыденно было привлечение высших религиозных иерархов в качестве посланников, парламентеров, посредников и эмиссаров князя или города. Это было логично, ведь высшее духовенство было образовано, обладало серьезным статусом, имело вес в глазах населения и власти, а также находилось в духовной связи с Богом. Кроме того, сами они чаще всего старались избегать участия в княжеских распрях, предпочитая дистанцироваться от конфликтов и судить о ситуации со стороны. Все это позволяло им давать более объективную оценку происходящих событий.
Можно сказать, что международная миссия РПЦ началась с правления князя Ярослава Мудрого, который поставил на митрополию русского священника Иларио-на. Именно присутствие во главе церкви здешнего подвижника позволило реализовать общехристианские цер-ковно-политические и юридические идеи в интересах Руси, раскрыв их значение в новом формате.
Следующей вехой в международной отрасли стала канонизация Бориса и Глеба. Провозглашение святыми убиенных князей Бориса и Глеба имело как внутриполитическое значение (укрепление княжеской власти), так и международное. До этого момента никто из глав европейских государств не имел ничего подобного, а тут русский великий князь обрел в своей семье святых покровителей.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что широкая миссионерская деятельность тоже относится к дипломатической службе церкви. Распространение религии, внедрение православной культуры в соседние племена, закрепляли тем самым власть князя. Хорошим примером тут выступит Восточная Прибалтика, где данные меры помогали препятствовать распространению влияния рыцарских католических орденов, а также налаживали добрые торговые связи.
Во времена ордынского владычества в 1261 г., прямо в столице Золотой Орды с разрешения хана Берке появляется православная епархия, основанная митрополитом Киевским Кириллом III. Учреждение такого института было выгодно и Орде и Руси. Через русского митрополита ханам можно было вести сношения с Византией, а великие русские князья могли не опасаться распространения влияния католичества. Сами же сарай-ские епископы получали возможность заниматься миссионерской деятельностью во всей Золотой Орде. Официально даже разрешалось обращать самих ордынцев в православную веру.
Православие даже приняли многие знатные представители ханского рода. Например, племянник Батыя Петр, приняв православие, в дальнейшем основал Петровский монастырь в Ростове, а в XVI в. так и вообще канонизирован. «В этот период закладывались условия для развития диалога русской и восточных, мусульманских культур (в частности, татарской, включавшей бул-гарские и восточно-половецкие элементы). Развивался синтез элементов двух культурных миров, ставших затем основой России как многонационального государства» [1, с. 141].
В 1589 году в России установилось патриаршество. Это событие, с одной стороны, стало возможным благодаря выросшему значению церкви, а с другой стороны подняло престиж церкви и усилило влияние государства.
Нелегкое бремя легло на церковь во времена народного кризиса XVII в. Она становится участником тяжелых кровопролитных событий, той гвардией, переманить которую захотели многие противники российского государства, ведь она могла дать власти легитимность.
Ввиду обострения отношений и угрозы войны с Речью Посполитой, а также и претендующего на царскую власть иноверца, вопрос сохранения веры и культуры занял лидирующее значение. Так, ведя переговоры о возможности занятия престола польским королевичем, именно представителями духовенства был составлен проект договора, который отражал главные требования к претенденту: исповедание только православной веры, запрет на католических и протестантских миссионеров, сохранность церковного имущества [4, с. 154].
Лавируя между политическими силами, церковь пыталась уберечь народ, но удостоверившись, что иноверцы не хотят принимать православную веру, что им чужда православная культура, направила все силы на сопротивление. Рассылались многочисленные грамоты с призывами о сопротивлении, собирались деньги, ополчению отправлялись продукты.
Можно сказать, практически, все духовенство участвовало в важных дипломатических миссиях, отправляясь в посольства, становясь крепостями, центрами народных ополчений. «В период Смуты на оккупированных землях епархиальные архиереи нередко оставались единственными представителями Московского государства, наделенными властными полномочиями» [5]. Услышав призыв церкви, и сумев объединиться ради сохранения веры, народ сохранил государство.
При Петре I церковь лишилась многих возможностей, ее влияние было скованно, хоть и не ограничено полностью. Если раньше дипломатическая служба была соединением светской и духовной власти, где духовенство выступало советниками русских правителей, то после реформ Петра I дипломатия становится уделом государственной службы. Подчинив церковь государству в лице Синода, Петр I поменял дипломатическую систему.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
8 июня 1700 г. Петр I издает указ об учреждении Русской духовной миссии в Китае. Как такового российского посольства в Пекине, да и в целом, в Китае не было, а потребность в дипломатических сношениях была. Тут и сыграла важную роль созданная Петром I Русская духовная миссия. Власти Поднебесной высоко оценивали духовную миссию, признавая право дипло-магического представительства России. Понимая важность конструирования диалога со странами Дальнего Востока и развития межцивилизационных отношений, Петр I возложил на миссию множество задач: дипломатия, миссионерство, подготовка переводчиков, сбор сведений военно-экономического характера.
Правовые основы существования Российской духовной миссии в Китае (месторасположение, статус, состав, содержание) были определены рядом международных договоров Цинской империи с Россией [6, с. 189]. Значимым фактом в развитии русско-китайских связей было заключение Кяхтинского договора или, как его еще иногда называют, «Кяхтинский тарктат» (1727 г.). Именно активно развивающиеся «Оживленные дипломатические связи между русскими и китайцами, в конце концов привели к Кяхтинскому договору 1728 г.» [3, с. 260]. Данный договор неоднократно подписывался, переписывался и дополнялся, но внес ряд важных определений, касающихся политических и экономических взаимоотношений [2, с. 635-638]. Участники миссии содействовали разрешению политических затруднений, таких как организация китайского посольства в Россию (1729 и 1732 гг.). А также принимали участие в решении вопроса о свободном хождении по реке Амур (1736-1745 гг.).
Духовенство в составе дипломатов участвовало и в подготовке Айгуньского (1858 г.) договора, а также в подготовке Пекинского (1860 г.) договора, по итогам которых были согласованы границы между Империей Цин и Россией. Китайская сторона настолько уважала Архимандрита Палладия, что обращалась к нему за переводами русских государственных бумаг и организации посредничества при китайско-российских сношениях.
Русско-ближневосточные отношения, первоначально строились на богомольцах и пилигримах. Но уже в период правления Петра I и Екатерины II государственные интересы приобрели новый характер, не ограниченный духовным интересом к святой земле. В ходе русско-турецких войн появилось осознание значения международных публичных отношений с Османской империей.
Заключаются договоры Константинопольский (1700 г.) и Кючук-Кайнарджийский (1774 г.) где речь шла уже не только о положении русских паломников, но и свободное распространение православной веры среди населения Османской империи «не препятствовать, каким бы то способом ни было, исповеданию христианского закона совершенно свободного», а также «созиданию церквей новых и поправлению старых, как то прежде сего уже было» [7, с. 55]. Примерно с того времени
дипломатические миссии на Ближнем Востоке начали активно развиваться.
После событий Крымской войны взгляды Востока и Запада были прикованы к Иерусалиму. России необходимо было усилить свое влияние в православной части арабского мира. Улаживание конфликта между православными арабами и греками, оказание моральной и материальной поддержки Палестинской православной церкви, противодействие распространению католичества и протестантизма, помощь русским паломникам, а также укрепление международного авторитета России на Ближнем Востоке и в мире, все это требовало скорейших действий от Российской Империи.
Работа русских дипломатов в Палестине и Сирии имела ряд своих сложностей, так как проводилась на территории Османской империи. Поэтому многие вопросы рассматривались не на местах, а в Константинополе. Дипломатия же в Иерусалиме и Бейруте в большинстве своем шла через деятельность Русской Духовной Миссии, учрежденной еще в 1847 г. Горчаков А. М. писал в своем докладе так: «Нам необходима представительность на Востоке, разумеется, не политическая, а церковная, в которой нам не могут отказать ни турки, ни франки, имеющие своих патриархов и епископов в Святом Граде» [8, с. 244].
Масштабы работы Русской Духовной Миссии были колоссальны. Благотворительность, создание типографии, организация школ для пастырей. Вся работа велась на родном для коренного населения языке - арабском. Параллельно с деятельностью миссии шло активное развитие торговых отношений. Постепенно, несмотря на сопротивление Османской империи, помехи со стороны протестантов и католиков, не всегда дружественные отношения русских и греков, Русская Палестина была создана, а Русская Духовная Миссия просуществовала до 1917.
Список источников
1. Вольтер О. В. Влияние Русской Православной Церкви и ислама на развитие национально-государственной идеологии и государственной целостности России Х-ХУП веков // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2.
2. Дацышен В. Г. «Кяхтинский трактат 21 октября 1727 г.»: проблемы текста и датировки // Общество и государство в Китае. 2017. № 1.
3. Смолич И. К. История Русской Церкви 17001917. Ч. 2. М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
4. Ульяновский В. И. Смутное время. М., 2006.
5. Устинова И. А. Церковь в эпоху Смуты // Вестник фонда «История Отечества» Воронцово поле. 2023. № 4.
6. Шубина С. А. Дипломатическая деятельность Российской духовной миссии в Китае (ХУШ-ХК вв.) // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1.
JURISPRUDENCE
7. Юзефович Т. Договоры России с Востоком: политические и торговые. М., 2005.
8. Ямилинец Б. Ф. Россия и Палестина: Очерки полит. и культур.-религиоз. отношений (XIX - начало XX в.). М., 2003.
References
1. Voltaire O. V. The influence of the Russian Orthodox Church and Islam on the development of national-state ideology and state integrity of Russia in the X-XVII centuries // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2009. № 2.
2. Datsyshen V G. «The Kyakhtinsky treatise of October 21, 1727»: problems of text and dating // Society and the state in China. 2017. № 1.
3. Smolich I. K. The History of the Russian Church 1700-1917. Part 2. M. : Publishing House of the Transfiguration of the Valaam Monastery, 1997.
4. Ulyanovsk V I. Time of Troubles. M., 2006.
5. Ustinova I. A. The Church in the era of Troubles // Bulletin of the Foundation «History of the Fatherland» Vorontsovo pole. 2023. № 4.
6. Shubina S. A. Diplomatic activity of the Russian ecclesiastical Mission in China (XVIII-XIX centuries) // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2010. № 1.
7. Yuzefovich T. Russia's Treaties with the East: Political and Trade. M., 2005.
8. Yamilinets B. F. Russia and Palestine: Essays by polit. and culture.-religion. relations (XIX - early XX century). M., 2003.
Информация об авторах
Т. А. Прудникова - профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;
С. В. Иванченко - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева, кандидат юридических наук.
Information about the authors
T. A. Prudnikova - Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;
S. V. Ivanchenko - Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.02.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 03.06.2024.
The article was submitted 16.02.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 03.06.2024.