РОЛЬ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ТАДЖИКСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Л.Ю. Николаева
100
К моменту распада СССР в 1989 году русских в Таджикистане было 398 тысяч человек, что составляло 7,9% населения республики; в Душанбе проживало 32% русских7. По численности русские занимали третье место среди этносов, однако велика была их социальная роль в республике Политические деятели, министры, главные инженеры промышленных предприятий, ведущие сотрудники КБ и научных институтов, вторые секретари ЦК, обкомов и райкомов, ученые, врачи и учителя традиционно были русские. Более того, русские прочно занимали социальную нишу, связанную с промышленностью, наукой, значительная часть была занята в здравоохранении, образовании, в сфере транспорта. В принципе русские работали практически во всех сферах жизнедеятельности таджикского общества, во всех отраслях народного хозяйства Таджикистана. На русских руководством страны была возложена особая миссия: быть проводниками и средством реализации государственных интересов СССР, а также продвигать современные технологии, современную науку, медицину в Таджикистан.
Русские Таджикистана никогда не были консолидированы в особую этническую группу. В отличие от других союзных республик, массовое переселение русских в Центральный и Южный Таджикистан, которые вошли в состав СССР лишь в 1920-е годы, начался в 40-50- е годы ХХ века. На территориях современного Северного Таджикистана русские жили со второй полови- 1
1 Итоги всесоюзной переписи населения 1989 г. по Таджикской ССР. Т.1 : Душанбе, 1990. - с. 1825. [Itogi vsesoiuznoi perepisi naseleniia 1989 g. po Tadzhikskoi SSR. T.1 : Dushanbe, 1990. - s. 18-25].
ны XIX века, осуществляя хозяйственную, предпринимательскую деятельность, продвигая передовые технологии. Территории современного северного Таджикистана и Памира (добровольно вошел в состав России в 1895г) входили в состав Российской империи. Южный и Центральный Таджикистан входил в состав Бухарского Эмирата. В связи с этим на начальном этапе формирования таджикской государственности существовало основное противоречие - развитый Север - отсталый Юг. В современных границах Таджикистан, как и в качестве Таджикской Советской Социалистической Республики, существует с 1931 года.
Целью, обозначенной для русских советским государством, было создание «восточного форпоста» социализма.
Русские не жили никогда компактно в отдельных кварталах и районах, а расселялись среди таджиков и узбеков. Как следствие, у русских гражданская идентичность преобладала над национальной идентичностью.
По данным социологических исследований, проведенных по гранту «Общественное мнение Республики Таджикистан» в 2011 году, в которых было опрошено 250 респондентов, 27% русских называли себя советскими и не признавали своей национальной принадлежности, не знали традиций и обычаев русского народа; такие христианские праздники как Пасха, Рождество не отмечают 64% респондентов; в то же время, не отмечают вновь введенные российским Правительством праздники, такие как День России и День национального единства 88% респондентов. Следует отметить, что 78% респондентов не владеет таджикским языком. В условиях проводимой в Таджи-
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 2 (19) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
кистане языковой политики формируется объективная тенденция в поведении русских на этническую изоляцию. Особо следует отметить отрицательное отношение русских к мусульманским праздникам, объявленных государственными, - Иди Рамазон, Иди Кур-бон (ид-иль-курбан) - 92 % респондентов2.
Кризис распада единой страны привел к кризису идентичности у русского населения Таджикистана. Его предпосылки начали формироваться ещё в 60-е годы прошлого века. В этот же период началась миграция русского населения из Таджикистана.
Постепенно демографические ресурсы центральных российских регионов истощались. В 60-е годы ХХ века Россия начала испытывать дефицит рабочей силы, нехватка квалифицированных кадров сказывалась на эффективности экономики. Русская нация оказалась «распылённой» по союзным республикам.
Вместе с тем в Таджикистане произошел мощный демографический взрыв. Была зафиксирована самая высокая рождаемость по Советскому Союзу. Если в конце 1960-х годов доля русских составляла 10% всего населения Таджикистана, то в последующие годы она начала неуклонно снижаться. Аграрное перенаселение республики, в связи с ограниченным количеством пахотной земли, скрытая безработица, которая существовала в Таджикской ССР с 1950-х годов, подготовка национальных кадров создали конкуренцию на рынке труда. Таджикистан превратился в трудоизбыточный регион. Проблема безработицы в 1980-1990-е годы стала самой актуальной в Таджикистане, по существу она явилась одной из главных причин гражданской войны, которая началась в Таджикистане в 1992 году. Все названные причины привели к постепенному оттоку русского населения из Таджикистана в период существования СССР. Существовало два канала оттока русских: служба в армии и учёба в российских вузах. Одновременно уволившиеся и вышедшие на пенсию русские заменялись национальными кадрами.
2 Отчет по гранту ОБСЕ №143 «Общественное мнение Республики Таджикистан». - С. 11-12. [Otchet po grantu OBSE №143 «Obshchestvennoe mnenie Respubliki Tadzhikistan». - S.11-12].
Всё это происходило, хотя и достаточно быстро, но исподволь, незаметно для центральной власти, без шума и конфликтов.
Обвальным этот процесс стал после февраля 1990 года, периода - погромов, несанкционированных митингов, недееспособности власти.
Для центрального руководства СССР было неожиданным подобное развитие политических событий, Таджикистан считался «спокойной» республикой, поэтому кровавые события февраля 1990 года не вписывались в представление о Таджикской ССР. С 1973 года в условиях подполья стала формироваться Партия исламского возрождения (ПИВТ). Пользуясь слабостью государственной власти, она вывело на улицы Душанбе после пятничного намаза многотысячные толпы молодежи, осуществив первую попытку реализовать свой политический интерес. К исламистам присоединились криминальные структуры. Возник политический, правовой кризис в республике. Окончательная правовая и политическая оценка этих событий не была дана ни в период существования СССР, ни в суверенном Таджикистане.
Однако именно в феврале 90-го между этническими группами Таджикистана было разрушено согласие, их сменили подозрительность и потеря доверия к государственным, политическим, социальным институтам. Центральным государственным структурам СССР казалось, что в Таджикистане нарождается молодая демократия, идет борьба с тоталитарным режимом, с гегемонизмом коммунистической партии. «Адекватная оценка политической, социальной, религиозной ситуации в Таджикистане не была дана ни руководством Таджикистана, ни СССР». Такую оценку через 20 лет дал бывший первый секретарь ЦК Компартии Таджикской ССР К. Махкамов3.
Русских Таджикистана охватил кризис этнокультурной, социальной, гражданской идентичности, сформировались устойчивые миграционные ожидания.
Двадцать лет независимости Таджикистана. Душанбе. - 2011. - С.23. [Dvadtsat' let nezavisimosti Tadzhikistana. Dushanbe. - 2011. - S.23].
COMPARATIVE POLITICS ■ 2 (19) / 2015 101
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
В 1992-1996 гг. отъезд из Таджикистана русских принял массовый характер, шли активные боевые действия на территории республики. Война непосредственно затронула больше русских, чем другие этнические группы, так как большая часть русских проживала в регионах, которые охватили активные боевые действия.
Так, например, в г. Волжском в 1990-е годы сформировалась большая диаспора русских Таджикистана. Ядро этой диаспоры составляет инженерно-технический персонал ТЭЦ г. Душанбе, к ним присоединились врачи, химики, и преподаватели вузов, учителя. Русских из Таджикистана можно встретить в современной России в Иваново, Екатеринбурге, Воронеже, в Подмосковье, Орле.
Миграция на территорию России стала и остается до настоящего времени самой распространенной стратегией поведения русских Таджикистана. Русские рассматривают миграцию на территорию России как реэмиграцию, так как значительная часть данной этнической группы - это специалисты, направленные в республику из центральных районов России или их прямые потомки. В Таджикистане они не имели никаких преференций, напротив преимущество в советский период отдавалось коренным народам Средней Азии. Следует отметить, что для коренных этносов выделялись квоты для учебы в центральных вузах СССР, существовали предпочтения при получении наград, выделение квартир и прочих материальных благ.
В настоящее время в общественном сознание русских Таджикистана преобладает гражданская идентичность. Так, по данным социологического исследования «Общественное мнение Таджикистана», 92% респондентов считают себя гражданами России, значительная часть из них имеет российские паспорта. Испытывают неудовлетворенность в том, что они граждане Республики Таджикистан - 62% русских.
По проводимым опросам, среди потенциальных русских мигрантов на базе НКО «Российские соотечественники Таджикистана» в 2008 г. мнения респондентов распределились следующим образом, в числе причин предполагаемого отъезда назывались экономические - 35%, отсутствие политических и
социальных гарантий русским в Таджикистане - 38%, утрата привычной культурной среды - 21%, другие причины - 2%4.
Начавшаяся в Таджикистане гражданская война ускорила процесс безвозвратной миграции русских из Таджикистана. Участия ни на одной стороне противостояния русские не принимали, не проявляя симпатий ни к одной из воюющих сторон. Однако как граждане Республики Таджикистан часть русских были призваны в армию и принимали участие в военных действиях на стороне правительственных войск.
Период, который продолжалась гражданская война в Таджикистане политики, политологи обозначают по разному: 1992-1998 гг., или 1992-2001 гг., потери населения до настоящего времени не посчитаны, но по данным доклада руководителя миссии наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ) Гер-да Меррима, они составили приблизительно 200000 человек5. Хронологические рамки гражданской войны в Таджикистане не являются предметом нашей дискуссии.
Политическая элита Таджикистана оказалась неспособной решить комплекс проблем, порожденных региональным противостоянием. К ним относятся: растущее экономическое значение южных регионов, изменение их места в демографической структуре, участие регионов в процессе принятия решений, в которой доминирующие позиции принадлежали северной политической элите. Война шла за обладание возможностью контролировать государство и его институты.
В настоящее время, 1990-е годы политиками СНГ признаны годами переходного периода, связанными с большими материальными потерями граждан бывшего СССР. Однако для таджикистанцев эти годы были сопряжены с потерей всех материальных и духовных ценностей, с военными невзгодами.
Президент России Б. Ельцин, идя на выборы, выдвинул лозунг, призывающий 4 5
4 Отчет по гранту USAID « Этно-политическая ситуация в Центральной Азии» Д-1-245 С.А. - с. 27. [Otchet po grantu USAID «Etno-politicheskaia situatsiia v Tsentral’noi Azii» D -1-245 S.A. - c. 27].
5 Отчет руководителя миссии ООН в Таджикистане Герда Мерема: Душанбе. - 1998. - С. 21. [Otchet rukovoditelia missii OON v Tadzhikistane Gerda Merema: Dushanbe. - 1998. - S. 21].
102 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 2 (19) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
русских возвращаться на свою историческую родину. В дальнейшем политических заявлений по поводу защиты русского населения Таджикистана представителями политической элиты России было сделано много. Однако практических шагов по реализации политических заявлений не было предпринято. Негативный опыт коллективного переселения на территорию Российской Федерации представляет «ХОКО» в г. Борисоглебске. Более 4 тысяч семей тад-жикистанцев вложили деньги в данную организацию, кроме того, большие кредиты предоставляла ФМС РФ. Однако обещанного жилья мигранты не получили, а денег руководство «ХОКО» не возвращает. Таким же крахом для русских Таджикистана закончился «эксперимент» по компактному переселению в Калужскую область деревню Сашкино, где ничего не было построено для русских мигрантов.
К сожалению, российские государственные структуры не дали правовую оценку деятельности переселенческих организаций.
Несмотря на неосуществленный проект компактного переселения русских Таджикистана, материальные и моральные потери от деятельности переселенческих организаций, миграционные настроения продолжают оставаться основной стратегией поведения русских.
А между тем Израиль чартерными рейсами вывозил евреев Таджикистана в Израиль. Реэмиграция значительной части диаспоры евреев и прежде всего бухарских евреев, принявших ислам, изменила существенно религиозную обстановку в республике. В интересующем нас аспекте необходимо подчеркнуть, что согласно переписи населения 1898 года бухарские евреи относились к коренному этносу Таджикистана.
По распоряжению Президента Казахстана Н. Назарбаева были направлены вагоны для реэмиграции казахов, что увеличило долю коренного населения Казахстана.
Германское консульство в ускоренном режиме оформляло документы на выезд в ФРГ немцам. В настоящее время данные диаспоры прекратили свое существование в республике.
В Республике Таджикистан с 90-х годов наметилась тенденция к формированию моноэтнического государства, которая усилилась в настоящее время.
Следовательно, политическое, социальное, экономическое положение этнической группы русских остается сложным. Среднемесячная зарплата государственного служащего не соответствует прожиточному минимуму, а понятие «потребительская корзина» для оценки уровня жизни в Таджикистане не применяется.
Русские тяжелее, чем другие этнические группы Таджикистана, приспосабливаются к новым реалиям таджикской жизни. Таджики и узбеки традиционно имели низкую степень зависимости от государства, быстрее адаптируются к реалиям трансформирующегося таджикского общества. В то время как русские всегда были средством реализации государственных интересов, им сложно найти свою нишу в трансформирующемся таджикском обществе, так как они «не вписываются» в клановые, местнические, региональные отношения, на которых базируется современное таджикское общество. В нем главную роль играет дангарин-ский клан (г. Дангара находится в Южном Таджикистане, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон здесь родился и работал до 1992 г.), который вытеснил со всех постов не только русских, но и таджиков выходцев из Северного Таджикистана. Данный клан представляет собой закрытую, привилегированную корпорацию граждан, непроницаемую извне в силу родственных отношений, изолированности и большой значимости в экономической, политической и социальной жизни республики.
Социальная ниша, традиционно занимаемая русскими в таджикском обществе, оказалась невостребованной в настоящее время.
Большинство промышленных предприятий республики, как правило, не работает. Дополнительных доходов от подсобных хозяйств русские не имеют, челночный бизнес, и розничная торговля - традиционная ниша, занимаемая узбеками и таджиками, недоступна для русских. Деятельность в сферах науки и образования невостребованы, так
COMPARATIVE POLITICS ■ 2 (19) / 2015 103
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
104
как весь документооборот производится на государственном языке - таджикском, которым большинство русских не владеет. Так как в Таджикистане, как и большинстве стран Востока, происходит закрепление этнических групп в определенных профессиях, сферах экономики, в результате, образуется своеобразная «пирамида» этносов, профессиональных групп.
Отношения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан на межгосударственном уровне характеризуются как дружественные. Россия рассматривает Республику Таджикистан как стратегического партнера. В ходе своего официального визита в Республику Таджикистан Президент Российской Федерации В.В. Путин подтвердил позитивный характер межгосударственных отношений между Россией и Республикой Таджикистан, одновременно существуют серьезные проблемы в межгосударственных отношениях: условия пребывания 201-й военной базы (подписанный договор по ней не ратифицирован парламентом Таджикистана до настоящего времени), военный аэродром в Айни, участие России в строительстве Ро-гунской ГЭС, трудовая миграция таджиков на территорию РФ.
Однако партнерские отношения России и Таджикистана на высшем уровне не сказываются положительно на положения русских в Республике Таджикистан, позитивных тенденций в изменении их социального, политического статуса не наблюдается. В настоящее время у российской политической элиты не существует выверенной политики в отношении русских в Центральной Азии, в том числе в Таджикистане.
С одной стороны, в Таджикистане существует значительная российская собственность (недавно построенная Россией Санг-Тудинская ГЭС, военно-космический объект «Окно», полученный за долги Таджикистана перед Россией), присутствует военный интерес: находится 201 военная база Российской Федерации расквартированная в городах Душанбе, Куляб, Курган-тюбе. Актуализировалась проблема защиты южных границ СНГ в связи с выводом войск коалиции из Афганистана. Для функ-
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 2 (
ционирования российских объектов из Российской Федерации командируются контингент русских в Таджикистан, однако, он не входит в русскую диаспору Таджикистана и не оказывает влияние на её положение в республике.
С другой стороны, «многовекторная» политика таджикского руководства, в сферу интересов которого входят Китай, США, Саудовская Аравия, Катер, Исламская Республика Иран, Российская Федерация, Израиль, создает серьезные препятствия для политического руководства России на пути конструктивного решения политических и экономических проблем, имеющих взаимный интерес.
На бытовом уровне ухудшение положения русских Таджикистана нашли своё проявление в обострившейся ситуации в сфере межнациональных отношений, ростом национализма. Негативное отношение русское население высказало по поводу разрушения исторической памяти, русской (советской) субкультуры: уничтожения памятников, архитектурных комплексов, переименование улиц и городов.
Вместе с тем объективную почву для бытового национализма создает проблема трудовой миграции на территорию России таджиков. Известно, что более 1 млн таджиков участвуют в трудовой миграции. Каждая таджикская семья зависит от переводов, получаемых из России. Государственный бюджет Республики Таджикистан в значительной степени формируется за счет переводов трудовых мигрантов. Негативный имидж таджика-трудового мигранта, тиражируемый СМИ России, политические некорректные заявления о таджиках-мигрантах, нарушение их прав в России, попирание человеческого достоинства вызывают проявление национализма по отношению к русским в Таджикистане. Противоречия в отношениях между таджиками и русскими переросли в стадию конфликта. По результатам социологического исследования «Общественное мнение Таджикистана» в 2011 году, 62% таджиков негативно относятся к русским и России6,
6 Отчет по гранту ОБСЕ №143 «Общественное мнение Республики Таджикистан». - С.113. [Otchet po grant!
19)/2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
тогда как в годы военного противостояния по данным миссии ООН в Таджикистане, только 9% таджиков негативно относились к русским. Фактором, который способствует усилению национализма, является падение общеобразовательного уровня молодежи в последнее десятилетие* 7.
Русские покинули, конечно, не добровольно политическую экономическую элиту Таджикистана. В настоящее время нет ни одного депутата в Маджлиси Оли (парламенте) Республики Таджикистан, нет ни одного русского министра, ни одного ректора вуза, директора предприятия. За последнее время ни один русский не получил ни одной государственной награды Республики Таджикистан.
Причин тому много: резкое сокращение численности русских в Республике Таджикистан, сознательная политика таджикского руководства, конкуренция из-за раздела собственности, слабая организация русской диаспоры, комплекс мигранта, сложившийся у большинства русских, незнание таджикского языка. Всё делопроизводство в Республике Таджикистан переведено на таджикский язык, что, фактически, делает невозможным деятельность русских в большинстве сфер деятельности общества. Республика Таджикистан, где всё население 10 лет назад свободно изъяснялось на русском, потеряло это преимущество перед другими странами СНГ. Сфера функционирования русского языка резко сократилась и продолжает минимизироваться. Новое поколение таджики-станцев не владеет свободно русским языком, не знает русской культуры. В школах с таджикским языком Республики Таджикистан русская и мировая литература, а так же история России и других стран СНГ не преподаются.
Политическое руководство Таджикистана проводит политику, направленную на формирование гражданской идентичности как таджиков (тадж - корона, венец с фар-
OBSE №143 «Obshchestvennoe mnenie Respubliki Tadzhikistan». - S.113].
7 Отчет руководителя миссии ООН в Таджикистане Герда Мерема. Душанбе. - 1998. - С. -28. [Otchet
rukovoditelia missii OON v Tadzhikistane Gerda Merema. Dushanbe.-1998. - S.-28].
си) самого древнего народа Центральной Азии. Однако в современном таджикском обществе объективно формируется другая идентичность - суннитская ханифитского масхаба. В связи с этим для русских становится маловероятным выбрать стратегию поведения этнокультурной адаптации, принять нормы, правила поведения, соответствующие шариату, коренным образом изменить мировоззрение, то есть принять исламские ценности, уклад жизни. Подобная стратегия поведения характерна для незначительной части русского населения, что характерно для русских женщин, состоящих в смешанных браках.
Многочисленные попытки консолидировать русских Таджикистана не имели успеха. В настоящее время, по данным Министерства юстиции Республики Таджикистан, интересы русской диаспоры представляет НКО «Российские соотечественники»8.
Данная общественная организация имеет ячейки в городах республики, но они разобщены, работают не консолидировано. Руководители пророссийских общественных организаций не выдвигают законодательных инициатив, которые могли бы стать предметом обсуждения в Парламенте (Мад-жлиси Оли), реально не влияют на решение проблем русских Таджикистана, а тем более на политическую жизнь республики. Стратегия, выбранная руководителями «Русской общины Таджикистана» в 1992-1996 гг., выполнять роль посредника между этническими группами Таджикистана, проводника интересов Российской Федерации в Республике Таджикистан оказалась не реализованной.
К сожалению, русский мир Таджикистана минимизируется, молодежь в поисках материального благополучия, социальной стабильности стремится выехать в Россию, но здесь сталкиваются с проблемой социальной адаптации, с конкуренцией на рынке труда.
Исследуя поло-возрастную структуру русского населения Таджикистана приходим к выводу, что оно состоит преимущественно из женщин от 40 лет и старше, то
8 Текущий архив Министерства юстиции Республики Таджикистан.
COMPARATIVE POLITICS ■ 2 (19) / 2015 105
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
есть нарушен гендерный баланс. Рассмотрение профессиональной структуры данной этнической группы показывает её крайние неоднородность. Как правило, это люди с высшим образованием врачи, учителя, архитекторы, инженеры, ткачихи, медсестры, которые не востребованы в трансформирующемся таджикском обществе.
Следовательно, русские в Таджикистане относятся к социальному слою бедных.
На вопрос: «Какое количество русских проживает в настоящее время в Республике Таджикистан?» можно дать приблизительный ответ - около 60 тыс. человек, точный ответ даст перепись населения, которая будет проводить в Республике Таджикистан.
В основном русские в настоящее время проживают в г. Душанбе, Худжанде, Нуреке, Курган-Тюбе, Рогуне, незначительное количество проживает в г. Кулябе и Исфаре.
Сфера обращения русского языка, который ещё недавно в Таджикистане был, языком межнационального общения резко сократилась. В настоящее время в Таджикистане исчезла русская языковая среда, которая создала условия для его функционирования и распространения в Республике Таджикистан. В настоящее время число школ с русским языком обучения резко сократилось. Например, в г. Душанбе осталось их только две, есть ещё несколько так называемых смешанных, то есть параллельные классы с русским и таджикским языком преподавания. С уходом российских пограничников с таджикско-афганской границы прекратили существование ряд русских школ. В 2011 году закрылся российский госпиталь, который оказывал квалифицированную медицинскую помощь не только военным, но и местному гражданскому населению.
Исчезает не только русская языковая среда, но и русская (советская) субкультура.
Телевещание, которое несколько лет назад вело трансляцию на двух российских каналах, теперь вещает только на одном канале не в полном объеме. Анализ русскоязычной периодической печати Республики Таджикистан показывает, что за последние
7 лет не было ни одной статьи, выступления на телевиденьи, которые поднимали проблему русского населения Таджикистана.
В столице Республики Таджикистан продолжает работать Русский драматический театр им. В. В. Маяковского. Прежний состав театра распался. В сложный период гражданского противостояния в Таджикистане под угрозой оказалось само существования театра. В последние годы новым составом осуществлено несколько постановок, которые вызвали интерес у русскоязычной публики.
В Душанбе функционирует Российскотаджикский (славянский) университет при материальной поддержке РФ. Открытие этого учебного заведения преследовало несколько целей: получение молодым поколением русских образования на родном языке, сохранение русской культуры в Таджикистане, создание рабочих мест для русской интеллигенции и материальная её поддержка Россией, так как зарплаты в данном учебном заведении российские и на порядок выше зарплат в таджикских вузах. Однако поставленные цели данное учебное заведение выполняет лишь частично. Доступ русских преподавателей в данное учебное заведение ограничен, многие студенты вуза плохо владеют русским языком, и уровень их базового образования не соответствует российским стандартам. В последние годы в Таджикистане открыты филиалы ряда российских вузов, в том числе МГУ Несколько лет в Душанбе функционирует Русский культурный центр (сфера деятельности Рос-сотрудничества).
Своё бедственное положение русские Таджикистана объясняют разными причинами. Как показывает социологическое исследование «Общественное мнение Республики Таджикистан», 44% русских Таджикистана всю тяжесть ответственности за настоящее их бедственное положение возлагают на бывших руководителей СССР; 11% - на современное руководство Российской Федерации и Республики Таджикистан, 12% главной причиной считают гражданскую войну в Республике Таджикистан, 23% респондентов считают, что виновато современное политическое руководство США, которое не-
106 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 2 (19) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
гативно относится к России9. В связи с этим у большинства русских Таджикистана сформировалась социальная депрессия, неуверенность в будущем присущие большинству русских Таджикистана. В их среде большие миграционные ожидания, велико стремление вернуться на «малую историческую родину» в те регионы Российской Федерации, из которых выехали их предки в своё время. Безусловно, часть русских Таджикистана из-за преклонного возраста, экономических проблем или по личным мотивам не собираются возвращаться на территорию Российской Федерации.
Участвовать в государственной программе «По содействию добровольному переселению российских соотечественников на территорию Российской Федерации» может не более 5% русского населения Таджикистана, так как большинство русских по критериям, предъявляемым данной программой, не могут принять в ней участия.
На наш взгляд, процесс переселения русских Таджикистана, как и других русских из центрально-азиатского региона должен быть сопряжен с социальной адаптацией, с комплексом социальных мер, которые предотвратили люмпенизацию этой социальной группы российского общества.
Русские, проживающие в Таджикистане, - это потомки русских переселенных в Таджикистан во втором или третьем поколении. Продолжительное проживание в Таджикистане сформировало у русских такие позитивные социальнопсихологические качества, как трудолюбие, национальную и религиозную терпимость, способность выживать в экстремальных условиях, патриотизм. Они не утратили русского языка, но это язык, лишенный говоров и диалектов различных регионов России. Все это и позволяет отнести современных русских Таджикистана к «другим русским». Необходимо отметить, что русский менталитет за последнее столетие потерял такие позитивные черты как общинность, соборность.
9 Отчет по гранту ОБСЕ № 143 . «Общественное мнение Республики Таджикистан». - С. 48-50. [Otchet po grantu OBSE № 143. «Obshchestvennoe mnenie Respubliki Tadzhikistan». - S. 48-50].
Напротив авлод (род, община) был и остается у коренных этносов основой социальной организации, позволяет приспосабливаться к новым условиям трансформирующегося таджикского общества. В нужный момент и при нужных обстоятельствах коренные этносы пользуют поддержкой авлода, как традиционной общности внутри которой веками протекала их жизнь. В процессе суверенизации у национальных лидеров оказалась вся полнота политической власти. В ходе приватизации, перераспределения собственности коренные этносы воспользовались предоставившейся возможностью. что привело к их обогащению. У русских Таджикистана таких возможностей не было, их вытеснили из государственного сектора экономики, создав для коренных этносов благоприятные условия в сфере предпринимательства: льготные кредиты, доступ к экспортным квотам, преференции при выделении земельных участков и т. д. В Республике Таджикистан возникла объективная основа для обнищания русского населения. Так создалась объективная предпосылка для безвозвратной миграции русских в Россию.
Кроме того произошли существенные изменения в духовной жизни Таджикистана. Республика Таджикистан согласно Конституции - светское государство, но активно идет процесс исламизации: легально действует Партия исламского возрождения (ПИВТ), мужское население посещает пятничные службы в мечетях, количество мечетей увеличилось многократно, одежда регламентирована имамами, женщины облачились в хиджабы, исламские религиозные деятели настаивают на отмене празднования Нового года. Обозначилась тенденция расширения влияния политического ислама в Таджикистане. В настоящее время вызывается беспокойство государственной элиты распространением экстремистских религиозных течений. Верховным судом Республики Таджикистан запрещены на территории РТ 12 экстремистских исламских течений. Вместе с тем они осуществляют свою деятельность подпольно.
Русские не понимают и не принимают мусульманских традиций, местное население отторгает русские и христианские.
COMPARATIVE POLITICS ■ 2 (19) / 2015 107
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
108
Жизнедеятельность в иной культурной среде, атеистическая пропаганда сделали русских в основной массе атеистами. В Душанбе функционирует реконструированный на средства компании «РУСАЛ» Никольский собор в г. Душанбе. В последние годы число его прихожан увеличилось. Никольский собор в г. Душанбе не является историческим памятником русского зодчества. Православный храм в Худжанде, представлявший исторический интерес, был сожжён. «Русский дом» в Душанбе (начало 20 века) разрушен, такая же судьба ждет большинство исторических памятников русской (советской) архитектуры в Таджикистане согласно генеральному плану развития Душанбе.
В связи с массовой миграцией русских из Таджикистана у большинства русских произошел разрыв социальных и межличностных связей. Отвечая на вопрос анкеты социологического исследования «Общественное мнение Таджикистана» «Сколько знакомых, родных и соседей из Вашего окружения покинуло Таджикистан?», большинство респондентов называло цифру 10-15 семей. Произошло разрушение микросреды жизни русских. К сожалению, заменить или компенсировать эти связи нечем.
У русской диаспоры Таджикистана существует ряд насущных проблем: издание «Русской газеты Таджикистана», соблюдение национальных интересов русского населения при законотворческой деятельности парламента РТ, документооборот на двух языках, синхронный перевод на русский язык передач с официальных мероприятий, расширение прав русского населения Таджикистана, активное вовлечение его в социально-политические процессы в республике.
6 ноября 2013 года состоятся выборы Президента Республики Таджикистан, наблюдается активизация политической жизни в стране. Однако основная часть русской диаспоры индифферентна к политической жизни республики, не имеет мотивации к политической деятельности.
И наконец, негативные чувства вызывает у большинства русских Таджикистана неподобающее состояние православных кладбищ в Душанбе, Кулябе, Курган-тюбе.
Несколько поколений русских внесли огромный вклад в создание Таджикистана. Они оказались не только «забыты», их имена исчезли с названий улиц, площадей, предприятий, но и многие их свершения получают в контексте современного прочтения истории Таджикистана негативную оценку.
Нецивилизованное отношение к местам их захоронения, вандализм над памятниками демонстрируют неуважение таджикских властей к исторической памяти русского народа, к истории Таджикистана, которую они созидали. Многие десятки тысяч неухоженных захоронений, разрушенных памятников, разбитых медальонов наглядно демонстрируют отношение к сынам и дочерям России, которой они верой и правдой служили вдали от неё.
В связи с этим необходимо межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сохранении и подобающем содержаниипра-вославных кладбищ в Республике Таджикистан.
Проблема «русских Таджикистана» имеет для Российской Федерации большое политическое значение, так как в Республике Таджикистан проживают не просто этнические русские, а люди, имеющие российской гражданство. Единственное государство, с которым Российская Федерация имеет договор о двойном гражданстве - это Республика Таджикистан10. Обмен ратификационными грамотами состоялся 26.04.1997 года в г. Душанбе.
Безусловно, в соответствии с мировой практикой Россия несет правовую и моральную ответственность за своих граждан, так как большинство из них идентифицируют себя как граждане Российской Федерации, а не граждане Республики Таджикистан. Граждане, которые не иммигрировали со своей Родины, не предали её в минуты тяжких испытаний, не бежали от социальных катаклизмов, оказались лишены Родины. Сама страна «ушла» от них с развалом СССР.
10 Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. (Москва, 7 сентября 1995 г.) [ Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Tadzhikistan ob uregulirovanii voprosov dvoinogo grazhdanstva. (Moskva, 7 sentiabria 1995 g.)]
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 2 (19) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
Совокупность проблем, связанных с жизнедеятельностью русских в Республике Таджикистан, является частью проблемы, которая называется «русским вопросом ХХ! века».
На наш взгляд, самой актуальный проблемой для современного российского государства является создание концепции национальной политики. Если первый этап существования нового российского государства характеризовался декларированием расширения места и роли русской нации в экономической, политической, социальной жизни России, то второй этап, продолжающийся до настоящего времени,
характеризуется активизацией неправительственных националистических движений и опасностью раскола российского общества. Хотя влияние внешних факторов, дестабилизирующих российское государство, сохраняется, политическая доминанта уже не является определяющей в общественном сознание граждан Российской Федерации, все большее место играют экономический и этнический факторы. Концепция национальной политики Российской Федерации должна включать стратегию и тактику действий в отношении русских в странах СНГ, в процесс консолидации русских в целостную нацию.
Роль русского населения Таджикистана в трансформирующемся таджикском обществе
Лариса Юрьевна Николаева, доктор философских наук
Аннотация: Русское население Таджикистана традиционно играло заметную роль в политической, экономической, культурной и научной жизни Таджикистана, несмотря на то что русская диаспора в стране была и остается неконсолидированной. Однако после развала СССР положение русских в Таджикистане заметно ухудшилось: русские тяжело приспосабливаются к новым политическим и социально-экономическим реалиям Таджикистана, ощущают на себе дискриминацию, относясь к «бедным» слоям населения, и по возможности мигрируют в Россию. По мнению автора, проблема русского населения Таджикистана вписывается в общую «русскую проблему XXI века» и обусловливает необходимость создания стратегии национальной политики России.
Ключевые слова: внутренняя политика Таджикистана, миграция, русская диаспора, национализм.
The Role of the Russians of Tajikistan in Transforming Tajik Society
Larisa Yurievna Nikolaeva, PhD
Abstract: The Russian population of Tajikistan has traditionally played a prominent role in political, economic, cultural and scientific development of the country despite the fact that Russian diaspora has always lacked consolidation. However the collapse of the USSR was followed by increasing deprivation of the Russians insofar as they adapt slowly to a new political and socio-economic system of Tajikistan, feel discriminated, are classified as “poor” and tend to migrate to Russia. According to the author, the problem of the Russians in Tajikistan is a part of a broader “Russian problem of the XXIth century” and stresses the necessity to develop a national policy strategy of Russia.
Key words: domestic policy of Tajikistan, migration, Russian diaspora, nationalism.
COMPARATIVE POLITICS ■ 2 (19) / 2015 109