РОЛЬ РУССКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В ИЗУЧЕНИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА1 В ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
© Алихожиев М.О.*
Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Навои
В статье анализируются труды русских востоковедов, внёсших значительный вклад изучение системы образования в Кокандском ханстве.
Ключевые слова Кокандское ханство, традиционное образование, система обучения, мактабы, медресе, мударрисы, вакуфное имущество.
Говоря о проблемах и состоянии культурной жизни Кокандского ханства XIX века и анализируя её положение в обществе, следует отметить, что уже был опубликован ряд письменных источников, исторических документов и исследований, относящихся к этой теме. Тем не менее, на данный момент нет оснований утверждать, что во всех исследованиях, проведённых на различных социально-политических этапах, была дана объективная оценка деятельности основных ступеней традиционной системы образования -школы и медресе. Критического подхода и сопоставления с достоверными источниками требует, помимо прочего, утверждение о том, что большая их часть была создана в периоды Российской империи (1867-1917) и сильного влияния советской идеологии (1924-1991).
В период колонизации Туркестана Российской империей (1867-1917) работа в основном велась функционировавшими на территории края администраторами-востоковедами и краеведами, основной целью которых было изучение системы образования и урегулирование её посредством реформ. По этой причине исследования данного периода более уместно оценивать в качестве работ практического характера, направленных на получение точных результатов.
В частности, труды академика Петербургской Академии Наук В.В. Велья-минова-Зернова дают наиболее важные сведения по изучению различных сторон и особенностей Кокандского ханства. В его работе «Сведения о Кокандском ханстве» исследована деятельность кокандских медресе и определены состояние их материально-техническое обеспечения, а также особенности образовательного процесса и учебной работы [1, с. 328-456].
Один из русских чиновников, прибывший в край в первые годы господства Российской империи - А.П. Хорошхин, объезжая Туркестан, не оста-
1 Кокандское ханство - государство, существовавшее с 1709 по 1876 на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (Восточного Туркестана).
* Старший преподаватель кафедры «История Узбекистана», кандидат исторических наук.
вил без внимания обстановку и состояние образовательных учреждений Ташкента и Самарканда. Недостаточно углублённо исследуя деятельность в данной сфере, он в качестве наблюдателя школ и медресе Ташкента времён правления Кокандского ханства на основании собранных материалов проанализировал состояние этих заведений после 1865 года и высказал свои мнения и суждения [2, с. 86-92].
Серьёзное изучение системы просвещения в Туркестане началось после создания в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства и ликвидации в 1876 году Кокандского ханства.
Данная работа не ограничивалась обычной проверкой состояния школ и медресе; наоборот, началась серьёзная и глубокая проверка двух направлений просвещения - светского и религиозного образования. Об этом свидетельствуют, в частности, сведения, приведённые в статье «Урта Осиё му-сулмонларининг мактаб таълими хасида» («О школьном образовании у магометан Средней Азии»), опубликованной в газете «Туркестанские ведомости» (№ 48 за 1876 год) [3].
Инспектор по мусульманским школам Туркестанского края В.П. Налив-кин, осуществляя контроль состояния школ и медресе, познакомился с учебным процессом в данных заведениях. На основании собранных материалов он сделал вывод о роли и значении имущества медресе - вакуф, имевшей большую роль в деятельности этих заведений, получил сведения об их сущности, о порядке предоставления данного имущества мечетям, медресе и другим религиозным организациям, а также об истории их возникновения, подготовил официальные отчёты и уведомления, издал книги и статьи [4-9].
Один из представителей новой власти Ф.М. Керенский, в отличие от предшествующих коллег, в числе первых обратил особое внимание на изучение местной системы образования [10]. В частности, Ф.М. Керенский в своей статье «Медресе в Туркестанском крае» сделал попытку проанализировать деятельность туркестанских школ и медресе, учебный процесс, учебники, состояние учебных помещений, работу мударрисов (преподавателей) и учеников, а также дал правовую оценку имущества медресе - вакуф. Так, он привёл множество точных сведений о сдаче в аренду имущества медресе и правилах распределения вырученных от аренды средств ряда медресе крупных городов Кокандского ханства - Ташкента и Маргилана - в эпоху ханства и правления Российской империи.
Утвердившееся в административно-территориальном отношении руководство Туркестанского генерал-губернаторства в конце XIX - начале XX века приступило к проведению ряда реформ в системе образования. Имперские администраторы приступили к более глубокому изучению деятельности данных школ и медресе в период увеличения количества нетрадиционных учебных заведений - русско-туземных школ, открывавшимися сторонниками джа-
дидизма. В этом отношении примечателен интерес к системе образования, проявленный в отчётах и исследованиях таких специалистов, как С.М. Граме-ницкий, К.К. Пален, Н.А. Бобровников [11-17]. Следует особо отметить исследования, проведённые С.М. Граменицким (директором народного учебного заведения Сырдарьинской области) и Н.П. Остроумовым, которые собрали материал о школах и медресе Коканда, Намангана, Андижана и Ташкента; ими была дана оценка учебной деятельности данных заведений.
В книге В.И. Кушелевского «Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области» приводится сопоставительный анализ деятельности традиционных и русско-туземных школ. Также говорится об отношении местного населения к русско-туземным школам [18, с. 361-370].
Некоторые взгляды по данному вопросу нашли отражение и в работах, посвящённых населению бывшей территории Кокандского ханства, его социально-экономической и культурной жизни. Например, А.Л. Кун в своей работе уделяет большое внимание вопросу образования в ханстве и собирает статистический материал по школам и медресе крупных городов Коканд-ского ханства, в том числе рассматривая специфику имущества медресе, играющего важную роль в их деятельности [19].
В итоговом отчёте «Народное начальное образование в Туркестане в 1881 году», обнародованном генерал-губернатором К.П. фон Кауфманом, нашли отражение важные сведения о местной системе образования [20]. В книге Н.С. Ликошина (работавшего на разных ответственных должностях в системе администрации Туркестанского генерал-губернаторства и преподававшего этнографию и тюркские языки в Туркестанском народном университете в Ташкенте) «Полжизни в Туркестане» даётся оценка деятельности школ и медресе, функционировавших в Кокандском ханстве [21].
Знаменский П.В., непосредственно наблюдавший за способностями слушателей медресе ханства, их успехами в усвоении арабского и персидского языков, дал положительную оценку деятельности данных учебных заведений [22]. Вульфсон Э.С., изучавший образ жизни и условия быта народов Туркестана, в своей научно-популярной книге «Как живут сарты» уделяет внимание учебно-воспитательной работе, проводимой коренным населением, и приводит ценные сведения о системе школьного образования [23, с. 96-103].
Следует отметить, что некоторые аспекты данной проблемы рассматриваются в статьях, мемуарах и дневниковых записях ряда чиновников, таких как М.Н. Ростиславов, Н.Н. Пантусов, Н. Емельянов [24-29].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в первые годы правления Российской империи на территории Средней Азии, при акцентировании основного внимания на унитаризацию административного управления и системы экономики, по окончании процесса установления полного административно-территориального контроля над краем, была посте-
пенно усилена идеологическая работа. Эта работа характерна тем, что она была направлена на реформирование и урегулирование системы образования.
Список литературы:
1. Вельяминов-Зернов В.В. Сведения о Кокандском ханстве // Вестник Имперского русского географического общества. - 1856. - С. 328-456.
2. Хорошхин А.П. Туркестанский край в 1866 году. - СПб., 1868. -С. 86-92.
3. О школьном образовании у магометан Средней Азии. Ч. 2 // Туркестанские ведомости. - Ташкент, 1876. - № 48.
4. Наливкин В.П. Краткая история Кокандского ханства. - Казань: Ти-пог. Император. ун-та, 1886. - 230 с.
5. Наливкин В.П., Наливкина М. Очерки быта оседлого туземного населения Ферганы. - Казань: Б. и., 1886. - 245 с.
6. Наливкин В.П. Что дает Средне-Азиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношениях? - СПб.: Б. и., 1900. - 480 с.
7. Наливкин В.П. Положение вакфного дела в Туркестанском крае до и после его завоевания // Ежегодник Ферганской области. - Т. III. - Новый Маргелан, 1904. - С. 1-56.
8. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. - Ташкент: Тип. А.Л. Кирс-нера, 1913. - 144 с.
9. Наливкин В.П. Сведения о состоянии туземных медресе Сырдарьин-ской области в 1890-1891 учебном году. - Ташкент: Б. и., 1916. - 16 с.
10. Керенский Ф.М. Медресе в Туркестанском крае. - СПб.: Б. и., 1892. -
37 с.
11. Граменицкий С.М. Очерки развития народного образования в Туркестанском крае // Сб. матер. для статистики Сыр-Дарьинской области. Издание Сыр-Дарьинского Областного Статистического Комитета / под ред. И.И. Гейера. - Ташкент: Типо-литография торгового дома Ф. и Г.Бр. Каменские, 1896. - Т. 4. - С. 2-104.
12. Граменицкий С.М. Положение инородческого образования в Сыр-Дарьинской области. - Ташкент, 1916. - 159 с.
13. Остроумов Н.П. К истории народного образования в Туркестанском крае // К.П. фон Кауфман - устроитель Туркестанского края. Личные воспоминания Остроумова (1867-1881). - Ташкент, 1899. - 287 с.
14. Остроумов Н.П. К вопросу о государственном языке в инородческих школах Туркестанского края // Туркестанский сборник. - Т. 477. - Ташкент, 1908. - С. 2-4.
15. Остроумов Н.П. Исламоведение. Введение в курс исламоведения. -Ташкент: Издание Туркестанской ведомости, 1914. - 216 с.
16. Пален К.К. Отчет по ревизии учебного дела Туркестанского края. -СПб.: Сенатская тип., 1910. - 270 с.
17. Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресе в Средней Азии. - СПб.: Б. и., 1913. - 90 с.
18. Кушелевский В.И. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. - Новый Маргелан, 1891. - Т. II. -С. 361-370.
19. Кун А.Л. Вакуфы // Туркестанские ведомости. - 1872. - № 21.
20. Кауфман К.П. Начальное народное образование в Туркестанском крае 1881 г. - СПб.: Б. и., 1910. - 15 с.
21. Ликошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. - Петроград: Литог. В.А. Бероз, 1916. - 415 с.
22. Знаменский П.В. Участие Н.И. Ильминского в деле инородческого образования в Туркестанском крае. - Казань: Казан. ун-т, 1900. - 116 с.
23. Вульфсон Э.С. Как живут сарты. - М.: Б. и., 1908. - С. 96-103.
24. Ростиславов М.Н. Очерк о видах земельной собственности и поземельный вопрос в Туркестанском крае. - СПб., 1876. - 335 с.
25. Пантусов Н.Н. Архив Кокандского хана // Туркестанские ведомости. -1876. - № 12.
26. Пантусов Н.Н. О податях и повинностях, существовавших в бывшем Кокандском ханстве и последнее время правления Худаярхана // Туркестанские ведомости. - 1876. - № 16.
27. Пантусов Н.Н. Податные сборы в Коканде // Туркестанские ведомости. - 1876. - № 13.
28. Пантусов Н.Н. Сборы и пошлины в бывшем Кокандском ханстве // Туркестанские ведомости. - 1876. - № 17.
29. Емельянов Н. Численность вакфов Туркестанского края // Туркестанский сборник. - Т. 461. - С. 3-6.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ НА СТРАНИЦАХ «ЕВРАЗИЙСКИХ» ИЗДАНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ 1920-Х ГГ.: «ИДЕОКРАТИЯ» И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
© Зеликина Н.С.*
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена рассмотрению попыток применения теоретического концепта «идеократия», разработанного идеологами «евразийского» движения, возникшего в 1920-х гг. в среде российских эмигран-
* Доцент кафедры Журналистики, кандидат исторических наук, доцент.