Научная статья на тему 'Роль руководителя в совершенствовании профессионализма педагогических кадров ДОУ'

Роль руководителя в совершенствовании профессионализма педагогических кадров ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
810
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина Т. Е.

В статье дан краткий обзор социального пространства России и методической литературы заведующему детским садом. Представлен практический материал, посвященный структуре внутреннего взаимодействия в конкретном ДОУ. Рассмотрены пути повышения профессионального мастерства педагогического коллектива, разнообразные способы адаптации детей к социуму. Раскрыты условия, необходимые для повышения качества педагогического мастерства и формирования корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the chief in the refinement of professionalism of the educational staff of the PEI

The paper is a survey of the social space and methodological literature of the head of a kindergarten. Practical data on the structure of internal interaction in a particular preschool educational institution are presented. The methods for augmentation of the professional skills of the teachers; team and various methods for the adaptation of children to the socium are considered. The conditions required for an increase in the quality of educational skills and formation of educational corporate culture are discussed.

Текст научной работы на тему «Роль руководителя в совершенствовании профессионализма педагогических кадров ДОУ»

Горина Т.Е.

Заведующий

Детский сад № 2376 Москва, Россия

Роль руководителя в совершенствовании профессионализма педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация: В статье дан краткий обзор социального пространства России и методической литературы в помощь заведующему детским садом через призму дошкольных образовательных услуг. Представлен практический материал по структуре внутреннего взаимодействия в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены пути повышения профессионального мастерства педагогического коллектива, вариативные находки адаптации детей к социуму. Раскрыты условия способствующие повышению качества педагогического мастерства, условия формирования корпоративной культуры.

Ключевые слова: высококвалифицированный специалист, социально - психологический климат, сплоченность коллектива, творческий рост, творческая атмосфера, управленческая деятельность, управление качеством образования.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального инструмента образования и является его начальным этапом. Совершенствование управленческих технологий в системе дошкольного воспитания определяется запросами современности. В социальном пространстве России формируется рынок дошкольных образовательных услуг. Подобные изменения

требуют иных подходов и к практической деятельности всех членов педагогического коллектива. В реализации этого важного процесса ответственная роль принадлежит заведующему детским садом, осуществляющему управленческую функцию.

Современный руководитель должен предвидеть систему различных связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать внедрять в практику педагогическому сообществу инновационные подходы к содержанию образования, расширять круг взаимодействия участников педагогического процесса. Он должен умело ориентироваться в комплексе необходимых знаний, форм и методов повышения профессионального педагогического мастерства.

Дошкольное образовательное учреждение выполняет важные функции воспитания, обучения и развития ребенка. В этом контексте возникает необходимость формирования культуры управленческой деятельности руководителя ДОУ. Возрастает значимость учета личностных и профессиональных качеств в процессе управления и организации воспитательно-образовательной деятельности педагогов. Проблема помощи руководителю дошкольного образовательного учреждения в управлении всегда актуальна. С этой целью во второй половине прошлого века в России была выпущена серия книг для заведующих детскими садами. «Детский сад», 1959г., под редакцией кандидата педагогических наук О.И. Соловьевой, где особая роль отведена педагогическим совещаниям, которые способствуют повышению педагогического мастерства, воспитывают самостоятельное педагогическое мышление ответственность за порученное дело и за работу детского учреждения в целом [1, с. 258]. 1982г., новое издание «Детский сад», под редакцией Л. П. Тарасовой. Определены задачи руководителя: создать обстановку, способствующую творческому росту; помочь развитию индивидуальных возможностей каждого педагога; научить воспитателя

грамотно использовать методические пособия, рекомендации, помогать овладевать новыми приемами, учить постоянно, искать наиболее эффективные пути достижения цели [2, с. 3-6]. 1984г., «Заведующий дошкольным учреждением», авторы: А.К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В.И. Шкатулла. Готовность управлять предполагает не только наличие определенных морально - политических качеств и глубоких специальных знаний, но и умений научно оценивать обстановку, прогнозировать развитие дошкольного воспитания; знание основных положений теории управления, социально - психологических аспектов руководства коллективом; высокую правовую культуру [4, с. 5]. Особое внимание уделяется стилю руководства. Успешному решению задач способствует единство педагогического коллектива, согласованность и слаженность в работе всех его членов [4, с. 49]. Здесь особое значение приобретает индивидуальный подход, умение понять каждого человека. Представленная серия книг выполнила роль методического, практико-ориентированного пособия для начинающих и опытных руководителей. А как достичь положительной динамики на прогнозируемый результат, сплоченности коллектива, повышение профессионализма педагога? Этот вопрос остается открытым. Несколько книг, неоднократно изданных, в разные временные периоды выпущено с подробным освещением теории и практики управления дошкольным образовательным учреждением известными авторами: К.Ю. Белая, П.И. Третьяков, Т.П. Колодяжная и другими. 2000г. -«Управление качеством образования» под редакцией М.М. Поташника. Книга является первой в истории российского образования практико-ориентированной монографией. Вскользь указывает на специфику управления качеством образования в дошкольном учреждении. Говоря о специфике функции руководства педагогическим коллективом, авторы отмечают особую ментальность дошкольных работников (более исполнительны в том, что касается режимных моментов). Проблема качества дошкольного образования требует от руководителей новой работы с педкадрами [6, с. 338-339]. Но, как создать в дошкольном образовательном учреждении творческий работоспособный коллектив, полного ответа пока нет. Одной из основных категорий педагогики является педагогический коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников и воспитателей (педагогов). Понятие педагогического коллектива сложилось значительно позднее понятия детского коллектива. По сути, оно введено А. С. Макаренко, хотя мысли и идеи, о единстве требований педагогов к воспитанникам, встречаются у Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Коллектив - (в социальной психологии) (от латинского collectives - собирательный) -наиболее характерная для системы социалистических общественных отношений группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [5, с. 144].

В педагогике мы рассматриваем организованные общности детей и взрослых. Наиболее детально рассматривали это направление в педагогической деятельности: В.А. Сластенин, он утверждал, что непременным условием педагогического творчества является активная восприимчивость к рекомендациям науки и опыту новаторов; Е.А. Панько и Л.В. Поздняк, выделяются новые социальные условия, специфику педагогического коллектива дошкольного учреждения, раскрывают понятие «социально-психологический климат», систему отношений членов коллектива. Г. Широкова и К.Ю. Белая в своей книге «Детский сад: выживать или развиваться?» не употребляют термин «творческий коллектив», но анализируют пути совершенствования управления дошкольным воспитанием на данном этапе. Авторы задают вопрос руководителю дошкольного учреждения, «Каким вы видите свой детский сад?». И рекомендуют никогда не упускать задачу сплочения коллектива, стихийное развитие ведет к разобщению [3. с.12,36]. Современная педагогическая практика имеет широкий спектр педагогических исследований. Педагог - новатор, творец приобщается к новому

взгляду на свою профессиональную деятельность. Резонно поставить вопрос: «Какова роль руководителя в совершенствовании профессиональных качеств педагогического коллектива?».

Наш детский сад комбинированного вида №2376, находится в городе Москве, столице Российской Федерации. Наш коллектив дружный, профессиональный, молодой, творческий насчитывает более 70 человек, детский - 250 детей, а родительский ещё больше. Управлять таким хозяйством сложно и интересно, и требует кропотливой работы всех участников педагогического процесса. Руководителю учреждения необходимо владеть технологией формирования корпоративной культуры, включать элементы творческих находок, что предполагает ведение административной работы в разных направлениях: управляемость: демократическая форма управления, совместное принятие и утверждение важных задач; устойчивость в кризисных ситуациях: совместная выработка стратегии, внедрение в педагогическую структуру, тренинги; конкурентноспособность: участие в конкурсах, инновациях, семинарах, круглых столах; определение ценностных установок: соблюдение морально-этических принципов, приоритеты в образовательной политике; использование комплекса социальных норм поведения: программа по здоровому образу жизни, профилактика табакокурения; социальное партнёрство: обеспечение сетевого взаимодействия, посещение музеев, школ, библиотек родителями; сотрудничество: выездные экскурсии выходного дня с родителями и семьями сотрудников, благоустройство территории, празднование памятных дат.

Администрация создаёт условия для совершенствования профессионализма, формирования педагогической культуры, творческой атмосферы с учетом особенностей женского коллектива, перспективы роста заработной платы, позитивного взаимодействия микро коллективных объектов, делегирования полномочий в рамках компетенции. Особое внимание уделяется оснащению рабочего процесса, что является предпосылкой для творческой самореализации, качественного выполнения поставленных задач, комфортного пребывания в учреждении всех участников коллектива.

Дошкольные учреждения по статистике посещают до 70% детей дошкольного возраста. А именно в этот период развиваются психофизиологические процессы ребенка. Таким образом, увеличивается значимость влияния окружающей социальной среды на ребенка.

Для новичков детского коллектива разработали и апробировали на практике формы адаптации: посещение будущими воспитанниками территории детского сада, регулярные дни открытых дверей, посещение праздников родителями (законными представителями), братьями, сестрами и участие в них, дозированное присутствие ребенка в группе, начиная с 1.5 часов, поэтапное увеличение времени нахождения ребенка в детском саду, размещение семейных фотографий в групповом помещении, возврат к предыдущему (начальному) этапу адаптации после болезни ребенка, временный переход в группу старшего ребенка к младшему брату (сестре).

Важную роль играет личность педагога, умение работать творчески, увлекать за собой детей, коллег, родителей (законных представителей). Организовывались конкурсы, где каждый мог проявить свои способности, максимально реализовывать себя в продуктивной деятельности. Возникала здоровая, творческая конкуренция. Легко преодолевались конфликтные ситуации, изучались коммуникативные способности. Родители (законные представители), дети, сотрудники активно принимали участие в международных, городских, окружных, районных мероприятиях.

Экскурсии - одна из форм сплочения коллектива. Нравятся родителям семейные экскурсии выходного дня. Коллектив наш работает стабильно. 94% родительской общественности поддерживает направления в работе дошкольного учреждения.

Преемственность поколений проходит через широкий спектр деятельности, что ведёт к сплочению семьи, коллектива группы, всего коллектива в целом.

Базовые педагогические знания и личный опыт помогают формированию корпоративной культуры, творческим изысканиям. В своей работе апробируем условия, способствующие повышению качества педагогического мастерства, профессионализма. Условно разделили их на две составляющие: 1- профессиональные: повышение профессионального уровня, трансляция педагогических идей, наставничество, делегирование функций взаимоконтроля, творческая атмосфера в коллективе, открытость в работе каждого члена коллектива, стимулирование факторов роста заработной платы; 2- личностные: расстановка кадров с учетом личных притязаний, взаимоуважение, взаимопомощь, учет особенностей женского коллектива, стремление к самореализации, самоконтроль.

Особая роль отводилась межличностным отношениям в среде педагогического состава. Расстановка кадров на новый учебный год проводилась с учетом личных привязанностей, возрастных характеристик, особенностей овладения педагогическими навыками, с учетом результатов анкетирования, диагностических срезов. Экспериментальным путем было установлено, что не всегда совпадали желания сотрудников и критерии расстановки кадров руководителя. Так, при решении, основанном на критериях профессионализма, вступали в конфликт межличностные отношения. При учете личных взаимоотношений воспитателей создавался благоприятный микроклимат в группе, комфортное пребывание детей и взрослых. Это давало наилучший положительный эффект внутреннего взаимодействия микро коллективных объектов. Обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса предполагает знание теории и умелое применение ее на практике. Мы не стоим на месте, разрабатываем и внедряем в практику традиционные и новые формы повышения профессионального мастерства, наполняя их содержанием с учетом индивидуального творческого потенциала и формирования благоприятного социально-психологического климата в рабочем педагогическом коллективе. Используются разные формы теоретической подготовки: курсы повышения квалификации МИОО, курсы профессиональной переподготовки МГППУ; модульные семинары МИОО, МГППУ, Юго-Западного ОМЦ; педагогические совещания, медико-педагогические совещания, работа в творческих группах, самообразование, дискуссии. А также, повышение профессионального мастерства в процессе практических мероприятий: профессиональные конкурсы, мастер - классы, школа наставничества, открытые просмотры, семинары-практикумы, деловые игры, внедрение инноваций, консультации, тренинги, обобщение опыта. Завершает этот процесс мониторинг эффективности воспитательно-образовательного процесса. Профессиональный творческий коллектив складывается из индивидуальных творческих личностей. Результат успеха зависит от того, как педагоги сотрудничают, как группируются. Формирование сплоченного творческого коллектива специалистов высокого уровня - длительный, кропотливый процесс. На вопрос анкеты: «Нужно ли руководителю быть творческой личностью?» 99% респондентов (студенты Московского городского педагогического университета, кафедры дошкольной педагогики и психологии разной формы обучения) ответили утвердительно. Это ли не подтверждение тому, что нам есть над чем работать. Важно, что есть заинтересованные в творческом педагогическом процессе педагоги, которые уже работают или учатся и скоро возьмут бразды правления в свои руки. Почему одного руководителя сотрудники считают своим партнером, другом, ответственным администратором, смело высказывают свои мысли, делятся творческими планами; а другого - боятся, работают «от звонка до звонка», по принципу: «что скажут, то и сделаю»? Вопросов больше, чем ответов. Значит мы в пути, есть над чем работать.

Литература

1. Детский сад (книга для заведующих) / Под ред. О.И. Соловьева. М.,1959. С. 258.

2. Детский сад (книга для заведующих) / Под ред. Л.П. Тарасова. М., 1982. С. 3-6.

3. К.Ю. Г.Широкова Белая. // Детский сад: выживать или развиваться? М., 1996. С. 12, 36.

4. А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла, Заведующий дошкольным учреждением (пособие для заведующих дошкольными учреждениями). М., 1984. С. 5, 49.

5. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М., 1985. С. 144.

6. Управление качеством образования. / Под ред. М.М. Поташник. М., 2000. С. 338339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.