РАЗДЕЛ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ
А.А. Павлов
РОЛЬ РОССИИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СНГ
Аннотация
В статье описана роль Содружества Независимых Государств во внешнеэкономической деятельности России, приведены количественные и качественные оценки деятельности Содружества. Определены причины малоэффективного сотрудничества стран-участниц. Обозначены основные направления интеграции и текущие проблемы. Проанализирована возможная перспектива развития, подведены некоторые итоги в этом направлении, сделаны соответствующие выводы.
Annotation
In article the role of the Commonwealth of Independent States in foreign trade activities of Russia is described, are resulted quantitative and quality standards of activity of Commonwealth. The reasons of ineffective cooperation of the countries of participants are defined. The basic directions of integration and current problems are designated. The possible prospect of development is analyzed, some results in this direction are brought, corresponding conclusions are drawn.
Ключевые слова
Содружество Независимых Государств, государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, рынок, импорт, экспорт, интеграция, рыночные отношения.
Keywords
The Commonwealth of Independent States, state regulation, foreign trade activities, the market, import, export, integration, market relations.
Жизненную необходимость экономической интеграции для стран, бывших республик СССР, можно будет объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их от экономик Запада. Объединяя усилия в борьбе против подобной зависимости, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отноше-
ний. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств (СНГ).
Для Российской Федерации
партнёры по СНГ выступают в качестве приоритетного географического направления развития
внешнеэкономического сотрудничества. Этому есть логическое объяснение, так как участники СНГ унаследовали от СССР ряд системных связей, которые в условиях рыночного хозяйства вполне могут составить основу их
экономической интеграции. К ним, в частности, относятся: единые системы транспорта, связи, энергоснабжение, телекоммуникации, нефте- и газопроводы, информационная система, стандарты и техническая документация и т.п. [1]
Таким образом, на начальном этапе становления СНГ уже существовало интегрированное и взаимозавися-щее экономическое пространство. Поиск форм и методов экономического сотрудничества постсоветских государств происходил под воздействием устоявшихся подходов к управлению экономикой, использованием единого народнохозяйственного комплекса с общей финансовой, кредитно-денежной и налоговой системой и был ориентирован на реализацию концепции реинтеграции. Предполагалось, что большинство независимых государств сохранит унаследованное общее экономическое пространство и «прозрачность» межгосударственных границ и будут координировать свою социально-
экономическую политику.
В то же время после распада СССР каждое государство стало независимым, суверенным и иностранным по отношению к России. Такая двойственная позиция, безусловно, не может не накладывать отпечаток на сферу регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) российских предприятий с партнерами из стран Содружества.
Этапы развития СНГ, безусловно, можно классифицировать по-разному, но наибольший интерес представляет, по нашему мнению, выделение двух периодов, в свою очередь, подразделявшихся на ряд промежуточных этапов.
Первый, начавшийся еще в 1991 г., характеризовался заметным преобладанием центробежных тенденций. В каждой из республик в то время была
надежда на быстрый альянс с богатым Западом. Стремление добиться процветания и благополучия на почве национально-государственного, а потом и экономического суверенитета были актуальны уже в конце 80-х годов прошлого столетия.
Этапом образования национальных экономик можно считать период с 1991 по 1993 г. Особенностью этого периода стал развал единого народнохозяйственного комплекса СССР, раздел его национального богатства, усилившаяся конкуренция за получение внешних кредитов, отказы от уплаты долгов Советского Союза, резкое сокращение товарообмена между республиками, что привело к неизбежному экономическому кризису на всем постсоветском пространстве. Подобное развитие событий предопределило выстраивание взаимоотношений в рамках СНГ на рыночной основе.
Основополагающими правовыми документами СНГ стало Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное главами России, Украины и Белоруссии, и Протокол к этому соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которыми в состав Содружества Независимых Государств вошли еще 8 стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Молдавия (позже, в 1993 г., к Содружеству присоединилась и Грузия).
В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, содержавший в себе основные направления деятельности Содружества, из которых первоочередными являлись:
• формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
• координация кредитнофинансовой и социальной политики;
• содействие развитию торговоэкономических связей государств-
членов Содружества;
• создание общего информационного пространства;
• осуществление общих природоохранных мероприятий;
• осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Высшими органами СНГ был утвержден Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами глав-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств проводит четыре заседания в год, Совет глав государств -два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников на срок не более года, при этом последующий и предшествующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеэкономической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.
Признание главами СНГ взаимных связей как реального резерва для преодоления кризисной ситуации послужило подписание 24 сентября 1993 г. договора о создании Экономического союза. Предполагалось добиться свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, согласования денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеторговой, таможенной и валютной политики, осуществить сближение методов регулирования экономической деятельностью.
Договор о создании Экономического союза предполагал поэтапное продвижение государств - участников СНГ от одной стадии интеграции к дру-
гой: зона свободной торговли - таможенный союз - платежный и валютный союзы и, наконец, - общий рынок. Соглашение о создании зоны свободной торговли принято 15 апреля 1994 г. Этот документ был подписан руководителями всех 12 государств СНГ, а ратифицирован лишь шестью. [2]
Однако Договор о создании Экономического союза имел рамочный характер, так же как и большинство принятых в начале 90-х гг. договоренностей. Их реализации препятствовал нарастающий экономический кризис. В результате возникла тенденция переориентации внешнеэкономических связей участников СНГ на дальнее зарубежье, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения и отсутствие эффективных механизмов «перелива» части выручки от внешнеэкономической деятельности сырьевых отраслей в обрабатывающие. Как следствие преимущественное развитие получают отрасли топливно-сырьевого сектора.
На пространстве СНГ осуществлялась стихийно сложившаяся и неэффективная система платежей и расчетов. Это послужило заключению Договора о платежном союзе в октябре 1994 г. Принятие этого договора предполагало разрешение кризиса неплатежей и создание бесперебойной системы расчетов в режиме взаимной конвертируемости национальных валют на клиринговой основе, согласование кредитноденежной политики стран-участниц и постепенный переход к системе расчетов в коллективной (резервной) валюте.
К концу 1994 г. созрела необходимость в создании комитета, призванного воплощать в жизнь принятые экономические соглашения. Этим комитетом стал Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ. Он был наднациональным органом, обладающим распорядитель-
ными полномочиями в вопросах, согласованно переданных ему государствами. Однако Межгосударственный экономический комитет, так же, как и Платежный союз, не сыграл той роли, которая ему отводилась, и в дальнейшем был сокращен.
Вторым периодом является период возникновения и развития субрегиональных образований.
На этом этапе дезинтеграцион-ные процессы в рамках Содружества провоцировали создание внутри него региональных объединений различных типов, стимулируя процесс так называемой разноскоростной интеграции: за 1994-1998 гг. были созданы:
1) Союз России и Белоруссии.
2) Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Киргизии.
3) Центральноазиатское экономическое сообщество - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
4) ГУУАМ - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова.
К началу XXI в. в СНГ так и не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.
Нереализованность потенциальных возможностей взаимного сотрудничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удельного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объединений мира.
Внешнеторговый оборот, по данным таможенной статистики, в июне 2009г. составил 37,6 млрд. долларов США. Экспорт составил 24,3 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 20,7 млрд. долларов, в государства-участники СНГ - 3,6 млрд. долларов. Импорт составил 13,3 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего
зарубежья - 11,5 млрд. долларов, из го-сударств-участников СНГ - 1,8 млрд. долларов. [7]
Преодолеть дезинтеграционные тенденции в развитии постсоветского пространства удалось только к концу 90-х гг., когда в большинстве стран -участниц Содружества начали появляться признаки экономического роста.
В октябре 2000 г. президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целями ЕврАзЭС были как эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, так и реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах. Евразийское экономическое сообщество, безусловно, готово сыграть роль своеобразного катализатора интеграционных процессов на экономическом пространстве двух континентов -Европы и Азии. Необходимо также отметить, что ЕврАзЭС имеет самый большой удельный вес в основных макроэкономических показателях из региональных объединений стран внутри Содружества Независимых Государств.
Сформировавшиеся в различные годы межстрановые объединения на региональных экономических пространствах продолжают развиваться и укреплять свои политические и экономические позиции в XXI в.
Главными стратегическими задачами существующих интеграционных союзов в современных условиях становятся следующие:
• во-первых, обеспечение устойчивого экономического развития стран, входящих в состав каждого союза, путем организации более рационального использования экономических ресурсов и создания более благоприятных условий для ведения хозяйственной
деятельности в рамках единого хозяйственного комплекса;
• во-вторых, участие в ме-жинтеграционном экономическом сотрудничестве с другими межстрановы-ми союзами в условиях глобализации и постоянной готовности к реагированию на ее вызовы;
• в-третьих, формирование и защита справедливого мирового экономического порядка в условиях соблюдения норм международного права, недопущения применения военной силы при урегулировании конфликтных экономических проблем, разрешение спорных вопросов мирным путем на благо народов всех стран мира без какой-либо дискриминации. [5]
В настоящее время Российская Федерация проводит политический курс, направленный на расширение и углубление экономических связей со странами СНГ. Договорно-правовая основа этих связей достаточно проработана в тех случаях, когда речь идет о двусторонних отношениях. Участие в многосторонних соглашениях стран Содружества до сих пор трудно назвать успешным и эффективным. По большей мере это, прежде всего, объясняется недостаточной проработанностью
механизмов выполнения подобных соглашений, особенно в вопросах валютно-финансовых и кредитных операциях.
Недостаточной следует назвать работу по содействию производственной кооперации между крупными машиностроительными предприятиями России и других стран СНГ. До сих пор не решены давно назревшие вопросы об образовании Союза инвесторов стран СНГ, о формировании единой системы экспертных оценок инвестиционных решений, организации информационного взаимодействия при принятии таких решений и т.д.
Отсутствие внешнеэкономической стратегии привело к неэффектив-
ному позиционированию России в системе мирохозяйственных связей, породило ряд серьезных проблем для экономики и внешнеэкономических связей страны. Среди них:
• множественность перекрывающих друг друга интеграционных проектов с участием России и СНГ, отсутствие до последнего времени четкой иерархии интеграционных приоритетов РФ на постсоветском пространстве и дееспособных сценариев развития интеграционных процессов;
• значительные потери, которые понесла Россия в связи с льготными ценами на поставляемые в СНГ энергоносители;
• ослабление позиций России как инвестора в разработку природных ресурсов стран СНГ на фоне растущей активности в этой сфере компаний развитых стран, КНР, государств ЮВА и др. [4]
Следует также отметить, что в целом в деле интеграции новых государств Содружества не удалось достичь ощутимых результатов. Это наглядно отражает тенденция к переориентации внешнеэкономических связей большинства государств СНГ на страны дальнего зарубежья.
Однако общим для стран Содружества и по сей день остается то, что их доля на рынках друг друга как в экспорте, так и в импорте товаров по-прежнему высока (в 2008 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины -4,6%, Казахстана - 3,4%). В импорте
преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана -2,3%). [7]
Проанализировав политические и экономические, внутренние и внешние причины низкой эффективности СНГ как организации регионального сотрудничества, делаем вывод, что наиболее
часто приводимыми аналитиками являются следующие:
• Молодая государственность стран-участниц, различия в их экономических и политических системах.
• Восприятие некоторыми странами СНГ России как угрозы для своего суверенитета.
• Наличие разных моделей экономических реформ и отсутствие синхронности в их проведении.
• Противодействие западных стран и крупных транснациональных корпораций интеграции стран Содружества.
• Увеличение различий между странами по уровням социальноэкономического развития.
В ходе становления государственности бывших республик СССР происходит неизбежное усиление между ними культурных и политических различий, идет поиск новых международных партнеров, формируется многовекторная внешняя политика. Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина стремятся стать членами Европейского Союза. Азербайджан, Грузия и Украина видят себя в ближайшей перспективе в НАТО.
Более того, в самих подходах России и ее партнеров по СНГ к проблемам региональной интеграции и ее соотношению с задачами включения в мирохозяйственные связи выявились серьезные разногласия. В Содружестве курс, нацеленный на создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе, полностью поддерживается лишь Белоруссией. За ускорение строительства интеграционного содружества, прежде всего таможенного союза и общего рынка, выступают Казахстан и Киргизия. Близки к такой позиции Таджикистан и в определенной мере Армения.
Что касается остальных стран СНГ, то они, особенно в последнее время, все более настороженно воспринимают многосторонние интеграционные проекты, решительно выступают против создания наднациональных органов, предлагая превратить Содружество в чисто совещательный форум и развивать пока только двусторонние связи. Как правило, ими признается роль России как стратегического партнера, но сотрудничество в СНГ не рассматривается в качестве главного приоритета внешнеэкономической политики. [6]
Вместе с тем создание Содружества Независимых Государств сыграло для населения роль своеобразного психологического амортизатора. Люди надеялись на сохранение единого пространства и возможностей для привычного общения. Отсюда завышенные ожидания в отношении Содружества как новой формы объединения бывших республик СССР. Однако СНГ не обрело черт ни продвинутого регионального объединения, ни, тем более, конфедерации.
Подводя итоги происходящих процессов формирования общего экономического пространства стран СНГ на базе рыночных отношений с последовательным, несмотря на ряд серьезных трудностей и проблем, устранением ограничений в движении через границы товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов, можно с уверенностью утверждать, что они и по сей день являются важнейшей предпосылкой экономического развития как России, так и каждой из стран Содружества, в частности.
Библиографический список
1.Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. Учебное пособие. Москва. Экономистъ. 2006,стр.480
2.Игнатова Т.В., Миронова О.А., Со-лодков Г.П. Современные мирохозяйственные процессы: глобализация, инте-
грация, регионализация. Учебное пособие. Ростов/н/Д. Изд-во СКАГС. 2007, стр. 283
3.Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Издание 2-е, перераб. и доп. Москва. Изд-во РАГС. 2005, стр. 759
4.Мировая экономика и международные отношения №5. 2008, стр. 4
5.Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. Четвертое издание. Москва. КНОРУС. 2007, стр. 80
6.Российский внешнеэкономический вестник №10. 2007, стр. 36
7.www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Bibliographic list
1.Voronkova О. N, Puzakova E.P, Foreign trade activities: the organisation and man-
agement. The manual. Moscow. Economist. 2006, p. 480
2.Ignatova T.V., Mironov O. A, Solodkov G.P. The modem economic processes: globalisation, integration, regionalisation. The Manual. Rostov/n/D. Publishing house SKAGS. 2007, p. 283
3.Kushlin V. I. Market economy State regulation. The edition 2, the processed and added. Moscow. Publishing house RAGS. 2005, p. 759
4.Economic and the international relations №5. 2008, p. 4
5.Polyakov V.V., Shchenin R. K. Economic and the international business. The fourth edition. Moscow. KNORUS. 2007, p. 80
6.The Russian external economic bulletin №10. 2007, p. 36
7.www.gks.ru - an official site of Federal service of the state statistics