Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чупанова А. Ч.

В статье анализируется роль религиозных факторов в формировании правосознания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

ПРАВО

A 4 Чупанова. Роль религиозных факторов в формировании правосознания молодежи

УДК 340. 114 5:316 35(470.067)

Роль религиозных факторов в формировании правосознания

молодежи

A4. Чупанова

На формирование правосознания молодежи оказывает влияние целый ряд факторов: уровень социально-экономического развития общества политическая обстановка в стране, национальные особенности. пол: возраст, принадлежность к той или иной социальной группе, конфессии и др.

Среди рассматриваемых факторов в данной статье мы остановимся на роли религиозных факторов в процессе формирования правосознания молодежи. Актуальность названного аспекта исследования обусловлена религиозной ситуацией в современном дагестанском общества в целом и в молодежной среде ь . ' гности,

Для . ">НИЯ BblLübhrPSbHnOH

проблемы ■■■ необходимым. дать

краткую >.;"!! >-'• ^ листику религиозной ситуации ^С'.никв Дагестан. выде-

лить гю:'!л.л.: ; и отрицагельное воздействие i.:• '.!'г.- на сознание общества

Религиозный фактор в современном Дагестане играет большую роль во многих общественно-политических процессах. С одной стороны, мы наблюдаем, как свободное вероисповедание стало неоспоримым атрибутом демократизации жизни общества а с другой стороны, бурное возрождение религии остро поставило вопрос о допустимых пределах клерикализации современного общества и влиянии исламского фактора на политическую жизнь светской республики.

Религиозный фактор с середины 80-х годов XX века играет все возрастающую роль в политической, общественной жизни и в национальных отношениях в Дагестане. Как отмечает Хан-бабаев K.M.. все активнее религиозное сознание в республике выступает как

средство возрождения и развития этно-национэльного самосознания населения. В этом проявляется его мощная интегрирующая функция. За последние 15 лет существенно изменилось положение ислама в обществе. Это явилось следствием многих причин среди которых изменение общественно-политической и идеологической обстановки в России, в том числе и в Дагестане, принятие в начале и в конце 90-х годов законов РФ и РД о свободе совести и вероисповедания, существенно расширивших права верующих и религиозных организаций.

В последние годы проблеме! отношения ч исламу, его роли и места в истории Дагестана и в современных общественно-политических : 'лях на У: Кавказе в РД " лредме-"ог/ обсуждения на . пленных роопубг.иканеких ни' • • :ических конференциях. Пода?-* •••::•:••.'•-';? большинство представителей .• >л : ой так и религиозной интеллигенции выступает за светский путь развития Дагестана в составе России, не отрицая при этом возможностей использования положительного потенциала религии.

Активное возрастание роли религиозных институтов в жизни общества мы наблюдаем в повседневной жизни. Если в связи с усилением атеистической пропаганды {50-70-е годы) в 1986 г. в Дагестане действовали Духовное управление мусульман Северного Кавказа, 27 мечетей, 5 православных церквей 4 синагоги 2 общества евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). 1 общество адвентистов седьмого дня (АСД). суфийские братства, не было ни одного учебного заведения, где готовили бы духовных лиц, то за последние годы в Дагестане произошли бурные процессы религиозного возрождения, особенно

ПРАВО

А ч. Чуганоес: :1спь религиозных факторов э формировании поаассозна^ич молодежи

ислама. Религиозная ситуация количественно и качественно изменилась.

По данным Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий на 2003 год, в республике функционирует 1679 мечетей. 40 христианских и 4 иудейских религиозных организации 16 исламских вузов где обучаются около 5 тысяч человек сотни лримечетских школ и медресе

Религия оказывает существенное влияние на духовную культуру и общественное сознание дагестанцев в целом. Исламские, христианские и иудейские духовно-нравственные системы ценностей активно воздействуют на формирование мировоззрения верующих, особенно молодого поколения.

В современных условиях религиозную ситуацию в Дагестане можно определить через коренное изменение отношения государства и общества к религии и религиозным организацией: резкое г, о-имение уровня и с.епен/ религией.....'•>Так. по сощ/ю-

среди студентов вуз ой Да.-с^гт-ч; в 1935-1986 гг.. из 784 респондентов верующим отнесли себ«7 23 £ ".'о неверующим 56 8 %. атеистам 11.4 % В 1999-2002 гг. было опрошено 5259 студентов дагестанских вузов, их филиалов и филиалов недагестанских вузов в городах Махачкала, Дербент. Избео-баш, Буйнакск. Хасавюрт; Кизилюрт. Каспийск и Кизляр. Верующими назвали себя 75,8 % (из них 72,7 % мусульмане и 3,2 % христиане), неверующими 4 7 %, атеистами 3,9 % Таким образом, за последние 15 лет число верующих студентов увеличилось в 3 раза, атеистов уменьшилось в 3 раза, а неверующих в 12 раз [1].

По результатам социологического исследования, проведенного нами в январе-феврале 2002 года среди студентов ДГУ и ДГПУ, 37.5 % студентов ДГУ назвали себя верующими и соблюдающими религиозные обряды: верующими, но не соблюдающими религиозные

обряды. - 50.6 %. Студенты ДГПУ ответили следующим образом - верующие и соблюдающие религиозные обряды 55 %; верующие но не соблюдающие религиозные обряды. - 35 % Разницу между ответами студентов ДГУ и ДГПУ можно объяснить большим числом сельских жителей среди студентов последнего. Как показывают исследования уровень и степень религиозности во многом зависит от места рождения и этнической принадлежности респондентов Так среди сельских жителей уровень и степень религиозности на 18-20 % выше чем среди горожан [2]. При этом у молодежи Дагестана (как и у всего населения) религиозные праздники ассоциируются с национальными, поэтому религиозность воспринимается как необходимое качество личности молодого дагестанца.

На вопрос о знании и соблюдении селигиозных норм и злиянии их на отношение к праву 56.7 % студентов ДГУ и 75 % студентов ДГПУ ответили, что знание и соблюдение селигисзных норм способствует положительному от погнию к нему : мм •/ образом по мнению самих же студентов, на правосознание студенческой молодежи религиозный фактор оказывает в целом положительное влияние

При исследовании роли религии в формировании правосознания молодежи следует обратить внимание на следующие аспекты

Во-первых, в религии молодежь привлекают прежде всего его мировоззренческие ценности, а не религиозное мировоззрение в целом.

Вс-вторых в массовом увлечении религией есть и оттенок моды, культа, традиции обязанности. Как раньше все должны были быть членами ВЛКСМ, теперь модно и обязательно верить в бога, соблюдать религиозный пост, принимать участие в религиозных праздниках

В-третьих, на религиозность молодежи большое влияние оказывает дея-

ПРАВО

А Ч Чупанова Роль религиозных факторов в фо^мирсва-чм правосознания молодежи

тельность миссионеров, активизировавшаяся в последние годы в Дагестане. После печально известных военных событий на территории Дагестана их меньше, но их последователи, принявшие их идеи, долго еще будут представлять потенциальную угрозу для стабильности республики, ценным стратегическим ресурсом которой является молодежь.

В-четвертых религиозности молодежи возрастание содействует количества религиозной литературы которая издается и распространяется независимо от государства и практически бесконтрольно. В связи с этим остро встает вопрос о соответствии содержания этой литературы истинной сущности религии. а не разжиганию экстремизма в обществе. Сюда же можно причислить активизацию деятельности различных СМИ по во п оо с о •• оглигиознсй грамотности молодежи

В-пятых ро ' ■ "иозность молодецки не всегда • . -ая и сснопанная из твердой оиг-- может быть ситуа-

тивной О од-^си стороны, молодые люди считают. есть явления, необъяснимые науко/. это промысел божий, с другой стороны, вера в бога является способом ухода от трудных жизненных ситуаций, когда надо во что-то верить для обеспечения внутреннего душевного спокойствия.

Для повышения уровня правосознания молодежи необходимо'

раскрыть мировоззренческий, ценностный потенциал права в жизни общества;

- привить уважение к правовым ценностям как культовым, традиционным:

- привлечь для правовоспитательной работы с молодежью активные методики практикующих юристов, лучших студентов юридических вузов, пропагандировать право во всех сферах жизни общества, проводить правовые все-обучи и другие мероприятия:

- улучшить качество издаваемой правовой литературы, сделать её дос-

тупной для молодежи, понятной, ориентированной на различные правовые жизненные ситуации, активизировать деятельность СМИ по оказанию правовой помощи молодежи, увеличить количество публикаций, адресованных молодежи:

- организовать различные службы, клубы, центры, где молодой человек мог бы получить квалифицированную и своевременную правовую помощь в трудных жизненных ситуациях.

Это далеко не полный перечень необходимых мер для формирования достаточного уровня правосознания молодежи Роль государства его институтов, всего общества в вопросах формирования правосознания молодежи и корректировке его з соотношении с религиозным сознанием является ведущей.

Говоря о положительном и отрицательном влиянии религии на правосознание молодежи, необходимо отметить следующее. Социологичес - данные говоряг о преобладан/ч ¡денции снижения положительно-. . чния рели-и и на стабильнее^- . ^ с си иском обществе Это- аь^л.." л... /воречи! многочисленным заявлениям конфессиональных лидеров, что "олькс религия внесет стабильность в современное общество Свидетельством, подтверждающим этот тезис, могут служить многочисленные факты непосещения школ детьми в результате перехода на религиозное образование. Так, в Хасавюртовском районе значительным остается отсев учащихся из общеобразовательных школ в связи с переходом на учебу в духовные учебные заведения Участились случаи вмешательства религиозных деятелей в дела школ и других учебно-воспитательных учреждений. Многие дети школьного возраста особенно девочки, не посещают школу Имеют место случаи нарушения Конституции РФ., по которой религия отделена от государства, религиозные заведения вытесняют светские школы Например, в с Леваши медресе функ-

ПРАВО

А ч. Чу:ц-1ное>-: гол=. религиозных факторов в формировании правосознания молодежи

ционирует в здании средней школы, а в Хаджалмахи и других селах многие учащиеся уходят из общеобразовательной школы в медресе. [2]

Сегодня существует и другая проблема в этой области религиозные деятели стремятся ввести богословие в учебные программы светских высших учебных заведений. Учеными ДНЦ РАН проведены социологические исследования об отношении к стремлению духовных управлений ввести богословие в учебные программы высших заведений. Сторонников такого подхода оказалось в горных и предгорных зонах. 50.4 % на равнине 33.3 %

Главное управление Министерства юстиции РФ по РД обеспокоено наметившейся тенденцией увеличения числа детей, не охваченных учебой в общеобразовательных школах, вмешательством религиозных деятелей в светскую жизнь Зто свидетельствует о серьезч-«*' у»'-тениях со орга-

нов " \ х уровней '.1 е все-

го ееместного само, траления г;.: ч ^рые не отслеживают процессы ое-лигиозиого образования -л соответствующих территориях.

Представители религии проявляют напористость и твердость в отстаивании своих позиций, суть которых - введение богословия в школьное образование, попытка представить религию

как единственную духовную ценность. В этом им «помогает» отсутствие единой последовательной позиции у представителей власти, а также аморфность позиции интеллигенции, ученых, избегающих конфронтации с религиозными деятелями из опасения прослыть «безбожниками».

Следует отметить, что общая образованность грамотность молодежи является также условием религиозной грамотности, не оставляющей места для дилетантства и неосведомленности Поэтому исключение из программ религиозных школ общеобразовательных дисциплин - не лучший шаг в процессе теологического образования.

Ценности в обществе - как религиозные, так и правовые - 8 основном совпадают поэтому молодежь, которая исповедует ту или иную религию не может быть вне общечеловеческих ценностей. к которым относится и право. В современных условиях формиоов^ни" гражданского общества и пострпенеправового государства необходимо учитывать положительный потенциал и корректировать отрицательное влияние религии на общественное сознание в целом и правосознание молодежи в частности

Литература

1. Этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе http: www. // dhis dgu.ru / деоЗ. htm

2. Дагестанская правда. 2004 2 марта

ВЬСУНИК" ДГ\ I i Р А В О l\»\i i ^ 2UÜ-I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.