Научная статья на тему 'Роль рекламной вывески в художественном тексте (на материале произведений Н. В. Гоголя)'

Роль рекламной вывески в художественном тексте (на материале произведений Н. В. Гоголя) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ART SUBJECT / THE OBJECTIVE WORLD OF THE TEXT / ART DETAIL / AUTHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вранчан Елена Витальевна

В статье прослеживается роль рекламной вывески как значимой предметной детали гоголевского вещного мира. При этом выявляются разные способы предметной изобразительности, что позволяет определить степень художественного преображения рекламной вывески, наиболее полно раскрыть характер эстетической позиции автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADVERTISING SIGNS IN A LITERARY TEXT (ON THE MATERIAL OF WORKS OF N. V. GOGOL)

The article is devoted to the artistic world of novels N. In. Gogol. Advertising sign is an important artistic detail in the texts of N. In. Gogol. The article reveals the different ways to image objects in the literary text. This approach reveals the aesthetic views of the author and the function of signs in advertising.

Текст научной работы на тему «Роль рекламной вывески в художественном тексте (на материале произведений Н. В. Гоголя)»

УДК 821.161.1

РОЛЬ РЕКЛАМНОЙ ВЫВЕСКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ)

Елена Витальевна Вранчан

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций и социологии управления, тел. (383)243-95-01, e-mail: [email protected]

В статье прослеживается роль рекламной вывески как значимой предметной детали гоголевского вещного мира. При этом выявляются разные способы предметной изобразительности, что позволяет определить степень художественного преображения рекламной вывески, наиболее полно раскрыть характер эстетической позиции автора.

Ключевые слова: предметная изобразительность, предметный мир произведения, художественная деталь, авторская позиция.

THE ROLE OF ADVERTISING SIGNS IN A LITERARY TEXT (ON THE MATERIAL OF WORKS OF N. V. GOGOL)

Elena V. Vranchan

Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, Ka-menskaya st., 56, candidate of philological sciences, senior lecturer of department social communication and sociology of management, tel. (383)243-95-01, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the artistic world of novels N. In. Gogol. Advertising sign is an important artistic detail in the texts of N. In. Gogol. The article reveals the different ways to image objects in the literary text. This approach reveals the aesthetic views of the author and the function of signs in advertising.

Key words: art subject, the objective world of the text, art detail, the author.

Вывеска как вид рекламного сообщения представляет собой совокупность изображений и надписей, восходящих к народной картинке - лубку. Попав в художественный контекст, она функционирует как разновидность народной картинки и передает не только вещную информацию об изображаемой эпохе, сообщая, чем именно торговали в той или иной лавке или какие услуги там оказывали, но и художественно-эстетическую, представляя собой неотъемлемую часть городского пейзажа. Степень художественного преображения реальной вещи у разных писателей различна. Например, известно, что пушкинские описания бытовых вещей не отличаются подробностью, тогда как в творчестве Н. В. Гоголя необычному детальному описанию преображаемого вещного мира принадлежит едва ли не главная роль. В связи с этим целью статьи является рассмотрение рекламной вывески XIX века как экзотичной детали гоголевского урбанистического пейзажа. Такое рассмотрение вещного образа может осуществляться в контексте исследований, посвященных изучению поэтики живо-

писного экфрасиса. Имеются в виду работы Ю. М. Лотмана, Ю. В. Шатина, Н. Е. Меднис, Ф. З. Кануновой и др. При этом наиболее системный анализ поэтики живописного экфрасиса в прозе русского романтизма представлен в работах Н. Г. Морозовой [1], [2], [3].

В прозе Н. В. Гоголя, как и в художественных произведениях других авторов, подобие рекламной вывески возникает в первую очередь как деталь быта, а потом как эстетический объект изображаемой действительности. Например, в первой главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» весьма реалистично представлен быт крестьян и мастеровых людей, рано просыпающихся, занимающихся делом: «А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином ох-тенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит. / Проснулся утра шум приятный. <.. .> И хлебник, немец аккуратный, / В бумажном колпаке, не раз / Уж отворял свой васисдас» [4, с. 31-32]. В данном отрывке иностранное слово обозначает реально существующую вывеску, которая ассоциируется с немцем-ремесленником, выпекающим хлеб. Противоположные ассоциации возникают в связи с праздной жизнью Онегина, который не намерен рано вставать и трудиться. Подробный анализ «немецкости» как компонента художественной системы произведения представлен в диссертационной работе С. С. Жданова [5].

У Гоголя вывеска тоже становится неотъемлемой деталью обстоятельных описаний местности, города, хутора, улицы, дома. При этом повествователем обозначается место строений, род занятий жителей. Так, в повести «Невский проспект», одним из главных предметов авторского внимания становится Мещанская улица, улица «табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф» [6, с. 37]. Здесь нет ярких вывесок, но зато привлекает внимание дом жестянщика Шиллера, на котором «красовалась» вывеска с кофейниками и самоварами. В процессе такого лаконичного описания дома жестянщика автор обозначает характерные приметы обыденного существования своего героя. Надо отметить, что представленная бытовая обстановка может быть лишена правдоподобия. В связи с этим примечательна характеристика героя повести «Нос» цирюльника Ивана Яковлевича, фамилия которого утрачена, а «на вывеске его - где изображен господин с намыленною щекою и надписью: „и кровь отворяют" - не выставлено ничего более» [6, с. 50]. Думается, такая характеристика героя подготавливает появление в его доме исчезнувшего носа. То есть фантастической деформации подвергаются не только герои, но их вещи.

В гоголевском перечне разнородного предметного материала всегда заметна необычность отдельных предметов, поэтому и рекламная вывеска воспринимается неоднозначно. С одной стороны, она сопровождает традиционные народные гуляния, так как часто возникает в атмосфере праздника (ярмарки или карнавала), с другой - демонстрирует показное великолепие Парижа и Петербурга. Уже в первой повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» воз гончара представляется не столько средством передвижения, сколько подобием ярмарочного театра. Он везет на ярмарку товар, демонстрируя его прохожим: «расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко

взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши...» [7, с. 112]. Кроме того, повествователь переносит читателя в особую, ярмарочно-балаганную «действительность», когда разворачивает декоративную, ярмарочно-яркую, хаотическую опись «мечущихся» вещей. Например: «Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами» [7, с. 115]. Этот риторический прием «собрания» - йгеде^айо, со^епБ - перечня многих предметов, часто используемый гоголевскими повествователями, предстает не статичной описью, а динамическим описанием ярмарки. Указанный прием, а также ярмарочный тип гоголевского пространства рассматривается в связи с художественным образом транспортного средства в нашей диссертационной работе «Функции средств передвижения в художественном мире Н. В. Гоголя» [8].

Другое впечатление создает перечень разнородного предметного материала, когда описываются достопримечательности Парижа: «И вот он в Париже, бессвязно обнятый его чудовищною наружностью, пораженный движением, блеском улиц, беспорядком крыш, гущиной труб, безархитектурными сплоченными массами домов, облепленных тесной лоскутностью магазинов, безобразь-ем нагих неприслоненных боковых стен, бесчисленной смешанной толпой золотых букв, которые лезли на стены, на окна, на крыши и даже на трубы, светлой прозрачностью нижних этажей, состоявших только из одних зеркальных стекол» [6, с. 222]. В представленном перечне достопримечательностей видится скопление фрагментов хаотичного, но лишенного былой динамичности предметного мира. То есть отсутствие гармонии праздника приводит к тому, что бесчисленные вывески с золотыми буквами, афиши, «которые миллионами пестрели и толпились в глаза» вызывают у повествователя только раздражение.

Как нам кажется, в гоголевских произведениях ярмарочная выставка товара часто напоминает лубок. Не случайно в повести «Вий» соотносятся, ориентированные на воспроизведение шутовского поведения, изобразительные и словесные тексты. Например: «За амбарами, к самым воротам, стояли треугольниками два погреба, один напротив другого, крытые также соломою. Треугольная стена каждого из них была снабжена низенькою дверью и размалевана разными изображениями. На одной из них нарисован был сидящий на бочке ко-зак, державший над головою кружку с надписью: Всё выпью. - На другом фляжки, сулеи и по сторонам, для красоты, лошадь, стоявшая вверх ногами, трубка, бубны и надпись: Вино козацкая потеха» [9, с. 195]. Такие картинки с надписью ориентированы на театральное зрелище, игру. Думается, эти наблюдения дают основание для определения художественной природы вывески. Здесь нужно учитывать, что для народной аудитории XIX века реклама (вывески магазинов и лавок, вывески мастерских) тоже требовала соединения рисунка и словесного текста.

С учетом того, что в лубке подпись заставляет воспринимать рисунок как действо, а вывеска тяготеет к стационарному быту, Гоголь стремится соединить рекламную вывеску с лубочной картинкой. Поэтому в отрывке «Рим» показному великолепию товарной выставки Парижа противопоставляется «светлая не-

притворная веселость» итальянского карнавала, когда его участник «все, что ни накоплено им в продолжение года, ... готов промотать в эти полторы недели» [6, с. 231]. Этому способствуют местные торговцы, искусно создающие атмосферу народного праздника: «накануне светлого воскресенья продавцы съестных припасов, пицикаролы, убирали свои лавчонки: свиные окорока, колбасы, белые пузыри, лимоны и листья обращались в мозаику и составляли плафон; круги пармезанов и других сыров, ложась один на другой, становились в колонны; из сальных свечей составлялась бахрома мозаичного занавеса, драпировавшего внутренние стены; из сала белого, как снег, отливались целые статуи, исторические группы христианских и библейских содержаний, которые изумленный зритель принимал за алебастровые — вся лавочка обращалась в светлый храм, сияя позлащенными звездами, искусно освещаясь развешанными шкаликами и отражая зеркалами бесконечные кучи яиц» [6, с. 244]. Исключительность такой рекламной вывески состоит в том, что она воспринимается не столько в статике, сколько в динамике. В статичном состоянии она напоминает натюрморт, созданный талантливым художником, а в динамичном состоянии -театральное представление, в ходе которого лавочка превращается в «светлый храм».

Совсем иная роль в описании вывесок реализуется в позднем творчестве Гоголя. Так, в поэме «Мертвые души», «почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами» создают впечатление убогости и полной бесхозяйственности губернской жизни. А об абсурдности этой жизни заставляют поразмыслить то надпись над магазином: «Иностранец Василий Федоров», сочетающая слово «иностранец» с русским именем и фамилией, то надпись на вывеске портного из Петербурга: «Иностранец из Лондона и Парижа». Впечатление никчемности усиливает примитивизм вывесок «с нарисованною толстою рыбою и воткнутою в неё вилкою», а также заведения с лаконичной надписью: «Питейный дом» [10, с. 12]. Мы видим, что степень художественного преображения описываемой предметной детали разная.

Итак, на материале произведений Н. В. Гоголя выявлено, что вывеска играет роль значимой предметной детали, способ описания которой может быть не только лаконичным, конкретным, но и экзотичным, живописным, театрализованным. Это еще раз доказывает, что в гоголевских текстах материальная жизнь и мелочи быта настолько детальны, что заставляют задуматься о том, в какой же смыслопорождающей функции они выступают.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Морозова Н. Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2006.

2. Морозова Н. Г. Экфразис в русской прозе: монография. - Новосибирск: НГУЭУ, 2008. - 212 с.

3. Morozova N. G. Поэтика и семиотика экфразиса в русской прозе конца XVIII -gпервой трети XIX века // Экфразис: вербальные образы искусства / Ред. Т. Бовсушвсько'1. -

2013. - С. 109-128.

4. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Собр. соч.: В 8 т. М., 1969. Т.5. - 317 с.

5. Жданов С. С. Национальность героя как элемент художественной системы (немцы в русской литературе XIX века): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2005. - 197 с.

6. Гоголь Н. В. Повести // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - [б.м.]: АН СССР, 1938. Т.3. - 728 с.

7. Гоголь Н. В. Ганц Кюхельгартен. Вечера на хуторе близ Диканьки // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - [б.м.]: АН СССР, 1940. Т.1. - 556 с.

8. Вранчан Е. В. Функции средств передвижения в художественном мире Н. В. Гоголя: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2011. - 219 с.

9. Гоголь Н. В. Миргород // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - [б.м.]: АН СССР, 1937. Т.2. - 764 с.

10. Гоголь Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. -[б.м.]: АН СССР, 1951. Т.2. - 923 с.

© Е. В. Вранчан, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.