Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 4 (60), с. 23-30
23
УДК 338
РОЛЬ РЕГИОНОВ С «УМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ» В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
© 2020 г. М.С. Оборин
Оборин Матвей Сергеевич, д.э.н.; профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета; профессор кафедры менеджмента
Пермского государственного аграрно-технологического университета им. ак. Д.Н. Прянишникова; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе Сочинского государственного университета [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2020 Статья принята к публикации 19.10.2020
В сложившихся макроэкономических условиях в Российской Федерации на уровне системы государственного управления сформировался стратегический курс социально-экономического развития страны, основанный на территориальном потенциале и диверсифицированной специализации субъектов. Динамика и темпы трансформации производственных процессов в регионах под влиянием научно-технического прогресса ориентируют различные виды деятельности на оптимизацию определенных элементов внутреннего потенциала, которые могут определить высокие конкурентные характеристики товаров, услуг и технологий. При экономическом росте в России достаточно проводить выравнивающую региональную политику, но при снижении доходов бюджета необходимо использовать методы, приводящие к эффективности и концентрации расходов на определенных наукоемких областях экономики. При этом рекомендуется сохранять социальную стабильность в регионах, а упор сделать на дифференциацию инновационной политики, соответствующей возможностям и результативности системы формирования новых знаний и технологий в регионах и городах России. В данной статье предложена научно-теоретическая модель формирования и управления развитием умной специализации регионов, которая построена на основе процессного и ситуационного подходов менеджмента. Обоснована целесообразность реализации стратегических направлений регионального развития, основанных на принципах «умной специализации»; дана оценка готовности России к практической реализации данной концепции. При использовании концепции «умной специализации» стратегическими направлениями являются: создание и развитие технологически современных регионов; формирование сети цифровых государственных услуг; содействие в развитии инфраструктуры инновационной экосистемы; стимулирование участия малых и средних предприятий в глобальной структуре создания стоимости. Развитие политики «умной специализации» регионов способствует совершенствованию и трансформации национальной экономики, а также развитию региональных инновационных стратегий, обеспечивающих стратегические рамки инновационной трансформации региональной экономики и определяющих основные инвестиционные приоритеты.
Ключевые слова: «умная специализация», региональное развитие, модель управления «умной специализацией», цифровые технологии, инновации, инновационная экономика.
Введение
Концепция стратегического развития субъектов страны, основанная на «умной специализации», внедряется с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, способствующих решению ключевых проблем в различных видах социально-экономической деятельности. Ценность данного направления заключается в активном использовании рыночных возможностей интеграции для роста конкурентоспособности территориальных экономических систем и выбора оптимальных траекторий инновационного развития приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг. Экономи-
ка знаний и трансформация систем управления различных уровней должны оцениваться с точки зрения синергетического эффекта: ресурсосбережение, экологическое производство, формирование новых рабочих мест в условиях проектной интеграции экономических агентов различной специализации.
По результатам проведенного исследования установлено, что применение концептуальной модели дифференцированной социально-экономической политики «умной специализации» регионов повысит эффективность экономики, задаст вектор развития межрегионального и международного взаимодействия в целях повышения инвестиционной привлекательности
регионов. Теоретическое значение работы заключается в систематизации теоретических подходов и положений по совершенствованию и трансформации региональных инновационных стратегий «умной специализация».
Одним из основополагающих аспектов концепции «умной специализации» является концентрация ресурсов знаний и их связь с некоторыми приоритетными видами экономической деятельности, которые могут способствовать развитию конкурентоспособности экономики многих стран и регионов.
Процесс развития интеллектуальной специализации включает определение и выбор целевых сфер экономической деятельности и технологий, которые будут способствовать инновационному развитию регионов.
При этом большое значение придается вовлечению региональных и местных органов власти, а также негосударственных организаций в процесс выбора целевых вспомогательных объектов, а также обеспечению государственно-частной координации реализации разработанных проектов, стратегий, мониторинга и оценки ее эффективности.
Сущность разработки стратегических направлений территориального развития заключается в преобразовании уникальных возможностей и потенциала в реальные цели, задачи и результаты, описанные системой показателей. Основная составляющая концепции «умной специализации» отличается от традиционных инноваций и отраслевой политики. Одной из ключевых ее задач является раскрытие предпринимательского потенциала, с помощью которого можно внедрять региональные инновации, которых нет в других регионах и которые могут быть реализованы на более выгодных условиях. Целевые действия должны быть результатом бизнес-процесса, процессов принятия решений, в котором предприниматели открывают для себя новые целевые современные отрасли развития [1].
Разработка стратегии интеллектуальной специализации предполагает отказ от устаревшей промышленной политики, основанной на традиционной политике развития региональной стратегии экономического развития, применимой к регионам-лидерам. Этот подход также отличается от концепции инновационного развития региона, недостатком которой является отсутствие единой концептуальной основы и положительного опыта применения [2].
Умная специализация - это скорее механизм для создания новых возможностей с дополнительной государственной поддержкой для реальной предпринимательской деятельности, с
учетом их потребностей в установлении связей и достижении синергетического эффекта при взаимодействии всех заинтересованных сторон. «Умная специализация» - это не только поддержка существующих сильных сторон региона, но и поиск новых возможностей для их развития. Каждый регион может найти новые направления развития на основе местных знаний, разнообразия имеющихся специализаций и поиска взаимозависимости между ними [3].
Таким образом, регионы с интеллектуальной специализацией смогут определить отрасли, технологические области или их основные конкурентные преимущества, а затем сосредоточить свою региональную политику на продвижении инноваций в этих областях.
При этом важную роль играет государственная поддержка. Государство должно создавать информационную среду и соответствующие условия для эффективного взаимодействия с предпринимателями, участвовать в согласовании стратегических проектов [4].
Теоретико-методологические подходы
Наше исследование имеет следующие цели:
- обосновать целесообразность реализации стратегических направлений регионального развития, основанных на принципах «умной специализации»;
- дать оценку готовности России к практической реализации данной концепции;
- определить необходимость и целесообразность структурных преобразований экономики региона.
Достижения в области информационно-коммуникационных технологий, развитие человеческого капитала, совершенствование государственных институтов, эффективное взаимодействие промышленности и государства способствуют развитию стратегической политики. Концепция «умной специализации» обеспечивает возможности в этом отношении для национальных, региональных и местных органов власти администрации, в том числе использование ранее предоставленной информации недоступной для обработки [6].
Современные тенденции территориального развития в мире характеризуются глобальной синхронизацией, конвергенцией различных областей науки и технологий, транснационализацией экономики, переходом от индивидуального к сетевому типу развития, сменой типов регионального и городского развития, появлением компактных «умных» городов.
Целью стратегии региональной специализации является трансформация отраслевой струк-
туры региона. Политика «умной специализации» направлена на развитие существующих отраслей, модернизацию, диверсификацию и появление новых отраслей, а также формирование новых инновационных форм, благодаря позиционированию региона по отношению к ключевым технологическим возможностям, определению уникальных компетенций [6].
Скорость освоения новых технологий является фундаментальным фактором для реализации инновационной стратегии «умной специализации». Для преобразования траектории регионального развития требуются высокие ресурсные затраты, что объясняется необходимостью изменения парадигмы политики территориального развития, ориентированной на инновации, независимо от возможностей и приоритетов развития, в политику дифференцированной «умной специализации». Самый эффективный метод - использовать имеющийся потенциал регионов-лидеров развития [7].
Регионы с высоким инновационным потенциалом не получают необходимого финансирования научной и инновационной деятельности, не уделяется внимания образованию и стимулированию молодых ученых, и не обеспечивается количество необходимого персонала, занятого исследованиями и разработками.
Для обеспечения комплексной модернизации социально-экономического развития регионов необходимо разработать меры по усилению государственного регулирования инновационной экономической деятельности, благодаря которым можно ожидать повышения эффективности хозяйствующих субъектов. На государственном уровне в России такие проблемы решить сложно, поэтому решением может стать активизация межрегиональных связей, взаимодействие и активизация регионального управления, внедрение «умной специализации» в различных регионах [8].
Результаты и обсуждение
Процесс совершенствования политики территориальной специализации предполагает решение ряда задач [9]:
- определение необходимости и целесообразности структурных преобразований экономики региона;
- определение возможностей государственной или межрегиональной поддержки развития отстающих регионов страны на основе инструментов налогово-бюджетного льготирования или субсидирования;
- определение форм привлечения и основ распределения финансовых, трудовых, природ-
ных и иных отраслевых и территориальных ресурсов;
- обеспечение эффективного регулирования научно-технических достижений;
- обеспечение интеграции производства в регионах с необходимыми ресурсами и производительностью;
- обеспечение устойчивых межрегиональных экономических связей и взаимодействия;
- обеспечение эффективного функционирования промышленных, научных и коммерческих региональных систем, что позволит увеличить их финансовую стабильность на рынке;
- обеспечение стабильности единого национального экономического пространства через формирование устойчивых межрегиональных связей.
Можно представить процесс формирования «умной специализации» регионов в виде модели (рис. 1).
Первым этапом модернизации инновационной политики региона должна стать разработка модели социально-экономического развития страны, экономической политики, основанной на принципах «умной специализации», с целью устранения неравенства в территориальном развитии [10].
Принципы «умной специализации» в контексте создания региональных инновационных стратегий рассмотрены на рисунке 2.
Концепция «умной специализации» представляет собой многоуровневый подход к управлению, способствуя тем самым развитию регионов в инновационном направлении [6]. Стратегии «умной специализации» должны рассматриваться для каждого региона в отдельности, с учетом нововведений, потенциала, преимуществ и характерных региональных особенностей (рис. 3).
Каждый регион принимает решение развивать свои традиционные отрасли или менять направление развития и модернизировать новые высокотехнологичные отрасли экономики. Межрегиональное взаимодействие также имеет большое значение при введении новаторских стратегий развития. Необходимо заметить, что значимым инструментом обеспечения инновационного развития является карта уникальных компетенций регионов [7].
Специалисты считают, что на лучших позициях в рейтинге инновационных регионов России находятся те субъекты Федерации, у которых существует своя концепция формирования региональной политики инвестиционного развития и индивидуальная программа, к которым федеральный проект является лишь дополнением. К таким регионам принадлежит, в частно-
Рис. 1. Модель формирования и управления развитием «умной специализации» регионов
сти, Красноярский край . По мнению руковод- зодобычи, горнорудной промышленности, сель-
ства региона, «умная специализация» - это не обязательно нано- или цифровые технологии. Это внедрение в деятельность компаний наиболее современных и эффективных методов для продвижения своей продукции и работы. Как видно из мировой практики, самые лучшие результаты достигались при тесном сотрудничестве крупных предприятий и научно-образовательного комплекса региона.
Для выполнения этих задач в крае был создан Сибирский федеральный университет. Вуз стал научно-образовательной базой для таких локомотивов бизнеса, как «Норникель», «Красцветмет», СУЭК, «Роснефть» и других компании, которые в настоящее время являются участниками крупнейшего российского комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь»2.
Комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» был поддержан президентом России и учтен при разработке стратегии пространственного развития страны. В его портфель входят крупные инвестиционные проекты, которые направлены на развитие нефтега-
ского хозяйства, металлургии и создание соответствующей инфраструктуры в Красноярском крае, Тыве и Хакасии [11].
Целями проекта являются: повышение темпов социально-экономического роста и устранение технологических и инфраструктурных ограничений, привлечение капитала и формирование устойчивого роста налогово-бюджетных показателей, повышение качества жизни и доходов населения, в том числе за счет формирования рынка труда инновационных профессий.
Охарактеризуем проект «Енисейская Сибирь» с точки зрения стратегии «умной специализации».
1. Использование уникальных конкурентных преимуществ региона - КИП «Енисейская Сибирь» использует свои уникальные природные богатства для следующих проектов: санаторно-курортный, лечебно-оздоровительный туркомплекс «ЧЕДЕР - KINEZI»; освоение Тарданско-го месторождения рудного золота; строительство Нижнебогучанской ГЭС и др.
Каждый из этих проектов несет в себе определенные социально-экономические эффекты:
Рис. 2. Принципы «умной специализации» регионов
Рис. 3. Определение стратегических приоритетов регионального инновационного развития в России с учетом принципов «умной специализации»
- строительство Нижнебогучанской ГЭС - - Санаторно-курортный, лечебно-оздорови-
снижение стоимости электроэнергии у конечного потребителя; создание рабочих мест различной квалификации; малая площадь затопления водохранилища (ни один населенный пункт не попадает в зону затопления); упрощение присоединения новых потребителей; рыбохозяй-ственное и промысловое освоение водохранилища; содействие активизации частного бизнеса и предпринимательства; локализация НИОКР и формирование кадров на территории края; повышение научно-исследовательского рейтинга СФУ; развитие транспортной инфраструктуры, в т.ч. организация круглогодичной навигации по водохранилищу ГЭС3;
тельный туркомплекс «ЧЕДЕР - KINEZI» -наличие уникальных возможностей на озере Чедер для организации грязелечебного комплекса, спрос российских граждан на внутренний туризм; ориентация правительства Республики Тыва на развитие санаторно-курортного комплекса и лечебно-оздоровительного туризма для оздоровления местного населения и увеличения въездного турпотока являются предпосылками для создания туркомплекса.
2. Обоснованность выбранной специализации - инвестиции в крупные проекты будут способствовать инфраструктурному развитию территорий, на которых будут формироваться производственные комплексы.
Рис. 4. Частота упоминания секторов как приоритетных в региональной инновационной стратегии
(составлено по данным [6])
3. Привлечение финансирования - интерес к
Заключение
проекту проявили свыше 50 компаний, занимающих высокие конкурентные позиции на потребительских рынках.
4. Ориентация на будущие рынки и технологии - внедрение «зеленых технологий» в производственные комплексы и основные этапы ключевых бизнес-процессов.
5. Учет сильных сторон и специализаций других регионов - специализация Красноярского края ориентирована на улучшение своих сильных сторон, придание масштабного импульса социально-экономическому развитию новой промышленной территории на полуострове Таймыр и всего Арктического региона Российской Федерации [12].
6. Синхронизация между разными уровнями управления - рассматриваемый проект регулируется как на местном и региональном уровнях, так и федеральном уровне управления [13].
Рассмотрим обоснованность названных региональных специализаций. На рис. 4 отображена частота упоминания отдельных секторов, выделенных как приоритетные в инновационных стратегиях российских регионов. Для того чтобы оценить обоснованность выбранных приоритетов, мы руководствуемся наиболее распространенными показателями и методами
4
оценки .
После проведенного анализа проектов самой приоритетной отраслью оказалась добыча полезных ископаемых. Количество проектов, задействованных в этом направлении, - 12, затем следует транспортная модернизация - 8 проектов, энергетика и альтернативные виды энергии -7, экономические зоны - 5, создание различных комплексов - 3, медицина и фармацевтика - 2 и туризм - 1 проект.
Результаты оценки соответствия критериям «умной специализации» КИП «Енисейская Сибирь» подтвердили, что региональная инновационная стратегия разработана с учетом этой концепции. В структуре разработок региона большую часть составляют проекты, направленные на добычу полезных ископаемых, и только присутствует одна разработка в сфере туризма.
С учетом специфики региона будет целесообразно рассмотреть меры по расширению связей с другими регионами, а также за пределами страны с целью получения максимальной выгоды от рационального сочетания географического положения, местного интеллектуального потенциала и преимуществ внешних связей.
Анализ имеющейся практики концепции «умной специализации» позволяет выделить некоторые факторы, которые помогут в совершенствовании инновационной стратегии Красноярского края:
1. Выбор приоритетов необходимо осуществлять на основе широкого круга заинтересованных сторон, опираясь на долгосрочный прогноз научно-технологического развития;
2. Повышение заинтересованности субъектов инновационной деятельности требует мобилизации дополнительных инвестиций, особенно в относительно слабых регионах;
3. Необходимо пополнить внешние знания о глобальных технологических приоритетах, приоритетах других стран и в перспективе выйти на международный уровень.
Примечания
1. Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР «Умная специализация» - но-
вый виток кластерной политики [Электронный ресурс]. URL: https://oecd-russia.org/analytics/umna ya-spetsializatsiya-novyj-vitok-klasternoj-politiki.html
2. Енисейская Сибирь [Электронный ресурс]. URL: https ://ensib. ru/proj ects/inve st
3. Енисейская Сибирь [Электронный ресурс]. URL: https ://ensib. ru/proj ects/inve st
4. ИА «Хакасия» / Экономика и финансы/ КИП «Енисейская Сибирь» верстает программу Красноярского экономического форума [Электронный ресурс]. URL: http://www.19rus.info/index.php/eko nomika-i-finansy/item/116465-kip-enisej skaya-sibir-v erstaet-programmu-krasnoyarskogo-ekonomicheskogo -foruma
Список литературы
1. Гасфорд А.О. Принципы применения «умной специализации» к региональному развитию России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019 Т. 9. № 3-1. С. 441-447.
2. Магро Э., Уилсон Дж. Р. Оценка смешанной политики: проблемы управления из-за новой инновационной политики на местах. Исследовательская политика. 2018, Elsevier. Vol. 48 (10).
3. Дырдонова А.Н. Устойчивое развитие инновационных промышленных кластеров в рамках концепции умной специализации // Высокие технологии и инновации в науке: Сб. избр. ст. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 27 сент. 2019 г.). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2017. С. 197-201.
4. Рудакова О.В., Полянин А.В., Кузнецова Л.М. Основные проблемы инвестиционной привлекательности России // Среднерусский вестник общественных наук. Т. 2017. 11. № 2. С. 152-162.
5. Земцов С.П., Баринова В.А. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к «умной специализации» // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 65-81.
6. Бахтина С.С. Возможности использования европейского опыта при формировании региональных инновационных стратегий // Управленческий учет.
2017. № 12. С. 78-87.
7. Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А. Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте «умной специализации» // Форсайт.
2018. Т. 12. № 1. С. 25-39.
8. Коломак Е.А., Крюков В.А., Мельникова Л.В. и др. Стратегия пространственного развития России: ожидания и реалии // Регион: экономика и социология. 2018. № 2 (98). С. 264-287.
9. Бош А., Вонортас Н. «Умная специализация» как стимул инновационной экономики в развивающихся странах. Уроки Бразилии // Форсайт. 2019. Т. 13. № 1. С. 32-47.
10. Репичев А.И., Тугачева Л.В., Ланская А.В. Перспективы развития предпринимательской деятельности в Орловской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 6. С. 246-256.
11. Павлова А.В. Управление процессами формирования кластерных структур в регионе // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. №1. С. 39-46.
12. Полянин А.В. Эволюция теорий экономического роста регионов на основе размещения производственных сил и экономического равновесия // Сборник трудов 2-й международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов», Орел, 28-30 марта 2016 г. / Под общ. ред. О.А. Строевой, Орел: ОФ РАНХиГС, 2016. С. 32-35.
13. Мельников Н.К. «Умная специализация» регионов в стратегии инновационного развития// Сборник статей I Международной научно-практической конференции «Минские научные чтения», Минск, 13-14 декабря 2018 г. Минск: БГТУ, 2019. С. 132-135.
14. Бахтина С.С. Управление инновационно-технологическим развитием регионов России: стратегия разумной специализации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 18-26.
15. Куценко Е.С., Исланкина Е.А. Обновление региональных инновационных стратегий на принципах умной специализации: уроки для России // Материалы XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2017. С. 390-400.
16. Проняева Л.И., Павлова А.В. Управление формированием кластеров в экономике на основе развития методики их идентификации // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 5. С. 225-237.
17. Юхачев С.П., Солопов В.А., Николашин В.П., Калюжный М.С. Форсайт-проект «Научно-техническая политика Тамбовской области и качество жизни»: итоги делфи-опроса // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2017. №1. С. 78-83.
THE ROLE OF REGIONS WITH «SMART SPECIALIZATION» IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
M.S. Oborin
Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch; Perm State National Research University; State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Sochi state University
In the current macroeconomic conditions in the Russian Federation, a strategic course of socio-economic development of the country has been formed at the level of the state administration system, based on the territorial potential and diversi-
fied specialization of subjects. The dynamics and pace of transformation of production processes in the regions under the influence of scientific and technological progress Orient various activities to optimize certain elements of internal potential that can determine the high competitive characteristics of goods, services and technologies. With economic growth in Russia, it is sufficient to implement an equalizing regional policy, but with a decrease in budget revenues, it is necessary to use methods that lead to efficiency and concentration of expenditures in certain knowledge-intensive areas of the economy. At the same time, it is recommended to maintain social stability in the regions, and focus on differentiating innovation policies that correspond to the capabilities and effectiveness of the system of forming new knowledge and technologies in the regions and cities of Russia. This article offers a scientific and theoretical model for the formation and management of the development of smart specialization of regions, which is based on the process and situational approaches of management. The expediency of implementing strategic directions of regional development based on the principles of smart specialization is justified; the assessment of Russia's readiness for practical implementation of this concept is given. When using the concept of smart specialization, the strategic directions are: creation and development of technologically modern regions; creating a network of digital public services; helping to develop the infrastructure of the innovation ecosystem; encouraging the participation of small and medium-sized enterprises in the global value structure. The development of smart regional specialization policy contributes to the improvement and transformation of the national economy, as well as the development of regional innovation strategies that provide a strategic framework for innovative transformation of the regional economy and determine the main investment priorities.
Keywords: smart specialization, regional development, smart specialization management model, digital technologies, innovation, innovative economy.