РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЫНКОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ПОНОМАРЕВА М.А.,
кандидат экономических наук, доцент, докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69
В статье анализируются возможности внедрения зарубежной практики выдачи комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий в российский механизм снижения негативного воздействия на окружающую среду, показана роль региональных инновационно-экологических рынков в формировании основы для разработки российских аналогов справочников по наилучшим доступным технологиям и даны рекомендации по формированию комплекса мер государственной поддержки инновационно-экологических видов деятельности.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды; наилучшие доступные технологии; комплексные экологические разрешения; инновационно-экологический рынок; регион.
This article analyzes the possibility of introducing a foreign practice integrated environmental permits on the basis of best available technologies in a mechanism to reduce the negative impact on the environment, the role of regional innovation and environmental markets in forming the basis for developing such guides unrivalled and offers advice on a range of measures of State support for innovation and environmental activities.
Keywords: pollution; best available technology; integrated environmental permits; innovative-ecological market region.
Коды классификатора JEL: Q52, Q56.
Достижение устойчивого развития страны и, соответственно, ее экономического роста неразрывно связано с необходимостью поддержания адекватного качества природной среды и обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека. В настоящее время в Российской Федерации рассматривается возможность внедрения зарубежного опыта в области снижения негативного воздействия на окружающую среду, основанного на создании системы выдачи комплексных экологических разрешений на принципах так называемых «наилучших доступных технологий», которые могли бы заменить существующие сегодня громоздкие и неэффективные многочисленные разрешения и лицензии на выбросы в атмосферу, водопользование, сброс загрязняющих веществ в воду, образование и размещение отходов.
Следует отметить, что механизм регулирования негативного воздействия на окружающую среду, основанный на выдаче комплексных экологических разрешений и наилучших доступных технологиях, в некоторых принципиальных моментах кардинально отличается от действующего в настоящее время в России. В то же время осуществляемые в стране реформы в данной области частично были ориентированы на его использование, в связи с чем существуют достаточно надежные предпосылки для его окончательного и эффективного внедрения в российских условиях.
В целом предлагаемый к внедрению механизм основывается на необходимости создания комплексной системы выдачи разрешений, в которых устанавливаются определенные условия, в том числе предельно допустимые значения выбросов и использование наилучших доступных технологий (НДТ).
Под НДТ понимаются технологии и организационные мероприятия, которые позволяют свести к минимуму воздействие на окружающую среду в целом и осуществление которых не требует чрезмерных затрат [3]. Понятие «наилучшие доступные технологии» (НДТ) определено в Директиве ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения [1] (КПКЗ) как «самая эффективная и передовая стадия развития производственной деятельности и методов эксплуатации установок, которая свидетельствует о практической пригодности определенных методов (методик, технических приемов) для создания прин-
© В.А. Пономарева, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ципиальной основы для обеспечения предельных величин выбросов/ сбросов, предназначенных для предотвращения и, если это нереально, общего снижения выбросов/сбросов и сокращения воздействия на окружающую среду в целом».
Статья 21(11) Директивы КПКЗ раскрывает понятие НДТ, как следующее:
1. Понятие «Технология» — включает в себя как саму используемую технологию, так и ее разработку, строительство, введение в эксплуатацию, работу и вывод из эксплуатации.
2. Технологии являются «Доступными», если они разработаны в масштабе, необходимом для реализации в соответствующих промышленных секторах, с экономически приемлемыми условиями, на основе выгод и затрат, наличия или применения их в странах ЕС, срока окупаемости, приемлемого для оператора (предприятия).
3. Технологии являются «Наилучшими», если они наиболее эффективны в достижении высокого общего уровня охраны окружающей среды в целом.
По мнению ряда субъектов Российской Федерации, создание соответствующего организационноправового механизма позволит осуществить переход от действующего механизма ведомственного, индивидуального нормирования к комплексному технологическому нормированию и контролю воздействий на окружающую среду на основе НДТ.
Формирование такого механизма, основанного на внедрении наилучших доступных технологий посредством системы комплексных экологических разрешений, предполагает не только установление ограничительных, запретительных и штрафных мер, но и формирование условий для обеспечения их выполнения, в первую очередь, технико-технологических и организационно-экономических.
В частности, одним из основных документов при принятии решения о выдаче комплексных экологических разрешений на деятельность предприятия для регулирующего органа являются справочники по наилучшим доступным технологиям (СНДТ), включающие в себя все существующие на данный период технико-технологические достижения и сформированные по отраслевому принципу.
Разработка и корректировка таких справочников должна осуществляться регулярно, особенно важно их регулярное обновление, которое возможно лишь на базе развитого инновационно-экологического сектора. Хотя сами инновационные технологии не могут быть включены в СНДТ (в силу высоких рисков), они являются той базой, на основе которой может формироваться банк данных наилучших доступных технологий.
Недостаточно развитый инновационно-экологический рынок является серьезным препятствием для разработки справочников по НДТ (СНДТ), в связи с чем необходима выработка ряда мер по активизации его развития в российских регионах.
В целом инновационно-экологический рынок представляет собой совокупность (систему) экономических связей между разработчиками инновационной эколого— и энергоэффективных продукции в и ее потребителями.
Инновационно-экологический рынок не является идентичным инновационному рынку, или рынку экологических товаров и услуг. С одной стороны, он является частью инновационного рынка, так как включает в себя все взаимоотношения, связанные с производством и применением инновационного продукта, однако он представлен только той его частью, которая направлена на разработку именно инновационного экологически значимого продукта. С другой стороны, инновационно-экологический рынок не идентичен экологическому рынку, так как включает только инновационные экологические разработки, а новые, например, те, что относятся к «наилучшим доступным технологиям» [2], не относятся к данному рынку.
Таким образом, инновационно-экологический рынок представляется пересечением множеств отношений, возникающих на инновационном рынке и рынке экологически чистой продукции.
В этой связи инновационно-экологический рынок становится обладателем всех качеств, свойственных этим рынкам: чрезвычайно высокими экономическими рисками; часто с необходимостью масштабных инвестиционных вливаний; ограничениями, связанными с экологическим нормированием и стандартизацией, а, в российских условиях, и с несовершенством системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, и как следствие, отсутствием реального платежеспособного спроса на инновационноэкологический продукт.
Основными участниками регионального инновационно-экологического рынка являются:
♦ производители инновационно-экологического продукта (НИИ, вузы, технопарки, специализированные частные компании, физические лица и т.п.);
♦ потребители инновационно-экологического продукта (предприятия и отрасли производственного сектора, население, жизнеобеспечивающие системы (ЖКХ, строительство, дорожнотранспортный комплекс, другие отрасли инфраструктуры), органы власти;
♦ регулирующие органы;
♦ некоммерческий сектор;
♦ инвесторы.
Как любой рынок, он должен выполнять основные функции:
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЫНКОВ.
101
• обеспечение взаимосвязи между производителями и потребителями инновационно-экологической продуктов;
• обеспечивать конкуренцию среди производителей инновационно-экологических продуктов, и как следствие, интенсификацию разработок в областях, пользующихся наибольшим спросом;
• снижение затрат в самом инновационно-экологическом секторе, за счет инновационных технологий управления и организации процессов и процедур производства конечного инновационноэкологического продукта;
• дифференциация производителей инновационно-экологического продукта (крупный, средний, малый бизнес; по отраслям и видам деятельности, для которых осуществляются разработки и т.п.);
• повышение качества и диверсификация инновационно-экологического продукта в регионе.
Можно определить следующие виды инновационно-экологического продукта, являющегося предметом спроса и предложения на инновационно-экологическом рынке: эколого— и энергоэффективные технологии (для производственного сектора); эколого— и энергоэффективная продукция для потребительского сектора; разработка эколого— и энергоэффективных стратегий развития предприятий, отраслей и региона в целом; разработка программ экологизации производств на различных уровнях управления (микро-, мезо-, макроуровнях); разработка программ восстановления (очистки) экосистем и антропоэкосистем различного уровня и масштаба.
В настоящее время можно сказать, что в Ростовской области, и в РФ в целом, наибольшее развитие имеют первые два вида из перечисленных выше инновационно-экологических продуктов. Что касается остальных, то они представлены значительно меньше, их практически нет, что связано с рядом причин:
• в целом недостаточным развитием инновационного сектора (несмотря на все предпринимаемые попытки);
• несовершенством общей системы регулирования рационального природопользования и снижения негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к низкой заинтересованности хозяйствующих субъектов в экологизации производственной деятельности и, фактически, к отсутствию спроса на инновационно-экологические разработки;
• отсутствием эффективных схем взаимодействия различных участников данного рынка, и в первую очередь, при распределении финансирования процессов инновационно-экологических разработок и их внедрения, которые характеризуются высокими экономическими рисками, масштабностью и длительным сроком окупаемости инвестиций и другими характерными чертами, присущими инновационной сфере, и др.
Это требует выработки дополнительных мер комплексной государственной поддержки предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инновационно-экологических видов продукции. Для этого необходим прорыв в данном виде деятельности, в связи с чем целесообразно использовать максимально возможный арсенал инструментов, находящихся в руках государства: от льготного налогообложения инновационноэкологических видов деятельности до субсидирования, льготного кредитования и размещения государственных заказов. Важным также является развитие системы государственного страхования рисков научных исследований в данной сфере, а также организация информационной и консультационной помощи, компенсации части расходов, связанных с повышением квалификации и обучением персонала предприятий, осуществляющих свою деятельность в области инновационно-экологических разработок.
Ряд мер должен быть направлен на более активное привлечение научного потенциала вузов к решению экологических проблем региона. С этой целью, на наш взгляд, целесообразно пересмотреть политику налогообложения хоздоговорных работ, выполняемых вузами в рамках конкретных заказов хозяйствующих субъектов. В настоящее время вузы теряют более 45% сумм, получаемых в рамках таких хоздоговорных работ, что в целом не способствует активизации вузовской научно-прикладной деятельности.
Перспективным также является развитие государственно-частного партнерства на региональных инновационно-экологических рынках, что может быть полезным при реализации масштабных инновационно-экологических проектов. Например, в настоящее время практически не реализуются комплексные проекты по оздоровлению и восстановлению региональных антропоэкологических систем. Мероприятия, связанные с очисткой окружающей среды и с предотвращением ее загрязнения, со строительством очистных сооружений и т.п., не сведены в комплексные программы, а усилия по их реализации возлагаются в основном на органы власти и частично на производственный сектор, с привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов. Потенциал науки, некоммерческого сектора, международных фондов, инновационного сектора при этом задействован точечно, без полноценного его анализа и распределения обязательств и функций. Активная организационно-правовая работа региональных органов власти в данном направлении может быть осуществлена как раз в форме государственно-частно-общественных партнерств, что позволит существенно повысить эффективность мер по развитию инновационно-экологического рынка в регионе.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Директива ЕС по комплексному контролю и предотвращению загрязнения (№ 96/61/ЕЭК с внесенными поправками Директивой 2003/35/ЕС и 2003/87EC) // Гармонизация экологических стандартов. ЕС-Россия. Программа сотрудничества // http://www.ippc-russia.org.
2. Пономарева М.А., Богданова Р.М. Совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду как инструмент механизма управления устойчивым развитием региона // Технологии управления. Научно-практический журнал. Ростов н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2009. № 2(14).
3. Правовые и регулятивные инструменты выполнения принципов Директивы о комплексном контроле и предотвращении загрязнения — анализ подхода ЕС. Национальная стратегия гармонизации. Анализ пробелов законодательства // Гармонизация экологических стандартов. ЕС-Россия. Программа сотрудничества // http://www.ippc-russia.org.