Научная статья на тему 'Роль региональных факторов в формировании конкурентоспособности будущих педагогов'

Роль региональных факторов в формировании конкурентоспособности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ" / "ДИПЛОМОЦЕНТРИСТСКАЯ" МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / "HUMAN CAPITAL" / "DIPLOMOTSENTRISKAYA" MOTIVATION IN LEARNING / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE UNIVERSITY / EDUCATIONAL HUMANITARIAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна

В статье описывается и характеризуется ряд региональных факторов, оказывающих влияние на подготовку будущего учителя в условиях регионального педагогического вуза. Регионализм, по мнению автора, проявляется в усилении роли регионального университета в воспроизводстве и трансляции образования в регионе, в раскрытии регионально-культурной, социогенетической функций университетского образования. Особое место уделяется анализу этнокультурного фактора в подготовке будущих учителей в педагогических вузах Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL FACTORS IN FORMATION OF COMPETITIVENESS OF FUTURE PEDAGOGUES

This article describes and characterizes a number of regional factors that influence on the training of future pedagogue in conditions of regional pedagogic university. Regionalism, according to the opinion of the author, is emerging by strengthening the role of regional university in the process of reproduction and transmission of education in region, in disclosure of regional-cultural, socio genetic functions of university education. A special place is given to the analysis of ethno-cultural factors in training process of the future pedagogues in pedagogical universities of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Роль региональных факторов в формировании конкурентоспособности будущих педагогов»

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно констатировать, что в профессиональном спорте с большей частотой, чем в популяции, встречаются женщины с генетически детерминированной маскулинизацией. Пальцевые пропорции «2D:4D» могут служить маркерами, отражающими маскулинизацию и являться критериями предрасположенности к спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горулев, П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горулев П.С. - Челябинск, 2006. - 46 с.

2. Женщина в современном спорте высших достижений / Л.И. Лубышева, Л.Г. Шахлина, А.Р. Радзиевский, Л.В. Ясько, С.В. Калитка, Н.А. Ребицкая // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 10. - С. 58-63.

3. Олейник, Е.А. Морфологические аспекты проявления гипоэстрогении у женщин-спортсменок. / Е.А. Олейник, М.Г. Ткачук // Естествознание и гуманизм : сборник научных трудов. Т. 4, № 2 : Современный мир, природа и человек / под ред. проф., д-ра биол. наук Н.Н. Ильинских. - Томск, 2007. - С. 28-30.

4. Врублевский, Е. П. Индивидуализация подготовки женщин в скоростносиловых видах легкой атлетики : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Врублевский Е.П. -Волгоград, 2008. - 59 с.

5. Human 2D (index) and 4D (ring) digit lengths: their variation and relationships during the menstrual sycle. / T.M. Mayhew, L. Gillam, R. McDoland, F.J.P. Ebling // J. Anatomy. - 2007. - V. 211, Is. 5, November. - P. 630-638.

6. Manning, J. T. Digit Ratio : A Pointer to Fertility, Behavior and Health / J. T. Manning. - NJ : Rutgers University Press, 2002. - 178 р.

7. The Big Finger : the second to fourth digit ratio is a predictor of sporting ability in women / S.N. Paul, B.S. Kato, J.L. Hunkin, S. Vivekanandan, T.D. Spector // British Journal of Sports Medicine. - 2006. - V. 40 (12), December. - P. 981-983.

8. The second to fourth digit ratio in elite and non-elite female athletes / L. Pokry-wka, D. Rachon, K. Suchecka-Rachon, L. Bitel // Am. J. Hum. Biol. - 2005. - Vol. 17, No.

6. - P. 796-800.

Контактная информация: [email protected] РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Раиса Ивановна Платонова, кандидат педагогических наук, проректор по науке, Чурапчинский институт физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия),

с. Чурапча

Аннотация

В статье описывается и характеризуется ряд региональных факторов, оказывающих влияние на подготовку будущего учителя в условиях регионального педагогического вуза. Регионализм, по мнению автора, проявляется в усилении роли регионального университета в воспроизводстве и трансляции образования в регионе, в раскрытии регионально-культурной, со-циогенетической функций университетского образования. Особое место уделяется анализу этнокультурного фактора в подготовке будущих учителей в педагогических вузах Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: «человеческий капитал», «дипломоцентристская» мотивация в обучении, инвестиционная привлекательность вуза, образовательная гуманитарная среда.

9S

THE ROLE OF REGIONAL FACTORS IN FORMATION OF COMPETITIVENESS

OF FUTURE PEDAGOGUES Raisa Ivanovna Platonova, candidate of pedagogical sciences, science pro-rector,

Churapchinsky Institute of Physical Training and Sports Republics Sakhas (Yakutia),

w. Churapcha

Annotation

This article describes and characterizes a number of regional factors that influence on the training of future pedagogue in conditions of regional pedagogic university. Regionalism, according to the opinion of the author, is emerging by strengthening the role of regional university in the process of reproduction and transmission of education in region, in disclosure of regional-cultural, socio genetic functions of university education. A special place is given to the analysis of ethno-cultural factors in training process of the future pedagogues in pedagogical universities of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: «human capital», «diplomotsentriskaya» motivation in learning, investment attractiveness of the university, educational humanitarian environment.

Высшее педагогическое образование играет исключительно важную и все возрастающую роль в постиндустриальном обществе, так как именно с помощью учителей создается интеллектуальный потенциал нации - «человеческий капитал».

Главными факторами, радикально изменившими деятельность отечественной высшей школы, выступают глобализация, сопровождающаяся жесткой проверкой на конкурентоспособность всех национальных и региональных достижений, связанных с ними критериев и оценок, и Болонский процесс.

Подготовка специалистов педагогического профиля в региональных педагогических вузах является сложным и противоречивым процессом, развивающимся под воздействием следующих факторов, обусловленных противоречивым характером происходящих реформ в экономике и образовании на уровне региона.

На региональном уровне первый фактор - социально-экономическая, финансовая и инфраструктурная неравномерность развития регионов. Второй региональный фактор - сложившиеся экономические механизмы экономической доступности высшего образования, которые в «вузовских центрах» намного выше, чем в регионах. Социологические измерения последних лет свидетельствуют, что 90% выпускников школ вынуждены - по экономическим соображениям - получать высшее образование в своем регионе [5. - С.62].

Третий фактор - необходимость выравнивания вузовской сети по регионам России, чтобы, подготовив новые поколения специалистов педагогического профиля, обеспечить развитие интеллектуального потенциала регионов как механизма постепенного выравнивания в будущем экономического развития России по региональногеографическому измерению. Н.М. Рассадин определил региональный университет как базу социокультурного наследования в регионе, с помощью которого сохраняются региональные социокультурные традиции, поддерживается историческая общероссийская, национальная, но и региональная память.

Регионализм проявляется также в усилении роли регионального университета в воспроизводстве и трансляции образования в регионе, в раскрытии региональнокультурной, социогенетической функций университетского образования. Увеличивается значение отражения в дисциплинах истории, литературы, культурологии, в системах ценностей «корпоративной культуры» университета региональных историко-культурно-генетических оснований, на которых формируется любовь выпускника вуза к своей «земле», краю, культуре, к истории края и т. п.

Следующим региональным фактором, оказывающим непосредственное влияние на подготовку педагогических кадров, является взаимодействие структуры образования и занятости молодежи в регионе. В условиях региона, - указывает Н.А.Матвеева, -

с довольно высоким уровнем молодежной безработицы трудовая занятость рано входит в сферу социальных интересов молодежи. На неблагоприятном социальнопсихологическом фоне профессиональные планы региональной молодежи формируются под влиянием страха перед будущим, а не из желания проявить себя в сфере труда [6. - С.73].

Низкий статус учителя в современном российском социуме, скромные доходы, отсутствие социальных льгот и гарантий заставляют наиболее подготовленную часть молодежи рассматривать поступление в педагогический вуз как запасной вариант для своих жизненных планов. Среди поступивших в педагогический университет возрастает число лиц с невысоким уровнем мотивации, ставших студентами под привычным родительским прессом. Смысл «социальных ожиданий» становится у этой группы будущих педагогов часто единственным смыслом получаемого образования.

Еще одним влиятельным фактором подготовки будущих педагогов в региональном вузе является образовательная гуманитарная среда.

Применительно к конкретному учебному предмету гуманитарно-развивающая образовательная среда - это личностно-ориентированный учебный процесс, всесторонне реализующий гуманитарный потенциал изучаемой конкретно-научной дисциплины через включение специальным образом организованных личностно значимых для студента знаний и использование эргономичных и комфортных педагогических технологий, подкрепленных комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих формирование целостной гуманитарной культуры.

Таким образом, подготовку специалиста педагогического профиля следует рассматривать как процесс комплексной организации учебно-воспитательных воздействий в региональном вузе, направленных на формирование положительного отношения к профессиональной деятельности и обеспечивающих овладение системой методологических взглядов, убеждений, теоретических знаний и концепций, практических умений и навыков, необходимых для выработки основ профессиональной компетентности, педагогического мастерства и конкурентоспособности.

В условиях рыночных отношений одним из значимых региональных факторов, оказывающих влияние на подготовку специалистов педагогического профиля, выступают инвестиционная привлекательность вуза и региона.

Инвестиционная конкурентоспособность вуза зависит, прежде всего, от инвестиционной привлекательности региона, города, на которую, в первую очередь, будут ориентироваться потенциальные инвесторы.

Для подготовки специалистов педагогического профиля в условиях регионального вуза проводятся следующие виды работ:

1) разработка и обоснование стратегической программы развития вуза, учитывающей интересы страны, региона, бизнес-структур;

2) определение группы потенциальных участников различных форм взаимодействия бизнес-структур, органов власти и управления, их интересов и сфер взаимодействия;

3) использование позитивного зарубежного опыта применения организационных форм и технологий, повышающих качество подготовки будущего учителя;

4) координация действий ректората вуза с политикой федеральных и региональных властей в сфере социально-экономических преобразований;

5) активизация процессов привлечения инвестиций в вуз. Основная цель может быть сформулирована как продуктивная реализация и развитие конкурентных преимуществ университета на рынках образовательных и научно-технических услуг [7. -С.20].

Специфика подготовки специалистов педагогического профиля в условиях системы вузовского педагогического образования Республики Саха (Якутия) объясняется «сплетением социальных и национальных мотивов, причем национальные играют да-

леко не последнюю роль».

Помимо суровых природно-климатических условий, долгой холодной зимы и связанной с ней практики длительного нахождения в закрытых помещениях, северное влияние проявляется в снижении уровня умственной и физической работоспособности человека в период «полярной ночи», нарушении суточного светового баланса, многолетних биоритмов организма.

От будущих специалистов педагогического профиля требуется знание этносных и историко-культурных особенностей региона. Д. А. Данилов указывает, что «аборигены Севера обычно внешне малообщительны, медлительны, эмоционально уязвимы, обидчивы и - иногда - упрямы. Но, если вдуматься, без этих качеств нормально жить и действовать в экстремальных условиях Севера трудно. Например, медлительность связана с рациональным мышлением, - лучше семь раз проверить, чем допустить ошибку, которая может дорого обойтись. Малообщительность связана с необходимостью перед решением любого вопроса сначала выслушать мнение более старших или имеющих более высокий социальный статус людей»[8. - С.57].

Региональные специалисты [9, 10] указывают, что на трудовое поведение и качество допрофессиональной подготовки выпускников непромышленных, аграрных или национальных территорий, помимо социально- экономических детерминат, оказывают влияние феномены этнической культуры - система ценностей, религиознокультурные традиции, иерархическая модель престижности профессий, традиции труда [10. - С.132]. На региональном уровне этнические автостереотипы проявляются в национально-специфических предпочтениях общественно-гуманитарных профессий (юрист, педагог, историк, культуролог, политолог, историк, филолог, управленец), в отношении к конкретной работе, в позитивном (или негативном) настрое на межэтнические контакты в сфере труда.

Возможность сочетать гуманитарное и творческое начала с техническими умениями, имеющими определенные соответствия с традиционными видами труда, привлекает выпускников национальных школ Якутии к видам профессиональной деятельности, не требующим особой перестройки национального характера (учитель, журналист, дизайнер, ювелир и др.).

Специалисты, занимающиеся проблемами подготовки трудовых ресурсов в регионе, выделяют ряд объективных причин, таких как «особенности национальной психологии (алаасный менталитет), ценностные ориентации нации, притязания в сфере образования, социально-экономические условия жизни якутского населения». И.А. Аргунов и И. И. Подойницына конкретно указывают, на «приверженность якутов традиционному месту жительства, периферийно-ориентированный тип сознания как базовые черты психологического склада якутской нации».

Таким образом, в РФ педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российской высшей профессиональной школы.

Среди региональных факторов, оказывающих влияние на подготовку специалиста педагогического профиля в условиях регионального педагогического вуза эксперты выделяют следующие обеспечивающие развитие социокультурного потенциала территорий:

• социально-экономическая, финансовая и инфраструктурная дифференциация региона;

• демографическая ситуация в регионе;

• экономическая доступность высшего образования для широких слоев населения региона;

• деятельность университета как хранителя и фасилитатора социокультурного потенциала региона;

• адаптированность вуза к социокультурной, экономико-хозяйственной, демографической реальности региона;

• наличие образовательной гуманитарной среды и эффективной системы

управления качеством образования в педагогическом вузе;

• инвестиционная привлекательность вуза и региона;

• этнокультурные особенности трудового поведения и образа жизни населения в регионе, включая этнические предпочтения в сфере труда;

• зависимость трудовой занятости молодежи региона от структур образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов, В. Т. Инновационный путь развития России как основа формирования институциональной инфраструктуры рынка человеческого капитала / В.Т. Смирнов, Г.В. Барсуков, Е.М. Родионова //Образование и общество. - 2008. - № 1. - С.87-

92.

2. Плетнев, К.И. Высшая школа России и инновационное развитие национальной экономики / К.И. Плетнев, Ю.В. Шленов // Инновации. - 2008. - N 1. - С.85-89.

3. Макарова, М.Н. Болонский процесс: мнения и ожидания / М.Н. Макарова, В.С. Соломенников //Социс. - 2007. - № 6. - С.106-109.

4. Мониторинг доступности высшего образования в регионах России: аналит. докл./А. К. Клюев и др. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007.-144 с.

5. Сливина, Т. А. Выявление и анализ педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста / Т. А. Сливина // Вестник БГУ: Педагогика.. - 2008.- № 2. - С.51-62.

6. Матвеева, Н.А. Противоречия развития образовательной системы в регионе и задачи педагогического образования / Н.А. Матвеева // Образование и общество. -2007. - № 3. - С.65-73.

7. Геращенков, И.А. Роль профильного и профессионального образования в социально-экономическом развитии региона / И.А. Геращенков //Образование и общество. - 2007. № 3. - С.17-21.

8. Данилов, Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. / Д.А. Данилов, Е.С. Никитина. - Новосибирск: Сиб. университет. изд-во, 2003. - 160 с.

9. Новиков, А.Г. О менталитете народа саха. Монография. / А.Г. Новиков. -Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте РС(Я), 1995. с.3.

10. Подойницына, И.И. Этнокультурные стереотипы трудового поведения в сфере производства: на примере Республики Саха (Якутия). / И.И. Подойницына. - Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1995. - 168 с.

Контактная информация: [email protected] ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 17-19 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА СПЕЦИАЛЬНОПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Алексей Владимирович Плотников, мастер спорта международного класса России

по хоккею с шайбой, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф.Лесгафта, г. Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена исследованию функциональной подготовленности хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе. Представлен построчный анализ функциональной подготовленности ведущих молодежных хоккейных команд России.

Ключевые слова: функциональная подготовленность, подготовительный период, частота сердечных сокращений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.