Научная статья на тему 'Роль раздаточного материала в лекции-презентации'

Роль раздаточного материала в лекции-презентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1450
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРНЫЙ ДИСПЛЕЙ / ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БИМОДАЛЬНОЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / A LECTURE HALL DISPLAY / A LECTURE-PRESENTATION / A WORKING NOTEBOOK / INFORMATIONAL INTERACTION / BIMODAL PRESENTATION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буйновский А. С., Медведева М. К., Стародубцев В. А.

Рассмотрены три канала информационного взаимодействия на лекции-презентации учебного материала с использованием аудиторного дисплея и печатной рабочей тетради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three channels of informational interaction at the lecture-presentation of didactic materials with the use of a hall display and a working notebook are considered.

Текст научной работы на тему «Роль раздаточного материала в лекции-презентации»

РОЛЬ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ЛЕКЦИИ-ПРЕЗЕНТАЦИИ

А.С. Буйновский, д.т.н., проф. Тел.: (8-38-23)780-161; E-mail: [email protected] М.К. Медведева, спец. по учебно-методической работе

Тел.: (8-38-23)780-179;E-mail: [email protected] Северская государственная технологическая академия http://www.ssti.ru В.А. Стародубцев, к.ф.-м.н., д.пед.н., проф., доц.

Тел.: (8-38-22)26-51-01; E-mail: [email protected] Томский государственный политехнический университет http://www.ido.tpu.edu.ru

Three channels of informational interaction at the lecture-presentation of didactic materials with the use of a hall display and a working notebook are considered.

Рассмотрены три канала информационного взаимодействия на лекции-презентации учебного материала с использованием аудиторного дисплея и печатной рабочей тетради.

Ключевые слова: аудиторный дисплей, лекция-презентация, рабочая тетрадь, информационное взаимодействие, бимодальное предъявление информации.

Keywords: a lecture hall display, a lecture-presentation, a working notebook, informational interaction, bimodal presentation of information.

Массовое появление аудиторных дисплеев и кажущаяся легкость использования презентационной модели в лекционной работе преподавателя приводят к риску замены живой, непосредственной коммуникации участников педагогического процесса на коммуникацию, опосредованную компьютерными аудиовизуальными средствами.

Существует реальная опасность перехода от активной, импровизационной позиции лектора к пассивной роли диктора -чтеца экранных текстов, озвучивающего (как придаток компьютера) отсканированные страницы печатного пособия по дисциплине. Увлекаясь значительными информационными возможностями экранной презентации учебного материала, многие преподаватели игнорируют факт принципиального различия ролей и форм представления письменной и устной речи. Письменная (печатная) речь направлена на рационально-логическое осмысление ее содержания, тогда как устная речь обращена, в первую очередь, на создание образа, атмосферы коммуникации, на вызов ответной эмоции [1].

Зачастую на экран лекции-презентации выносится неоправданно большой объем

текста, буквально взятого из печатного учебника, без его адаптации к условиям использования материала. Многословные конструкции, одновременно вводящие несколько смысловых (дидактических) единиц, не могут быть оперативно удержаны в кратковременной памяти обучаемых и осознаны. Обилие текста в визуальном поле аудиторного дисплея психологически утомляет и создает противоречие между устной и опосредованной речью преподавателя (развертыванием его мысли). В такой сложной информационной среде студенты начали адаптироваться к новым условиям путем фотографирования аудиторных экранов на мобильные телефоны с тем, чтобы позднее вывести информацию на экран персонального компьютера дома [2]. В таком варианте передачи «знаний» лекция теряет смысл основного аудиторного вида занятий в вузе.

Возникает необходимость в модификации лекционного процесса с применением презентационной техники так, чтобы оптимально использовать возможности как живого, так и печатного слова.

Для этого предлагается более широко использовать печатные раздаточные материалы, с которыми студенты должны рабо-

тать на лекции, на ее этапах, определенных преподавателем. Возможная коммуникационная модель лекции с использованием раздаточного материала приведена на рис. 1. Ядром модели является канал непосредственного взаимодействия лектора с аудиторией, использующий возможности устной речи и невербального поведения лектора (его поза, жесты, интонации, временное построение речи и т. д.).

с Р

Рис. 1.

модействия нее

Модель информационного взаи-на лекции-презентации и после

Канал визуального предъявления информации включает компьютер лектора и аудиторный дисплей (электронная доска или экран видеопроектора), который используется преимущест-

венно для показа динамики рассматриваемых процессов, документальных видеосюжетов, фотографий, ани-мированных схем и диаграмм, а также другой когнитивной графики и текста. В частности, визуальное и аффективное представление проблемной ситуации играет важную роль в начале лекции, на ее вводно-мотивационном этапе, и в конце лекции, на этапе постановки вопросов для размышления после лекции.

Раздаточный материал заблаговременно готовится преподавателем, издается типографским способом и предлагается студентам к использованию во время и после лекции. В качестве раздаточных материалов в образовательных учреждениях средней школы традиционно используются опорные конспекты занятия и рабочие тетради. Как правило, опорные конспекты предназначены для преобразования (свертки) учебной ин-

формации в понятные всем обучаемым символы и пиктограммы они используются для показа структуры изучаемого на занятии материала и логически упорядоченного запоминания его. Для вузов более подходящим вариантом может быть рабочая тетрадь, предназначенная для предварительного знакомства с проблематикой каждой из лекций, для знакомства с основными понятиями и определениями, используемыми на лекции, для синхронного конспектирования лекции и для последующего дополнения лекции по материалам учебника (или электронного учебного пособия) в асинхронном режиме. Прием «сворачивания» информации, представленной в основной части лекции, в систему символов и пиктограмм (в опорную схему лекции) будет уместным на заключительном этапе занятия. Для того чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов с учебником и материалом прослушанной лекции, необходимы средства текущего оперативного контроля, который может быть произведен в начале следующей лекции или на практическом занятии.

Следует отметить, что аудиторный дисплей и рабочую тетрадь необходимо использовать как дополнительные средства, обогащающие живой контакт лектора с аудиторией, но не как основные каналы учебной коммуникации.

Предлагаемая модель служит основанием для технологического подхода к проектированию (подготовке) лекционного занятия. Отправной точкой здесь являются Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, рабочие программы дисциплины, а также печатные/электронные учебники и учебные пособия по преподаваемой дисциплине. Учебный материал, выносимый на лекцию, должен быть структурирован и разделен по трем каналам информационного взаимодействия студента с преподавателем, аудиторным дисплеем и рабочей тетрадью. При этом последняя ни в коем случае не должна заменять собой учебник, но играть роль ориентировочной основы учебно - познавательных действий на лекции и после нее.

Важным педагогическим условием совместного применения аудиторного дисплея и рабочей тетради в условиях лекции-презентации учебного материала является принцип бимодального предъявления информации [3]. Это означает, что речь-комментарий лектора должна быть обращена на материал, представленный либо на эк-

ране, либо на страницах рабочей тетради. В тех случаях, когда студенты должны что-либо перенести с экрана в тетрадь-конспект, комментарий должен быть минимизирован.

Рассмотренные особенности весьма благоприятны для чтения лекций по дисциплинам естественнонаучного цикла (особенно физики и химии, экологии и др.), где высока доля наглядного представления природных и техногенных процессов или явлений, где необходим поэтапный анализ взаимодействий, последовательный вывод формул и т. д. Здесь, в случае необходимости, рабочая тетрадь может содержать сложные схемы или рисунки, на зарисовку которых с аудиторного экрана может потребоваться неоправданно большое время. Однако на них должно быть оставлено место для записи ряда обозначений, подписей и другой информации, дополняемой студентами по указанию лектора.

В общем случае в рабочей тетради следует предусмотреть такие разделы, как:

• название (тема) лекции;

• основные теоретические и прикладные проблемы лекции;

• глоссарий (словарь основных терминов и/или понятий);

• сложные иллюстрации, схемы и др.;

• разделы для конспектирования и выполнения упражнений на закрепление лекционного материала;

• места для ответов на поставленные в лекции вопросы;

• дополнение конспекта в работе с учебником (по указанным лектором страницам или по выбору студента).

Применение рабочей тетради с такой структурой на лекции-презентации позволяет перевести ее в режим лекционно-практического занятия и минимизировать временной разрыв между получением знаний и их использованием. Кроме того, создаются более благоприятные условия для совмещения (чередования) проблемного метода изложения материала лекции с объяснительно-иллюстративным, диалоговым и другими активными методами. Так, основные проблемы лекции, перечисленные в рабочей тетради, раскрываются лектором по возможности в образной визуальной форме с помощью аудиторного дисплея. Он остается главным на этапе объяснительно - иллюстративного изложения материала, тогда как рабочая тетрадь становится ведущей на этапе выполнения упражнений, закрепляющих изложенный материал (сложные задачи рас-

сматриваются на практических занятиях). На этапе подведения итогов лекции, при анализе взаимосвязей и оформлении (или рассмотрении) свернутого в опорную схему логического «каркаса» лекции рабочая тетрадь и лекционный экран используются совместно.

Практическое апробирование предлагаемого решения проблемы интеграции компьютерных и педагогических технологий в лекции-презентации (совместного использования непосредственного и опосредованного общения) производилось в учебном процессе Северской государственной технологической академии среди студентов I курса химической специальности. Разработанный учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая и неорганическая химия» является одновременно как средством преподавания, так и средством учения.

В состав учебно-методического комплекса входят: лекции-презентации, выполненные с использованием презентационного программного обеспечения PowerPoint, рабочие тетради, автоматизированный диагностический комплекс «Тест-химия» и пакет контролирующих материалов для входного, текущего, тематического, рубежного и итогового контроля знаний. Его внедрение в учебный процесс дало возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и учащихся.

Дидактический потенциал мультимедийных лекций связан с возможностью управления когнитивными процессами. Разработанные нами лекции-презентации содержат красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому преподавателем материалу, выделенные цветом фрагменты для логических ударений, позволяют лектору показывать сущность и изменение химических процессов во времени, работу сложных приборов, задавать порядок и продолжительность демонстрации, дополнять рассказ текстовой, графической, видео- и аудиоинформацией. Показ слайдов сопровождается устными пояснениями, переходами от компьютерной формы изложения к рукотворной графике на доске, что является методическим приемом перемены видов деятельности преподавателя на лекции.

В то же время чтение лекции в режиме презентации затрудняет студентам запись излагаемого материала в виде обычного конспекта. С нашей точки зрения, стеногра-

фирование лекции вообще недопустимо. При обычном конспектировании лекции значительное время тратится на переписывание табличных данных или перерисовку сложных чертежей и схем. На лекции-презентации у студента должна быть рабочая тетрадь, являющаяся, своего рода, опорным конспектом. Вместе с остальными составляющими учебно-методического комплекса она должна содействовать формированию основной формы деятельности обучающихся - учебной деятельности, а также реализующих ее общеучебных интеллектуальных умений, в том числе с учетом индивидуальных особенностей.

Поскольку студенты 1-го курса вуза с трудом адаптируются к лекционной системе занятий, уместность рабочей тетради обоснована низким темпом записи лекции студентами, новой терминологией, необходимостью точной записи основных понятий (если материал отсутствует в учебных пособиях и/или лекция базируется на первоисточниках), необходимостью периодической концентрации внимания студентов на основополагающих данных в течение всей лекции.

В основу разработанной нами рабочей тетради положена идея поэтапного формирования знаний, экспериментальных умений и навыков учащихся [4, 5]. Рабочая тетрадь раздается перед началом занятий и представляет собой твердую копию определенной части слайдов лекции-презентации, отображаемых на экране. В целом она содержит краткие теоретические сведения, вопросы контроля к каждой теме и к каждому заня-

тию, упражнения, тестовые задания, задачи, содержащие алгоритм решения, необходимую справочную информацию.

В то же время какие-то части материала лекции в рабочей тетради не приведены, поэтому по ходу лекции студент сам вносит в текст недостающие формулировки и фразы, дополнения, делает пометки, самостоятельно или совместно с лектором решает предлагаемые им варианты задач, не отвлекаясь при этом на запись основного материала лекции, а сосредоточиваясь на его понимании. Рабочая тетрадь помогает студентам выделить в лекции главные положения, точно сформулировать в конспекте основные термины, определения, понятия.

При выполнении упражнений и решении предлагаемых лектором задач студенты заполняют соответствующие разделы в рабочей тетради самостоятельно, после чего производится сверка ответа с вариантом, появляющимся на экране и озвучиваемым лектором. Таким образом, применение рабочей тетради на лекциях позволяет сочетать фронтальный или индивидуальный опрос учащихся с письменными практическими упражнениями, а также с организацией дальнейшей самостоятельной учебной работы.

Эффективность разработанной системы подтверждается положительной динамикой успеваемости студентов I курса химической специальности в экзаменационную сессию. Сравнивая результаты экзаменов зимней сессии по основным дисциплинам I курса (рис. 2), мы наблюдаем ежегодное увеличение среднего балла по химии.

I

□ История отечества

□ Начерт. геом. иинж. графика ■ Физика

И Высшая математика И Общая и неорганическая химия

2003

2004

2005

2006

Рис. 2. Качественная успеваемость студентов I курса химической специальности

в экзаменационную сессию

Максимальный результат наблюдался в 2005 году и объяснялся использованием новой технологии обучения по химии в полном объеме. Общее понижение экзаменационных оценок по всем предметам в 2006 году объяснялось более низким качественным набором студентов. Однако при

этом средний балл по дисциплине «Общая и неорганическая химия» остается выше, чем по другим дисциплинам. Таким образом, отмечается рост результатов обучения по химии по мере разработки и внедрения в учебный процесс лекций-презентаций и рабочих тетрадей к каждому разделу и теме.

В заключение отметим, что, по нашему мнению, для трансляции и закрепления заданного объема учебного материала (информации) требуется вполне определенные суммарные затраты энергии и времени преподавателя и студента. Ввиду дефицита общего времени подготовки будущего специалиста в вузе применение компьютерных технологий должно быть направлено на сокращение энергетических и временных затрат студента на освоение образовательной программы. Очевидно, что это требует увеличения доли энергетических и временных затрат преподавателя на создание и «запуск» описанной технологии чтения лекций-презентаций с использованием раздаточных материалов. Однако в последующем, в режиме «эксплуатации» технологии, потребуются значительно меньшие усилия на коррективы содержания и актуализацию созданного материала.

Передача информации методом наглядной демонстрации (органично объединенная со смысловым содержанием, с эмоциональным речевым сопровождением

преподавателя и одновременным использованием рабочей тетради), в отличие от традиционной статичной демонстрации материалов, снимает монотонность лекции, производит огромное воздействие на студентов, приводит к осознанию ими изучаемого материала, облегчает его понимание, способствует адекватному запоминанию и усвоению материала и, самое главное, позволяет использовать различные типы мышления и виды познавательной деятельности каждого индивидуума.

Одновременное использование лекций-презентаций и рабочих тетрадей способствует закреплению новых знаний, практических навыков, развивает творческое мышление учащихся с учетом психолого-педагогических принципов наглядности, активизирует самостоятельную работу студентов на лекционных занятиях, подводит их к анализу получаемой информации, позволяет не просто усвоить какую-ту сумму сведений, но, включившись в процесс получения знаний, осознать их диалектич-ность.

Литература

1. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Уч. пособие / Под ред. В. А. Сластенина / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

2. Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Уч. пособие / В. А. Стародубцев. - Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. - 70 с.

3. Mauton P.D. Signaling cas a cognitiveguid in multimedia learning / P.D. Mauton, R.E. Mayer // Journal of educational psychology-2001.- V.9.- № 9. - Р. 378-389.

4. Зварич В.Г. Повышение эффективности использования технических средств обучения в учебном процессе: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2005. - 188 с.

5. Дембский Л.К., Чирский Н.В. Технология передачи знаний и приобретения умений. http://eyecenter.com.ua/teach/trans/index.htm (дата обращения 26.11.2008).

ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ FLASH ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ТЕСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

В. В. Михайлов, ст. преп.

Тел.:(48242) 4-78-82; E-mail: [email protected] Конаковский филиал Российской международной академии туризма

http://www.kfrmat.ru

The author defines the perspectives of using multimedia technologies Macromedia Flash for creating the means of testing knowledge level and dwells on the results of practical development in the ActionScript language.

В работе определяются перспективы использования мультимедийной технологии Маcromedia Flash для создания средств тестирования уровня знаний, приводятся результаты практической разработки на языке ActionScript.

Ключевые слова: средства тестирования знаний, flash, ActionScript, мультимедиа, статистические результаты.

Keywords: means of knowledge testing, flash, ActionScript, multimedia, statistics results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.