УДК 316.332
РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ПРЕОДОЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА НАСЕЛЕНИЯ
О. М. Слепова
Рассматривается проблема информационно-цифрового неравенства в современном обществе и способы его преодоления через повышение информационно-компьютерной грамотности и позитивной мотивации населения. В качестве института, способного стать посредником в цифровом просвещении различных социальных групп, выбран институт публичных библиотек. Проведенное социологическое исследование выявило особенности информационно-цифрового неравенства в конкретном регионе и возможности публичных библиотек в его преодолении. Анализ документов и статистических данных показал характер материальных и человеческих ресурсов публичных библиотек, их востребованность жителями разных поселений.
Ключевые слова: информационно-цифровое неравенство, освоение цифровых ресурсов, функции публичных библиотек.
Статья подготовлена в рамках реализации гранта РФФИ 18-411-730009 - «Ин-формацинно-цифровое неравенство и способы его преодоления в регионе»
Актуальность статьи связана с активным распространением информационно-компьютерных технологий в российском обществе, с одной стороны; и неравномерным доступом к этим технологиям представителей разных социальных групп, с другой. К концу второго десятилетия ХХ1 века информация, информационные технологии превратились в значимую доминанту общественного развития. Однако успешное функционирование российского общества находится в прямой зависимости от освоения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) широкими группами и слоями населения.
Решение проблемы преодоления нового вида неравенства требует поиска институтов и организаций, способных сделать массовыми цифровые технологии потребления информации. Одним из таких институтов является социальный институт публичных библиотек; именно его организации находятся в непосредственной близости к местам проживания потребителей информации в каждом населенном пункте.
Общемировая тенденция включения публичных библиотек в число социализирующих институтов, содействующих устранению информационного неравенства, нашла свое отражение в документах Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), базирующихся на 19-й статье «Всеобщей декларации прав человека». Международная федерация рассматривает публичную библиотеку как «динамичную и первоочередную точку доступа человека к информации»: библиотеки содействуют реализации услуг электронного правительства и ликвидации «информационной бедности» (полной информационно-цифровой неграмотности населения); они являются полноценным участником политики информатизации [1].
Институт публичных библиотек в модернизирующемся обществе обновляет стратегии приобщения населения к информационным ресурсам. В РФ
публичная (массовая) библиотека традиционно рассматривалась как один из основных социализирующих и просветительских институтов. Подобное видение места и роли библиотек в социуме закреплено в законодательстве Российской Федерации (Федеральный закон «О библиотечном деле», Статья 1. «Основные понятия»). В 2015 - 2016 гг. были внесены изменения в Федеральный закон «О библиотечном деле», которые ускорили процесс цифровизации библиотечных фондов и открыли дополнительные возможности широкого доступа к ним. Это позволило существенно увеличить количество пользователей, подключенных к библиотекам через онлайн-каналы но, с другой стороны, усилило необходимость создания условий для реализации новых задач в деятельности публичных библиотек [2].
Цель статьи - определить функции публичных библиотек в процессе освоения населением цифровых ресурсов и снижения уровня информационно-цифрового неравенства.
По сравнению с экономическим, политическим и образовательным неравенством информационно-цифровой критерий социального неравенства является слабо изученным в научной литературе. В научном представлении термин «информационно-цифровое неравенство» описывает ситуацию нарастания различий в обществе между теми социальными группами, которые имеют доступ к современным цифровым технологиям коммуникации, и теми, кто не имеют. Отсутствие доступа к ИКТ связано с технологическими, компетент-ностными и мотивационными причинами. Новое неравенство делит граждан по шкале «онлайн-оффлайн», на которой создаются страты освоения цифровых технологий разными возрастными когортами; социально-экономическими группами; жителями городов, поселков и сел.
М. Кастельс, описывая преимущества информационного общества, прогнозировал, что «свободный обмен информацией будет способствовать преодолению нищеты и неравенства» [3]. Но «информационный рай» готов принять не всех; те, кто лишен знаний в сфере цифрового обмена, начнут испытывать значительные трудности. Подключаясь к цифровым ресурсам, люди получают дополнительные преимущества, а будучи вне этих каналов, теряют шансы их приобрести. Кастельс описал способ социального развития, который напрямую связан с цифровыми технологиями, - информационализм; при таком способе развития общества, основными генераторами социального прогресса являются производство и обработка информации, символическая коммуникация.
Э. Харгитай, анализируя структуру информационного общества, отмечает, что деление граждан на «пользователей» и «не-пользователей» может быть использовано как аналитический инструмент только на ранних этапах распространения информационно-компьютерных коммуникаций. В связи с этим она предложила два типа цифрового неравенства: неравенство первого порядка (АМ-огёег^йаШшёе) - неравные шансы в пользовании; неравенство второго порядка ^есо^-огёег^йаШшёе) - различия в специфике использования Интернета, которые актуализируются на более поздних стадиях цифровизации [10]. Э. Харгитай в определении информационно-цифрового неравенства выде-
лила характеристики для классификации населения: наличие технических средств, автономность доступа к мобильным устройствам, навыки пользования информационными технологиями, наличие социальной поддержки в освоении информационных технологий, личная мотивация использования информационных технологий.
Интернетизация и компьютеризация России способствовали появлению отечественных исследований процесса освоения информационно-компьютерных технологий в различных сегментах общества. Л.И. Щербакова выявила две формы цифрового неравенства: «воспроизводственное» и «динамичное». «Для первой формы цифрового неравенства характерно проецирование на уже существующее неравенство: социальное, имущественное, межрегиональное. Вторая форма появляется в период углубления информационного разрыва параллельно с активной политикой по его сокращению» [4]. По мнению исследователя, информационно-цифровое неравенство усугубляется парадоксальным культурным противоречием: с одной стороны, индивид находится на пересечении множества информационных потоков; с другой стороны, он может не иметь доступа к новым каналам коммуникации, а значит - к большим объемам информации. Основными причинами цифровой депривации граждан являются технологическое отставание территорий и неготовность самого населения - компетентностная, мотивационная.
Д.В. Пименова в своей работе «Информационное неравенство в современном российском обществе: социально-территориальный аспект» характеризует «цифровое расслоение» как различие в доступе к современным информационным технологиям для различных социальных слоев и групп. Исследователь отмечает, что понятие «цифровое неравенство» является более узким, чем «информационное неравенство», поскольку первое отражает неравномерность развития одного компонента информационного пространства - цифровой инфраструктуры [5]. Автор фиксирует взаимосвязь между информационным неравенством и информационным пространством. «Информационное неравенство складывается и проявляется соответственно уровням информационного пространства. На макроуровне информационное неравенство выражается в неравенстве уровня информатизации стран и территорий; мезоуровень информационного неравенства - это различия в уровне использования информационных технологий в организациях, городе и селе. Микроуровень - это информационное неравенство, существующее между индивидами».
Для анализа ресурсов института публичных библиотек обратимся к концепции социального института Т. Парсонса. В структуру любого института, по мнению социолога, входят четыре структурные категории - ценности, нормы, коллективные организации, роли, которые соответствуют общей функциональной парадигме [6]. Ценности являются первичными при поддержании социальной системы. Нормы преимущественно осуществляют функцию интеграции; они регулируют процессы, которые содействуют осуществлению ценностных обязательств. Функционирование организаций института связано с реальным достижением результатов, актуальных для данной структуры. Исходя из теоретических положений, анализ института библиотек предполагает выявление
функций, социальных ролей и нормативных практик в процессе адаптации населения к цифровизации информационных каналов.
В работе «Библиотека как социальный институт» Р.С. Мотульский отмечает, что библиотека остается социальным институтом российского общества, обеспечивающим защиту граждан и, в первую очередь, малообеспеченных слоев, от информационного вакуума. Такая защита обеспечивается предоставлением пользователям бесплатных услуг, оплачиваемых из общественных фондов потребления (бюджетов федеральных, региональных, муниципальных уровней и благотворительных фондов). Другая задача библиотек - обеспечение информационной безопасности потребителей. Наряду с многочисленными положительными аспектами, «информационное общество несет человечеству ряд новых социотехнологических проблем, связанных с информационной безопасностью человека и общества, информационной агрессией и насилием, информационным неравенством». Исходя из названных тенденций, по мнению Р.С. Мотульского, у библиотеки как социального института возникают новые задачи, связанные с обеспечением информационной свободы личности и ее защиты от информационного вмешательства [7]. Исследователь определяет перспективные направления развития публичных библиотек в период перехода от постиндустриального к информационному обществу, где приоритетными являются формирование навыков освоения цифровой информации у населения и достаточная квалификации для работы в новых условиях у кадров библиотечных работников.
Мы провели региональное социологическое исследование «Роль публичных библиотек в преодолении информационного неравенства населения», чтобы выявить роль библиотек в продвижении информационно-компьютерных технологий. В опросе приняли участие жители Ульяновской области в возрасте от 18 до 65 лет, имеющие разный должностной статус. Выборка исследования является многоступенчатой, репрезентативной по типам населенных пунктов (крупный, средний, малый города, поселки и села) и уровню образования. Общая численность респондентов составила 1250 человек.
При анализе целей посещения библиотек в зависимости от уровня жизни было выявлено, что экономический статус респондента влияет на цель посещения библиотеки. Так бедные (51 %) и малообеспеченные (52 %) посещают библиотеку с целью познания и учебы, повышения профессиональной компетентности и посещения курсов компьютерной грамотности (рис.1). Это доказывает, что респонденты имеют активное желание самообразовываться, но не имеют платных альтернативных ресурсов и восполняют их за счет общественных фондов. При наличии у респондента сильной мотивации и отсутствии у него альтернативных источников, библиотека остается актуальным учреждением, которое восполняет информационные ресурсы бедным и малообеспеченным группам населения.
Рис. 1. Цель посещения библиотек в зависимости от уровня жизни (в % от числа опрошенных, п = 1250)
Интересным фактом является то, что с познавательной целью и за консультацией в библиотеки приходят и обеспеченные респонденты, чаще они имеют свой бизнес или являются предпринимателями. Для них важны одновременный доступ к совокупности услуг библиотеки и наличие различных источников информации: книжный фонд, электронные базы данных, доступ к Интернету. Среднедоходные граждане посещает библиотеку с целью знакомства с новыми поступлениями, расширения кругозора и проведения свободного времени, как правило, вместе с детьми.
Место проживания также оказывает влияние на цели посещения библиотек. Респонденты, проживающие в крупном городе, особенно выделяют учебно-познавательные цели (48 %), жители средних и малых городов, поселков рассматривают свои публичные библиотеки преимущественно как место общения, участия в интересных мероприятиях и конкурсах (69 %).
Анализируя частоту посещения библиотек в зависимости от уровня жизни, мы выявили: среди тех, кто посещает библиотеку ежедневно, чаще представлены бедные и малообеспеченные люди. Данное положение требует признать, что у этой категории респондентов существует потребность в регулярном восполнении информационного вакуума. Это обстоятельство свидетельствует о новом аспекте социальной значимости библиотек в информационном обществе - актуализации фактора бесплатности библиотечных фондов и фактора бесплатного доступа к информационным услугам. Выявлена интересная закономерность, связанная с социокультурными характеристиками потре-
бителей информации: чем ниже уровень общей и компьютерной грамотности, тем выше количество и частота посещений библиотеки (рис. 2).
100%
50%
0%
Очень низкий Начальный Средний Продвинутый
■ Каждый день '1-2 раз в неделю
'¿1-2 разя в месяц Ч раз в полгода
Рис. 2. Частота посещения библиотек в зависимости от уровня компьютерной грамотности жителей (в % от числа опрошенных, п = 1250)
Пользование онлайн-услугами библиотек. По опросам ВЦИОМ, в последние годы онлайн-услуги библиотек стали пользоваться большей популярностью: в 2009 году к цифровым версиям книг обращались 9 % респондентов, в 2017 — 35 %. По результатам нашего исследования, в среднем почти треть жителей региона (31 %) пользуется онлайн-услугами библиотек (рис.3); данный показатель почти совпал с общероссийским уровнем потребностей в цифровых библиотечных каналах.
Сотрудничество библиотек с электронными сервисами для комплектования фондов по запросу читателя помогает публичным библиотекам удовлетворять информационный спрос посетителей в условиях недостаточного финансирования публичных библиотек. В большей степени онлайн-услуги библиотек предпочитают молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет — особое поколение, чье становление пришлось на период внедрения цифровых технологий (рис. 3). По сравнению с более взрослой аудиторией молодые пользователи, как правило, больше уверены в своей способности ориентироваться в цифровых интерфейсах, даже когда сталкиваются с принципиально новыми шаблонами дизайна. Среди пользователей онлайн-услуг также преобладают респонденты с высшим образованием (55 %). Это говорит о том, что посетители, которые предпочитают читать и заниматься саморазвитием, часто выбирают для себя цифровой формат получения информации.
Рис. 3. Востребованность онлайн-услуг библиотек в зависимости от возраста жителей (в % от числа опрошенных, п = 1250)
Важным фактором повышения интереса жителей к цифровым каналам получения информации является их компьютерная компетентность. Технологическая оснащенность разных российских территорий ИКТ в последнее время опережает мотивационную и когнитивную готовность населения [8]. Результаты нашего исследования показали, что пользователи с разным уровнем компьютерной подготовки различаются в возрастных, социально-профессиональных, социально-экономических сегментах.
Уровень компьютерной грамотности характеризуется владением конкретными навыками. По данным опроса, наиболее распространённые навыки -поиск информации онлайн; ими владеют почти три четверти (73 %) (табл.1). Также широко распространены ИКТ-навыки хранения информации (61 %). Менее распространены навыки систематизации информации, применения информационных технологий для работы со специальными справочниками (40 - 43 %). Только треть жителей способна преобразовывать информацию в разные форматы (32 %). Кроме молодежи более продвинутыми пользователями ИКТ являются жители крупного города, а также женщины.
Таблица 1
Владение информационно-компьютерными навыками
Возраст Пол Место проживания
Навыки Всего 18-35 36-55 56 и более Мужской « и к с н е * Крупный город Средний, мал. город Поселок
Поиск информации в системах Интернета 73 82 67 68 74 72 71 77 72
Хранение информации при помощи ИКТ 61 72 57 53 62 61 66 47 67
Систематизация информации 43 57 36 32 43 42 42 45 43
Владение навыками работы с мультимедийными справочниками 40 44 35 37 38 42 41 39 39
Преобразование информации из аналоговой в цифровую и обратно 32 40 33 24 30 37 39 28 26
Оценивая информационную грамотность россиян, исследователи аналитического центра НАФИ делают вывод: несмотря на то, что большинство россиян экономически активного возраста легко находят необходимую им информацию в Интернете, половина из них не задумывается о ее пользе и функциональном применении [9].
Анализируя уровень компьютерной грамотности пользователей библиотек, можно сделать вывод, что 80 % респондентов относят себя к продвинутому уровню (рис.4). Это явление закономерно: пользование онлайн-услугами требует компьютерных компетенций, более высокого уровня знания информационных технологий. Задача публичных библиотек - привлечь в число пользователей онлайн-услуг не только тех, кто проявляет инициативу, но и тех, кто менее подготовлен, но желает изменить свое положение в обществе.
Рис. 4. Компьютерная грамотность потребителей онлайн-услуг библиотек
(в % от числа опрошенных, п = 1250)
Библиотека как место доступа к Интернету. Достаточно весомая доля постоянных посетителей пользуется библиотечными компьютерами для выхода в Интернет (41 %); половина из них - это посетители в возрасте старше 56 лет; две трети - представители бедных и малообеспеченных слоев. Это говорит о том, что в разных населенных пунктах существуют достаточно большие группы жителей, у которых нет собственного оборудования для выхода в Интернет, а потребности в этом есть. Это свидетельствует о том, что публичная библиотека становится местом не только оффлайн-общения, но и онлайн-коммуникаций, особенно для социально уязвимых групп населения.
Анализируя использование библиотечного компьютера для выхода в Интернет в разных местах проживания, мы сформулировали закономерность: уровень использования снижается с уменьшением населенного пункта. Данный факт не связан с низкой потребностью в коммуникациях жителей малых городов и поселков; он связан с тем, что публичные библиотеки на периферии в меньшей степени оснащены современным оборудованием и доступом в Интернет. Данное положение подтверждает статистика Министерства культуры РФ: доля библиотек в сельской местности, имеющих доступ к Интернету, в среднем на 10-15 % ниже доли библиотек в городах, имеющих выход в Интернет [9].
Причины выхода в Интернет через библиотеку. Более половины респондентов (52 %) ответили, что причиной выхода в Интернет через библиотеку является удобное пространство, способствующее повышению работоспособности. Треть посетителей отмечает, что под рукой есть другие источники информации (рис.5). Завершает перечень главных причин выхода в Интернет через библиотеку - более высокая эффективность работы сети Интернет, нежели дома.
В ходе анализа замечено, что причины выхода в Интернет через библиотеку напрямую зависят от экономического статуса респондентов. Бедные чаще пользуются библиотечным Интернетом (45 %), у них нет дома своего компьютера и здесь Интернет лучше, чем дома (41 %). Чаще это респонденты среднего уровня образования и очень низкого уровня компьютерной грамотности. Это свидетельствует о том, что публичная библиотека является для них местом преодоления информационного барьера в контексте отсутствия других источников пополнения знаний. Среднедоходные посетители видят в библиотеке удобное рабочее место, которое способствует их результативной деятельности (69 %). Для этой социальной группы публичная библиотека является «важным местом», которое отвечает их запросам комфортности и соответствует требованиям к социальной среде. Для состоятельных респондентов важно наличие под рукой источников информации и квалифицированных специалистов (75 %).
Другое
Здесь Интернет лучше, чем дома
Под рукой всегда есть другие источники информации
В библиотеке тихо и спокойно, лучше работается
Нет собственного выхода в Интернет
Дома нет своего персонального компьютера
Состоятельные
К Средние
Малообеспеченны
Бедные
0 10 20 30 40 50 60 70 80
е
Рис. 5. Причины выхода в Интернет через библиотеки жителей с разным уровнем доходов(в % от числа опрошенных, п =1250)
Причины пользования библиотечным компьютером для выхода в Интернет напрямую зависят от уровня подготовленности посетителей. Одной из основных причин является отсутствие желания и интереса (70 %), на втором месте недостаток навыков для работы в сети Интернет (40 %), на третьем месте «высокие затраты на подключение к сети Интернет дома» (37 %). Исходя из данных положений, можно сделать вывод, что публичная библиотека решает данные проблемы респондентов.
Согласно исследованиям в российских регионах, информационно-цифровое неравенство в современной России представляет собой, прежде всего, различия в компьютерных знаниях и навыках. Одним из инструментов преодоления этого барьера служат компьютерные курсы, проводимые публичными библиотеками. Компьютерными курсами в публичных библиотеках среди читателей пользуется пятая часть респондентов. Посещают курсы компьютерной грамотности чаще респонденты в возрасте от 56 лет и старше: информационная адаптация помогает пожилым людям преодолеть одиночество, чувство отчужденности и отсталость от современной жизни. За счет информативной активности старшее поколение испытывает чувство своей востребованности, эмоционального подъема и улучшения социального самочувствия. Имеют потребность в повышении информационной грамотности пенсионеры с высшим и средним
профессиональным образованием, независимо от профиля, проявляющие инициативу и обладающие начальным уровнем компьютерной грамотности.
Посещение курсов компьютерной грамотности актуально также для тех, кто проживает в крупном городе (47 %), для малообеспеченных и среднедоход-ных групп (36 %). Компьютерные курсы в библиотеке смягчают цифровое неравенство для социальных групп с небольшими возможностями в цифровой сфере - когнитивными, ресурсными; они находят возможность приобрести необходимые навыки для работы на компьютере, что актуально для экономической и бытовой сфер, где все переходят на цифровые форматы. Для многих респондентов посещение компьютерных курсов позволяет экономить средства, так как в библиотеках они проводятся за минимальную плату.
В целом исследование показало: библиотека может играть важную роль в устранении информационно-цифровой неграмотности населения; так считают две трети опрошенных - 68 % (табл. 2).
Таблица 2
Роль библиотек в устранении информационно-цифровой неграмотности населения (в % от числа опрошенных; п = 1250)
Возраст Место проживания Образование Экономический статус
Всего 18-35 36-55 56 и старше Крупный город Средний, мал.город Поселок Начальное профессиональное Среднее професс. Высшее Бедные Малообеспеченные Средние С остоятельные
Может ли библиотека помочь устранить информационно-цифровую неграмотность?
Да 33 24 43 32 27 36 44 40 32 26 27 35 38 40
Скорее да 35 34 33 39 36 36 31 34 37 33 36 36 46 22
Скорее нет 11 15 9 9 9 16 11 11 10 13 10 8 6 9
Нет 3 2 3 3 3 1 5 2 2 5 3 4 3 2
Затрудняюсь ответить 18 25 12 16 25 11 10 14 19 22 24 17 7 27
Особенно с этим согласны посетители в возрасте 36-55 лет (76 %), жители поселков и сел (75 %), граждане с начальным профессиональным образованием (74 %) и средним экономическим статусом (84 %). Среди тех, кто считает роль библиотеки в устранении информационно-цифровой неграмотности населения незначительной, чаще встречаются представители молодого поколения, жители средних и малых городов. Можно сказать, что публичная библиотека в сознании жителей разных возрастных групп и населенных пунктов, превращается из обычного хранилища книг и журналов в информационный центр. Но
процесс этот связан с материально-техническими, психологическими, организационными проблемами.
Итак, теоретический и эмпирический анализ показал, что публичные библиотеки имеют технологический и человеческий потенциал, чтобы помогать различным социальным группам достойно жить в современном информационном обществе. Основные функции публичных библиотек в процессе освоения населением информационно-цифровых ресурсов - просветительская и стимулирующая: первая связана с повышением уровня компьютерной грамотности населения, вторая - с активизацией интереса и позитивных мотивов использования цифровых технологий в разных сферах жизни.
Однако существуют серьезные трудности решения выделенной проблемы: неравномерное развитие материально-технической базы публичных библиотек в крупных и малых городах, селах и поселках; слабое продвижение новых услуг и форм работы библиотек, связанных с онлайн-услугами и компьютерными курсами. Необходимы специальные целевые программы обеспечения опорных библиотек в районных центрах, малых городах цифровыми устройствами и скоростным Интернетом, повышения профессиональной квалификации библиотечных сотрудников, продвижения нового имиджа публичной библиотеки - общественного информационно-цифрового центра.
Список литературы
1. Руководства ИФЛА по работе публичных библиотек. СПб., 2011. 138 с.
2. О библиотечном деле: Федеральный закон Российской Федерации. Принят 23 ноября 1994 г. // Библиотека и закон. Вып. 1. М: Либерия, 1994. С. 42-52.
3.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
4. Щербакова Л. Н. Социальное неравенство как препятствие на пути становления информационного общества // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2013. № 2 (28). С. 175-184.
5. Пименова Д. В., Игнатов В. С.Социальное пространство структура и функции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №2. С. 32-39.
6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Социология: хрестоматия / сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. М.: Гардарики, 2003. 116 с.
7. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт. Мн.: Бел.гос. ун-т культуры, 2016. 386 с.
8. Шарифьянов Т.Ф., Гайнанов Д.А., Эволюция цифрового неравенства и инструментарий нейтрализации его последствий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №22. С. 2 - 18.
9. Лайкам К. Э., Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник / М.: НИУ ВШЭ, 2017. 132с.
10. Hargittai E. Second-leveldigitaldivide: mapping differences in people's online skills. arxiv preprint cs/0109068. 2001. 110 p.
Слепова Ольга Михайловна, аспирант, slepova15@yandex.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет
ROLE OF PUBLIC LIBRARIES IN OVERCOMING THE PROBLEM OF THE DIGITAL DIVIDE
IN MODERN SOCIETY
O.M. Slepova
This article considers the problem of the digital divide in modern society and the role of the library in addressing the problem. This study has shown that public libraries have enough resources to provide the exchange, organization and structuring of information and establish an information society for various social groups. Public libraries keeping the structure and functions of social institution can provide adaptation resources to overcome the problem of the digital divide in modern society
Key words: information society, public libraries, various social groups, social differences, adaptation resources of public librarie, information poverty.
Slepova Olga Mikhailovna, postgraduate, slepova15@yandex.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk. The State University of Technology
УДК 316.35
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
А.В. Сычева
Рассматривается роль добровольческого движения в современной России. Указаны количественные показатели развития добровольчества. Показаны основные направления реализации Года добровольца (волонтера) в России и в Тульской области. Определено, что главной задачей комплексного развития добровольческого движения является межведомственное и межсекторное сотрудничество.
Ключевые слова: доброволец (волонтер), добровольчество (волонтерство), добровольческое (волонтерское) движение.
Развитие добровольчества в России -это одно из актуальных и перспективных направлений. Без волонтерской помощи не обходится ни одно мероприятие как федерального, так и регионального уровней, например, Всемирный