УДК 37.015
Гурбанова Дж.
Старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Туркменский государственный институт физкультуры и спорта (Туркменистан, г. Ашгабад)
РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ ВИДЫ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития психологии и ее влияние на педагогическую деятельность преподавателей. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора системы оценки студентов в развитии их личностных качеств. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение психологии учащихся.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, психология, педагогика.
Несмотря на все многообразие реальной жизни, каждый человек остается самим собой, сохраняет индивидуальные психические качества в таком сочетании, которое присуще только ему. Поэтому один из принципов является принцип аналитико-синтетического или комплексного изучения личности. Аналитическое изучение позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности (комплексно), а синтетическое - дает возможность выявить взаимосвязь отдельных психических проявлений и найти то устойчивое, что характеризует данного человека в целом.
Педагогика является наукой развивающейся, она постоянно пересматривает и уточняет аспекты понимания своих основных категорий, а на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения. Каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.
К основным задачам психологии следует отнести: изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития
психических процессов, состояний и свойств как отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности и на основе этого научится управлять этими психическими явлениями.
Структура психической деятельности человека содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную, эмоциональную и волевую. В результате познавательной деятельности (включающей в себя ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание) формируются знания об окружающей действительности. Эмоциональные проявления выражают отношение к тому, что человек познает и делает. Воля обеспечивает активное воздействие на окружающее и выступает как регулирующая функция поведения людей. Значит, психическое явление есть единство познания, отношения и действия.
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась на самом раннем этапе возникновения человеческого общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. По мере роста человека как личности, усложнения его социального опыта, усложнялись процесс и цели воспитания.
Первые педагогические знания существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, заповедей, сказок, мудрых советов, колыбельных песен. Это была народная педагогика, которую создавали наиболее опытные, наблюдательные, мудрые представители народа. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педагогики, можно найти и сегодня в песнях, частушках, былинах, сказках, пословицах и поговорках, загадках, народных приметах. Затем важнейшие педагогические знания были увековечены в наскальных рисунках, на
придорожных камнях и потолках изб и, наконец, с развитием письменности, - в книгах.
Педагогика развивалась вместе с развитием общества, реализовывалась в различных формах воспитания и обучения детей, молодежи, взрослых. Уже в первобытном обществе возникли воспитательные отношения по передаче опыта поколений и его усвоению. Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической модели управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся) и т.п.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками, однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строго отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.
По мере накопления научных знаний и их специализации внутри педагогики происходила дифференциация: от общей науки отделялись новые отрасли, приобретающие статус самостоятельных педагогических наук. В зависимости от объектов обучения и воспитания в педагогической науке выделяются три группы отраслей: специальная, возрастная и профессиональная. В пределах каждой отрасли выделяется группа отдельных педагогических дисциплин.
Педагогика является наукой развивающейся, она постоянно пересматривает и уточняет аспекты понимания своих основных категорий, а на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения. Каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.
Не стоит забывать о том, что человек учится всю жизнь - от рождения и до глубокой старости. На основе современной педагогики и ее отраслей ведется подготовка и переподготовка специалистов всех отраслей производства, кадров управления. Кроме того, педагогические знания могут пригодиться современному человеку, взаимодействующему с другими людьми в самых разных условиях. В целом, знание основ педагогики будет полезно тому, кто сам стремится стать воспитанным и образованным человеком и имеет желание оказывать помощь в этом сложном процессе другим людям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. -М.: Владос-Пресс, 2016. - 208 с.
Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход: Учебное пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Academia, 2015. - 288 с. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 2. Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. - 160 с. Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. учебник для спо / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. - 477 с.
Gurbanova J.
Senior Lecturer of the Department "Pedagogy and Psychology" Turkmen State Institute of Physical Culture and Sports (Turkmenistan, Ashgabat)
ROLE OF PSYCHOLOGY IN PEDAGOGY & ITS TYPES
Abstract: this article discusses the features of the development of psychology and its influence on the pedagogical activity of teachers. A cross-sectional and comparative analysis of the influence of the choice of a student assessment system on the development of their personal qualities was carried out. Recommendations are given for the introduction of developments in the study of the psychology of students.
Keywords: analysis, method, research, psychology, pedagogy.