УДК 796.966:159.9
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
СПОРТИВНЫХ КОМАНД
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Никита Александрович Матин, аспирант, Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Семен Валерьевич Ефимов, адъюнкт, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В настоящее время формированием структуры спортивной команды занимается тренер на основе личного опыта и в соответствии с индивидуальными достижениями спортсменов в скорост-но-силовых и других качественных показателях. При этом психологическому аспекту не уделяется должного внимания. Психологический профиль личности спортсмена существенно влияет на успешность выполнения профессиональной деятельности, на скорость и качество обучения, на уровень тревожности и настроение всего коллектива. Поэтому с помощью опросника MMPI-383 нами протестированы игроки хоккейных команд разного уровня профессионализма. Ответы на тестовый опрос, полученные в виде бинарной последовательности (нет - «0», да - «1») из 383 символов, подвергались ряду математических преобразований, в результате которых был определен уровень консолидации (однородности) каждой команды и предпринята попытка оптимального разделения игроков команды на группы в зависимости от амплуа.
Ключевые слова: хоккейная команда, профиль личности, структура команды, психологическая однородность коллектива.
IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS WHEN FORMING
THE SPORTS TEAMS
Alexey Sergeevich Solodkov, the Honored worker of science of Russian Federation, doctor of medical sciences, professor, Nikita Aleksandrovich Matin, the post-graduate student, Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Semen Valerievich Efimov, the post-graduate student, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
Currently, the formation of the structure of sports teams is in the sphere of coach responsibility, it is carried out on the basis of the personal experience and in accordance with the individual achievements of athletes in speed-strength and other quality indicators. Furthermore, the psychological aspect is not neglected. Psychological profile of the athlete's personality significantly affects the success of professional activity, the speed and the quality of teaching, the anxiety level and mood of the entire team. Therefore, with the help of the questionnaire MMPI-383 the authors have tested the players of the hockey teams of the different level of professionalism. Answers to the test survey, received as binary sequence (No is "0" Yes is "1") off the 383 characters underwent a number of mathematical transformations, as a result of which we determined the level of consolidation (homogeneity) of each team and the authors took an attempt to divide the players into optimal groups proportion depending on the position.
Keywords: hockey team, personality profile, team structure, psychological uniformity of the team.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире складывается стойкая тенденция, заключающаяся в повсеместном использовании психологических знаний: в организации повседневной жизни, в профессиональной и спортивной деятельности [9]. Формирование структуры команд в игровых видах спорта является, безусловно, вершиной творческого мастерства тренерского состава. В хоккее с шайбой именно звено из пяти человек определяет тактику и стратегию борьбы за победу [3]. Даже непосредственно во время матча, когда, казалось
бы, уже поздно осуществлять какие-либо манипуляции и перестановки, определение слабого звена в игре противника, противопоставление этому звену сильного состава позволяет переломить ход матча и добиться победы. Конечно, индивидуальное мастерство каждого игрока играет в этом процессе главную роль, однако, существуют прецеденты, когда сочетание индивидуальных качеств игроков ухудшает результат их совместной деятельности на льду, причем это состояние не меняется под воздействием длительных тренировок с упором на сыгранность [3]. В ряде случаев причиной этому является недостаточная психологическая совместимость спортсменов, которая может проявляться как в период турнирных матчей, так и в процессе тренировок, а также в периоде между встречами с противником, определяя психологический климат в команде [7].
Коррекцией психологического климата в спортивной команде занимаются не только тренеры, но и спортивные психологи, однако необходимость их вмешательства, как правило, свидетельствует об антагонистическом характере взаимоотношений и об очень глубоком и далеко зашедшем процессе конфронтации в коллективе [4]. Решением психологических аспектов деятельности команды тренеры занимаются постоянно, и; как правило, психологическая помощь им оказывается недостаточно, в силу объективных причин, например, отсутствия таковой на всех уровнях спортивных команд [4]. В то же время современный уровень развития психологических методик и в первую очередь анкетных тестирующих программ, с адекватной компьютерной обработкой результатов, позволяет оказать существенную помощь хоккейным тренерам в формировании структуры команды не только в соответствии с индивидуальными достижениями в скоростно-силовых и других качественных показателях, но и с учетом психологических особенностей личности [1, 6].
Поэтому работа в спортивных командах имеет ещё и психологический аспект, который существенно влияет на успешность выполнения профессиональной деятельности, на скорость и качество обучения, на уровень тревожности и настроение всего коллектива [3, 4]. Психологический компонент следует учитывать и использовать как резерв в достижении наивысших результатов, как в профессиональной работе подразделений, так и в соревновательной деятельности спортивных команд.
Цель исследования: На примере хоккейных команд различного уровня мастерства показать возможность использования психологического профиля личности спортсмена для формирования и деления коллектива на специализированные группы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследованы хоккейные команды разного уровня профессионализма. Каждая команда состояла из 17 человек, из них 2 вратаря, 6 защитников, 9 нападающих. Среди команд любительского уровня рассматривались «Феникс» (возраст членов команды колебался от 20 до 41 года), «Сильвер Стар» (возраст членов команды составлял от 19 до 44 лет), «Титан» (возраст членов команды от 19 до 33 лет). Среди команд, играющих на ведомственном уровне, рассматривалась команда ВУНЦ ВМФ (возрастной диапазон от 21 до 36 лет), среди профессионалов - юниорская команда СКА (возраст от 16 до 18 лет). Дополнительно использовалась группа из 4 близнецов для определения генетической детерминированности психологического профиля личности.
В качестве инструмента количественной оценки психологического профиля и основы формирования коллектива использовался метод бланкового тестирования с помощью широко известного опросника СМИЛ - ММР1-383 (сокращённый вариант Минне-сотского многошкального личностного опросника, 383 вопроса для сопровождения постоянного контингента. Версия института им. Бехтерева. Мужской вариант) без последующего обсчета по шкалам [8]. Нами было предложено представлять результат тестового опроса в виде бинарной последовательности (нет - «0», да - «1») из 383 символов и осуществлять над этим числом ряд математических преобразований. Такую последова-
тельность рассматривали в качестве «первичного» психологического профиля, в отличие от стандартного анализа по шкалам. К полученным рядам применялись методы статистического анализа, в частности, кластерный и дискриминантный анализ [2]. Так, использование некоторых алгоритмов распознавания образов позволило с высокой точностью определять принадлежность конкретного индивидуума к той или иной спортивной группе, а также разделять спортивные коллективы на группы [2, 5].
Представление результатов тестирования каждого члена коллектива в виде двоичного ряда позволило в дальнейшем получить моду психологического профиля команды в целом, и затем определить «близость» каждого из членов коллектива к этой моде. Под модой профиля мы принимали двоичный ряд, образованный модами отдельных 383 вопросов, а под модой вопроса принимали наиболее частое значение (0 или 1) в данном коллективе. Близость между профилями определялось помощью вычисления «расстояния» между двоичными рядами. В качестве расстояния рассматривали число несовпадающих символов в двух рядах. Эта величина совпадала с «манхэттенским» расстоянием (суммой абсолютных значений разностей соответствующих двоичных значений) и с квадратом евклидова расстояния. Из этого сделано предположение, что, чем меньше значение расстояния от профиля отдельного члена коллектива до моды команды, тем ближе установки этого исследуемого к общим установкам команды. Подобный расчет может быть положен в основу начального этапа отбора конкурсантов на занятие вакантных мест в коллективе.
В хоккейной команде в одной смене играют 3 нападающих и 2 защитника. В зависимости от амплуа составили наиболее однородные пары и тройки, а также пятерки из имеющихся игроков.
Для формирования однородной по психологическому профилю команды и отдельных групп в ней на основе обработки тестов ММР1-383 данной команды предлагали следующий алгоритм.
Алгоритм:
Исходная информация представляла собой набор бинарных рядов из 383 символов, соответствующих каждому члену команды и информацию о принадлежности к группе нападающих или защитников.
1 этап. Оценка психологической консолидации
Вычислялись моды всей команды и моды защитников и нападающих. Вычислялись расстояния от профилей каждого члена команды до мод всей команды и своего амплуа. Чем меньше расстояние, тем лучше данный человек подходил данной команде и соответствующему амплуа. На спортсменов, имеющих наибольшие расстояния от мод, обращалось особое внимание.
2 этап. Оптимальное разделение на звенья
Задачей этапа являлось разделение группы защитников на пары и группы нападающих на тройки, наиболее согласованные по психологическим профилям.
Критерием согласованности пары защитников считалось расстояние между их профилями (чем меньше расстояние, тем лучше согласованность). Критерием согласованности тройки нападающих считалось сумма трех попарных расстояний между их профилями. Критерием согласованности разбиения считалась минимизация суммы критериев всех звеньев данного амплуа.
Алгоритм основан на полном переборе вариантов всех возможных разделений, при этом создается матрица всех расстояний между игроками одного амплуа, для каждого разделения вычисляется критерий и выбирается разделение с наименьшим значением критерия.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Используя вышеуказанную методику, было произведено разделение хоккейных команд в зависимости от их личностных особенностей на группы. Результаты представ-
лены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение игроков хоккейных команд на звенья в зависимости от психологического профиля личности._
Группа исследуемых Количество одинаковых ответов у всей группы Защитники Нападающие Полевые игроки
Количество одинаковых ответов во всех 28 возможных парах Количество одинаковых ответов в лучших 3 парах Количество одинаковых ответов во всех возможных 220 тройках Количество одинаковых ответов в лучших 3 тройках Количество одинаковых ответов в 3 возможных пятерках Количество одинаковых ответов в 3 лучших пятерках
Сильвер Стар (п=15) 7 207 от 177 до 261 234 от 190 до 261 143 от 94 до 248 176 от 104 до 248 104 от 23 до 143 126 от 53 до 143
Титан (п=15) 17 222 от 179 до 271 249 от 226 до 271 204 от 200 до 249 218 от 204 до 249 83 от 18 до 203 105 от 23 до 203
Феникс (п=15) 4 208 от 173 до 254 244 от 181 до 254 129 от 83 до 252 159 от 92 до 252 80 от 14 до 224 96 от 21 до 224
Хоккеисты-в/с ВМФ (п=15) 102 252 от 228 до 283 264 от 238 до 283 244 от 214 до 278 253 от 225 до 278 132 от 102 до 172 149 от 110 до 172
СКА (п=15) 195 263 от 249 до 283 280 376 до 383 243 от 198 до 275 259 от 231 до 275 225 от 172 до 243 213 от 186 до 243
Близнецы (п=8) 308 - от 301 до 320 - - - -
Из таблицы 1 следует, что количество одинаковых ответов среди полевых игроков хоккейных команд (по 15 человек) повышается по мере нарастания уровня спортивного мастерства. Наименьшее количество одинаковых ответов в команде любителей «Феникс» (на 4 вопроса), что соответствует самым слабым результатам среди трех любительских команд. В то же время, наиболее однородной в психологическом плане показала себя команда «Титан» (на 17 вопросов), хотя ее результаты и не являются лучшими. На первом месте в соревнованиях среди любительских команд вышла «Сильвер Стар» (7 одинаковых ответов на вопросы у всей команды). При оценке отдельных групп (по пятеркам) в командах результат был несколько иной. Наилучший результат по одинаковым ответам в пятерках принадлежит команде «Сильвер Стар», что может говорить о значительном большем значении психологической согласованности в пятерках полевых игроков, чем во всей команде.
В команде ВУНЦ ВМФ количество одинаковых ответов составляет 102, что на порядок превышает результаты любительских команд (р < 0,001). Психологическая однородность в группе военнослужащих-спортсменов обусловлена тем, что они проходят психологический отбор при поступлении в военные учебные заведения и их психологический профиль становится более однородным. Полевые игроки команды СКА отвечают одинаково на 195 вопросов из 383, что свидетельствует о наивысшей степени психологической однородности у профессиональных спортсменов по сравнению с любительскими командами. Наибольшее количество одинаковых ответов выявлено у пар однояйцевых близнецов, так количество одинаковых ответов колебалось от 301 до 320. Из этого следует, что личностные психологические особенности человека являются сложным конгломератом генетически детерминированных основ и черт, формирующихся в процессе социального общения в коллективах.
Формирование в командах разделения на нападающих и защитников по результатам психологического тестирования с помощью опросника ММР1-383 не представляет затруднения и у любительских команд и осуществляется правильно в 78^80% случаев. В случае команды военнослужащих ВУНЦ ВМФ и СКА дискриминантный анализ позволяет разделить полевых игроков в соответствии со спортивной специализацией на 100%, последнее свидетельствует о верности психологического профиля личности в определении специализации спортсменов. Таким образом, проведенное тренерами разделение игроков на защитников и нападающих полностью совпало с проведенным психологическим формальным распределением в соответствии с методами математического распо-
знавания образов (кластерным и дискриминантным анализом).
Разделение нападающих на тройки, а защитников на пары в настоящее время является прерогативой тренерского состава. Однако трудоемкость практической оценки правильности сочетания игроков в парах и тройках проверить практически невозможно. Так количество сочетаний по 3 игрока из 9 нападающих составляет 220 вариантов, и оценить игру каждой тройки во время тренировки и соревнований потребует очень длительного времени. Компьютерная программа по составлению 220 комбинаций из троек и выбору из них, имеющих наибольшее количество одинаковых ответов, позволяют теоретически отработать психологически оптимальные сочетания нападающих, а также определить из 3 нападающих психологического «лидера» (координатора) по формальным признакам близости психологического профиля личности. Определение координатора производиться на основании суммирования общих ответов у каждого из трех игроков. У координатора сумма общих ответов превышает таковые показатели у двух других.
Разделение 6 защитников на пары так же может производиться с помощью компьютерных программ, хотя количество сочетаний в этом случае 28, что значительно меньше, чем у нападающих. Проведение опытным путем выбора 3 наиболее однородных пар также затруднительно. 28 сочетаний игроков по парам потребует более чем годового наблюдения комбинаций в условиях тренировок и соревнований.
По нашим данным, количество общих ответов в парах выше, чем в тройках, что соответствует законам комбинаторики. Отдельные сочетания игроков в парах дают высокие значения однородности вне зависимости от степени спортивного мастерства игроков команд. При сравнении средних значений (медианы) выявляет значимое увеличение психологической однородности по мере улучшения спортивного мастерства команд.
ВЫВОДЫ
1. Психологическая однородность спортивной команды зависит от количества ее участников. По мере увеличения численности команды психологическая однородность уменьшается.
2. Формирование хоккейных команд осуществляется с учетом профиля личности игроков и может достигать необходимой степени психологической однородности.
3. В группах, связанных со спортивной специализацией, психологическая однородность может быть сопоставима с психологической однородностью у близнецов.
4. По мере роста уровня спортивного мастерства команды увеличивается психологическая однородность коллектива. Психологическая однородность всей команды в меньшей степени определяет успешность ее соревновательной деятельности команды, чем степень психологической однородности отдельных звеньев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности / Ф.Б. Березин, М.Н. Мирошников, Е.Д. Соколова. - М. : Фолиум, 1994. - 175 с.
2. Классификация и кластер : пер с англ. / под ред. Дж. Вэн Райзина. - М. : Мир, 1980. -
390 с.
3. Колосков, В.И. Система подготовки хоккеистов / В.И. Колосков, В.П. Климин // Вестник Федерации хоккея России. - М. : Человек, 2015. - С. 70-91.
4. Нежкина, Л.Ю. Психолого-педагогическое исследование личности спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и лыжными гонками / Л.Ю. Нежкина, О.Л. Подлиняев, В.Ю. Лебединский // Вестник бурятского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 108-113.
5. Применение методов теории распознавания образов в задачах психологического отбора хоккеистов по данным личностного опросника ММР1 / А.С. Солодков, Л.В. Михно, Н.А. Матин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 155-161.
6. Психологические тесты. Т. 2 / под ред. А.А. Карелина. - М. : Владос, 2002. - 454 с.
7. Солодков, А.С. Физиология спорта: медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов : учебное пособие / А.С. Солодков, И.В. Левшин, Л.В. Михно ; Нац. гос. ун-т физ.
культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2013. - 170 с.
8. Тест ММР1 : методическое руководство / под ред. Д.И. Сайгадака. - Минск : Изд-во «Н.Б. Киреев», 2001. - 48 с.
9. Тутушкина, М.К. Актуальные проблемы современной психологии труда / М.К. Тутушкина, Ю.А. Афонькина // Вестник Балт. пед. акад. - 2003. - Вып. 50. - С. 5-10.
REFERENCES
1. Berezin, F.B., Miroshnikov, M.N. and Sokolova, E.D. (1994), Methods of multilateral research personality, publishing house "Folium", Moscow.
2. Ed. Weng Raizing, J. (1980), Classification and cluster (under edition), publishing house "Mir", Moscow.
3. Koloskov, V.I. and Klimin, V.P. (2015), "Hockey players training system", Messenger of the Hockey Federation of Russian, publishing house "Chelovek", Moscow, pp. 70-91.
4. Nezhkina, L.Y., Podlinyaev, O.L. and Lebedinsky, V.Yu. (2010) "Psychological and pedagogical research of the identity of the athletes, engaged in track and field athletics and cross-country skiing", Messenger of the Buryat state university, No. 1. pp. 108-113.
5. Solodkov A.S., Mikhno, L.V., Matin, N.A. et al (2014), "Methods' application of the theory of images recognition in psychological selection of hockey players according to a personal questionnaire of MMPI", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 155-161.
6. Ed. Karelin A.A. (2002), Psychological tests, Vol. 2, publishing house "Vlados", Moscow.
7. Solodkov, A.S., Levshin, I.V. and Mikhno, L.V. (2013), Physiology of sports: Medical-biological bases of training of young hockey players: study guide, Lesgaft University, St. Petersburg.
8. Ed. Saygadak, D.I. (2001), The MMPI test the methodical management, publishing house "N.B. Kireev", Minsk, Belarus.
9. Tutushkina, M.K. and Afonkina, Ya. A. (2003), "Actual problems of modern psychology of work", Bulletin of the Balt. Ped. Acad., Vol. 50, pp. 5-10.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2016
УДК 159.91
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ
ВОЕННОГО ВУЗА
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта), г. Санкт-Петербург; Анна Александровна Ильина, психолог, Евгений Владимирович Федоров,
преподаватель, Военно-морской политехнический институт (ВМПИ), г. Санкт-Петербург; Екатерина Вениаминовна Кузнецова, психолог, Алексей Николаевич Ят-манов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова), г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза. Предикторами психологического благополучия курсантов военного вуза является ценностная структура личности, военно-профессиональная мотивация, нервно-психическая устойчивость и категория профессиональной пригодности.
Ключевые слова: психологическое благополучие, курсант, прогноз.