Научная статья на тему 'Роль психологического отображения в характеристике персонажей в романе Улугбека Хамдама «Бунт и покорность»'

Роль психологического отображения в характеристике персонажей в романе Улугбека Хамдама «Бунт и покорность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1269
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЗМ / ИЛЛЮЗИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ / ДУШЕВНОЕ ВОЛНЕНИЕ / КИНЕСИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / УЛУГБЕК ХАМДАМ / ДУШЕВНЫЙ ДРАМАТИЗМ / ЭКСПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / PSYCHOLOGY / ILLUSION / EKZISTENCIALISM / INSIDE MONOLOGUE / AGITATION OF SOLVE / KINESIC CONDITION / ULUGBEK HAMDAM / AKBAR / DIANA / AUNT LARISA / HEARTFELT DRAMATIC / EFFECT / EXPOSITION OF PORTRAIT / PSYCHOLOGIST PORTRAIT / DYNAMIC PORTRAIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ботирова Шахло Исомиддиновна

Предлагаемая для обсуждения статья посвящена роману Улугбека Хамдама «Бунт и покорность», представляющему собой важное событие и новшество в современной узбекской литературе. В романе отражено стремление понять душу, чувства человека, изображены герои, пытающиеся понять смысл собственной жизни. В статье предпринята попытка проанализировать отображение талантливым писателем духовного мира героев при помощи психологических методов и приемов описания душевного состояния человека на основе анализа различных философских взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychologic retlect's role in the characteristic of personages to novel of Ulugbek Hamdam Riot and submissiveness

Proposed for discussing article dedicated to novel of Ulugbek Hamdam Riot and submissiveness, which turned out to be the important event and the main by news in Uzbek literature. In this novel are reflected senses of the life, longing to understand the feeling showers person, daily life. Appear the heroes, which infinitely check them selves, in given article heroes tell about thickening nature internal activity on base of the psychologies of the romanticism, about importance psychological argument. The writer has reflected in the psychology description novel of the person, art on base of the analysis different philosophical level of person.

Текст научной работы на тему «Роль психологического отображения в характеристике персонажей в романе Улугбека Хамдама «Бунт и покорность»»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 821.512.133(092) Хамдам ББК 83.3 Уз 1-4

Ботирова Шахло Исомиддиновна

стажер-исследователь кафедра узбекской литературы Джизакского Государственного педагогического института

г.Джизак Botirova Shakhlo Isomiddinovna Research Trainee Chair of the Uzbek Literature Dzhizak State Pedagogical Institute Dzhizak

Роль психологического отображения в характеристике персонажей в романе Улугбека Хамдама «Бунт и покорность»

The Psychological Reflection Role in Characters Characteristics of “Riot and Humility” Novel by Ulugbek Khamdam

Предлагаемая для обсуждения статья посвящена роману Улугбека Хамдама «Бунт и покорность», представляющему собой важное событие и новшество в современной узбекской литературе. В романе отражено стремление понять душу, чувства человека, изображены герои, пытающиеся понять смысл собственной жизни. В статье предпринята попытка проанализировать отображение талантливым писателем духовного мира героев при помощи психологических методов и приемов описания душевного состояния человека на основе анализа различных философских взглядов.

The article is dedicated to the novel “Riot and Humility” by Ulugbek Khamdam, which turned out to be the important event and novelty in the Uzbek literature. This novel reflects aspiration to understand soul, human feelings, as well s the characters who try to understand their own life value. The article attempts to analyze the characters’ spirit world expressed by the talented author by means of psychological methods describing human state of mind on the basis of various philosophical views.

Ключевые слова: психологизм, иллюзия, экзистенциализм, внутренний

монолог, душевное волнение, кинесическое состояние, Улугбек Хамдам, душевный драматизм, экспозиция портрета, психологический портрет, динамический портрет.

Key words: psychology, illusion, existentialism, inner monologue, inquietude, kinesiological state, Ulugbek Khamdam, Akbar, Diana, aunt Larisa, heartful dramatism, effect, portrait exposition, psychological portrait, dynamic portrait.

Известно, что глубокое художественное исследование внутреннего мира человека в литературе называется «художественным психологизмом». В художественной литературе психологизм проявляется в трех основных видах: в качестве определенного (установленного) литературного знака, некоего отображения психологии автора и эстетического принципа, определяющего целостность произведения. Аксиомой является то, что психологическое направление более всего проявляется в прозаических произведениях, в частности, в жанре романа.

При анализе художественного произведения нельзя оставлять вне поля зрения то, что психологическое изображение в различных произведениях выполняет различные функции. В отдельных произведениях духовный анализ и психологические приемы используются не масштабно, а лишь как вспомогательный элемент для реализации задумки автора. В таких случаях можно говорить только об элементах психологического изображения. В иных случаях психологическое изображение, занимая весомую часть текста, приобретает независимый характер относительно других элементов и становится чрезвычайно важным аспектом для понимания содержания произведения.

По нашему мнению, в таком произведении формируется отдельное художественное определение - психологизм. Психологизм - это раскрытие внутреннего мира героя через подробное изложение его мыслей, воспоминаний, желаний и чувств при помощи средств художественного изображения. Есть три основные формы психологизма, которые включают в себя возможные способы передачи внутреннего мира героя. Две из этих форм в теоретическом аспекте отдельно выделил русский литературовед И.В. Страхов:

«Основные формы психологического анализа можно разделить на «внутреннее» изображение характеров... и «внешнее» изображение...» [1; 14].

Первую форму психологического изображения мы условно называем непосредственной, вторую - косвенной, так как с ее помощью мы можем познавать внутренний мир героя не непосредственно, а через внешние признаки его душевного состояния.

Затрагивая вопрос об основных методах психологизма, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на методе повествования автора. Передавать внутренний мир человека можно и от первого лица, и от третьего лица. Каждая форма передачи характеризуется различными возможностями. Повествование от первого лица создает близкую к истине картину о душевных переживаниях героя, потому что человек говорит о себе. В большинстве случаев рассказ от имени первого лица носит настолько правдивый характер, что это усиливает его действенность. При такой форме повествования в большинстве случаев бывает один главный герой, и эта форма используется, когда автор и читатель следят за изменениями, происходящими в сознании и душе героя. Остальные персонажи относятся ко второму плану, и их внутренний мир практически не отображается.

Повествование от третьего лица отличается более широкими возможностями в плане изображения внутреннего мира. Это метод, при помощи которого автор вводит читателя во внутренний мир персонажа без каких-либо ограничений и представляет душевное состояние с большей глубиной и детальностью. В сердце героя нет тайн, о которых не знал бы автор

- он все знает о герое, может досконально проанализировать все его переживания, разъяснить его мысли, чувства и переживания. Повествующий может проанализировать самокопание героя, рассказать о душевных переживаниях героя, которых он сам не может понять или признать.

Вполне допустимо, что рассказчик одновременно может превратить в предмет психологического анализа поведение, мимику, пластику героя. Рассказ от третьего лица позволяет использовать в произведении различные

методы психологического изображения: в такой сюжет легко вписываются внутренние монологи, открытые признания, отрывки из дневников и писем, сны, галлюцинации.

Повествование от третьего лица располагает большим диапазоном времени, в ходе анализа внезапных переживаний героя время может останавливаться на неопределенный срок или же вкратце могут быть переданы изображаемые в произведении события, происходившие в течение длительного периода. Примером этому может служить связь между частями сюжета. Это позволяет автору в процессе общего повествования приумножить значимость психологического изображения, перевести внимание читателя от подробностей события к детальному изображению чувств и переживаний. При этом психологическое изображение достигает уровня максимальной детализации: изображение духовного преобразования, произошедшего за

несколько минут и даже секунд, может занимать несколько страниц. И, наконец, при повествовании от третьего лица достигается возможность изображения внутреннего мира не одного, а нескольких героев.

«В художественном произведении главный герой должен на пафосном уровне поддерживать основную идею и общий дух произведения. В противном случае будут нарушены и пафос произведения, и привлекательность героя» [2; 215], - пишет академик Б. Назаров.

Отличительная черта в изображении характеров героев У. Хамдама заключается в том, что он с самого начала видит героев в экзистенциальном состоянии. Подводя итоги пережитого в течение своей жизни, герой «отчуждается» от людей. Устав от извечных вопросов, он пытается «замкнуться в себе». Описываемые события здесь приобретают нравственный характер и работают на духовный анализ. Ученый-литературовед К. Джураев пишет: «В повествовании «Бунт и покорность» ярко прослеживается личность автора. Талант автора заключается в том, что он создает разные образы, один не похожий на другой, они индивидуальны и самобытны. Они не имеют прототипом поэтического, лирического героя. Но вместе с тем, он живет в

сердцах героев, является их единомышленником. Во внутренних монологах героев словно слышится дыхание представителя экзистенциальной литературы, писателя, драматурга, эссеиста, актера и режиссера театра Альберта Камю, ощущается его критический дух, абсурдное мятежное чувство» [3].

В романе «Бунт и покорность» приоритетными являются лирические приемы характеристики героя. Психологическое состояние Акбара полностью обусловлено реалистическим аспектом. Автор показывает внутренний мир персонажа через его душевное состояние, переживаемые противостояния, трудности, страдания, тяжелые испытания. Это делается с целью акцентирования внимания на его высоких идейно-духовных исканиях и доказательства того, что природа человека представляет собой бесконечные искания. У. Хамдам уподобляет внутренний мир героев двум полюсам, как двум противостоящим друг другу состояниям. Такой глубокий подход к душевным переживаниям человека, стремление к их глубинному анализу возникает при полном понимании невозможности их осознания.

Психологические детали передают внутреннее состояние человека. Волнение души, когда невозможно высказать мысль вслух, изображается при помощи ограничения жестов или элементами беззвучного диалога -кинесическим состоянием (такие паралингвистические элементы, как жесты, элементы мимики и пантомимы). Также форму психологических деталей (И.В.Страхов) отображают смех, плач, темп речи, являющиеся деталями динамичного портрета персонажа (мимика, пластика, осознанные действия, обращенная к слушателям речь, физиологические изменения). Такие детали, передающие в обобщенно-условной форме душевное состояние, литературовед А.П. Скафтымов называет «вербальным (устным) определением чувств» [4; 437].

Например, Табиб, один из положительных образов в романе, проводящий исследования над ДНК человека, осознает, что профессор, начальник отдела -интриган и «враг человечества». Но, несмотря на то, что из-за этого он попадает в тюрьму, впоследствии он даже не негодует на слова профессора

«Нет необходимости тратить свою жизнь на поиск панацеи от гриппа. Много видели таких, которые, пытаясь помочь человечеству, в конечном итоге не смогли помочь ни себе, ни другим. Да люди и не достойны этого. Наоборот, время от времени нужно приумножать подобные гриппу болезни, распространять их, и тогда бы мы периодически очищались от больных и инвалидов, да к тому же и зарабатывали бы большие деньги на лекарствах... » Здесь проявляется психологическая деталь - повиновение человека, который на протяжении всей жизни находится в конфликте с собой.

Большинство персонажей романа (второстепенные герои) напоминают персонажей из произведений Дж. Джойса. У. Хамдам использовал такие методы психологического изображения, как портретная характеристика, диалоги, эмпирическое отображение характера главного героя, мимика, жест, изменение произношения слов (акцент). Персонажи Диана, тетя Лариса, Турсунбой жонталаш, Марат, Искандер, Махкам, Фарида, Садыр служат раскрытию внутреннего мира в основном Акбара, и частично - Табиба.

Раскрытие характера персонажа - первое и важное условие психологического изображения. Описание лица, взгляда, мимики, жестов, положения тела передает внутреннее состояние персонажа. В романе «Бунт и повиновение» У. Хамдам при помощи описания внешнего облика Акбара отобразил и внутренний мир - драматизм души героя:

«У Акбара очень болели ноги. От ударов палок боль была невыносимой, казалось, он потерял способность ходить. Но оставаться здесь было нельзя. Насильники ушли, но вдруг они раздумают и вновь вернутся? К тому же они почему-то оставили Акбару пачку денег. Акбар, стиснув зубы, с усилием подполз к стоящему недалеко стулу, опираясь на него, встал, и вдруг ощутил нестерпимую боль в левой руке: рука была сломана. » [5; 21].

Внешние атрибуты порой намекают на характер персонажа. Изображая портрет Акбара, автор, пытаясь передать его поистине узбекский характер, простоту, невинность, подчеркивает, что он не такой, как все. Бунт в его душе вызывает чувство неудовлетворения окружающим и проистекающие из этого

действия. С самого начала романа читатель понимает, что герой не такой, как все.

Портрет персонажа - это его внешнее изображение: описание лица, статика или динамика героя (выражение лица, особенно глаз, мимика, действия, своеобразие жестов, походки). Костюм персонажа - тоже часть портрета. Некоторые штрихи изображения внешнего портрета играют важную роль в художественном произведении. Для читателя это - представление о национальной принадлежности, социальном происхождении персонажа. При этом особое значение имеют его одежда, манеры, свидетельствующие о его духовности:

«Акбар понял, что эта машина, размещенная в глубокой яме и со всех сторон окруженная решеткой, представляет собой огромную мясорубку. Он начал молиться. Перед его взором предстали образы сына и дочери. Глаза наполнились слезами.

- Еще есть время, встань на колени, попроси прощения, и ты останешься в живых, узбек!.. - послышался сзади голос «Boss»а.

- Я - узбек, но еще я - мужчина!!! - крикнул Акбар, осознавая тщетность своего положения» [5; 17].

Из этого эпизода видно, что портрет Акбара, стоящего на пороге смерти, изображен в динамике: психологическое изображение передано при помощи его действия, особенностей поведения. Именно после этих действий и слов в «Boss»е пробуждается «мужчина» и он приказывает не убивать и отпустить героя.

Самобытность портрета героя связана и с литературным жанром произведения. В драме автор ограничивается в основном лишь изображением возраста персонажа, его статуса в списке действующих лиц, деталей его поведения. Детальная характеристика персонажа присуща жанру эпоса, именно в эпических произведениях детально вырисовывается портрет героя, дающий представление о его характере и статусе в обществе.

По мнению современных теоретиков, литературный герой - это «субъект действий, переживаний, мнения» (Л.В. Чернец), многоплановая прочная структура, порождаемая из совокупности действий и привычек, диалога и невербального поведения. Компоненты художественного произведения -портрет, пейзаж, интерьер - в различной степени связаны с изображением составляющих сюжет событий и персонажей. Разнообразны и пути, возможности изображения портрета. В эпических произведениях можно разделять экспозиционные и динамичные портреты.

Экспозиционный портрет - как правило, детализация внешнего облика представляемого в произведении героя.

Экспозиционный портрет состоит из ряда типизированных характеристик и, независимо от состояния души персонажа, отображает устоявшиеся качества личности. Примером этому служит портрет Табиба:

«Вот такое дело - лекарство. То ты плачешь вместе с пациентом, то -смеешься. Насколько Табиб скорбел о смерти Турсунбоя жонталаша, настолько он радовался улучшению здоровья дочери Нигины. Вот таким был Табиб. Начиная лечить пациента, он рьяно брался за это дело и больше всех радовался при его излечении, а если болезнь побеждала - просто не находил себе места и ощущал себя невежественным слепцом» [5; 59]. Настоящий психологический портрет отображается не только внешним обликом героя, но и эволюционной динамикой качеств личности. Такой портрет присущ только главным героям художественного произведения. По классификации психологический портрет может быть закрытым или открытым. В целом существуют самые разнообразные методы изображения портрета, это и объективная характеристика автора, и чувства героя, передаваемые в его речи, и его внутренняя субъективная оценка. Формирование Акбара как личности к концу романа настолько сильно передано автором при помощи психологического анализа, что в конечном итоге доводит его до статуса Наставника, указующего путь Искандеру.

При изображении психологического портрета основное внимание автора направлено на тончайшие детали, раскрывающие характер героя и отображающие его переживания. Такие детали, дополняющие образ духовным и морально-нравственным содержанием, играют важную роль в изображении портрета. При их помощи ясно выявляются духовные качества героя:

«Человеку дано очень мало знаний о духовной жизни», - пишется в священной книге.

«Возможно, часть страданий человека связана с непросвещенностью в этом вопросе», - с такими думами жил Акбар. А теперь ... когда погас пылающий в нем костер бунта, неискушенность (неосведомленность) перестала мучат его. Наоборот, в чувстве, возникшем вместо бунта, - в духе повиновения - была некая просвещенность. Пусть просвещенность, пусть повиновение, они способны смыть его обиду... Будто покорность действовала подобно легкому, приятному ветерку на его страдавшую всю жизнь душу...» [5; 133].

Если внимательно присмотреться, только в этом отрывке можно увидеть, насколько важную роль изображение переживаний человеческого сердца играет в характеристике персонажа. В портрете ярко демонстрируются и объективная характеристика автора, передаваемая в речи персонажа, и внутреннее субъективное суждение Акбара. Пользуясь лишь одной деталью повиновения автор призывает к анализу состояния души героя.

Динамичный портрет представлен в форме расставленных по всему роману отдельных деталей, при этом не выделяется достаточного места для подробного изображения внешнего облика героя. С целью наделения героя новыми гранями, передачи преобразований во внешнем облике и поведении, автор может вновь и вновь обращаться к портрету. В начале романа «Бунт и покорность» молодой пылкий Акбар попадает в тюрьму, по мере развития сюжета он взрослеет, у него подрастают дети, а в конце повествования он уже в ряду Табиба - своего наставника. Автор хорошо знает своего героя, и потому

описание и внешний портрет даются параллельно. Такое изображение определяет реалистичность образа, оживляет его.

В отдельных случаях портрет может передаваться видением другого персонажа. В таком случае портрет передает косвенные впечатления. Подобный портрет отличается тем, что одновременно характеризует и персонажа, и тех, кто на него смотрит:

«Диана заметила появившиеся на висках Акбара отдельные седины, но не увидела, не заметила в нем - в его личности, взглядах - чувства старения, повиновения судьбе. Наоборот, чем больше она входила в мир этого мужчины, обладающего непонятным волшебством, тем больше она становилась ближе к нему, любовь ее возрастала» [5; 108].

Литературные портреты в качестве одного из основных средств художественного отображения характера в произведении У. Хамдама выполняют важную отражательную функцию: портрет считается «входом» в характер; определяет его важнейшие грани; вносит уточнения в полноту, целостность характера; через портреты одного или нескольких персонажей проявляется безжизненность или динамика характера.

Таким образом, путем психологического изображения объективно представляется духовный мир героя. Автор стремится дать динамичный портрет для более полного освещения сердца, внутреннего мира образа.

Библиографический список

1. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособ. для студ. /В 5 ч./ - Саратов: Изд. Саратовского университета, 1973. ч.1. - С. 472.

2. Назаров Б. Давр ва кахрамон /Время и герой/ Узбекская литературная критика. - Т.: Фан, 1996. - С. 284.

3. Джураев К. Ёзувчи исёни ва итоати /Бунт и покорность писателя/ .См.:

интернет-материалы: и1ицЬекЬатёат. ^

4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. - М.:

Художественная литература, 1972. - С. 468.

5. Хамдам У. Бунт и покорность. -Т.: Янги аср авлоди, 2003. - С.140.

Bibliography

1. Dzhuraev, K. Mutiny and Submission of Writer [Electronic Resource], - Access Mode: www.ulugbekhamdam.uz.

2. Skaftymov, A.P. Moral Searching of the Russian Writers [Text]. - M.: Khudozhestvennaya Literatura, 1972. - P. 468.

3. Khamdam, U. Mutiny and Humility [Text]. - T.: Yangi Asr Avlodi, 2003. - P 140.

4. Nazarov, B. Epoch and Hero [Text]// Critic of the Uzbek Literature. - T.: Fan, 1996. - P.284.

5. Strakhov, I. V. Psychological Analysis in Literature Creative Work [Text]: Textbook for Students (In 5 Volumes). - Saratov: Publishing House of Saratov University, 1973. - №1. - P. 472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.