УДК 332.14
РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Н.А. Воробьева1
Дальневосточный федеральный университет, Школа экономики и менеджмента, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.
Приведены результаты исследования в области роли промышленной политики в территориальной организации национальной экономики. На основе анализа понятия «промышленная политика» выявлены преимущества и недостатки существующих определений, предложен авторский подход к его трактовке. Выявлена двойственность понимания термина «промышленная политика». Рассмотрен механизм реализации промышленной политики. Дана характеристика конкурентной политики, определена и обоснована недопустимость подмены понятий конкурентной политики и промышленной политики. Говорится о необходимости единой продуманной согласованной промышленной политики, выстроенной на государственном уровне с учетом региональных особенностей. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: промышленная политика; территориальная структура народной экономики; региональная экономика; конкурентная политика; механизм реализации промышленной политики.
ROLE OF INDUSTRIAL POLICY IN NATIONAL ECONOMY TERRITORIAL ORGANIZATION N.A. Vorobyova
Far Eastern Federal University, School of Economics and Management,
8 Sukhanov St., Vladivostok, 690950.
The paper presents the study results of the role of industrial policy in the territorial organization of the national economy. Based on the concept of "industrial policy" the advantages and disadvantages of existing definitions are identified and the author's approach to its interpretation is proposed. The paper reveals the duality in the understanding of the term of "i n-dustrial policy" and discusses its implementation mechanism. Describing competition policy it defines and proves the inadmissibility to substitute the concepts of competition policy and industrial policy. The need to elaborate at the state level a single reasonable and coherent industrial policy considering regional specificities is emphasized.
9 sources.
Key words: industrial policy; territorial structure of national economy; regional economy; competition policy; implementation mechanism of industrial policy.
В научной литературе для обозначения формы организации производительных сил в территориальном аспекте используется термин «территориальная структура народного хозяйства (национальной экономики)» - это динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связанным в единой системе национальной экономики [2].
Данный термин получил широкое распространение в середине 70-х гг., когда И.М. Маергойз предложил концепцию «территориальной структуры хозяйства». Он выдвинул тезис о том, что необходимо изучение закономерностей формирования и развития территориальной структуры хозяйства страны, для этого в социально-экономической географии, а затем и в экономической науке (региональной экономике) появился новый ключевой объект исследования -территориальная структура народного хозяйства [5].
В большинстве своем эволюция территориальной структуры хозяйства страны подчиняется общим закономерностям распределения населения и экономиче-
ских ресурсов в условиях рыночных отношений. В общем виде эти закономерности можно представить как территориальные экономические пропорции, которые в конечном счете складываются в результате пространственного размещения капитала в те географические точки, где оптимальное сочетание экономических ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых, технологических, институциональных) позволяет минимизировать издержки производства. Данная закономерность проявляется в конкретных природно-географических, исторических и социально-экономических условиях отдельной страны.
Важное свойство территориальной структуры экономики - ее инертность. С ней связана устойчивость и надежность структуры благодаря опорным элементам - крупнейшим промышленным центрам, экономическим осям и базовым ареалам.
Исследователь в данной области Н.Н. Баранский отмечает, что «промышленной осью в освоении территории являются транспортные магистрали, а транспортная сеть представляет собой каркас любого экономического района» [3].
1 Воробьева Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры мировой экономики, тел.: 89242326708, e-mail: [email protected]
Vorobyova Natalya, Senior Lecturer of the Department of World Economy, tel.: 89242326708, e-mail: [email protected]
Основные закономерности, тенденции и факторы формирования территориальной организации экономик стран изучаются региональной экономикой. В свою очередь важную роль в функционировании и эффективном экономическом развитии играет промышленная политика. Это понятие является одним из наиболее спорных и обсуждаемых терминов в научной экономической литературе.
Отсутствие единой теоретической базы ведет к разнообразию толкований понятия «промышленная политика» (Industrial policy) как среди российских, так и зарубежных экономистов. Это сложное и многоаспектное понятие.
Попытаемся разобраться в многообразии толкований данного понятия.
Понятие «промышленная политика» стало использоваться в российской практике, будучи заимствованным из западной экономической литературы как перевод английского понятия «Industrial Policy» или «Industry Policy». В западной теории и практике оно скорее соответствует понятию "отраслевая" или "секторальная" политика и, как правило, означает меры государства по поддержке или развитию секторов экономики. В российской же теории понятие промышленной политики выводится преимущественно из ее содержания применительно к развитию самой промышленности. Этот подход является узким, так как не характеризует ее места в экономической политике государства.
Определенные несоответствия в понимании промышленной политики вызваны отсутствием соответствующего перевода англоязычного понятия «industry» в словосочетании industrial policy («промышленная политика»). Понятие industry по своему значению шире понятий «промышленность» и «индустрия» и обозначает широкую сферу производственной деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, энергетику, сферу услуг и т.д.
Понятию «Industrial policy», интерпретированному в России как промышленная политика, посвящено множество трудов и разработок зарубежных и отечественных авторов, но целостной теории промышленной политики еще не создано. Существует ряд попыток привести содержание понятия к относительно единому знаменателю. Можно выделить их объединяющее начало - рассмотрение промышленной политики как усилий государства по содействию экономическому развитию.
В западной практике это понятие чаще всего обозначает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики, но в России остается дискуссионным и на сегодняшний день само понятие «промышленной политики». Речь идет о понятийной многозначности, которая часто сопровождает исследование сложных систем, к числу которых относится и промышленная политика.
Проанализируем и составим классификацию определений понятия «промышленная политика», выделив основные подходы, в рамках которых трактуется данное определение.
В рамках одного из подходов ряд исследователей
(В.А. Кондратьев [4], Е. Смирнов, В. Завадников [8], эксперты Торгово-промышленной палаты РФ) отождествляют понятие «промышленной политики» с механизмом ее реализации, определяя промышленную политику как систему (совокупность, комплекс) мер государственного регулирования развития промышленности. Различия в трактовках касаются уровня регулирования (национальный, отраслевой, корпоративный) и нацеленности регулирования (инновационная, организационная, структурная).
Следующая группа исследователей (Б. Плышев-ский) отказывается трактовать промышленную политику в рамках отдельного вида политики, предполагая ее как подсистему социально-экономической политики государства, которая сама по себе не способна регулировать развитие промышленности. Подобного мнения придерживаются и американские экономисты П. Кругман и М. Обстфельд, анализируя результаты вмешательства государства в развитие экономики в разных странах с точки зрения использования различных инструментов повышения конкурентоспособности отдельных сегментов хозяйства. При этом промышленная политика или государственная политика стимулирования индустриализации может быть успешной, по их мнению, только в союзе со стратегической торговой политикой, стимулирующей экспорт или ограничивающей импорт продукции тех или иных отраслей промышленности.
Ряд других исследователей (Р. Рейч, М. Ваден-баум) придерживаются подхода исходя из формулы: «если не рынок - то государство, если не государство - то рынок». По их мнению, многие ошибки и провалы в экономической политике могут быть своевременно устранены при усилении государственной поддержки корпораций, которая и составляет промышленную политику, основное ее содержание сводится к рыночному взаимодействию бизнеса и правительства.
Следует отметить, что в российской научной литературе среди основных походов к управлению экономическим ростом выделяют стратегию «догоняющего развития» (А. Клепач, С. Смирнов, С. Пухов, Д. Ибрагимова), суть которой - найти точки роста в пределах имеющейся структуры производства, то есть те отрасли, господдержка которых должна дать наибольший мультипликативный эффект. Основу этой стратегии составляют идеи В. Мау, он считал, что промышленная политика не должна ориентироваться ни на «назначение приоритетов» ни на «выбор победителей», гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, где власть защищает экономическими методами отрасли, добивающиеся успеха в условиях мировой конкуренции. Поскольку государство в принципе не способно определить точку нового роста, эту задачу нужно спустить на региональный уровень, а роль государства сводится к созданию институциональной среды, благоприятной для развития инноваций [6].
Основатель теории кластеров американский экономист М. Портер в своих работах также поддерживает данный подход, понимая кластерную политику как «преломление» промышленной политики, только в
привязке к конкретным территориям.
Промышленная политика, согласно исследователю М. Бесту, - это сочетание конкуренции с кооперацией. Задачи отраслевой политики - это не становление идеала, как это определяется неоклассической теорией совершенной конкуренции, а управление парадоксом: кооперация, сама по себе, может обеспечить обязательства по долгосрочному развитию инфраструктуры отрасли; конкуренция, в свою очередь, приводит к тому, что предприятия остаются инновационными и отвечают на новые вызовы и возможности внешней среды.
Проанализировав всё многообразие толкований данного понятия, мы пришли к выводу, что весьма правомерно рассматривать понятие «промышленная политика» как систему.
Каждая экономическая система осуществляет функции по созданию, поддержанию существования, развитию и взаимодействию других систем; по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем; по поддержанию своего собственного существования и развития. Каждая система проходит определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития промышленности реализует специфические цели с позиции формирования ее отраслевой структуры.
Мы поддерживаем идеи академика А.И. Татарки-на. В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействуют формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста - его развитию и укреплению, на этапе стабилизации - она направлена на реализацию сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа [9].
Подчеркнем, что современное определение промышленной политики должно опираться на ее исследовании как системы. Это означает, что такая политика должна предусматривать не только внутреннее согласование всех ее компонентов, но и учитывать взаимосвязи с другими видами политики - макроэкономической, внешнеэкономической, региональной, экологической, социальной и др. Промышленная политика является лишь одним из направлений государственной политики, которое имеет определенные точки соприкосновения с другими ее направлениями, но в то же время обладает специфическими целями и инструментами реализации.
В то же время промышленная политика является институтом, обладающим определенным набором инструментов.
По определению Д. Норта, «институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь интересы, учитывая факт, что сама редкость этих ресурсов составляет
основу для соперничества. Институты регулируют подобную борьбу различных интересов» [7].
Среди характеристик институтов можно выделить: институты создают структуру стимулов обмена (общественного, политического и экономического); институты - это «скелет экономики», «ее несущая конструкция»; институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей среды; в институте четко обозначена структура и способы контроля; временная продолжительность института.
Институт работает по определенному набору правил, создающих институциональную среду, которая, в свою очередь, состоит из политических и экономических правил.
Таким образом, мы пришли к заключению, что «промышленная политика» - это институт, обладающий своим набором инструментов; но в то же время она должна рассматриваться как система, которая предусматривает согласование всех ее компонентов, учитывая взаимосвязи с другими видами политик.
В то же время промышленную политику нельзя отождествлять с экономической политикой вообще. Промышленная политика, как направление экономической политики, характеризуется субъектом промышленной деятельности (государство) и специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики). Промышленная политика формирует и реализует стратегические цели и приоритеты развития производства.
Объектом промышленной политики являются не только отдельные отрасли экономики, корпорации, производственные предприятия, но и производители товаров и услуг, в том числе и отдельные предприятия.
Субъектом промышленной политики является государство, на региональном уровне - государственные органы власти субъекта РФ, муниципалитеты.
Основным методом реализации промышленной политики является предоставление ограниченному числу участников национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для осуществления инвестиций. Как вариант промышленной политики рассматривают комплекс мер по изъятию части рентного дохода из добывающих отраслей посредством налогообложения и распределение их через бюджет в другие отрасли экономики на основе того или иного контроля. Это может послужить основой для ускорения экономического роста в краткосрочном периоде, но одновременно связано с рисками. Данный вид перераспределения не гарантирует устойчивости экономического роста.
Успешность проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. Можно отметить, что этот механизм, также как и само понятие промышленной политики, претерпел значительные изменения. Еще в 90-ые годы прошлого столетия основная модель механизма реализации промышленной политики в России представляла собой механизм развития наукоемких отраслей, механизм реструктуризации традиционных отраслей. Изменившиеся условия и новые требования к совре-
менной промышленной политике предопределяют необходимость разработки новых подходов к механизму ее реализации. Среди таких подходов могут быть выделены наиболее значимые:
• реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба;
• кластерный подход к построению промышленной политики, который является не только средством достижения таких целей промышленной политики, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощным инструментом регионального развития;
• частно-государственное партнерство (ЧГП). Сотрудничество между государством и частным сектором имеет давнюю историю, однако особое внимание развитию ЧГП уделяется в России в настоящее время. Появление двух наиболее значимых экономических сил - государства и частного бизнеса, прежде всего, в лице ТНК - предопределяет необходимость их более тесного сотрудничества;
• институты развития включают в себя особые экономические зоны, инвестиционный фонд, Российскую венчурную компанию, Банк развития РФ и т.д. Это особая форма организации частно-государственного партнерства, весьма развитая в зарубежных странах.
Рассматривая особенности промышленной политики, отметим, что она не может рассматриваться как альтернатива конкурентной политике, а является, прежде всего, инструментом воздействия на экономический рост через структуру промышленного производства. Конкурентной называется политика, направленная на поддержание и создание ситуации конкуренции на рынках посредством установления и обеспечения соблюдения правил, определяющих запрещенные способы поведения на рынке. Основным методом конкурентной политики является обеспечение равных условий конкуренции, что способствует образованию стимулов для осуществления инвестиций в различных формах.
Сравнивая методы промышленной и конкурентной политики, рассмотрим те механизмы, на которые они опираются. Промышленная политика принадлежит к тем видам государственной экономической политики, которые относятся к активной политике, конкурентная политика является по преимуществу пассивной (защитной) политикой. Механизмом влияния промышленной политики на экономический рост служит повышение конкурентоспособности национальных производителей по сравнению с конкурентами других стран, а механизм конкурентной политики состоит в предотвращении возникновения неоправданных кон-
курентных преимуществ отдельных компаний на внутреннем рынке. Различие тех механизмов, которые используют эти два вида политики, позволяет рассматривать их в качестве взаимодополняющих рычагов влияния на экономическую ситуацию, доступных государству [1].
Однако конкурентная политика в свою очередь может быть активной. Отметим, что государство обладает значительными возможностями в плане создания рынков и, соответственно, конкурентной ситуации на данных рынках.
Сегодня успешная модель экономического роста не может быть достигнута ни исключительно методами промышленной, ни исключительно методами конкурентной политики, требуется сочетание механизмов, свойственных обоим типам политики.
Это связано с повышением роли нововведений в экономическом развитии. Главным источником конкурентных преимуществ отдельных участников рынка стала способность к самостоятельному генерированию нововведений, а на уровне экономики в целом -стимулы к инвестированию в инновационное развитие. Эти стимулы тем выше, чем лучше конкурентная среда на рынках, ниже барьеры входа на рынки. В такой ситуации роль конкурентной политики повышается, в том числе как необходимого фактора успешной промышленной политики. Конкурентная политика создает среду для эффективной промышленной политики.
Для достижения устойчивого экономического роста необходимо обеспечить сбалансированную реализацию конкурентной и промышленной политики.
В России на сегодняшний день ситуация в области осуществления промышленной политики весьма нестабильная. Согласно исследованиям академика А.И Татаркина, понятие государственная «промышленная политика» было введено в российский оборот в 1993 г., в связи с разработкой концепции в оборонном комплексе. В настоящее время в России государственная промышленная политика существует в виде отдельных федеральных целевых программ или отдельных решений по поддержке некоторых секторов промышленности, единого эффективно работающего документа, прописывающего цели, задачи, механизм проведения и другие необходимые параметры промышленной политики, не существует.
Однако для экономики первостепенную важность имеет планирование промышленного производства, а следовательно, промышленная политика должна быть представлена в форме четко сформулированного государственного документа, эффективно внедряемого в действие.
Библиографический список
1. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 22.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль. 1983. С. 191-194.
3. Баранский Н.Н. Избранные труды: становление советской
экономической географии. М.: Мысль, 1980. С. 204.
4. Кондратьев В. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты. Качество роста. Направления конкурентоспособного роста. М.: Фонд комплексных прикладных исследований, 2003. 120 с.
5. Маергойз И.М. Территориальная структура народного
хозяйства и некоторые подходы к ее исследованию // «Территориальная структура народного хозяйства». М., 1976. С. 8-12.
6. Мау В. Экономико-политические итоги 2002 г. и особенности экономической политики // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 12-15.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и
функционирование экономики. М.: Мысль. 1997.
8. Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза // Международная экономика. 2007. № 2. С. 58
9. Татаркин А., Романова О., Филатова М. Структурная перестройка промышленности как элемент длинного нового процесса // Федерализм 2000. № 4. С.12-15.
УДК 504.06:005.591.6
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Е.С. Илюшкина1, В.Ю. Конюхов2
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены основные определения понятия инноваций, выявлена проблема недостаточной освещенности в экономической литературе вопроса экологических инноваций, которые в последнее время актуальны в связи с реальной угрозой глобальной экологической катастрофы. Сформулировано определение понятия экологических инноваций, введены критериальные признаки. Предложена методика классификации инноваций в области переработки отходов на основе выявления определенных критериев и параметров, характерных для такого рода эко-инноваций, с целью повышения эффективности управления инновационной деятельностью в сфере охраны окружающей среды и рационального ресурсопользования. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: экологические инновации; ресурсосберегающие технологии; переработка отходов; инновационно-экологический климат; классификация инноваций.
CLASSIFICATION OF ENVIRONMENTAL INNOVATIONS E.S. Ilyushkina, V.Yu. Konyukhov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article provides basic definitions of innovations, indicates insufficient elaboration of environmental innovation issues in economic literature, which are currently relevant due to the real threat of a global ecological catastrophe. The concept of environmental innovations is defined; its criteria-features are introduced. The authors propose a procedure to classify innovations in the field of waste utilization based on the identification of certain criteria and parameters typical for this kind of eco-innovations in order to increase the efficiency of innovation management in the sphere of environment protection and rational use of resources. 3 figures. 2 tables. 7 sources.
Key words: environmental innovations; resource-saving technologies; waste utilization; innovative-ecological climate; classification of innovations.
В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.
Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта возможно только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а также на способности к
инновационной деятельности и нововведениям.
Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса. [1]
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.
Из всего многообразия определений понятия инноваций были выделены основные и представлены в сводной табл. 1.
1Илюшкина Елена Сергеевна, аспирант, тел.: 89086607591, e-mail: [email protected] Ilyushkina Elena, Postgraduate, tel.: 89086607591, e-mail: [email protected]
2Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148851700.
Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89148851700.