П. Н. Бирюков
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕХИИ
Рассмотрены правовые основания деятельности и роль прокуратуры Чехии в уголовном процессе. Изучены формы участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
К л ю ч е в ы е с л о в а: прокуратура иностранных государств, прокуратура Чехии, уголовный процесс Чешской Республики, процессуальная деятельность.
The article examines the legal basis of the Czech Republic and the role of prosecutors in criminal proceedings. The author explores the forms of participation of the public prosecutor in criminal proceedings.
K e y w o r d s: prosecution of foreign countries, the Czech Republic Prosecutor's Office, prosecuting the Czech Republic.
Конституция Чехии1 поместила норму о прокуратуре (ст. 80) в главу об исполнительной власти. Конституция закрепляет организационное подчинение прокуратуры Министерству юстиции Чехии. Вместе с тем это подчинение установлено не в рамках уголовного процесса, а косвенно - через назначение прокуроров, бюджет прокуратуры и др.
Статус и компетенция прокуратуры в Чехии подробно регулируются Законом № 283/1993 «О прокуратуре»2 (далее - закон о прокуратуре). Существенные изменения в закон о прокуратуре были внесены в 2002 г. (Закон №14/2002)3. Кроме того, деятельность прокурора регламентируется УПК Чехии (Закон № 141/1961)4.
Уголовное судопроизводство Чехии руководствуется принципом публичности обвинения. Это означает, что прокурор обязан поддерживать обвинение по всем зарегистрированным преступлениям, за исключением случаев, прямо установленных УПК Чехии. Закон устанавливает исключения из принципа законности лишь в случаях, когда лицо не подпадает под уголовную юрисдикцию государства, если это установлено международным договором или правовым актом.
Согласно УПК Чехии, основная обязанность прокуратуры на досудебной стадии уголовного процесса заключается в осуществлении надзора за деятельностью полиции. После того как обвинительное заключение было направлено в суд, про-
1 Ustava Ceske republiky. URL: http://www.senat.cz/informace/zadosb/ustava-eng.phpPke_ dni=&O
2 О statnim zastupitelstvi 283/1993 Sb. Zakon ze dne 9. listopadu 1993. URL: http://www.zak-onyprolidi.cz/cs/1993-283
3 Zakon, kterym se meni zakon c. 283/1993 Sb., o statnim zastupitelstvi, ve zneni pozdejsich pred-pish, a zakon c. 201/1997 Sb., o platu a nekterych dalsich nalezitostech statnich zastupch a o zmene a doplneni zakona c. 143/1992 Sb., o platu a odmene za pracovni pohotovost v rozpoctovych a v nekterych dalsich organizacich a organech, ve zneni pozdejsich predpish, ve zneni zakona c. 155/2000 Sb. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-14
4 O trestnim rfzenf soudnim 141/1961 Sb. Zakon ze dne 29. listopadu 1961. URL: http://www. zakonyprolidi.cz/cs/1961-141
© Бирюков П. H., 2015
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
279
Международно-правовые аспекты уголовного процесса
куратура должна представлять государство в суде в качестве участника разбирательства.
В настоящее время в Чехии существуют три типа досудебного производства, которые урегулированы УПК:
а) предварительное следствие;
б) ускоренное досудебное производство (дознание), связанное с менее серьезными преступлениями и «простыми доказательствами»;
в) так называемая «процедура проверки», которая предшествует расследованию. Ее целью является тщательная проверка основной информации на предмет наличия обоснованного подозрения и подозреваемого.
Чешские полиция и прокуратура связаны принципом законности5 и принципом выполнения служебных обязанностей. Это значит, что как только полиция получает сообщение о преступлении, они должны начать уголовное преследование по своей собственной инициативе и продолжить его, выполняя служебные функции. При этом УПК устанавливает приоритет дел, по которым подозреваемые содержатся под стражей. Такие дела должны быть расследованы с максимальной быстротой (§ 71 УПК).
Исключения из принципа законности (публичного обвинения) могут быть поделены на две группы:
Во-первых, случаи, по которым прокурор не может преследовать в уголовном порядке:
а) исключения из юрисдикции следственных, обвинительных и судебных органов - изъяты лица, обладающие привилегиями и иммунитетами в соответствии с национальным или международным правом;
б) недопустимость уголовного преследования;
в) в тех случаях, когда согласие потерпевшей стороны необходимо для уголовного преследования и такое согласие не было дано или было отозвано;
г) в случаях, установленных международным договором.
Во-вторых, случаи, по которым прокурор может принять решение не осуществлять уголовного преследования:
а) если уголовное преследование нецелесообразно с учетом другого уголовного обвинения или приговора суда или дело было рассмотрено другим органом, и такое решение обосновано;
б) если приговор суда, к которому может привести уголовное преследование, абсолютно не имеет смысла по сравнению с наказанием, наложенным или наложение которого ожидается по обвинению в другом преступлении;
в) если преступление уже было рассмотрено другим органом, иностранным судом или учреждением, и решение признается;
г) если при сложившихся обстоятельствах значимость охраняемых интересов, затронутых преступлением, способ совершения преступления, последствия, обстоятельства преступления и поведение обвиняемого после совершения преступления очевидны, значит цель уголовного преследования была достигнута и дальнейшее уголовное преследование не является необходимым;
д) когда применяются альтернативные виды исправительного воздействия (условное прекращение уголовного преследования и примирение сторон).
По чешскому УПК прекращение уголовного преследования - один из способов разрешения уголовного дела. Только прокурор может прекратить уголовное пре-
5 Так в чешском УПК обозначен принцип публичности обвинения.
280
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
П. Н. Бирюков
следование на досудебной стадии разбирательства. Прекращение преследования всегда касается конкретного деяния, а не его возможной юридической квалификации. Окончательное прекращение преследования препятствует рассмотрению дела со ссылкой на наличие по нему вступившего в законную силу решения.
Прокурор прекращает уголовное преследование по следующим основаниям (§ 172 УПК):
а) если деяние, за которое лицо преследуется в уголовном порядке, не имело места. Если последующее расследование не может развеять сомнение в отношении того, было преступление совершено или нет, прокурор обязан направить обвинительное заключение, и только суд может освободить обвиняемого от ответственности после представления доказательств суду;
б) если деяние не является уголовным преступлением и нет оснований для передачи дела. Деяние не является преступлением, если не содержит всех элементов какого-либо преступления и не достигнута необходимая степень общественной опасности. Деяние не является также преступлением, если совершено при самозащите или крайней необходимости. Если деяние не содержит установленных законом элементов преступления, но должно рассматриваться как административный проступок или нарушение дисциплины, дело передают в другое учреждение. При этом, если срок давности за административное правонарушение истек, дело не может быть передано, и уголовное преследование прекращается. В Чехии административные правонарушения не подлежат разбирательству по истечении одного года с момента их совершения;
в) при отсутствии доказательств, что деяние было совершено обвиняемым. По УПК Чехии преследование прекращается, когда результаты расследования говорят о том, что деяние, в отношение которого ведется уголовное преследование, имело место быть и образует преступление, но не было доказано, что оно было совершено обвиняемым. Когда выводы, является обвиняемый преступником или нет, зависят от оценки противоречивых доказательств, прокурор должен направить обвинительное заключение. Коллизия между противоречивыми доказательствами может быть решена только судом в ходе судебного разбирательства;
г) если уголовное преследование недопустимо согласно § 11 УПК. Если прокурор установит, что имеются указанные основания, оно должно быть прекращено. В числе оснований: амнистия или помилование президентом; истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности; исключение лица из юрисдикции следственных, обвинительных и судебных органов или если уголовное преследование лица требует согласия, и такое согласие не было дано; лицо не подлежит уголовной ответственности вследствие малолетства; лицо умерло или было признано умершим; то же лицо преследовалось в уголовном порядке за то же деяние, и преследование завершилось окончательным постановлением суда, окончательным прекращением дела судом или иным компетентным органом, окончательным решением о передаче дела с предположением, что деяние было административным проступком, иным административным правонарушением или нарушением дисциплины, и решение не было отменено; в случаях, когда согласие потерпевшего необходимо для уголовного преследования, и такое согласие не было дано или было отозвано; в случаях, установленных международным договором; если обвиняемый не подлежал уголовной ответственности по причине невменяемости в момент совершения деяния. Однако, если лицо пришло в состояние невменяемости посредством употребления или применения веществ, вы-
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
281
Международно-правовые аспекты уголовного процесса
зывающих привыкание, и затем совершило преступление, такое деяние квалифицируется как преступление в состоянии опьянения в соответствии с § 201 УПК; в случаях, когда наказуемость деяния отменена; отмена уголовной ответственности по делам, по которым опасность преступления для общества уменьшилась, наказуемость прекращена ввиду деятельного раскаяния или наказуемость прекращена в ходе подготовки или попытки совершить преступление.
Существуют иные обстоятельства, при которых прокурор может прекратить уголовное преследование. Факультативные основания для прекращения уголовного преследования: а) если приговор, к которому может привести уголовное преследование, абсолютно бессмысленный в сравнении с наказанием, наложенным или наложение которого ожидается по обвинению в другом преступлении; б) если преступление обвиняемого было рассмотрено в дисциплинарном порядке другим органом, иностранным судом или учреждением и решение может считаться обоснованным; в) если при сложившихся обстоятельствах: значимость охраняемых интересов, затронутых преступлением, способ совершения преступления, последствия и обстоятельства преступления и поведение обвиняемого после совершения преступления очевидны, значит цель уголовного преследования была достигнута.
В УПК Чехии (§ 175a, 175b) большое внимание уделяется примирению сторон.
Так, суд может одобрить примирение сторон и прекратить уголовное преследование за преступление, которое влечет по УК тюремное заключение на срок менее пяти лет. Это может произойти только по добровольному и полному согласию обвиняемого и потерпевшего, а также прокурора на досудебной стадии производства по делу в том случае, если обвиняемым выполнены следующие условия: а) он признал, что совершил преступление, за которое преследуется в уголовном порядке; б) он компенсировал потерпевшей стороне ущерб, причиненный преступлением, или принял необходимые меры для компенсации, или иным способом устранил вред, причиненный преступлением; в) он зачислил на счет прокуратуры (при судебном разбирательстве на счет суда) сумму предназначенную конкретному выгодоприобретателю на цели коммунальных служб, и сумма не является несоразмерной, учитывая опасность преступления.
Прокурор на досудебных стадиях производства по делу или суд могут принять такое решение, если они сочтут данный способ примирения сторон достаточным, принимая во внимания природу и опасность совершенного преступления, степень нарушения публичных интересов, личность обвиняемого и его личное и имущественное положение.
Перед принятием решения об одобрении примирения сторон прокурор заслушивает обвиняемого и потерпевшего на досудебных стадиях производства по делу, в основном, чтобы убедиться, что они полностью согласны с одобрением примирения сторон. Обвиняемый должен быть заслушан, чтобы удостовериться, что он понимает содержание обвинения и осведомлен о последствиях одобрения примирения сторон. Допрос обвиняемого должен содержать заявление о том, что он совершил преступление, в совершении которого он обвиняется. Перед началом слушания обвиняемому и потерпевшему разъясняются их права и суть института примирения сторон.
Прокурор принимает решение о примирении сторон и прекращает уголовное преследование. Решение об утверждении примирения сторон и прекращении производства по делу принимается в форме постановления. Постановление должно четко описывать деяние, чтобы избежать смешения с другим деянием, а также
282
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
П. Н. Бирюков
описывать его юридическую квалификацию и содержание примирения сторон. В отношении установления выгодоприобретателя суммы на цели коммунальных служб, суд связан содержанием соглашения между обвиняемым и потерпевшим. Эта сумма должна предназначаться муниципалитетам или иным образованиям, находящимся на территории республики, и финансировать науку и исследования, культуру, образование, противопожарную защиту, поддержку и защиту молодежи, защиту животных, социальные, здравоохранительные, природоохранные, гуманитарные и благотворительные цели, религиозные цели - для зарегистрированных церквей и религиозных объединений, физкультурные и спортивные объединения, или передаваться государству для финансовой поддержки жертв преступления. Из суммы, предназначенной для целей коммунальных служб, обвиняемый должен предоставить, как минимум, 50 % государству на финансовую поддержку жертв преступления.
Если примирение сторон не было утверждено на досудебной стадии производства прокурором (или на стадии судебного разбирательства судом), впоследствии, несмотря на то что обвиняемый признался в совершении преступления, в котором он обвиняется, не разрешается рассматривать такое заявление в качестве доказательства в дальнейшем производстве по делу.
Другой возможностью в числе отступлений от стандартного разбирательства дела является условное прекращение уголовного преследования. Как и в примирении сторон, основная идея заключается в разрешении малозначительных преступлений простой фактической и правовой природы вне суда. Условное прекращение возможно в тех случаях, когда закон устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок менее пяти лет. В случае условного прекращения уголовного преследования должны иметь место: согласие обвиняемого; признание обвиняемого; компенсация обвиняемым убытков, причиненных преступлением, или соглашение о компенсации с потерпевшим, или иные меры по возмещению вреда; более того, решение должно быть обоснованным, учитывая личность обвиняемого, его жизнь и обстоятельства дела.
Чаще всего прокурор принимает решение об условном прекращении на досудебной стадии, но это возможно и в ходе судебного разбирательства. В последнем случае суд принимает постановление. Суд устанавливает испытательный срок от шести месяцев до двух лет. На обвиняемого налагает обязанность компенсировать вред, причиненный во время испытательного срока. Кроме того, могут быть наложены разумные ограничения и обязанности по ведению жизни обвиняемого. После истечения испытательного срока прокурор проверяет, исполнял ли обвиняемый ограничения. Если обвиняемый должным образом исполнил все условия, прокурор констатирует исправление обвиняемого.
После того, как постановление суда вступает в силу, прекращение уголовного преследования создает препятствия преюдициального характера.
Если прокурор придет к заключению, что обвиняемый не исполнил наложенные требования, преследование продолжится. Данное решение может быть принято до окончания испытательного срока.
Расследование большинства преступлений в Чехии проводится полицией6. Ее отделения с территориально ограниченной компетенцией были учреждены За-
6 Подробнее см.: Бирюков П. Н. Полиции государств мира. Воронеж, 2009. Вып. 1. С. 175-186.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
283
Международно-правовые аспекты уголовного процесса
коном № 273/2008 «О полиции»7. В то же время прокурор сам расследует преступления, совершенные сотрудниками полиции, Федеральной службы охраны и Внешней разведки.
В ходе расследования полиция действует самостоятельно для того, чтобы найти необходимые доказательства для прояснения всех основных фактов настолько быстро, насколько это возможно. Полиция собирает и представляет на рассмотрение прокурора доказательства независимо от того, свидетельствуют они в пользу обвинения или нет (§ 2 УПК).
Прокурор уполномочен принимать участие в любых следственных действиях, проводимых полицией, выполнять отдельные следственные действия или лично проводить расследование целиком и принимать решения по любому вопросу. Это происходит, когда есть преступление, по которому прокурор ведет особое расследование, или его вовлечение вызвано сложностью и запутанностью дела, или потому, что обвиняемый находится под арестом, и т.д. Хотя в большинстве дел, обвиняемые по которым находятся под арестом, достаточно присутствия прокурора при производстве полицией следственных действий.
Прокурор несет ответственность за соблюдение всех правил и процедур в досудебном производстве (§ 2 УПК). Полиция самостоятельна при производстве следственных действий.
Прокурор принимает по делу все окончательные решения, такие как прекращение преследования, передача дела, дает согласие на задержание и условное приостановление уголовного преследования в ходе досудебного производства. В любое время прокурор может определить пределы и объем доказательств, которые должны быть найдены и представлены на стадии досудебного производства. Прокурор должен быть в курсе состояния расследования и результатов досудебного производства, а также эффективно руководить ходом событий и немедленно исправлять любые ошибки.
Прокурор обязан особое внимание уделять безосновательному обвинению, незаконному лишению свободы и нарушению других основных прав и свобод человека.
В ходе наблюдения за соблюдением закона на стадии досудебного производства прокурор создает условия для представления обвинительного заключения или принятия иного решения по делу. Таким образом, завершается так называемая проверка и фильтрационные функции досудебного производства.
В течение всего досудебного производства обвиняемый (как и потерпевший) имеют право в любое время обратиться к прокурору в связи с затягиванием производства или ошибками полиции в порядке производства.
У полиции нет прямой обязанности консультироваться с прокурором в ходе расследования; она может действовать самостоятельно. В то же время использование полицией в ходе расследования некоторых мер процессуального принуждения требует предварительного согласия прокурора. Это меры процессуального принуждения, ограничивающие основные права и свободы человека, но не требующие для своего применения санкции суда. К их числу относятся следующие меры:
а) арестобвиняемого полицией (§ 75 УПК). При наличии оснований для ареста и невозможности заранее обеспечить соблюдение порядка заключения под стражу вследствие крайней необходимости, вызванной обстоятельствами дела, полиция
7 Zakon o Policii Ceske republiky. URL: www.zakonyprolidi.cz/cs/2008-273
284
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
П. Н. Бирюков
может самостоятельно произвести заключение обвиняемого под стражу. Затем она должна незамедлительно проинформировать прокурора о задержании, для того чтобы представить на рассмотрение ходатайство о заключении обвиняемого под стражу, если это необходимо. Время ареста не может превышать 48 часов;
б) арест подозреваемого (§ 76 УПК). По делам, не терпящим отлагательства, полиция может задержать подозреваемого, когда имеются основания для ареста, до возбуждения уголовного дела. Арест требует предварительного согласия прокурора. Арест без такого согласия возможен только по делам, не терпящим отлагательства, когда предварительное согласие не может быть получено. Он применяется, в частности, в отношении лиц, застигнутых в момент совершения преступления или при попытке бегства непосредственно после него. Время ареста не может превышать 48 часов;
в) изъятие объектов (вещественных доказательств). Когда объекты важны для уголовного дела и не предоставляются владельцами по требованию, объекты могут быть изъяты на стадии досудебного производства по требованию полиции или прокурора (§ 79 УПК). Для применения такого порядка полиции требуется предварительное согласие прокурора. Если предварительное согласие не может быть получено, полиция может применить данный порядок без предварительного согласия только по делам, не терпящим отлагательства;
г) замораживание банковских счетов и вкладов. Если факты указывают на то, что вклады на банковских счетах предназначены для совершения правонарушения или представляют собой доходы от преступной деятельности, прокурор или полиция могут принять решение заморозить банковский счет на стадии досудебного производства (§ 79а УПК). Для принятия такого рода решений полиции требуется предварительное согласие прокурора. В то же время предварительное согласие прокурора необязательно по делам, не терпящим отлагательства, меры по которым должны быть приняты без промедления. По данной категории дел полиция обязана представить на рассмотрение прокурора свои решения в течение 48 часов, который дает согласие или отменяет их. Прокурор в ходе досудебного производства может принять решение о запрете обращения приобретенных ценных бумаг. Полиция может принять решение о запрете обращения приобретенных ценных бумаг, которые должны быть изъяты без промедления, по делам, не терпящим отлагательства. Полиция обязана представить на рассмотрение прокурора свои решения в течение 48 часов, который дает согласие или отменяет их;
д) в ходе досудебного производства прокурор или полиция может вынести постановление о проведении обыска помещений и земельных владений. Полиции для производства данного действия требуется предварительное согласие прокурора. Полиция может произвести обыск помещений и земельных владений без согласия или постановления прокурора, если предварительное вынесение постановления или согласия не может быть получено, и дело не терпит отлагательства или владелец помещений или земельных владений дает согласие на обыск;
е) прокурор или полиция после получения согласия прокурора может произвести личный обыск в ходе досудебного производства;
ж) согласно § 86 УПК, если необходимо досмотреть содержимое недоставленных писем или телеграмм для прояснения фактов, важных для уголовного производства по конкретному делу, прокурор может предписать почте или транспортноэкспедиционной организации в ходе досудебного разбирательства представить их прокурору или полиции. Передача почты может быть приостановлена потребова-
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
285
Международно-правовые аспекты уголовного процесса
нию полиции без одобрения прокурора, если дело не терпит отлагательств и предварительное одобрение не может быть получено. Полиция обязана проинформировать прокурора в течение 24 часов. В ходе досудебного производства по делу прокурор может предписать установить наблюдение за корреспонденцией. Полиция может начать наблюдение без одобрения прокурора, если дело не терпит отлагательств и предварительное одобрение не может быть получено. В этом случае полиция должна проинформировать прокурора об этом незамедлительно и действовать согласно его инструкциям. Полиция прекращает наблюдение по требованию прокурора. Если очевидно, что манипуляции с корреспонденцией подвергают серьезной опасности человеческую жизнь или здоровье, серьезное повреждение имущества или, если существует опасность, что продолжение наблюдения станет невозможным, полиция может сделать это без одобрения прокурора.
С согласия прокурора полиция может приостановить уголовное преследование временно на необходимый срок, когда это необходимо для выявления преступления, совершенного в интересах преступного сообщества или иного предумышленного преступного деяния, или для установления преступников. Это приостановление может длиться не более двух месяцев, но преследование может продлеваться повторно.
Важную роль в досудебном производстве в Чехии имеет право прокурора давать инструкции полиции. Прокурор может предписать полиции принять меры по выяснению обстоятельств дела или установлению преступников. В частности, прокурор вправе: изъять дело у одного полицейского управления и принять меры по передаче дела другому управлению; потребовать, чтобы дело рассматривалось другим офицером полиции в рамках управления отвечающего за его рассмотрение; издавать обязательные инструкции для полиции по их следственной деятельности; требовать анализа полицейских досье и материалов, чтобы оценить, вовремя начала ли полиция уголовное преследование и вела ли его должным образом и в соответствии с законом; принимать участие в деятельности полиции, осуществлять конкретные действия или вести расследование лично и принимать окончательные или временные решения по любому вопросу; возвратить дело полиции с инструкциями о дополнительном расследовании; или отменить незаконные или безосновательные полицейские решения и меры и принять новое решение (§ 157 и 174 УПК).
Таким образом, в уголовном судопроизводстве Чехии прокуратура выполняет роль как расследования, так и обвинения, а также надзора за деятельностью правоохранительных органов.
Бирюков Павел Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права Воронежского государственного университета
E-mail: birukovpn@yandex.ru Тел.: 8 (473) 255-84-92
286
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4