1.13. РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРАВ И СВОБОД
Тысячная Светлана Викторовна, аспирант. Место учебы: кафедра международного права и государствове-дения, юридический факультет, Белгородский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: Автором выявлена роль органов прокуратуры Российской Федерации в реализации конституционных принципов защиты человека, его прав и свобод. В статье представлен генезис полномочий прокуратуры в обозначенной сфере, а также охарактеризованы отдельные направления ее деятельности, обладающие правозащитным потенциалом.
Ключевые слова: прокуратура, принципы защиты человека, его прав и свобод, правотворческая деятельность, взаимодействие, международные организации
SIGNIFICANCE OF PROSECUTION IN THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF PROTECTION FOR PEOPLE, HIS RIGHTS AND FREEDOMS
Tysyachnaya Svetlana Victorovna, postgraduate student. Place of study: international law and gosudarstvovedeniya, Law Faculty, Belgorod State University. E-mail: [email protected]
Annotation: The author focuses on the role of the prosecution of the Russian Federation in the implementation of constitutional principles protecting rights, his rights and freedoms. The article presents the genesis of the prosecutor's office in the designated area, as well as outlined some of its activities that have potential human rights. Keywords: prosecution, the principles of protecting human rights and freedoms, legislative activities, interaction, international organization
В современном Российском государстве продолжается становление и развитие конституционной системы защиты человека, его прав и свобод. Мы поддерживаем позицию М.В. Мархгейм о том, что положение базового закона России об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина в идеале ориентирует все государственные органы на участие в рамках своих полномочий в осуществлении этой функции (ч. 1 ст. 45, ст. 18)1. Не является исключением в данной связи и прокуратура, которая представляет собой уникальную модель органа, обладающего достаточно широким набором полномочий по реализации принципов защиты человека, его прав и свобод. Вместе с тем, представляет особый интерес исследование генезиса этих полномочий для выявления роли и места прокуратуры в правозащитной системе российского государства на разных этапах его развития.
Не вдаваясь в дискуссию о содержательных особенностях конституционных принципов защиты человека, его права и свобод, уточним, что в основном законе государства в качестве таковых закреплены: государственная гарантированность (ч. 1 ст. 17); неотчуждае-
1 Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 269.
мость прав и свобод человека (ч. 2 ст. 17); недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих (ч. 3 ст. 17); непосредственное действие прав и свобод человека (ст. 18); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), недопустимость дискриминации по любым основаниям (ч. 2 ст. 19); самозащита (ч. 2 ст. 45); гарантии судебной защиты (ст. 45, ст. 46); недопустимость произвольного ограничения прав и свобод человека (ч. 1, 2 ст. 55) и др.2
В целях дальнейшего исследования представляется необходимым выявить опыт отражения в конституциях советского периода соответствующих принципов и норм о прокуратуре.
Итак, в первом Основном законе советского периода
- Конституции РСФСР 1918 г.3 искомые принципы не обнаружены. В данном акте содержались только отдельные статьи о субъективных правах, которые размещались в главе пятой Раздела второго «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Однако в качестве адресата этих прав выступал не человек, а употреблялся термин «трудящиеся».
Положения Конституции РСФСР 1925 г.4 не закрепили ничего нового, они в точности воспроизвели аналогичные нормы предыдущего Основного закона РСФСР. Отметим, что в основных законах 1918 г. и 1925 г. не устанавливался конституционно-правовой статус прокуратуры.
Заметное изменение относительно заявленного предмета исследования выявлено в Основном законе РСФСР 1937 г.5 Во-первых, в нем появляется отдельная глава, посвященная исключительно правам граждан (Гл. XI), субъективные права адресуется уже не трудящимся, а гражданину. Во-вторых, в ст.ст. 117-121 закреплен статус прокуратуры как органа «высшего надзора за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории РСФСР».
Принятая Конституция (Основной закон) РСФСР -России 1978 г. (в ред. от 10 декабря 1992 г.) содержательно заметно отличается от предшествующих ей аналогичных актов человекоориентированными положениями. Она сосредоточила права и свободы человека и гражданина в Главе IV6. В преамбуле Конституции закрепляется приоритет интересов человека над государственными. Необходимо отметить появление
2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
3 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. - 1918. - № 51.
4 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. - 1925. - № 30. - Ст. 218.
5 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабочекрестьянского Правительства РСФСР. - 1937. - № 2.
6 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - Рос-
сии принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. (ред. от 10.12.1992 г.) //
Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.
нормы об охране прав и свобод человека и гражданина со стороны Российской Федерации и всех ее государственных органов (ст. 4). Анализ соответствующих положений подтвердил наличие следующих принципов конституционной защиты человека, его прав и свобод: недопустимость произвольного ограничения прав и свобод человека (ч. 2 ст. 33); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 34), недопустимость дискриминации по любым основаниям (ч. 2 ст. 34); недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих (ст. 35); самозащита (ст. 61).
Отметим, что органам прокуратуры в Конституции РСФСР - России 1978 г. была отведена самостоятельная глава (состоящая из четырех статей), в которой раскрывались основополагающие принципы не только организации, но и деятельности ее органов.
Таким образом, исходя из совокупного закрепления в Конституции РСФСР - России 1978 г. норм, устанавливающих принципы защиты человека, его прав и свобод и статус органов прокуратуры, целесообразно рассматривать соответствующие полномочия прокуратуры именно с данного хронологического периода.
В продолжение конституционных норм Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон о прокуратуре СССР7. Прокуратура всегда рассматривалась в качестве надзорного органа, а в нормах указанного акта впервые на нее были возложены полномочия координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. В отличие от ранее действовавшего Положения о прокурорском надзоре СССР 1955 г. Закон четко определил полномочия прокуроров по отдельным отраслям прокурорско-надзорной деятельности. Примечательно, что Генеральному прокурору СССР, а также прокурорам союзных и автономных республик предоставлялось право законодательной инициативы. Полагаем, эти полномочия следует рассматривать как перспективный вклад в одну из сторон правозащитной деятельности прокуратуры.
В 1992 г. принят Закон «О прокуратуре Российской Федерации»8, нормы которого положены в основу формирования современного правозащитного статуса рассматриваемого государственного органа.
Внесенные в указанный акт изменения Федеральным законом РФ от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»9 подтвердили правозащитную функцию прокуратуры включением в текст норм о защите прав и свобод человека в качестве основания, обусловливающего формы и направления ее деятельности. Права и свободы человека и гражданина находятся в центре внимания прокуроров в ходе реализации таких функций прокуратуры, как надзор, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, осуществление международного сотрудничества Генеральной
7 Ведомости ВС СССР. - 1979. - № 49. - Ст. 843.
8 Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г.) // Российская газета. -1992, 18 февраля; www.garant.ru
9 Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 05.06.2007 г.) // Российская газета. - 1995, 25 ноября.
прокуратуры Российской Федерации, участие в правотворческой деятельности.
Функции прокуратуры находят свою реализацию через виды деятельности прокуратуры, которые представляются как законодательно определенные пути реализации функций прокуратуры ее органами и учреждениями в процессе использования прокурорскими работниками своих полномочий по достижению целей и задач, стоящих перед прокуратурой Российской Фе-дерации10. Это в свою очередь позволяет сделать вывод, что направленность работы российской прокуратуры на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет содержание не только надзора, но и иных видов ее деятельности (ненадзорных).
На наш взгляд, целесообразно сосредоточиться именно на ненадзорных полномочиях органов прокуратуры России в реализации конституционных принципов защиты прав и свобод человека. Такая постановка проблемы является новой в науке, в то время как ученые неоднократно обращались к разработке надзорных полномочий прокуратуры по защите прав и свобод человека. Проблема построения и укрепления российской правозащитной системы требует мобилизации новых ресурсов и в качестве такового, как полагаем, может выступить именно ненадзорная деятельность прокуратуры России по поводу реализации ею конституционных принципов защиты прав и свобод человека в сфере международного сотрудничества, участия в правотворческой деятельности, рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений. Особое внимание, представляется, следует уделить взаимодействию органов прокуратуры с иными правозащитными структурами по поводу реализации заявленных принципов.
Итак, о доверии граждан прокуратуре в процессе рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов свидетельствует статистика: число поступивших обращений в прокуратуру увеличилось с 1 026 906 в 1996 г. до 1 655 498 в 2006 г., т.е. на 61%11.
Законодательством о прокуратуре определено, что поступающие в ее органы заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (ст. 10). 2 мая 2006 г. был принят Федеральный закон РФ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который унифицировал порядок рассмотрения обращений граждан. Поэтому органы прокуратуры в рамках обозначенной деятельности также руководствуются положениями данного закона. Ввиду рамочного характера норм указанного акта, государственные органы Российской Федерации на его основе приняли соответствующие инструкции, которыми детализирован порядок рассмотрения обращений граждан с учетом специфики той или иной структуры. Не является исключением в этой связи и прокуратура. Приказом Генерального прокурора от 17 декабря 2007 г. № 20012 была утверждена инструкция и порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Фе-
10 Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. - М., 2006. - С. 118.
11 См.: Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан // Законность. - 2008. - № 5.
12 Законность. - № 4. - 2008.
дерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц,
0 нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
Значимым направлением работы прокуратуры в сфере реализации принципов защиты человека, его прав и свобод является ее участие в правотворческом процессе.
Уточним, что участие прокуроров в правотворческой деятельности присуще всем этапам развития российской прокуратуры. Объем и содержание полномочий прокуроров по осуществлению этой работы изменялись в зависимости от места и роли прокуратуры в механизме государственной власти.
В настоящее время органы прокуратуры эффективно реализуют такие полномочия в соответствии с п. 4 ст.
1 и ст. 9 Закона о прокуратуре. К числу субъектов, участвующих в правотворческой деятельности, отнесены Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта Федерации, прокурор города, района. Участие прокуратуры в правотворчестве имеет большое предупредительное значение. Усилиями прокуроров уже на этапе подготовки правовых актов устраняются нарушения законо-положений13.
Участие прокуроров в правотворческой деятельности с целью защиты человека, его прав и свобод становиться реальным только тогда, когда одновременно осуществляется обеспечение верховенства закона; формирование единого правового пространства на территории страны; обеспечение согласованности юридических предписаний органов публичной власти; обеспечение регламентации решения вопросов местного значения; улучшение систематизации муниципальных правовых актов; снижение влияния бюрократических интересов, противоречащих потребностям населения; исключение из нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов.
Еще одно направление деятельности прокуратуры, в рамках которого реализуются принципы защиты человека, его прав и свобод - это сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международноправового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помо-
14
щи и управление международного права14.
Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ носит как универсальный, так и региональный характер и осуществляется в рамках оОн, Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), и ряда других организаций. Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами прокуратуры в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Так, например, оказание взаимной правовой помощи государствами-
13 Петрова Л., Манакова С. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность. - 2008. - № 3.
14 http://genproc.gov.ru
членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами, а также норм раздела XVIII Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации15.
Большое значение в международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры РФ имеет деятельность Координационного совета генеральных прокуроров госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств, созданного совместным решением генеральных прокуроров государств-участников СНГ 7 декабря 1995 г. Совет глав государств СНГ 25 января 2000 г. решил придать Координационному совету статус межгосударственного органа СНГ. Тогда же утверждено Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств-участников СНГ.
В рамках сотрудничества государств-участников СНГ и Союзного государства в 2005 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации участвовала в подготовке предложений в проекты Межгосударственной программы совместных мер борьбы с незаконным вывозом и торговлей людьми на 2006-2008 гг.; Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2006-2010 гг.»; Договора о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека; Соглашения о создании единой информационной базы нормативных актов государств-участников СНГ в сфере противодействия терроризму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прокуроров и иным видам преступлений; Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.; Программы сотрудничества госу-дарств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2005-2007 гг.; Концепции организации межгосударственного обмена информацией и создания национальных баз данных для обеспечения предупреждения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г. и ряда других документов16.
15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Становится все более актуальной задачей для органов прокуратуры обеспечить взаимодействие с различными институтами гражданского общества, которые также принимают активное участие в защите прав и свобод человека. Одним из направлений разрешения сложившейся ситуации стало подписание Генеральным прокурором Российской Федерации 17 декабря 2002 г. указания «Об организации взаимодейст-
15 См.: Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. - М., 2002. - С. 655.
16 См.: Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007.
вия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями»17. Впервые Генеральная прокуратура Российской Федерации решила попробовать нормативно урегулировать взаимоотношения органов прокуратуры и правозащитных организаций в сфере защиты прав человека.
Отметим, что в рамках заявленного взаимодействия, на наш взгляд, целесообразно использовать новые возможности, предусмотренные российским законодательством. Так, например, считаем перспективным сотрудничество органов прокуратуры с таким институтом как Общественная Палата Российской Федерации. Она призвана выполнять роль посредника между властью и представителями различных социальных групп.
Правовой статус Общественной палаты, основные принципы ее формирования и деятельности определены Федеральным законом РФ от 4 апреля 2005 г. №
32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федера-
18
ции» .
Согласно Закону Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений ... (ч.1 ст. 1).
Таким образом, правозащитная цель данного института совпадает с соответствующим направлением деятельности органов прокуратуры. Следовательно, защита прав и свобод человека может стать основанием для их результативного взаимодействия.
Проведенное исследование показало, что корреляция конституционных принципов защиты прав и свобод человека и правозащитных полномочий прокуратуры становится возможной ввиду: включенности прокуратуры в конституционную систему защиты прав человека; целевых установок деятельности прокуратуры; обязательного исполнения прокуратурой конституционных норм-принципов.
На наш взгляд, прокуратуру не следует рассматривать исключительно в качестве надзорного органа и отдавать приоритет данной функции. Перспективным в плане укрепления своих правозащитных позиций представляются именно полномочия прокуратуры в сферах международного сотрудничества, правотворчества, рассмотрения обращений граждан, а также активного взаимодействия с институтами гражданского общества. Каждое из обозначенных направлений деятельности располагает достаточным потенциалом в деле сокращения деструктивных явлений развивающегося социума и приближения Российского государства к качеству правового.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФкЗ и от 30 декабря 2008 г. №
17 http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_93335 .Мті
18 Федеральный закон РФ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об
Общественной палате Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008 г.) // Российская газета. - 2005, 7 апреля;
www.garant.ru
7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. - 1918. - № 51.
3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. - 1925. - № 30. - Ст. 218.
4. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Собрание узаконений и распоряжений рабочекрестьянского Правительства РСФСР. - 1937. - № 2.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г. (ред. от 10.12.1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. - 1978.
- № 15. - Ст. 407.
6. Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г.) // Российская газета. - 1992, 18 февраля; www.garant.ru
7. Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 05.06.2007 г.) // Российская газета. - 1995, 25 ноября.
8. Федеральный закон РФ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008 г.) // Российская газета. -2005, 7 апреля; www.garant.ru
9. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. - М., 2006.
- С. 118.
10. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. -М.: Городец, 2007.
11. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан // Законность. - 2008. - № 5.
12. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 269.
13. Петрова Л., Манакова С. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности // Законность. - 2008. -№ 3.
14. Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. - М., 2002. - С. 655.
Рецензия
на статью соискателя кафедры международного права и государствоведения юридического факультета Белгородского государственного университета - Тысячной Светланы Викторовны - «Роль прокуратуры в реализации конституционных принципов защиты человека, его прав и свобод»
В условиях модернизации проблемы становления правозащитной структуры России приобретают орга-
низационно-фокусный характер, который конкретизируется и наполняется современным содержанием полномочия конкретного органа по защите прав и свобод человека. С.В. Тысячная обратилась к исследованию роли ненадзорной деятельности прокуратуры России в деле реализации конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина. В такой постановке данная проблема не исследовалась, что указывает на его новизну. При этом в связке с правами человека сохраняется и его актуальность применительно к ненадзорной деятельности российской прокуратуры.
Автором представлены результаты анализа текстов российских конституций на предмет закрепления в них принципов защиты прав человека в связке с прокуратурой. Сделаны обобщения и выводы о хронологическом периоде продуктивного исследования заявленной проблемы.
Дальнейший анализ касается законодательного регулирования проблем реализации прокуратурой конституционных принципов защиты прав и свобод человека. Верно показано, что направленность работы российской прокуратуры на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет содержание не только надзора, но и ненадзорных видов ее деятельности. Подчеркнуто, что проблема построения и укрепления российской правозащитной системы требует мобилизации новых ресурсов и в качестве такового, как справедливо полагает автор, может выступить именно ненадзорная деятельность прокуратуры России по поводу реализации ею конституционных принципов защиты прав и свобод человека в сфере международного сотрудничества, участия в правотворческой деятельности, рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений. Заслуженное внимание уделено взаимодействию органов прокуратуры с иными правозащитными структурами по поводу реализации заявленных принципов. Именно эти направления, как считает автор, являются перспективными в плане укрепления правозащитных позиций.
Рецензируемая статья содержит новую постановку проблемы, опирается на современную методологию исследования конституционно-правовых явлений и процессов. Приведенные автором доводы являются вполне убедительными, а выводы самостоятельными. В силу приведенных обстоятельств статья С.В. Тысячной рекомендуется к опубликованию.
Рецензент - доктор юридических наук В.В. Ванин