РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ.
В.М. Левит
В статье проанализирована роль производственной практики в формировании организаторских способностей студентов колледжа искусств и культуры.
Ключевые слова: организаторские способности, организаторская деятельность, социально культурная деятельность.
Современный специалист социокультурной сферы, должен в полной мере обладать коммуникативными и организаторскими качествами, которые позволят ему работать в коллективе.
Навыки организаторских способностей и умения их применять нужны особенно тем, в обязанности которых входит работа с малыми и большими коллективами. Организаторские способности тесно взаимосвязаны с межличностными и социокультурными отношениями.
Организаторская работа представляет собой умение управлять коллективным трудом, поэтому эмпатия как черта личности, входящая в подструктуру исследуемого нами явления, - это важный элемент организаторских способностей.
Работа с коллективом предполагает ряд моральных свойств личности: принципиальность, такт, взаимотребовательность, чувство справедливости и долга. Причём все эти качества как элементарные специальные способности, подобно организаторским навыкам, необходимы не только руководителю коллектива, но и каждому из его участников.
В последнее время возникла тенденция расширенно понимать «коллектив», отождествляя его с любой организаторской группой людей, объединённой совместной деятельностью, в результате чего в литературе стали частотными термины «религиозный коллектив», «коллектив преступленных сообществ» и.т.д., то есть подменяют понятие «коллектив» понятием «корпорация».
Коллектив отличается от корпорации тем, что его внутренняя организация направлена не столько на достижение личных целей, сколько на решение общественно значимых глобальных задач. Группа людей цели деятельности, которой не вынесены за рамки внутренних задач, а ограничены личными интересами не коллектив, а корпорация.
Самостоятельной подструктурой организаторских способностей является педагогические умения и навыки. Все члены коллектива в процессе своих взаимоотношений не только пассивно взаимодействуют, но и социокультурно влияют друг друга, причем часто это происходит неосознанно, стихийно. Руководитель коллектива должен стремиться к тому, чтобы такое воздействие представляло собой сознательный процесс всестороннего воспитания личности.
Л.И. Уманский, изучив работу 415 -ти успешных организаторов, выделил 18 типичных черт, свойственных в той или иной степени каждому. Сочетание этих черт и определяют умелого руководителя:
1. Способность заряжать своей энергией других людей, активировать их.
2. Практически - психологический ум, как качество обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от индивидуально - психологических особенностей.
3. Способность понимать и верно реагировать на психологические явления, психологию
людей.
4. Способность видеть недостатки в действиях и критичности.
5. Психологический такт в отличии от педагогического такта - способность устанавливать меру взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, исходя из их индивидуально психологических особенностей и состояния в данный момент.
6. Общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей человека.
7. Инициативность как творческая, так и исполнительная.
8. Требовательность к другим людям.
9. Склонность к организаторской деятельности
10. Практичность ума.
11. Самостоятельность в отличии от внушаемости и слепой подражательности.
12. Наблюдательность.
13. Самообладание и выдержка.
14. Общительность.
15. Настойчивость.
16. Активность (личная активность человека).
17. Работоспособность
18. Организованность, как способность организовывать самого себя. [5, с.80]
Рассматривая организаторские способности, необходимо дать понятие организаторской деятельности, которое многогранно.
В широком смысле оно охватывает значительный круг явлений: от деятельности государства, органов управления и печати до организации человеком самого себя.
В более узком значении этого понятия относят к деятельности одного человека, обеспечивающего объединение группы людей для достижения обще групповой цели. [6, с.5]
Организаторская деятельность пронизывает все сферы материального производства и культуры, сферу науки и воспитания, государственной и общественной жизни людей. Она может быть сознательной и бессознательной, вовлекать людей самого разного возраста и социального положения. Всегда необходима там, где люди объединяются для решения общих задач. Являясь одной из сторон общественных отношений людей, организаторская деятельность есть и одна из форм их общественной активности, поэтому организатор должен занимать активную жизненную позицию.
Эффективность любой практической работы во многом определяется организаторской деятельностью. В ней воплощаются, активизируются самые различные психолого-социальные и социокультурные стороны личности. Организаторская деятельность как один из видов деятельности чело-
века существует в системах «человек - группа людей», «организатор-группа организуемых». Она есть составляющая практического управления людьми, целостного воздействия субъекта - на объект (организуемую группу).
Основная задача средних специальных учебных заведений - подготовка студентов к предстоящей организаторской деятельности. Подготовка к ней включает в себя, с одной стороны, вооружение основными теоретическими знаниями, с другой - формирование профессиональных умений и навыков.
В период производственной (преддипломной) практики каждый студент колледжа искусств и культуры старается решить весь комплекс задач в соответствии с поставленными целями. Выполняя обязанности организатора, руководителя творческого коллектива, педагога, практикант организует работу в соответствии с Госстандартом принятым в учреждении.
Изменение социокультурной ситуации в обществе на современном этапе потребовали нового взгляда на социально- культурную деятельность в целом и подготовку специалистов социокультурной среды.
Эти изменения были зафиксированы Государственным образовательным стандартом - Госстандартом нового поколения, который основной акцент делает на работу с конкретными группами населения.
В соответствии с учебным планом колледжа искусств и культуры предусмотренным для студентов специальности «Социально культурная деятельность и народное художественное творчество» на базе основного (общего) образования (9 классов) и на базе среднего (полного) образования (11 классов) - производственная (профессиональная) практика.
Специальность 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» имеет следующие специализации:
— «Театральное творчество»;
— «Народное хоровое творчество»;
— «Постановка театрализованных программ»;
— «Хореографическое творчество»;
— «Инструментальное творчество»;
Виды практики:
— практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная);
— педагогическая практика;
— практика по профилю специализации (социально-культурная деятельность);
— квалификационная практика.
— практика для получения первичных профессиональных навыков- 17 часов в 3-м семестре (11 классов) и 5-м семестре (9 классов);
— практика по профилю специализации - 57 часов в 4-5 семестрах (11 классов) и в 6-7(9 классов);
— в 6 семестре (11 классов) и 8 семестре (9 классов) предусмотрена квалификационная
(производственная) практика, рассчитанная на 144 часа(4 недели).
Цель практики - закрепление теоретических знаний, навыков и умений, полученных в аудиторных условиях, выявление степени усвоения теоретических положений, развитие умения увязывать теорию с современными социально- культурными явлениями, приобретение практических навыков самостоятельной работы с аудиторией.
Задачи практики:
- освоить и эффективнее использовать знания, полученные по дисциплинам: «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество», «Психология», «Педагогика», «Технические средства КДД», «Риторика», «Методика работы с творческим коллективом», «Компьютерный практикум», «Экономика и менеджмент в СКС», «Этика и психология профессиональной деятельности»;
- применять формы и методы работы с различными возрастными группами;
- проявлять организаторские и творческие способности в организации досуга людей;
- ознакомиться с различными сферами деятельности учреждений культуры, центров досуга, образовательных школ (финансовой, художественно- творческой),.
Практика способствует развитию организаторских способностей, творческого подхода к делу, коммуникативности, способности найти оптимальные решения, при подготовке культурно-досуговых программ, проявить деловые качества.
В процессе практики студент может оценить свои профессиональные навыки. Он анализирует положительные и негативные моменты собственной деятельности, изучает общественное мнение.
В критической литературе различают две разновидности практики: практика по профилю специальности и квалификационная практика по специализации. Целью практики по профилю специальности является получение практических навыков организатора социально-культурной деятельности.
Квалификационная практика по специализации является завершающим этапом практической подготовки будущего руководителя творческого коллектива и преподавателя. В процессе данной практики студенты выполняют функции руководителей творческих коллективов, педагогов дополнительного образования, преподавателей студий. Эти два вида практики проводятся комбинированно в течение 8 недель.
Время проведения практики - январь-март месяц - обусловлено возможностью организации крупных массовых мероприятий, таких как:
театрализованные игровые шоу-программы, посвященные Дню Святого Валентина; тематические вечера, театрализованные концерты, посвященные Дню защитника Отечества;
- праздник «Масленица»;
- вечера, посвященные Международному женскому дню 8 Марта.
Кроме того, в этот период работают все творческие любительские коллективы, что дает возможность студентам колледжа пройти активную практику по профилю специальности.
Контроль при прохождении практики осуществляется руководителем по специальности и специализации.
В 10-дневный срок, после завершения практики, проводится защита отчетов по практике, и выставляются оценки по специализации и специальности.
При прохождении педагогической практики студенты формируют и развивают работоспособность, самостоятельность, настойчивость, педагогический такт, участвуют в самостоятельных проектах. Так, например, студенты специализации «Народное хоровое творчество» проводят урок - умение работать с хоровым коллективом, ансамблем, солистом. А студенты специализации «Театральное творчество», готовят мероприятие по «Актерскому мастерству», «Сценической речи», «Режиссуре». Здесь раскрываются такие способности, как общение, умение находить подход к людям.
Анализ профессиональной деятельности специалиста социально-культурной деятельности и содержание учебного материала отражены в учебных планах и программах. С учетом анализа в учебный план вносятся практические занятия по предметам, межпредметные практикумы, деловые игры как форма организации учебного процесса, курсовые работы, разные виды производственной практики. Преподаватели в учебных программах указывают перечень знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе обучения по каждому предмету.
На формирование этих знаний и умений должны быть направлены практические задания, которые выполняются в процессе производственных практик.
Also it is considered the role of productivity practice in forming students' organizational abilities of collage of arts and culture.
The main notions: abilities, of organizational abilities, organizational activity, social and culture ac-
Литература:
1. Батаршев А.В.Психодиагностика способностей к общению М., 2001
2. Платонов К.К., Голубев Г.Г.Психология М.,1973
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.,1989
4. Теплов Б.М.Избранные трудыТ.1.М.,1985
5. Уманский Л.И. «Кто хочет стать организатором», «Молодой коммунист» 1966 г.№9,
6. Уманский Л.И.Психология профессиональной деятельности школьников М.,1980
7. Шадриков В.Д. Введение в психологию способности человека М.,2002
8. Шадриков В.Д. «Психологические способности», Психологический журнал том 27 №1 2006, стр.34
Об авторе
Левит В.М. - заведующий производственной практикой Брянского областного колледжа искусств и культуры
tivity.
стр.80
Conceptions of organizational abilities and activity are shown in this article.