Научная статья на тему 'Роль программы как инструмента государственного управления в России'

Роль программы как инструмента государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / INSTRUMENTS OF PUBLIC POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / GOVERNMENT PROGRAM / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT BY OBJECTIVES / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РФ / RUSSIAN TERRITORIAL PROGRAMS / ПРОГНОЗ / FORECAST / PLAN AND CONCEPT OF ECONOMY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Кирилл Александрович

В статье проведено исследование сущности основных инструментов государственной политики в области управления социально-экономическим развитием страны, рассмотрены роль и значение государственных программ, проведена их классификация и систематизация, определены важнейшие закономерности формирования и реализации программ в современной России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there were conducted a research on the essence of the main instruments of state policy in the field of social and economic development of the country, considered the role and importance of public programs, carried out their classification and systematization, identified the most important regularity of formation and realization of the programs in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль программы как инструмента государственного управления в России»

К. А. Дмитриев

РОЛЬ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье проведено исследование сущности основных инструментов государственной политики в области управления социально-экономическим развитием страны, рассмотрены роль и значение государственных программ, проведена их классификация и систематизация, определены важнейшие закономерности формирования и реализации программ в современной России.

Ключевые слова и словосочетания: инструменты государственной политики, государственная программа, программно-целевое управление, территориальные программы РФ, прогноз.

В начале 90-х гг. XX в. в России с переходом от административно-командной к рыночной системе хозяйствования сменились и инструменты государственного управления национальной экономикой. В рамках существовавшей в доперестроечный период административно-командной системы управления экономикой планирование народного хозяйства считалось центральным звеном и осуществлялось на основе пятилетних государственных планов социально-экономического развития страны. В ходе стремительного осуществления перестроечных процессов российской общественной мысли в пылу критики прошлого не удалось избежать тотального отрицания плановой деятельности государства, в результате любые термины, включающие в качестве корня слово «план», стали пропадать из научного лексикона и были полностью исключены из понятийного аппарата специалистов-практиков всех эшелонов управления. Уход в прошлое традиционной формы государственного плана в виде всеобъемлющей экономической директивы, решительный отказ от наработанного планового инструментария прямого централизованного воздействия на экономику сопровождались выдвижением программно-целевого управления в качестве главного механизма решения крупных хозяйственных проблем общегосударственного значения.

Необходимо отметить, что после разразившегося в России в 1998 г. дефолта стало очевидно, что государство в условиях перехода к рынку не должно самоустраняться от обеспечения целенаправленного развития национальной экономики, однако практика подмены планов программами существует и в настоящее время.

Для выявления места программ среди основных государственных разработок в области инструментов управления социально-экономическим развитием современной экономики рассмотрим представленные на рис. 1 прогноз, концепцию, план и программу.

Прогноз развития национальной экономики с сущностной точки зрения выступает научно обоснованным суждением о возможностях развития и состоянии национальной экономики в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Согласно российскому законода-

тельству государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования1.

Рис. 1. Место программ в системе основных государственных инструментов управления социально-экономическим развитием

Представляется, что основополагающей целью прогнозирования развития национальной экономики является определение целостной (как в количественном, так и в качественном аспекте) картины состояния национальной экономики в будущем и возможных траекторий ее развития. Для реализации данной цели правительство РФ в соответствии с действующим законодательством обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную (должен разрабатываться раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную (разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется) и краткосрочную (разрабатывается ежегодно) перспективы. При этом именно долгосрочный прогноз представляется нам в качестве основы для дальнейшей разработки концепции, плана и программы и устанавливает границы будущего развития национальной экономики от своего пессимистичного до оптимистичного сценария.

Согласно основным показателям среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 гг. в 2012 г. рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 г. - 4,2%, в 2014 г. - 4,6%; рост инвестиций в основной капитал в 2012-2014 гг. прогнозируется в среднем на уровне 8,7% в год; рост реальных располагаемых доходов населения в 2012-2014 гг. прогнозируется в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы - в среднем на 4,6% в год; на 2012 г. поставлена задача снижения инфляции до 6%, к 2014 г. - до уровня, не превышающего 4-5%; прогнозируемый уровень цен на нефть в среднем в 2011-2014 гг. будет существенно превышать рекордно высокие показатели начала 1980-х гг. Таким образом, в 2012-2014 гг. прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 г. экономиче-

1 См.: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

ского роста, преодоление последствий кризиса 2008-2009 гг., восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса1.

Концепция представляет собой систему взглядов на внутреннюю и внешнюю среду социально-экономической системы страны, позволяющую определиться с местом национальной экономики в системе мирохозяйствова-ния. Она выражает общий замысел, руководящую идею, включающую определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики. Концепция является основополагающим документом для дальнейшей разработки и реализации плана и программы. В настоящее время реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года2. Она базируется на инновационном сценарии развития, который предполагает модернизацию традиционных секторов национальной экономики, превращение инноваций в ведущий вектор роста экономики. Для этого в Концепции предусмотрено создание междисциплинарных «центров превосходства» по прорывным направлениям технологического развития путем создания нескольких национальных исследовательских центров и поддержки формирования полутора десятков исследовательских университетов. Реализация Концепции должна обеспечить «...достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конститу-

3

ционных прав граждан» .

План развития национальной экономики, с нашей точки зрения, представляет собой целенаправленный документ, отражающий научное предвидение состояния национальной экономики на перспективу и определяющий наиболее эффективные пути его достижения. Таким образом, он позволяет не только осуществить целеполагание, но и обосновать путь, которым следует двигаться социально-экономической системе страны к целевым рубежам. С одной стороны, план разрабатывается в соответствии с прогнозом и основывается на концепции социально-экономического развития страны, а с другой -он является ориентиром для формирования программы. Как известно, для рыночной экономики характерно существование плана индикативного характера (как антипода директивного, имманентного административно-командной системе), носящего рекомендательный, направляющий характер. К сожалению, приходится констатировать, что в России индикативное планирование в масштабе национальной экономики пока не применяется. Формирование планов развития национальной экономики на систематичной основе, по нашему мнению, позволит преодолеть инерционность национальной экономики по отношению к внешней (международной) среде и заблаговременно подготовить социально-экономическую систему страны к возможным изменениям.

1 См.: Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. URL: http://www.nacles.ru/ftpgetffle.php?id=105

2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

3 Там же.

Программа может быть определена как обоснованное с научной точки зрения представление о состоянии отдельного обособленного объекта управления через заранее установленный временной интервал, определенное с учетом необходимости достижения поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, взаимоувязанных по исполнителям, срокам и ресурсам. Программа выступает в качестве самого конкретизированного и детализированного, наиболее приближенного к реальной действительности (из представленных на рис. 1) государственного инструмента управления.

Таким образом, учитывая первые шаги российского государства по формированию концепции развития страны, объективную сложность разработки долгосрочных прогнозов развития национальной экономики и переменную успешность конструирования средне- и краткосрочных прогнозов, а также отсутствие комплексного индикативного плана развития национальной социально-экономической системы, с нашей точки зрения, со всей очевидностью можно констатировать, что программы в настоящее время являются главным инструментом государственного управления.

Аргументируя высказанное выше мнение, системно опишем распространенность программ в Российской Федерации с помощью разработанной нами классификации. При этом необходимо отметить, что представленная ниже классификация опирается прежде всего на российскую практику разработки и реализации программ, а не на их достаточно узкое законодательное видовое подразделение. Итак, считаем, что программы в РФ можно классифицировать по следующим критериям:

1) по статусу: федеральные (утвержденные федеральными органами власти); региональные (утвержденные органами власти субъекта РФ); муниципальные (утвержденные муниципальными органами власти);

2) по отраслевому охвату: межотраслевые, принимаемые полномочными органами исполнительной власти различных уровней (правительство, администрация); отраслевые (ведомственные), принимаемые отраслевым либо функциональным подразделением органа исполнительной власти;

3) по размерам охватываемой территории: для Российской Федерации в целом; для нескольких субъектов Российской Федерации; для субъекта Российской Федерации; для нескольких муниципальных образований; для отдельного муниципального образования;

4) по предметной направленности: экономические; производственные; научно-технические; экологические; социальные;

5) по срокам реализации: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет);

6) по масштабу решаемых проблем: комплексные; целевые;

7) по характеру решаемых проблем: стабилизации (преодоления кризисного состояния, т. е. антикризисные); развития;

8) по источникам финансирования: финансируемые из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, бюджета муниципального образования, внебюджетных источников; с использованием кредитных ресурсов, иностранных инвестиций, привлеченных средств граждан и др.

Раскрывая представленную классификацию российских программ, исследуем их в территориальном разрезе (рис. 2).

На рис. 2 представлены программы, реализуемые в Российской Федерации на трех уровнях национальной экономики: федеральном, региональном и муниципальном. При этом обращает на себя внимание тот факт, что макроэкономический (федеральный) уровень программных разработок отличается довольно значительным их типовым разнообразием. Данное обстоятельство требует дополнительного исследования.

1

2

3

Рис. 2. Система территориальных программ в Российской Федерации

Программа социально-экономического развития РФ трактуется в законодательстве России как комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» закрепляет типовую структуру программы: «в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика состояния экономики в данный момент времени; концепция программы (цели, стратегия, логика и этапы реализации); макроэкономическая политика (денежно-кредитная политика, бюджетная, налоговая, меры, связанные с укреплением национальной валюты); институциональные преобразования (например, разгосударствление и приватизация, развитие рынка ценных бумаг, поддержка предпринимательства, регулирование естественных монополий); инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика».

Программы социально-экономического развития существовали в Российской Федерации в следующие периоды: 1995-1997 гг., 1998-2000 гг., 2002-2004 гг., 2006-2008 гг. Министерством экономического развития Российской Федерации была своевременно подготовлена очередная программа

социально-экономического развития России на период 2009-2011 гг., однако разразившийся осенью 2008 г. финансово-экономический кризис отечественной экономики вследствие поражения всей мирохозяйственной системы актуализировал ее замену Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, а позднее и на 2010 год. Отметим, что антикризисные программы представляют собой особый класс программ, реализуемых в условиях нестабильности национальной экономики и ориентированных в большей степени на применение методологии кризис-менеджмента (направленного на управление самими кризисами, создание переломных ситуаций и удержание контроля над ними) нежели на традиционный программно-целевой подход, что обусловлено сильной турбулентностью среды и жесткой ограниченностью времени.

Федеральная целевая программа согласно российскому законодательству представляет собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ»1.

Практика применения федеральных целевых программ показывает, что они стали одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и потому должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Основными направлениями реализации федеральных целевых программ в 2012 г. являются развитие высоких технологий, жилье, транспортная инфраструктура, Дальний Восток, село, социальная инфраструктура, безопасность, развитие регионов, развитие государственных институтов.

Президентские программы, с нашей точки зрения, представляют собой по форме отдельный класс программ. Их основное отличие - разработка и реализация по личной инициативе президента Российской Федерации. Примером президентской программы может служить реализуемая в настоящий момент программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ»2. Однако поскольку по содержанию президентские программы не отличаются от федеральных целевых программ и являются малочисленными, их законодательная и научно-исследовательская идентификация практически отсутствует.

Ведомственная целевая программа определена нормативно-правовым актом РФ как утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной такти-

1 Порядок разработки, утверждения, реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставке продукции для федеральных нужд».

2 Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 305.

ческой задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами1. Иначе говоря, основными отличительными чертами федеральных и ведомственных целевых программ являются масштабность и важность решаемых задач, а также иерархия органа власти, принимающего решения относительно программы. Конкретизируя специфику ведомственных целевых программ, отметим, что они базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДах).

Описанная система программ федерального уровня сложилась в России в начале 1990-х гг. В апреле 2010 г. в ходе подведения итогов антикризисной программы России премьер-министром страны была инициирована глубокая модернизация всей системы государственного управления, в частности сферой государственных финансов, обусловленная необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов вследствие неочевидных перспектив роста цен на сырье. В результате подобных преобразований возник новый инструмент бюджетного планирования - государственные программы, которые аккумулируют в себе федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, а также федеральную адресную инвестиционную программу (документ, являющийся инструментом инвестиционного менеджмента и устанавливающий распределение бюджетных ассигнований на реализацию капитальных вложений в РФ2). С сущностной точки зрения государственная программа представляет собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности3. Согласно замыслу инициатора преобразований в рамках госпрограмм сконцентрированы все средства, которые изначально расходовались по различным ведомствам и уровням власти, а также внебюджетные источники с целью анализа ситуации и возможного управленческого воздействия.

В настоящий момент государственные программы реализуются по пяти основным направлениям: новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие, эффективное государство. При этом перечень государственных программ России, разработанный Министерством экономического развития РФ, обусловлен ключевыми функциями государства (согласно Конституции России), целями и приоритетами социально-экономического развития России (выраженными в Концепции долгосрочного социаль-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

2 См.: Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

3 См.: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

но-экономического развития России на период до 2020 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года), приоритетами государственной политики (отраженными в отчете Председателя Правительства о деятельности Правительства РФ в Государственной Думе Федерального Собрания), предложениями заинтересованных органов исполнительной власти. По нашему мнению, теоретически идея отслеживания и анализа потоков бюджетных ассигнований по функциональным направлениям представляется весьма целесообразной с точки зрения администрирования бюджетных расходов, хотя и не изменяющей сути реализуемых программных мероприятий, однако эффективность преобразования комплекса программ в единую государственную программу будет зависеть от успешности реализации данного нововведения в практику государственного управления.

Итак, федеральные программы, получившие свое распространение с переходом России к рыночной экономике в конце прошлого века, постепенно расширили свое видовое разнообразие и были подкреплены законодательным и нормативно-правовым обеспечением. Затем наряду с федеральными стали разрабатываться многочисленные региональные и даже муниципальные программы. В настоящий момент в России функционирует большое количество разнообразных программ на всех уровнях национальной экономики.

Подводя итог предпринятому исследованию роли программ как инструмента государственного управления в России, необходимо отметить, что их широкая распространенность в практике государственного и муниципального управления отчасти обусловлена приданием анафеме плана и выдвижением вперед альтернативного инструмента - собственно программы. С другой стороны, программа, несомненно, обладает значительными преимуществами, такими, как эффективное использование ограниченных ресурсов, интеграция и координация всех уровней управления, применение эффекта мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, собственных средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий, банковского кредита и иных средств, и в конечном счете способствует повышению эффективности управления национальной экономикой. Вместе с тем, не умаляя достоинств разрабатываемых и реализуемых в российской практике программ и программно-целевого управления в целом, необходимо признать настоятельную потребность полноценного государственного управления путем комплексной подготовки и дальнейшего развития всех государственных экономических разработок (концепция, прогноз, план и др.).

Список литературы

1. Ковальцев Г. И. Диверсификация экономики страны и федеральные программы // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 1 (31).

2. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.