11.2. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В УПРАВЛЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Озов А.А., кандидат экономических наук, доцент
Аннотация: В статье на примере одного из регионов, входящих в Южный федеральный округ - Карачаево-Черкесии - рассмотрена и изучена роль профсоюзов в управлении эффективностью трудового потенциала. Описаны различные формы и методы воздействия профессиональных союзов в целях увеличения заработной платы и защиты прав работающих. А также изучено поведение самих работающих и работодателей в различных ситуациях, складывающихся как в силу того или иного поведения профсоюзов, так и объективной экономической ситуации в целом.
Ключевые слова: профсоюзное движение, права, работающий, заработная плата, работодатель, минимальная оплата труда, государство.
ROLE OF THE TRADE UNIONS IN EFFECTIVENESS OF LABOR POTENTIAL MANAGEMENT
Ozov A.A., PhD. In economics, associate professor.
Annotation: This article deals with the role of the trade unions in the linking of the effectively of labor potential. Here are described different forms and methods of influence of the trade unions with the aim of growing their salaries and defending of their rights. The behaving of employers and workers in different situations is studied too. Keywords: trade union movement, rights, worker, employer, minimal salary, state
Для человека получение образования как составляющая инвестиций в человеческий капитал - это возможность увеличить не только денежный доход, но и получить определенные «неденежные» выгоды -сам характер работы профессионала, ее престиж, интересный круг общения, возможность роста карьеры и т.д. Для общества рост зарплаты квалифицированных работников (то есть «частные» выгоды) тоже представляет несомненную ценность - ведь это отражение роста их продуктивности, а значит, роста общественного продукта. Кроме того, для государства важен и идеологический аспект. Любое государство стремится утвердить в обществе определенные ценности, приоритеты, установки. Для того, чтобы достичь этой цели, желательно иметь хотя бы минимально грамотное население. Кроме того, существуют и чисто социальные выгоды: более образованное общество социально гораздо более стабильно, а это, в свою очередь, дает и чисто экономическую выгоду, заключающуюся в снижении общественных расходов на содержание принудительно-карательных органов, учреждений пе-нитрициарной системы и т.п.
Доходы от инвестиций в человеческий капитал оказываются весьма значительными, а основными «получателями» этих доходов (выгод) в непосредственно
денежной форме или в форме социального эффекта, выступают сам человек, работодатель и общество. Человеческий капитал, таким образом, имеет как частную, так и непосредственно-общественную природу. Однако положительные экстернальные эффекты достаточно сложно поддаются количественному измерению. Поэтому в рамках теории человеческого капитала основной формой экономической отдачи от инвестиций в человеческий капитал (образования) является денежный эффект, выражающийся в росте заработной платы работника вследствие повышения его общеобразовательного и специального уровня подготовки.
Одним из важнейших институтов гражданского общества, от деятельности которых зависят благосостояние работников, во многом занятость, а в теоретическом плане - микроэкономические основы макроэкономической политики социально-трудовых отношений выступают профсоюзы. В самом общем виде роль профсоюзов в гражданском обществе можно определить как наделение наемного работника правами. Эта роль исключительно важна, хотя бы потому, что в РФ, как и в странах Запада, наемные работники составляют основную массу населения. Профсоюзы являются организациями, первостепенная задача которых состоит в улучшении финансовых и нефинансовых условий занятости своих членов и представляют собой добровольное, независимое от нанимателя и государства объединение наемных работников для зашиты их экономических интересов, прежде всего в отношениях с нанимателями.
Основными направлениями потенциально возможного воздействия профсоюзов на политику доходов и занятости является регулирование ставок заработной платы, занятости и условий труда, что во многом предопределяет уровень благосостояния каждого работника. Данные параметры регулирования тесно взаимосвязаны, воздействие на один из них неотъемлемо отражается на других, поэтому в качестве важнейшего инструмента обеспечения необходимых гарантий профсоюзами рассматривается установление минимально допустимых границ вариативного изменения оплаты труда и ее тарифной составляющей, а также безработицы и условий труда.
Одной из сфер деятельности профсоюзов и важнейшим элементом механизма государственного регулирования занятости в развитых странах выступает установление минимальной заработной платы. Обоснование неэффективности законодательного установления минимальной заработной платы в рамках неоклассического направления основывается на том, что установление эффективной (выше равновесной) минимальной заработной платы приводит к смещению кривой предложения труда вверх, вследствие чего предприниматели при более высокой заработной плате нанимают меньше работников. Повышение издержек производства в результате роста заработной платы может обусловить уход некоторых фирм с рынка, снизить деловую активность, в результате чего некоторые низкооплачиваемые рабочие, помочь которым призвано повышение минимальной заработной платы, окажутся вовсе без работы. Однако исследования показали, что в современной экономике такие тенденции не являются закономерными: этот факт объясняется тем, что рынок труда является не только экономическим, но и социальным институтом, и когда предлагаются более высокие заработки, люди повышают занятость, но, получив работу, больше думают о справед-
ливом распределении, что влияет на продуктивность их труда.
Другим основанием для критики служит то, что минимум заработной платы имеет недостаточную нацеленность на снижение уровня бедности. Минимум заработной платы предусматривается для обеспечения «прожиточной заработной платы», которая позволяет малоквалифицированным рабочим зарабатывать столько для того, чтобы они и их семьи могли избежать бедности. Однако, по мнению критиков, основное воздействие минимум заработной платы оказывает на работающих подростков, многие из которых принадлежат к относительно обеспеченным семьям. Сторонники минимума заработной платы считают, что критики этой теории анализировали воздействие минимума заработной платы на нереалистичном конкурентном и статичном рынке. Установление минимума заработной платы на монопсоническом рынке труда, каковым и выступает российский рынок труда, может привести к повышению ставок заработной платы, не вызывая безработицы. Действительно, при повышении минимума заработной платы может произойти увеличение рабочих мест благодаря тому, что у монопсонического нанимателя исчезает стимул ограничивать занятость. Более того, установление эффективного минимума заработной платы может повлечь за собой повышение производительности труда, при этом кривая спроса на труд перемещается вправо, в результате расширения спроса перекрывается любой эффект безработицы, который в противном случае мог быть вызван повышением минимальной заработной платы. Воздействие минимальной заработной платы на повышение производительности труда двояко.
Во-первых, минимум заработной платы может произвести на нанимателей эффект шока. Он появляется в результате того, что у фирм, использующих низкооплачиваемый труд, как правило, существует неэффективное применение труда; повышение ставок заработной платы в связи с установлением минимума заработной платы окажет «шоковое» воздействие на эти фирмы, и побудит их использовать труд более эффективно, в результате чего повысится производительность труда. Во-вторых, более высокая заработная плата приводит к увеличению реальных доходов и, следовательно, улучшению здоровья, повышению интенсивности труда, росту мотивации рабочих, что делает их труд более продуктивным.
Несмотря на значимость установления определенных гарантий, основной экономической задачей остается повышение заработной платы. Профсоюз может добиваться этой цели разными путями. С точки зрения профсоюза, наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд. В результате увеличения спроса на труд повышаются ставки заработной платы и число рабочих мест.
Исторически рабочее движение выступало за проведение политики, которая вела к сужению предложения труда в экономике в целом для того, чтобы повысить общий уровень заработной платы. С этой целью профсоюзы поддерживают законодательство, которое ограничивает иммиграцию, сокращает детский труд, поддерживает обязательный уход на пенсию, способствует сокращению рабочей недели. Для реализации данных целей определенные отряды рабочих стремятся через профсоюзы сокращать число их членов. Особенно это характерно для цеховых профсоюзов, которые объединяют рабочих определенной профес-
сии, например, столяров, каменщиков, водопроводчиков. Эти профсоюзы во многих случаях вынуждали предпринимателей нанимать только рабочих - членов этих профсоюзов, при этом профсоюзы обеспечивали полный контроль за предложением труда. Затем, путем проведения политики сокращения членства в профсоюзе (длительный срок обучения, непомерные вступительные взносы, ограничение или запрещение принятия новых членов) профсоюзы создавали искусственное сокращение предложения труда. Такой метод повышения заработной платы характеризуется как замкнутый тред-юнионизм. Таким образом, более высокая заработная плата является результатом исключения рабочих из союза и соответственно из предложения труда.
Другим, широко используемым средством ограничения предложения определенных видов труда, является квалификационное лицензирование профессии. Группа рабочих определенной профессии оказывает давление на власти региона, побуждая их принять закон, в соответствии с которым, работники могут заниматься своей деятельностью, только если они отвечают определенным требованиям, включающим уровень образования, стаж работы по специальности, сдачу экзаменов и личностные характеристики. Декларируемой целью лицензирования является защита потребителей от некомпетентных практикующих специалистов, однако фактически число высококвалифицированных работников искусственно сокращается, в результате чего повышаются заработная плата и доходы сверх конкурентной ставки у тех, кто остался работать
Большинство профсоюзов, однако, не ограничивает число своих членов, а, напротив, стремится объединить всех имеющихся или потенциальных рабочих. Если такому отраслевому профсоюзу удается объединить фактически всех рабочих данной отрасли, то фирмы будут находиться под большим давлением со стороны профсоюза при заключении договора о ставке заработной платы, поскольку с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда.
На сегодняшний день, несмотря на высокую степень политизированности общественной жизни и сферы промышленных отношений в частности, политическая функция профсоюзов в России осуществляется слабо, и соответственно незначительно их воздействие через политическую сферу на развитие гражданского общества. Связано это, наряду с упоминавшейся общей неблагоприятной для профсоюзов социальноэкономической (а отчасти и политической) обстановкой и слабостью их собственных позиций в стране. А также - с более конкретными причинами: деполитизацией, разочарованностью в политике немалой части рабочих и служащих; раздробленностью профсоюзов как между двумя большими «лагерями» - традиционными профсоюзами и альтернативными, - так и внутри каждого из лагерей; незрелостью профсоюзов, отсутствием у них ясного представления о своих задачах в политической области и способах их решения, множественностью их политических позиций и неопытностью российских профсоюзов, в советское время (с середины 1920-гг.) не игравших никакой политической роли.
Степень и направление воздействия профсоюзов на гражданское общество зависит от ряда взаимосвязанных факторов: силы профсоюзов, в свою очередь связанной с рядом объективных и субъективных обстоятельств; понимания лидерами и активистами профсоюзов задач и путей их решения; развитости и
характера самого гражданского общества; характера, роли и состояния государства; социально-
экономической, социально-психологической и политической обстановки. Очевидно, что профсоюзы разных уровней оказывают неодинаковое по направлению и силе воздействие на политику доходов и занятости, играя различную роль в экономической и социальной жизни общества, что во многом предопределяется характером и этапом эволюции профсоюзов.
В 2001 г. между правительством Карачаево-Черкесской Республики, республиканским профобъединением и союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесии было подписано соглашение о сотрудничестве и решении экономических и социальных проблем в 2002-2004 гг. с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности республики, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей Карачаево-Черкесии. В частности, Правительство взяло на себя обязательства по осуществлению контроля за реализацией утвержденных республиканских и территориальных программ содействия занятости населения, участию в финансировании активных мероприятий программ содействия занятости населения, в организации временных рабочих мест для трудоустройства граждан, по контролю принятия мер по стабилизации положения на рынке труда республики в случае напряженной ситуации. В обязанности Правительства также входит представление сторонам аналитической информации о состоянии рынка труда республики, о наличии свободных рабочих мест, составе безработных, выполнении программ содействия занятости населения, публикует материалы по проблемам занятости и безработицы в средствах массовой информации.
За Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесии закреплены обязанности по недопущению массовых сокращений работников, предоставлению в соответствии с коллективными договорами и соглашениями высвобождаемым работникам возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора, обеспечению своевременного представления в Министерство труда и социального развития и службу занятости КЧР информации о наличии свободных рабочих мест, намечаемом высвобождении работников, сведений по скрытой безработице на предприятиях, о перспективах развития производства и потребности в кадрах. В направлении выплаты заработной платы работодатели обеспечивают выплату заработной платы работникам при полном рабочем дне в размере не ниже установленного Правительством РФ минимума оплаты труда и разрабатывать совместно с Правительством и профсоюзами программы ее поэтапного повышения до величины прожиточного минимума; своевременно выплачивают заработную плату работникам, а в случае ее задержки по вине работодателя индексируют задержанные выплаты на индекс роста потребительских цен, официально определяемый в среднем по республике; не допускают нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т. д.) за счет снижения размеров основной заработной платы; а также включают представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, при-
нимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты.
В соответствии с Соглашением, профсоюзы обеспечивают защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах занятости: приема на работу и увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством и коллективными договорами, оказывают населению консультативную правовую помощь; осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативноправовых актов по труду силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, уполномоченных доверенных лиц профсоюзных комитетов и т.п.
Кроме того, предполагается обязанность сторон в коллективных договорах и соглашениях предусматривать:
- проведение и обеспечение достаточного финансирования мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров; переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством;
- право работников на прекращение работы в случае задержки выплаты заработной платы на период более 15 дней;
- положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего размера;
- мероприятия по охране труда, их финансирование в организациях из расчета не менее суммы годовой минимальной оплаты труда на каждого работающего;
- предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю состояния и условий охраны труда.
Стороны также обязуются совместно принять меры, направленные на недопущение снижения достигнутого уровня социальной защиты и социальных гарантий трудящихся в области занятости, социального страхования, в том числе санаторно-курортного лечения, оказывать практическое и методическое содействие заключению городских, районных и отраслевых соглашений, коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях республики.
Итак, апробация технологий управления эффективностью трудового потенциала Карачаево-Черкесской республики позволяет сформулировать некоторые выводы. Традиционно профсоюзы обеспечивают защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах занятости: приема на работу и увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством и коллективными договорами, оказывают населению консультативную правовую помощь; осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по труду силами правовых и технических инспекций труда, уполномоченных доверенных лиц профсоюзных комитетов и т.п. Проведенный в работе анализ влияния профсоюзов на благосостояние и занятость населения позволил доказать, что профсоюзы КЧР на этапе рыночной трансформации утратили ряд прежних позиций.
Таким образом, эффективизация потенциала профсоюзов КЧР требует решения следующих задач:
- повышения уровня реальной заработной платы и МРОТ;
- изменения механизма формирования заработной платы и оптимизации ее структуры, которая в настоящее время разбалансирована (надтарифная часть на многих отечественных предприятиях в несколько раз превышает базисную);
- устранения чрезмерных перекосов в уровнях заработной платы (региональных, отраслевых, между рядовыми работниками и руководителями);
- улучшения условий труда;
активного участия в разработке и проведении кадровой политики (профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников);
- совершенствования правовых аспектов деятельности профсоюзов;
- регулирования вопросов деятельности нескольких профсоюзов на одном предприятии ;
- формализации системы взаимных обязательств работодателей и работников, не входящих в профсоюзы;
- развития механизма трудовых соглашений.
Список литературы:
1. Аверьянов Ю., Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории // Человек и труд. 2005. №5.
2. Апенько С.Н. Оценка трудового потенциала в антикризисном управлении предприятием // Известия Академии труда и занятости. 2003. №3 - 4.
3. Батьковский А. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту // Проблемы теории и практики управления. 1999. №1.
4. Бизюков П. Альтернативные профсоюзы: три эпохи /Профсоюзное пространство современной России. М., 2001.
5. Борисов В. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? /Профсоюзное пространство современной России. М., 2001.
6. Борисов В., Леппик А. Особенности изменения профсоюзных структур в условиях переходной экономики. /Профсоюзное пространство современной России. М., 2001.
7. Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун XXI века: основные тенденции // Труд за рубежом. 2001. №2.
8. Перова И. Подходящая работа и возможности трудоустройства в оценках безработных //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 1.
9. Пути формирования гражданского общества в по-лиэтничном южнороссийском регионе. Отв. ред.: А.В. Белоконь, Ю.Г. Волков. - Р-н/Д. 2001.
10. Соглашение между правительством Карачаево-Черкесской Республики, республиканским профобъединением и союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесии о сотрудничестве и решении экономических и социальных проблем в 2002-2004 гг. // День республики. - 02.08.2002.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2006.
12. Юг России на рубеже III тысячелетия / Под ред. Ю.Г. Колесникова, А.Г. Дружинина. Ростов н/Д, 2000.
Рецензия
В данной работе достаточно обстоятельно изучена роль профессиональных союзов в управлении эффективностью трудового потенциала. В частности дается четкое определение профсоюзным организациям как одним из важнейших институтов гражданского общества, от деятельности которых зависят благосостояние
работников, во многом - занятость, а в теоретическом плане - микроэкономические основы макроэкономической политики социально-трудовых отношений.
В самом общем виде роль профсоюзов в гражданском обществе автор видит в наделении наемного работника правами. А эта роль исключительно важна, хотя бы потому, что в РФ, как и в странах Запада, наемные работники составляют основную массу населения.
Вместе с тем, автор отмечает, что на сегодняшний день, несмотря на высокую степень политизированности общественной жизни и сферы промышленных отношений в частности, политическая функция профсоюзов в России осуществляется слабо. А значит -незначительно их воздействие на развитие гражданского общества через политическую сферу. Связано это, по мнению автора, с общей неблагоприятной для профсоюзов социально-экономической (а отчасти и политической) обстановкой и слабостью их собственных позиций в стране. А также - с более конкретными причинами: деполитизацией, разочарованностью в политике немалой части рабочих и служащих; раздробленностью профсоюзов как между двумя большими «лагерями» - традиционными профсоюзами и альтернативными, - так и внутри каждого из лагерей; незрелостью профсоюзов, отсутствием у них ясного представления о своих задачах в политической области и способах их решения, множественностью их политических позиций и неопытностью российских профсоюзов, в советское время (с середины 1920-гг.) не игравших никакой политической роли.
В качестве примера взаимовыгодного сотрудничества государства, профсоюзов, работодателей и самих работающих, автор приводит Карачаево-Черкесскую Республику, где в 2001 г. между правительством КЧР, республиканским профобъединением и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесии было подписано соглашение о сотрудничестве и решении экономических и социальных проблем.
По мнению автора, это было сделано с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности республики, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей Карачаево-Черкесии и дало достаточно серьезные положительные результаты.
Зав. кафедрой управления экономикой образования РГУ «КЧИПКРО», доктор экономических наук,
профессор Тоторкулов Ш.М.