Научная статья на тему 'Роль профсоюзов Кубани в сфере образования и медицинского обслуживания населения накануне войны (1940 - 1941 годы)'

Роль профсоюзов Кубани в сфере образования и медицинского обслуживания населения накануне войны (1940 - 1941 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобилизационная экономика / ликвидация неграмотности и малограмотности / партийные / советские органы / ПРОФСОЮЗЫ / Образование / медицинское обслуживание / культурно-просветительная работа / mobilization economy / illiteracy and poor literacy liquidation / party organs / soviet organs / trade unions / education / medical care / cultural educational activity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голева Анна Юрьевна

Рассматриваются политика и деятельность советских партийно-государственных структур, профсоюзов в ликвидации неграмотности и малограмотности, сфере образования и медицинского обслуживания в последние предвоенные годы на примере Кубани. Они осуществлялись в условиях мобилизационной экономики и направлены были на реализацию советского социалистического проекта. Исторический опыт решения обозначенных в статье вопросов в советском государстве представляет интерес для изучения предвоенной истории СССР, правопреемником которого является современная Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reviews the policy and activity of soviet governmental structures, trade unions in the spheres of illiteracy and poor literacy liquidation, education and medical care in the last years before the war on the example of the Kuban Region. They were carried out under conditions of mobilization of economy and were directed to the implementation of soviet socialist project. The historical experience of solutions identified in the article in the Soviet state is of interest to study the pre-war history of the USSR, the legal successor of which is modern Russia.

Текст научной работы на тему «Роль профсоюзов Кубани в сфере образования и медицинского обслуживания населения накануне войны (1940 - 1941 годы)»

ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

УДК 331.105.44(470.62)

РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ КУБАНИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ (1940 - 1941 ГОДЫ)

© 2011 г. А.Ю. Голева

Кубанский государственный технологический университет, Kuban State Technological University,

ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, Moskovskaya St., 2, Krasnodar, 350072,

[email protected] [email protected]

Рассматриваются политика и деятельность советских партийно-государственных структур, профсоюзов в ликвидации неграмотности и малограмотности, сфере образования и медицинского обслуживания в последние предвоенные годы на примере Кубани. Они осуществлялись в условиях мобилизационной экономики и направлены были на реализацию советского социалистического проекта. Исторический опыт решения обозначенных в статье вопросов в советском государстве представляет интерес для изучения предвоенной истории СССР, правопреемником которого является современная Россия.

Ключевые слова: мобилизационная экономика, ликвидация неграмотности и малограмотности, партийные, советские органы, профсоюзы, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительная работа.

Reviews the policy and activity ofsoviet governmental structures, trade unions in the spheres of illiteracy and poor literacy liquidation, education and medical care in the last years before the war on the example of the Kuban Region. They were carried out under conditions of mobilization of economy and were directed to the implementation of soviet socialist project. The historical experience of solutions identified in the article in the Soviet state is ofinterest to study the pre-war history of the USSR, the legal successor ofwhich is modern Russia.

Keywords: mobilization economy, illiteracy and poor literacy liquidation, party organs, soviet organs, trade unions, education, medical care, cultural educational activity.

1940 - 1941 гг. - третий и четвертый годы третьей пятилетки вошли в историю СССР как годы стахановского труда, технического прогресса, новых рекордов и научных открытий. В то же время неотвратимая угроза агрессии фашистской Германии требовала принятия ряда мер, направленных на повышение боеспособности Красной Армии, увеличения её численности, улучшения качества боевой техники, оружия, кадрового состава. Соответственно это был и период планомерной подготовки всей экономики и армии к войне. Стабильность тоталитарного политического режима после жесткой «зачистки» партийно-государственной и военной элиты в 1937 - 1938 гг. позволяла это делать.

Стремительно проводилась структурная перестройка экономики. Стало гораздо меньше производиться и продаваться фотоаппаратов, часов, швейных машин, велосипедов. А главным в производственных планах становились авиадвигатели, танки, истребители, бомбардировщики, пушки. С 1928 по 1940 г. было построено 9 тыс. новых предприятий, которые оснащались новейшим не только своим, но и зарубежным оборудованием и технологиями, и в большинстве своем были заточены под «оборонку». По такому же вектору происходило и перепрофилирование старых заводов и предприятий (в г. Краснодаре - это заводы им. Седина, «Красно-лит», в г. Тихорецке - завод им. Воровского).

В этой общей мобилизационной экономике была как составная часть и экономика ГУЛАГа: на 1 января 1939 г. в тюрьмах находилось 350 тыс. заключенных, в исправи-

тельно-трудовых лагерях (ИТЛ) - 1,3 млн чел., в исправительно-трудовых колониях (ИТК) - 365 тыс. чел., в трудовых колониях - около 1 млн. Большинство заключенных работали на стройках, транспорте, в горнорудной промышленности.

237 тыс. колхозов, где трудились почти 100 млн чел., поставляли свою продукцию по «твердым ценам», которые были в 10 - 12 раз ниже рыночных.

В военной доктрине произошло возвращение к российскому классическому военному наследию - вместо маневренной войны, утвердившейся во времена Гражданской, вновь была взята на вооружение война позиционная, вытекавшая из огромного пространства СССР и неуязвимости значительной части его потенциала; введен принцип единоначалия, и теперь командиры могли принимать решения без участия комиссаров; разрабатываемый новый дисциплинарный устав давал командирам право наказывать солдат, а солдаты не имели права обжаловать действия командиров. В РККА были возвращены около 4 тыс. репрессированных командиров.

К 1941 г. оборонная промышленность СССР начала выпускать все виды вооружений, которыми впоследствии была достигнута победа в войне.

И хотя главная роль отводилась развитию тяжелой промышленности, немалое внимание партийных, советских и общественных органов и организаций направлялось на развитие и социальной сферы, повышение благосостояния и культурного уровня народа.

1937 - 1941 гг. - первые годы для Краснодарского края как административно-территориальной единицы, существующей и в настоящее время с некоторыми топонимическими изменениями. После периода экспериментов с административно-территориальным делением юга России (с 1920 по 1937 г. Кубань входила в состав трех административно-территориальных единиц) было восстановлено единство исторически сложившейся территории Кубани в рамках самостоятельного края с центром в г. Краснодаре. Образование нового края, обладавшего богатейшими природными ресурсами, хронологически совпало с успехами индустриализации СССР. Это способствовало новому взгляду на экономический потенциал края, дальнейшему развитию его экономики в формате общесоюзной мобилизационной экономики того периода.

Именно в это время были инициированы, форсированы и частично осуществлены такие строительные проекты, как Краснодарская ТЭЦ, ЗИП, Тщикское и Шапсугское водохранилища, обвалование берегов р. Кубани, реконструкция предприятий легкой и пищевой промышленности. Большие средства вкладывались в сельскохозяйственную и социальную сферу, в частности в здравоохранение и образование. Ежедневно печать и радио сообщали о развертывании социалистического соревнования, новых трудовых починах, о завершении строительства новых фабрик, заводов, школ, больниц, жилых домов. Во всех крупных городах - Краснодаре, Армавире, Кропоткине, Майкопе, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Тихорецке - имелись объекты культурного значения: музеи, театры, клубы, кинотеатры. Всего по краю насчитывалось 16 музеев, 11 театров, 2621 клуб, 119 кинотеатров, 85 домов культуры. В 1940 г. выпускалось 82 газеты с тиражом 274 700 экз., из них 78 городских и районных.

XVIII Всесоюзная конференция ВКП(б) одобрила принятый ЦК ВКП(б) и СНК СССР Госплан развития народного хозяйства СССР на 1941 г. и предложила советским и общественным организациям, в том числе и профсоюзам, сосредоточить внимание и силы на решении одной из основных социально-культурных задач: увеличить число учащихся в начальных и средних школах до 36,2 млн чел. и в вузах до 657 тыс. чел., с тем чтобы довести общие расходы на социально-культурные мероприятия до 48 млрд руб. В связи с этим вопросы образования, ликвидации неграмотности и малограмотности, обучения молодёжи ставились на первый план.

В предвоенный период в Краснодарском крае существовали начальные, неполные средние и средние школы, общим количеством около 1500 единиц. Из них более 60 % приходилось на начальные и только порядка 30 % на неполные средние и 20 % на средние школы (в абсолютных цифрах - 499 и 305 соответственно) [1, с. 523]. Всего на 370 779 учащихся школ приходилось 12 219 учителей. Полностью укомплектованы преподавателями были начальные школы. Для работы в средних школах требовались более квалифицированные кадры. Социальный статус учителя, особенно в сельской местности, был высок, но проблемой являлось материальное положение учительства, которое продолжало оставаться сложным.

Кроме работы в школах педагогам совместно с культ-армейцами предстояло продолжить решать задачу ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Тем более что в начале 1940-х гг. понятие о грамоте опиралось на то, которое было сформулировано еще на IV съезде профсоюзов Северо-Кавказского края (27 марта - 1 апреля 1932 г.). Тогда было подчеркнуто, что «сейчас понятие о грамоте иное, чем было ряд лет назад. Для нас малограмотный - это тот же неграмотный» [2].

Заводам и колхозам нужны были не просто умеющие читать и писать, но люди, обладающие более высокой подготовкой, могущие применять знания на практике. Перенесение центра тяжести на обучение малограмотных открывало новый этап борьбы за просвещение масс.

Согласно справке краевого отдела народного образования «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения Краснодарского края за 1940 г.», на 1 января 1941 г. по Краснодарскому краю числилось неграмотных - 63 248 чел., малограмотных - 125 735, обучалось грамоте гораздо меньшее количество взрослого населения: неграмотных - 24 098, малограмотных - 28 735 [3, л. 1]. Завершили ликвидацию неграмотности и получили акты краевой государственной комиссии 3 района: Штейнгардтовский, Сталинский сельский, Кагановиче-ский г. Краснодара, Новороссийск и Майкоп. Кроме того, акты о завершении и неграмотности по краю были вручены 736 предприятиям, 498 колхозам, 11 совхозам, 42 сельским советам [3, л. 1].

В феврале 1941 г. на высшем партийно-государственном уровне был утвержден план мобилизации, на основе которого проводились крупные мобилизационные мероприятия. Они выявили один из негативных моментов -неграмотность призывников. Поэтому особое внимание привлекали к учету и ликвидации неграмотности и малограмотности среди допризывников, подлежащих призыву в Красную Армию в 1941 г. К началу учебного года в крае из допризывников 1922 - 1923 года рождения числилось неграмотных - 442, а малограмотных - 4254 чел. На 15 апреля 1941 г. обучено неграмотных и переведено в малограмотные 326 чел. и обучалось по программам малограмотных за 4 класса - 2058 чел. [3, л. 3]. Наличие в крае такого большого количества необученных допризывников обуславливалось прежде всего тем, что краевой отдел народного образования руководил этой работой не просто слабо, а зачастую формально и не знал ее состояния в каждом отдельном районе.

Как и вся страна, край остро нуждался в медицинских, педагогических и инженерных кадрах, а учитывая аграрную направленность региона, - и в квалифицированных сельхозспециалистах. Именно поэтому из всех средних профессиональных учебных заведений, 90 % обучали по трем перечисленным направлениям.

В 1940 г. техникумов и других средних специальных учебных заведений в крае насчитывалось 46, в них обучалось 12 126 чел. [4, с. 755]. В краевом центре в средних специальных учебных заведениях преподавали 143 педагога и обучалось 3082 чел. Кроме Краснодара средние профессиональные заведения находились в Армавире - 4, Кропоткине - 2, Майкопе - 5, Новороссийске - 5, Анапе - 1, Тихорецке - 2, Усть-Лабинске - 1, в Ваннов-

ском районе - педучилище, Лабинском - технологическая школа среднего сельскохозяйственного образования и школа медсестер, Славянском - сельскохозяйственный техникум и акушерская школа.

Практически все высшие учебные заведения находились в Краснодаре. В его пяти вузах (институт виноделия и виноградарства, химико-технологический институт, педагогический институт, учительский институт, медицинский институт) обучалось 5368 студентов и преподавали 480 педагогов. В 1939 г. эти вузы выпустили 211, 82, 152, 293 и 284 специалиста соответственно [1, с. 524]. Ещё по одному институту имели города Новороссийск и Майкоп.

В целях создания более благоприятных условий для плодотворной работы научных работников высшей школы и научных работников Союза «Медсантруд», проведения для них культмероприятий, а также улучшения материального и финансового состояния Краснодарского дома ученых отдел пропаганды и агитации крайкома ВКП(б) в мае 1941 г. вышел с инициативой оформить соглашение между крайкомом союза высшей школы и крайкомом «Медсантруд» о содержании Краснодарского дома ученых на кооперативных началах. Президиум Краснодарского крайкома Союза «Медсантруд» получил согласие своего ЦК Союза о долевом финансировании в 1941 г. 30 тыс. р. на содержание Дома ученых [5].

В сфере медицинского обслуживания дело обстояло следующим образом: квалифицированная медицинская помощь населению могла быть оказана в лечебных стационарах (больницах), которых насчитывалось к 1940 г. 188, в том числе в городах - 37, в сельской местности - 151, с 5108 и 3831 койко-местами соответственно [1, с. 525], поликлиник и амбулаторий - 364, станций скорой медицинской помощи - 27 (данные на 1941 г.) [4, с. 756].

Острая нехватка врачей, которых на весь край насчитывалось в 1939 г. 1762 чел., компенсировалась медицинскими работниками среднего звена. В районах преобладали фельдшерско-акушерские пункты. На начало 1941 г. их насчитывалось 385. В районных центрах имелись амбулатории, отчасти замещавшие собой больницы. Они являлись предшественниками поликлиник. Их отличали недостаточность врачей узкой специализации и слабые лабораторно-диагностические возможности. Принимаемые меры по устранению недостатков носили «ударный», пожарный характер. Было заменено руководство край-здравотдела и послано на работу в качестве заврайздрав-отделами 24 человека из числа врачей и фельдшеров. Из городов на укрепление сельских врачебных участков было направлено 76 врачей. Однако и на начало 1941 г. в сельской медицинской сети не хватало 303 медработника (97 - врачей, 92 - вторых врачей в райбольницах и райам-булаториях, 114 - врачей по детским болезням) [6].

Такой же слабой была и фармацевтическая база. В среднем на район приходилось три аптеки, лишь в городах их число было выше (в Краснодаре - 12, в Новороссийске - 7). На фоне достаточно высокой рождаемости остро стояла потребность в родильных домах. В этом вопросе в районах наблюдались разные картины, например, Славянский район имел 7 ро-

дильных домов на 44 койко-места, а Ивановский приблизительно с той же численностью населения - всего 3 родильных дома на 16 койко-мест.

Климатические условия и географическое расположение края позволяли ему выполнять функции Всесоюзной здравницы. Только в городе Сочи находилось 40 санаториев. Кроме этого, Анапский, Геленджикский и Горяче-ключевской районы имели 28 санаториев и 30 домов отдыха. По одному дому отдыха находилось в Славянском и Тульском районах, два дома отдыха в окрестностях города Туапсе. Все оздоровительные учреждения входили в структуру Управления санаториями и домами отдыха ВЦСПС, которое впоследствии было реорганизовано Постановлением секретариата ВЦСПС от 19 августа 1941 г. в Управление госпиталями.

Вопросы образования решались и через культурно-просветительную работу. В сельской местности культурно-просветительная работа велась клубами, библиотеками, домами культуры и избами-читальнями. Основными очагами культуры в районах были сельские клубы, свои клубы имели также колхозы, совхозы, предприятия. Их число было довольно значительным. Например, только в Гулькевическом районе насчитывалось 56 клубов, в Лабинском - 40, в Курганинском - 44. Роль библиотек в сёлах выполняли избы-читальни. В 1940 г. их было 490. В городах преобладали профсоюзные библиотеки. Всего в крае в1939 г. их имелось 542.

Стремление к новым, зримым переменам - главная черта советской эпохи того времени, которая утверждалась по существу. Эти перемены подтверждались тем, что сформировалось принципиально новое почти во всех сферах: появилась новая элита, новая экономика (отраслевая), новый политический порядок, новая идеология, новый календарь, возникли новые учреждения, даже новые правила в правописании.

Сталинская мобилизационная модель развития общества и всех ее составляющих (экономики, политики, культуры, социальной сферы, идеологии) при всех её недостатках позволила вывести страну из фатального системного кризиса. Причем сделано это было в условиях массового бескультурья, когда десятки миллионов советских людей не умели ни читать, ни писать, в условиях, когда набирала силу и обладала реальной властью коррумпированная советская (а ныне российская) бюрократия, парализовавшая либо доводившая до абсурда любое начинание, в условиях, когда шла непрекращающаяся борьба за власть в Кремле, когда на территории Советского Союза работали десятки спецслужб враждебно настроенных государств.

Объективная черта социальной сферы предвоенных лет - ориентированность на человека, и проводилась она целенаправленно и конкретно, хотя и с классовых позиций. Это её имманентный недостаток. Созданная модель идеократического государства отличалась мобилизационной экономикой, основу которой составлял рабочий класс. Именно под него, а через него и под всех трудящихся была заточена вся социальная сфера. Под трудящихся в первую очередь,

со всеми достоинствами и недостатками. Общественные организации и профессиональные союзы стали неотъемлемыми и действенными элементами этой модели. Профсоюзы, как «приводные ремни» в условиях жесткого партийного прессинга, взяли на себя огромную долю «черновой» работы по культурно-политическому воспитанию, образованию, социальному обеспечению масс, во многом заменив государственные структуры.

Предстояло расширение и укрепление материально-технической базы, совершенствование новых социалистических общественно-производственных отношений. Но начавшаяся война прервала организационный период становления края, и многие планы были реализованы уже в послевоенные годы.

Поступила в редакцию

Литература

1. Краснодарский край в 1937 - 1941 гг.: документы и материалы / сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь, В.Е. Токарев. Краснодар, 1997.

2. Профсоюзы Северного Кавказа в борьбе за пятилетку: материалы IV краевого съезда профсоюзов, 27 марта - 1 апреля 1932 г. Ростов н/Д, 1932. С.34 - 35.

3. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее - ЦДНИКК). Ф.1774А. Оп. 2. Д. 213.

4. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941 -1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: в 3кн. / сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь. Краснодар, 2003. Кн. 2, ч. 1.

5. ЦДНИКК. Ф.1774А. Оп. 1. Д. 166. Л. 75.

6. Там же. Оп. 2. Д. 162. Л. 55.

18 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.