Научная статья на тему 'Роль принципов права в правовом регулировании и обеспечении служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе'

Роль принципов права в правовом регулировании и обеспечении служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / THE INSTITUTE OF DISCIPLINE / ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / THE DISCIPLINARY REGULATIONS OF THE INSTITUTIONS AND BODIES OF THE PENAL SYSTEM / THE ORDER OF SERVICE OF THE EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM / THE USE OF INCENTIVES AND DISCIPLINARY SANCTIONS / ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕР ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ / THE PRINCIPLE OF COMBINATION OF INCENTIVES REWARD AND PUNISHMENT / ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ С МОРАЛЬНЫМИ / THE PRINCIPLE OF COMBINING FINANCIAL INCENTIVES WITH MORAL / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / PRINCIPLE OF JUSTICE / ПРИНЦИП ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ / THE PRINCIPLE OF EXPEDIENCY / ПРИНЦИП СВОЕВРЕМЕННОСТИ / THE PRINCIPLE OF TIMELINESS / ПРИНЦИП ИНФОРМАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП НЕОТВРАТИМОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП НЕДОПУСТИМОСТИ УДВОЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП ВИНОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / THE PRINCIPLE OF THE INADMISSIBILITY OF DOUBLE LIABILITY / PRINCIPLE OF RESPONSIBILITY / THE PRINCIPLE OF GUILTY RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) служебной дисциплины является важным средством, обеспечивающим законность и эффективность в сфере исполнения уголовных наказаний. Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, в которых закрепляются и раскрываются принципы обеспечения служебной дисциплины в УИС. Цель статьи разработка предложений, направленных на оптимизацию норм, в которых закрепляются и обосновываются принципы обеспечения служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе. Приходится констатировать, что институту служебной дисциплины в УИС в его существующем виде присущи серьезные недостатки. Подтверждением тому служит устойчивая тенденция роста числа служебных проступков среди личного состава УИС. Так, по данным управления кадров ФСИН России, нарушение служебной дисциплины сотрудниками различных служб в 2013 г. в сравнении с 2012 г. выглядит следующим образом: безопасность (режим) 15 835 (+ 38 %), охрана 7339 (+ 52 %), воспитательная работа с осужденными 4274 (+ 15 %), оперативная 3354 (+ 14 %) человека. Существующая нормативная основа института служебной дисциплины сотрудников УИС во многом устарела и не во всем отражает специфику службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. К тому же нормы, регулирующие служебную дисциплину в УИС, разрозненны. Это вызывает необходимость совершенствования данного института и нормативного закрепления системы принципов служебной дисциплины в Дисциплинарном уставе учреждений и органов УИС России, утверждаемом Президентом Российской Федерации. Формирование института служебной дисциплины во многом зависит от четкого определения системы, содержания и реализации его принципов. Построение целостной концепции принципов служебной дисциплины позволит определить направление развития данного института, обеспечить единство правового регулирования правоотношений, складывающихся в ходе служебной деятельности сотрудников УИС, и в силу этого может способствовать предупреждению деликтного поведения сотрудников УИС, а также совершенствованию практики применения норм по обеспечению служебной дисциплины в учреждениях и органах УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LAW PRINCIPLES IN LEGAL REGULATION AND ENSURING OF SERVICE DISCIPLINE IN PENAL SYSTEM

the compliance by the penal system staff of discipline is an important means of ensuring the legality and efficiency in the execution of criminal penalties. The author studies normative legal acts, which are fixed and disclosed principles provide a service discipline in the penal system. The aim of this work is to develop proposals aimed at improving the standards, which are fixed and settled principles of discipline in the penal system. It must be noted that the Institute of discipline in the penal system in its present form inherits severe disadvantages. This is confirmed by a steady growth of official misconduct among the personnel of the penal system. Thus, according to the penal service breach of discipline by members of the various services in 2013 y. compared with 2012 y. is as follows: security (mode) 15 835 (+38 %), security 7339 (+52 %), educational work with convicts 4274 (+15 %), operational 3354 (+14 %) people. The existing legal basis of the Institute of discipline employees of the penal system is largely outdated and do not necessarily represent the specifics of the service in bodies and institutions executing criminal punishment... the compliance by the penal system staff of discipline is an important means of ensuring the legality and efficiency in the execution of criminal penalties. The author studies normative legal acts, which are fixed and disclosed principles provide a service discipline in the penal system. The aim of this work is to develop proposals aimed at improving the standards, which are fixed and settled principles of discipline in the penal system. It must be noted that the Institute of discipline in the penal system in its present form inherits severe disadvantages. This is confirmed by a steady growth of official misconduct among the personnel of the penal system. Thus, according to the penal service breach of discipline by members of the various services in 2013 y. compared with 2012 y. is as follows: security (mode) 15 835 (+38 %), security 7339 (+52 %), educational work with convicts 4274 (+15 %), operational 3354 (+14 %) people. The existing legal basis of the Institute of discipline employees of the penal system is largely outdated and do not necessarily represent the specifics of the service in bodies and institutions executing criminal punishment. In addition, the rules governing the service discipline in the penal system are separated. This calls for the improvement of the Institute, and special attention on the need to fix the normative principles of discipline the Disciplinary regulations of the institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation approved by the President of the Russian Federation. Theoretical and practical significance of the research lies in the fact that the formation of the Institute of discipline depends on a clear definition of the system, content and implementation of its principles. Building a holistic conception of the principles of discipline will allow us to determine the direction of this institution. It is designed to ensure the unity of the legal regulation of relations arising in the course of their official activities employees of penitentiary system. It can contribute to the warning of delinquent behavior of the employees of the penitentiary system, as well as to improve the practice of application of the rules on military discipline in the institutions and bodies of the penal system. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Роль принципов права в правовом регулировании и обеспечении служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе»

УДК 343 .83 АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ УПОРОВ,

ББК 67.409.022 кандидат юридических наук,

У67 доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

(Кузбасский институт ФСИН России) Е-тай: [email protected].

РОЛЬ ПРИНЦИПОВ ПРАВА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Реферат: соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) служебной дисциплины является важным средством, обеспечивающим законность и эффективность в сфере исполнения уголовных наказаний. Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, в которых закрепляются и раскрываются принципы обеспечения служебной дисциплины в УИС. Цель статьи - разработка предложений, направленных на оптимизацию норм, в которых закрепляются и обосновываются принципы обеспечения служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе.

Приходится констатировать, что институту служебной дисциплины в УИС в его существующем виде присущи серьезные недостатки. Подтверждением тому служит устойчивая тенденция роста числа служебных проступков среди личного состава УИС. Так, по данным управления кадров ФСИН России, нарушение служебной дисциплины сотрудниками различных служб в 2013 г. в сравнении с 2012 г. выглядит следующим образом: безопасность (режим) - 15 835 (+ 38 %), охрана - 7339 (+ 52 %), воспитательная работа с осужденными - 4274 (+ 15 %), оперативная - 3354 (+ 14 %) человека. Существующая нормативная основа института служебной дисциплины сотрудников УИС во многом устарела и не во всем отражает специфику службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. К тому же нормы, регулирующие служебную дисциплину в УИС, разрозненны. Это вызывает необходимость совершенствования данного института и нормативного закрепления системы принципов служебной дисциплины в Дисциплинарном уставе учреждений и органов УИС России, утверждаемом Президентом Российской Федерации.

Формирование института служебной дисциплины во многом зависит от четкого определения системы, содержания и реализации его принципов. Построение целостной концепции принципов служебной дисциплины позволит определить направление развития данного института, обеспечить единство правового регулирования правоотношений, складывающихся в ходе служебной деятельности сотрудников УИС, и в силу этого может способствовать предупреждению деликтного поведения сотрудников УИС, а также совершенствованию практики применения норм по обеспечению служебной дисциплины в учреждениях и органах УИС.

Ключевые слова: институт служебной дисциплины, порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, применение мер поощрения и дисциплинарных взысканий, принцип сочетания стимулирующих мер поощрения и наказания, принцип сочетания материальных стимулов с моральными, принцип справедливости, принцип целесообразности, принцип своевременности, принцип информативности, принцип неотвратимости ответственности, принцип недопустимости удвоения ответственности, принцип виновной ответственности, Дисциплинарный устав учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Правовую основу службы в учреждениях и органах УИС составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России).

Порядок прохождения службы сотрудниками УИС и деятельность должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России,

регламентирует Положение о службе в органах внутренних дел (далее - Положение 1992 г. о службе в ОВД) в объеме, установленном Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст. 34 Положения 1992 г. о службе в ОВД служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками установленных законодательством РФ, Прися-

гой, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утвержденным Президентом РФ, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел должна регулироваться Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом РФ. Указание на это было включено в ч. 1 ст. 34 Положения 1992 г. о службе в ОВД Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 156-ФЗ, но такой документ до настоящего времени не издан, что позволяет говорить о значительной бессистемности правового регулирования служебной дисциплины не только в ОВД, но и в других правоохранительных органах, на которые распространяется действие Положения 1992 г. о службе в ОВД.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины к сотрудникам УИС могут применяться меры поощрения и налагаться дисциплинарные взыскания, указанные в ст. 36, 38 Положения 1992 г. о службе в ОВД. Важно отметить, что применение к сотрудникам УИС мер поощрения и наложения на них дисциплинарных взысканий должно строиться на принципах права в целом (общеправовые) и принципах института служебной дисциплины.

В литературе принципы понимаются как первоначала, руководящие идеи, основные, исходные положения [1, с. 142]. Принципы обеспечения служебной дисциплины, как и принципы права в целом, должны образовывать единую упорядоченную систему регуляторов. Для того чтобы усилить регулятивную функцию принципов, необходимо придать им статус правовых норм, законодательно закрепить существующую систему принципов.

На наш взгляд, текстуальное закрепление в нормах права принципов будет правильнее существующего смыслового закрепления. Это позволит правоприменителю избежать существующих при привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности и применении к ним мер поощрения сложностей, достичь объективности и соблюдения прав и законных интересов сотрудников, так как станет очевидным, какие основополагающие идеи, общие начала, по мнению законодателя, свойственны институту служебной дисциплины.

Целесообразно выделить следующие принципы обеспечения служебной дисциплины в УИС: сочетание мер поощрения и наказания, сочетание материальных стимулов с моральными, справедливость, целесообразность, своевременность, информатив-

ность. Применительно к дисциплинарной ответственности можно выделить дополнительные принципы: неотвратимость ответственности, недопустимость удвоения ответственности, а также принцип виновной ответственности.

Принцип сочетания мер поощрения и наказания предполагает наличие взвешенной системы стимулирования служебной деятельности, гармонично совмещающей и меры поощрения, и меры взыскания. Такая система позволит сотрудникам эффективнее выполнять служебные обязанности, поскольку перед ними поставлены сразу два условия: добросовестное выполнение служебных обязанностей ведет к поощрению, а их невыполнение - к дисциплинарной ответственности.

Принцип сочетания материальных стимулов с моральными также является значимым, так как использование только материальных стимулов не в силах будет активизировать служебную деятельность, поскольку именно моральное стимулирование способно вызвать определенные переживания, сформировать нравственное отношение к своему труду.

Принцип справедливости подразумевает индивидуализацию и дифференциацию стимулирующего воздействия. Система стимулирования должна учитывать профессиональные и личностные особенности сотрудника. Каждый сотрудник должен быть уверен в объективной оценке своей служебной деятельности.

Принцип целесообразности подразумевает соответствие меры наказания целям ответственности и соответствие меры взыскания достижениям в служебной деятельности. Так, если цели ответственности могут быть достигнуты без ее реализации, закон должен допускать освобождение от наказания. При этом целесообразность должна основываться на законах и быть разумной, обоснованной с точки зрения других принципов ответственности.

Принцип своевременности заключается в необходимости привлечения правонарушителя к ответственности в максимально короткие сроки, не позднее срока давности, так как эффективность наказания находится в прямой зависимости от близости во времени совершенного правонарушения. Принцип своевременности также проявляется в применении к сотруднику мер поощрения в сроки, совпадающие со сроками ожидания сотрудника, потому что своевременное поощрение сотрудника активизирует его, повышает личную заинтересованность в добросовестном выполнении служебных обязанностей. В. И. Шка-тулла отмечает, что иногда работник узнает о том, что его поощрили, спустя полгода и даже год после того события, что сводит действие поощрения

к нулю. Любое поощрение поднимает престиж работника, а ведь престиж, уважение нередко ценятся людьми значительно выше, чем материальное обеспечение [2, с. 455].

Принцип информативности, или, по-другому, принцип гласности, предполагает необходимость информирования коллектива о том, за что и почему поощрен или привлечен к ответственности тот или иной сотрудник. Принцип информативности показывает достоинства и недостатки сотрудника, позволяя ему правильно сориентировать свое поведение.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что ни одно правонарушение не должно оставаться незамеченным, нераскрытым; каждый правонарушитель независимо от своего служебного или материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному наказанию за совершенное им правонарушение.

Принцип виновной ответственности предполагает, что лицо за совершенный проступок может быть привлечено к ответственности только при установлении его вины. Данный принцип присущ наказа-тельным видам юридической ответственности, в числе которых и дисциплинарная ответственность, так как институт дисциплинарной ответственности сотрудников УИС находится в сфере публичного

права. Таким образом, при привлечении сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности должна действовать презумпция невиновности.

Принцип недопустимости удвоения ответственности, то есть совмещение дисциплинарной и других видов ответственности, является спорным. Некоторые ученые (Д. Н. Бахрах, Ю. А. Жукова) выступают за возможность такого совмещения [3, с. 258], другие (В. В. Лазарев, Ю. С. Адушкин) - считают это неприемлемым [4, с. 32]. Мы полагаем допустимым только комбинирование дисциплинарной и материальной ответственности.

Таким образом, в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины к сотруднику могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Применение мер поощрения и дисциплинарных взысканий должно строиться на принципах сочетания стимулирующих мер поощрения и наказания, сочетания материальных стимулов с моральными, справедливости, целесообразности, своевременности, информативности, неотвратимости ответственности, недопустимости удвоения ответственности, а также на принципе виновной ответственности. Для придания данным принципам статуса норм-принципов необходимо их текстуальное закрепление в Дисциплинарном уставе учреждений и органов УИС России.

Список литературы

1. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2001. 658 с.

2. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2003. 560 с.

3. Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. 640 с.

4. Адушкин Ю. С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов, 1986. 128 с.

ALEXANDER GENNAD YEVICH UPOROV,

PhD in law, associate professor of the state and law disciplines sub-department (Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia)

E-mail: [email protected].

THE ROLE OF LAW PRINCIPLES IN LEGAL REGULATION AND ENSURING OF SERVICE DISCIPLINE IN PENAL SYSTEM

Annotation: the compliance by the penal system staff of discipline is an important means of ensuring the legality and efficiency in the execution of criminal penalties. The author studies normative legal acts, which are fixed and disclosed principles provide a service discipline in the penal system. The aim of this work is to develop proposals aimed at improving the standards, which are fixed and settled principles of discipline in the penal system. It must be noted that the Institute of discipline in the penal system in its present form inherits severe disadvantages. This is confirmed by a steady growth of official misconduct among the personnel of the penal system. Thus, according to the penal service breach of discipline by members of the various services in 2013 y. compared with 2012 y. is as follows: security (mode) - 15 835 (+38 %), security - 7339 (+52 %), educational work with convicts - 4274 (+15 %), operational - 3354 (+14 %) people. The existing legal basis of the Institute of discipline employees of the penal system is largely outdated and do not necessarily represent the specifics of the service in bodies and institutions executing criminal punishment. In addition, the rules governing the service

discipline in the penal system are separated. This calls for the improvement of the Institute, and special attention on the need to fix the normative principles of discipline the Disciplinary regulations of the institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation approved by the President of the Russian Federation. Theoretical and practical significance of the research lies in the fact that the formation of the Institute of discipline depends on a clear definition of the system, content and implementation of its principles. Building a holistic conception of the principles of discipline will allow us to determine the direction of this institution. It is designed to ensure the unity of the legal regulation of relations arising in the course of their official activities employees of penitentiary system. It can contribute to the warning of delinquent behavior of the employees of the penitentiary system, as well as to improve the practice of application of the rules on military discipline in the institutions and bodies of the penal system.

Key words: the institute of discipline, the order of service of the employees of the penitentiary system, the use of incentives and disciplinary sanctions, the principle of combination of incentives reward and punishment, the principle of combining financial incentives with moral , principle of justice, the principle of expediency, the principle of timeliness, the principle of responsibility, the principle of the inadmissibility of double liability, the principle of guilty responsibility, The disciplinary regulations of the institutions and bodies of the penal system.

References

1. Marchenko M. N. Teorija gosudarstva i prava [The theory of the state and the law]. Moscow, 2001, 658 p.

2. Shkstulla V. I. Nastol'naja kniga menedzhera po kadram [Table-top book manager of personnel]. Moscow, 2003,560 p.

3. Bahrah D. N. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative law of Russia]. Moscow, 2000, 640 p.

4. Adushkin U. S. Disciplinarnoe proizvodstvo v SSSR [Disciplinary proceedings in the USSR]. Saratov, 1986, 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.