1. Организационный
• Создание творческого межпредметного методического объединения учителей.
• Составление личных творческих планов участников программы на организационный период.
• Организация занятий по освоению компьютерных технологий с педагогами.
• Составление плана реализации программы на учебный год.
• Выявление возможностей и желания педагогов в применении ИКТ.
• Методическое и программное обеспечение деятельности педагогов.
• Проведение открытых уроков с применением ИКТ.
• Оформление конспектов открытых уроков.
2. Основной
• Отработка образовательных программ с применением современных информационных технологий.
• Отработка рационального сочетания традиционных и современных инновационных методик обучения и воспитания.
• Включение педагогов школы в систему подготовки уроков с применением ИКТ.
• Обеспечение компьютерного документооборота.
• Отработка системы компьютерного мониторинга.
• Оформление методических пособий с использованием компьютерных технологий по отдельным учебным предметам.
3. Обобщающий
• Мониторинг по результатам выполнения программы.
Библиографический список
• Издание методических пособий.
• Подведение итогов и обобщение результатов.
Ожидаемые результаты подготовки педагогов к информатизации учебно-воспитательного процесса:
• Создание предпосылок для повышения информационной культуры педагогов.
• Повышение конкурентоспособности педагогов.
• Обмен опытом педагогической деятельности, представление методических разработок.
• Создание информационных ресурсов.
• Приобщение педагогов школы к современным формам культурной и деловой активности через знакомство с информационными технологиями.
Ключевая проблема информатизации школы - изменение позиции учителей, освоение ими новых педагогических технологий, новых методов работы, поддержанных информационно-коммуникационными технологиями, путей эффективного использования ИКТ в учебном процессе [2]. Для выполнения этой работы необходима целостная система, которая эффективно стимулирует и поддерживает процессы информатизации в рамках каждой отдельной школы; позволяет работникам школы своевременно, по мере поступления новых средств ИКТ и методических разработок, проходить соответствующую переподготовку; помогает каждому учителю ежедневно, непосредственно на рабочем месте, совершенствовать свою работу, добиваясь качественно новых образовательных результатов.
1. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) //Вопросы философии. - 2003. - №2.
2. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. - 2004. - №8.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Педагогика. - 2003. - №4.
4. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие. -Барнаул, БГПУ, 2004.
Статья поступила в редакцию 4.02.09
УДК 378.02:372.8
А.В. Петров, д-р. пед. наук, профессор ГАГУ, г. Горно-Алтайск
A.И. Гурьев, д-р. пед. наук, профессор ГАГУ, г. Горно-Алтайск
B.Г. Жданов, канд. пед. наук, директор с/х колледжа ГАГУ, г. Горно-Алтайск
РОЛЬ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА П СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается место и роль принципа политехнизма в современной системе образования. Авторы предлагают рассматривать политехнизм как основополагающий принцип с его нормативными, процессуальными и сущностными функциями.
Ключевые слова: политехническое образование, развивающее образование, дидактический принцип, содержательные функции принципа политехнизма, нормативные функции принципа политехнизма, процессуальные функции принципа политехнизма, системный подход.
Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации и получения специального (профессионального) образования. В настоящее время перед отечественной общеобразовательной средней школой не стоит задача специального профессионального образования, так как для этих целей существует широкая сеть профессиональных учебных заведений, дающих начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Поэтому задача школы заключается лишь в проведении планомерной и целе-направ-
ленной профориентационной работы, которая должна включать в себя: прогноз потребностей в рабочих кадрах в регионе; систему знаний о профессиях и динамику их развития; методику изучения интересов, склонностей и способностей учащихся; технологии формирования и развития интересов, склонностей и способностей в системе политехнического образования, трудового обучения и воспитания, носящих политехнический характер, производственного обучения (в тех школах, где для этого имеются необходимые условия, т.е. кадры
преподавателей-специалистов, материальная база), внеклассной и внешкольной работы.
Учитывая, что само образование в целом является политехническим, вызывает удивление тот факт, что эта базовая дидактическая категория оказывается в современной педагогике по существу неопределенной. Ни одна педагогика не берется за решение этого вопроса, предпочитая лишь указывать задачи, которые такое образование должно решать. Такая неопределенность дидактики лишает учителя и методиста конкретного средства управления политехническим образованием. И если в социалистическом обществе при традиционном обучении с этим можно было еще мириться, то при радикальном изменении социального строя, когда профессиональное будущее индивидуума является неопределенным и имеется большой риск получить специальность, которая окажется не востребованной в быстро меняющейся неплановой экономике, роль политехнического образования резко возрастает и оно уже не может и не должно быть формальным. В рыночной экономике высшие учебные заведения должны готовить студентов к возможным многократным изменениям специальности, учить их быстро усваивать новые навыки и выполнять различные функции. И в этой ситуации общеобразовательная школа действительно должна стать политехнической, с соответствующим дидактическим обеспечением.
В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований не только в системе школьного образования, но и в системе подготовки специалистов среднего и высшего звена. Стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться не только на специализированную подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, но и на формирование личности, обладающей не только социальной активностью, но и современным научным уровнем знаний, научным мировоззрением и диалектическим мышлением. Для осуществления такой задачи необходимо дидактические принципы в обучении использовать в их методически целесообразном взаимодействии. При этом большое внимание следует уделять при обучении студентов оптимальному взаи-мо-действию дидактических принципов политехнизма, меж-предметности и профессиональной направленности. Как подчеркивается в решении Международной конференции «данная проблема до настоящего времени слабо разработана в теоретическом, методологическом и методическом плане и участники конференции считают, что для ее решения требуются серьезные диссертационные исследования» [1, с. 4]. ___________________________________
(Продолжение в следующем номере.)
Алфавитный указатель
А Н
Алексеева, Л.Ю. 87 Наваанзоч, Х. Цэдэв 112
Б Напцок, Б.Р. 36
Бабошкина, С.В. 13 О
Бакланова, Г.А. 207 Опарин, Р.В. 133, 192
Балыкин, Д.Н. 13 Осьмухина, О.Ю. 49
Безматерных, Д.М. 20 П
Белецкая, Н.П. 13 Папина, Т.С. 17
Бобровничий, И.Н. 155 Первушина, О.В. 118
В Петров, А.В. 234
Ведухина, В.Г. 23 Печатнова, Н.Б. 200
Волк, П.Л. 122 Подковырова, В.Н. 202
Г Пузанов, А.В. 11
Гармажапова, Л.А. 56 Пурдик, Л.Н. 29
Головина, О.В. 139 Р
Горбачев, И.В. 11 Решетникова, Н.В. 136
Григорьева, Е.И. 107 Родионов, А.М. 219
Григорьева, И.В. 158 Рождественская, Т. А. 11
Гуменюк, А.Н. 81 Ротанова, И.Н. 23
Гурьев, А.И. 234 Рыбкина, И.Д. 26
Д Рыжова, Н.И. 196
Долматова, Л.А. 20 С
Дудин, А.А. 143 Самойлова, Г.С. 4
Дудышева, Е.В. 215 Сайкова, Н.В. 39
Ж Секретова, Л.В. 171
Жданов, В.Г. 234 Скулов, П.В. 168
Жукова, О.Н. 20 Смелякова, А.В. 102 Смолина, Н.Ю. 71
З Соколов, С.Е. 226
Закирова, Л.А. 185 Статирова, О.И. 188
Замятина, А.В. 209 Зиновьев, А.Т. 33 Стоящева, Н.В. 29
Зорилова, Л.С. 106 Т Тевс, Д.П. 209
И Темербекова, А.А. 128
Иванова, Л.А. 158 Тетерина, Т.А. 155
Ивченко, Е. В. 181 Толмашов, И.А. 65
Исенбаева, Г.И. 60 Трапезникова, А.А. 68
К Третьякова, Е.И. 17
Казакова, И.Б. 74 У
Казанцева, Ю.В. 148 Кениспаев, Ж.К. 125 Усанова, О.Г. 178
Ключников, М.В. 9 Х
Козел, О.Н. 204 Хилько, Н.Ф. 114
Козлякова, Н.В. 151 Ц
Колченко, Л.В. 231 Цимбалей, Ю.М. 23
Королева, Н.Ю. 196, 209 Ч
Кошелев, К.Б. 33 Кузнецова, О.Н. 84 Чертыкова, А.А. 96 Ш
Л Шамина, С.В. 222
Лажинцева, А.В. 165 Шамшикова, О.А. 226
Лиходумова, И.Н. 13 Э
М Малахова, А.В. 43 Эйрих, А.Н. 17
Мартынкевич, Д.А. 45 Ю
Маточкин, Е.П. 90 Юхмина, Е.А. 53
Медведенко, Н.В. 212 Я
Мелихов, В.Ю. 195 Языкова, И.Н. 148
Милашина, О.Г. 145 Михайлова, Е.В. 93 Якупов, А.М. 174