СЕКЦИЯ 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
УДК 005:004.9: 656.025.4
Н.И. Белов1, Е.А. Чабанов1, 2
1 Пермский филиал Волжского государственного университета водного транспорта,
Пермь, 614060 e-mail: [email protected];
2 Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
Пермь, 614990 e-mail: [email protected]
РОЛЬ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО В ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ
Вопросы необходимости автоматизации различных бизнес-процессов на сегодняшний день имеют особую актуальность. В современной реальности составлять достойную конкуренцию могут только компании, которые используют передовые информационные технологии. Не в меньшей степени это относится и к предприятиям транспортного комплекса. В первую очередь необходимо отметить высокую ресурсоем-кость подобных предприятий. В их работе зачастую задействовано немалое количество сотрудников, поэтому возникает необходимость четкого соблюдения графиков перевозок, учета зависимости финансовых показателей от текущей деятельности компании и общей сложности управления и контроля всего процесса.
Бизнес транспортных компаний весьма разнороден, поэтому автоматизация каждой из отраслей имеет свою специфику в части организации бухгалтерского, складского учета, а также материально-технического снабжения. В части систем управления перевозками грузов и пассажиров требуется определенный набор технологических знаний в соответствующих областях транспорта.
В статье проанализирована роль прикладного программирования, применяемого в технологиях транспортных процессов: исследованы предпосылки применения прикладного программирования в данной области деятельности человека; определены преимущества его применения; рассмотрены примеры программных продуктов автоматизации управления транспортными процессами и их роль.
Ключевые слова: прикладное программирование, транспортные процессы, информационные технологии.
N.I. Belov1, E.A. Chabanov1, 2
1 Perm branch of Volga State University of Water Transport, Perm, 614060 e-mail: nikitawhite1999@gmail. com;
2 Perm National Research Polytechnic University, Perm, 614990 e-mail: [email protected]
THE ROLE OF APPLIED PROGRAMMING IN TRANSPORT PROCESSES TECHNOLOGY
The necessity of various business processes automation is of particular relevance today. In modern reality, only companies that use advanced information technologies can make worthy competition. This also applies to the transport complex enterprises. First of all, it is necessary to note the high resource intensity of such enterprises. Their work often involves a large number of employees, so it is necessary to strictly comply with the traffic schedules, to keep records of financial indicators dependence on the company's current operations and total process management and control.
The transport companies business is rather dissimilar therefore each branch automation has its own character in the organization of accounting, warehouse accounting, as well as material and technical supply. As to the cargo and passenger transportation management systems a certain set of technological knowledge in the relevant areas of transport is required.
The role of applied programming used in transport technologies is analyzed in the article: the prerequisites for applied programming implementation in this field of human activity are investigated; the advantages of its use are determined; examples of software products for automating the transport processes management and their role are examined.
Key words: applied programming, transport processes, information technologies.
Транспортная отрасль имеет серьезное значение как для благополучной жизни населения страны, так и для нормального функционирования бизнеса и государства в целом.
Компании, работающие в транспортной отрасли, при внедрении неверных инновационных ИТ-решений или при отсутствии хороших систем автоматизации могут сталкиваться с рядом трудностей, таких как:
- оптимизация транспортных расходов, связанных с эксплуатацией подвижного состава;
- заполняемость транспорта, контроль перегрузов или, наоборот, недогрузов транспортных средств и, как следствие, получение штрафа от надзорных и контролирующих служб;
- сложности составления оптимальных маршрутов движения и планирование транспортного процесса;
- медленный документооборот; высокая конкуренция в этой бизнес-сфере [1].
Большая территориальная удаленность объектов друг от друга, неудовлетворительное качество транспортного обслуживания, невозможность организации работы без оператора, а также неправильный выбор транспортного средства (ТС) - все это приводит к высоким издержкам и, как следствие, финансовым потерям.
В транспортной отрасли предприятиям приходится прибегать к сервису посредников, где велик риск экономических махинаций, связанных с предоставлением недостоверных данных о количестве перевезенного груза и использовании транспортных средств.
Всегда в процессе присутствует еще один человек - оператор перевозок, координирующий все действия, контролирующий информационный поток [2].
Именно человек является «слабым звеном» всего процесса: допускает ошибки зачастую из-за простой халатности.
Чтобы избежать этого и многих вышеописанных проблем, нужно использовать помощь качественных решений по автоматизации (контролю груза, взвешиваний, перемещений ТС) транспортной отрасли, общее название которых - АСУ ТП.
Эти инженерные продукты гарантируют защиту производства и бизнеса. Хорошо налаженная транспортная логистика способствует установлению благоприятных внешнеэкономических отношений, помогает установить сообщение между объектами одной области и между регионами, позволяет расширять географию поставок [3].
Современные автоматизированные комплексные программно-аппаратные решения для диспетчеризации транспорта, мониторинга, управления в транспортной отрасли, парковочные системы, коммерческие дороги и переправы способны качественно и быстро решать многие сложности, предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций.
Общие преимущества, которые появляются при использовании АСУ ТП:
- получение достоверных данных в режиме реального времени и, как следствие, управляемость бизнес-процессов транспортной и логистической инфраструктуры;
- техногенная, экономическая и террористическая безопасность предприятия (предотвращение аварий и внезапных ситуаций, несанкционированных проездов на территорию и т. п.);
- контроль осуществляется с помощью аппаратных средств и интеллектуальных технологий распознавания образов, номеров, событий и видеоаналитики: радиочастотной идентификации (активные и пассивные RFID-метки), датчиков температур, радиационного контроля;
- регулирование/управление логистикой, движением ТС на федеральных автострадах, коммерческих дорогах и переправах, управление многоэтажными паркингами с предоставлением информации водителю о наличии свободных мест (удобство + безопасность);
- предоставление более качественного сервиса заказчику (услуга выполняется быстрее, «под рукой» имеется самая полная информация о взаимоотношениях с клиентом);
- обеспечение оптимальной загрузки транспортного средства;
- придание объектам транспортной инфраструктуры более высоких потребительских качеств;
- исключение заторов, увеличение пропускной способности на территории объекта;
- значительная экономия финансовых и временных ресурсов;
- устранение ошибок, вызванных человеческим фактором;
- оптимизация выполнения заявок на доставку грузов;
- снижение эксплуатационных затрат [4].
В результате внедрения этих технологий возможно улучшить взаимодействие с различными типами технических и программных компонентов информационных систем устранением промежуточных звеньев посредством интеграции информационных потоков, глобализацией логистических систем, постепенным слиянием различных процессов в глобальной системе обмена материальными, энергетическими, финансовыми и информационными потоками.
Проведем анализ основных предпосылок, проблемы, а также практик программного обеспечения транспортных процессов.
Наряду с общими для всех транспортных предприятий задачами, в сфере пассажирских перевозок есть своя специфика, касающаяся сервиса и обслуживания пассажиров. Быстро и удобно купить билет, сделать пересадку, легко сориентироваться в незнакомом месте - это требования современных пассажиров, которым любое конкурентоспособное предприятие транспортной отрасли должно соответствовать.
Одной из насущных и специфических проблем для транспортных предприятий, работающих в различных сферах городских и пригородных пассажирских перевозок, является внедрение автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП).
В любом городе существует множество предприятий, работающих в сфере пассажирских перевозок. Однако пассажиру, которого интересует лишь комфорт и быстрота передвижения, совершенно не интересно разбираться в тонкостях их взаимоотношений.
Решение, повышающее эффективность работы пассажирского транспортного комплекса в целом, а также на уровне отдельного мегаполиса, находится в области создания общей системы, синхронизирующей и унифицирующей билетное меню, к которому подключаются все операторы, включая коммерческие.
Подобной системе необходимо учитывать также все категории льготных пассажиров, которые должны получить возможность льготного проезда на любом виде муниципального и коммерческого транспорта, согласно законодательству [5].
Мировая практика показывает, что наиболее эффективная и жизнеспособная система - это когда АСОП находится под каким-то одним оператором, который организует продажу билетов, аккумулирование и учет доходов, прочие операции, связанные с билетами на транспорт.
Перевозчики, подключаясь к этой системе, получают доход от предоставления транспортных услуг. То есть подобные системы должны строиться как на автоматизации оплаты проезда, так и на автоматизации контроля транспортной работы.
Примерами подобных удачно работающих систем могут служить смарт-карты Octopus, действующие в Гонконге, по которым, кстати, можно не только оплачивать проезд в общественном транспорте, но и рассчитываться за покупки в магазинах, ресторанах и торговых автоматах, или же лондонская транспортная карта Oyster, с помощью которой можно передвигаться в лондонском метро, автобусах, London Overground («лондонская надземка»), поездах легкого метро (DLR), трамваях, а с 2010 г. - в большинстве поездов пригородных направлений [1].
На сегодняшний день в российской отрасли междугородного автобусного сообщения сложилась ситуация, когда пассажир привязан даже не к локальному перевозчику, а к месту отправления. Билеты продаются только в том направлении, куда осуществляется перевозка. А если необходима поездка с пересадкой на стыковочных рейсах, то проблемы и неудобства, связанные с приобретением проездных билетов, возрастают на порядок.
Единая система способна разрешить эти проблемы. Все перевозчики, подключившись к ней, могли бы размещать там информацию о маршрутах, количестве бортов, тарифах и т. д. Все это позволит пассажирам легко планировать мультимодальные поездки, предполагающие разные виды транспорта.
Пример успешного внедрения подобной системы - организация мультимодальных перевозок в Крым с использованием единого проездного документа на разные виды транспорта: железную дорогу, морской паром, автобус [6].
Мировая практика показывает, что сбор доходов от оплаты проезда пассажирами в крупных мегаполисах, таких как Москва, требует нестандартных решений с использованием интернет-
технологий. Однако внедрение новых каналов продаж происходит не так быстро, как хотелось бы: несмотря на стремительное развитие мобильных сервисов, существенный объем продаж по-прежнему идет через обычные кассы.
Однако повышение рентабельности сбора доходов невозможно без оптимизации операционных издержек на кассовое обслуживание. При этом существенно важно повышать уровень качества и доступности сервиса продажи билетов на проезд. Работа кассира сопряжена со всеми рисками, обусловленными человеческим фактором: ошибки, мошенничество, потеря производительности и др. Введение системы продаж билетов в формате самообслуживания - это необходимое требование любой эффективной системы городского общественного транспорта.
Так, например, компания ПСС разработала и поставляет новые терминалы автоматизированной продажи билетов для городского общественного транспорта Москвы.
Решение об установке терминалов было принято в связи с катастрофическим увеличением количества очередей в кассах и с потерей, в связи с этим, качества обслуживания пассажиров, рентабельности сбора доходов и повышения уровня операционных издержек. Естественным выходом из сложившейся ситуации стала автоматизация.
В 2012 г. во всех вестибюлях Московского метрополитена было установлено 1 200 билетных автоматов, которые по итогам первого года работы обеспечили до 40% всех продаж билетов на 1-2 поездки по картам MIFARE Ultralight за наличный расчет [7].
Одновременно с автоматизацией процесса продаж билетов компания «Передовые системы самообслуживания» предлагает решения по оптимизации издержек на обслуживание и поддержку работоспособности всего парка автоматов по продажам билетов, - уникальный программный продукт - «ПСС. Платформа». Эта система обеспечивает централизованный мониторинг и управление сетью терминальных устройств, что, в свою очередь, позволяет поддерживать качество сервиса продажи билетов.
В отличие от метрополитена, наземный общественный транспорт подходит к решению аналогичной задачи постепенно. Происходит замена обычных киосков автоматами.
Сейчас в процессе реализации находится интересный и сложный проект по запуску в промышленную эксплуатацию терминалов по продаже билетов, который реализует ГУП «Мосгор-транс» совместно с компанией «Передовые системы самообслуживания». Терминалы по продаже билетов представляют собой уникальные по конструктивным и функциональным особенностям устройства, которые в максимально агрессивной среде (диапазон температур от -50 до +50, переменная влажность, осадки) имеют полный функционал по продаже билетов на наземный транспорт: практически все билетное меню, возможность пополнять «Тройку», принимать наличные, выдавать сдачу, работать с безналом. И все это - в круглосуточном режиме.
Одновременно идет замена устаревших остановочных пунктов. Новые остановки оформляются в фирменном стиле «Московского транспорта» - в красных и белых цветах. Часть из них также оборудована автоматами по продаже билетов [7].
Получение своевременной информации очень важно для современного мегаполиса. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий за счет эффективного оповещения. Система обязательно должна учитывать нужды людей с ограниченными возможностями, а также быть интегрирована с системами экстренных служб. Качественная и доступная система информирования, несомненно, повышает туристическую привлекательность отдельно взятого региона.
В отдельную категорию входит служебная территория, где размещаются внутренние службы транспортного узла, а также - сам подвижной состав. И во всех этих условно выделенных пяти контурах необходимо создавать соответствующую инфраструктуру: это могут быть сенсорные киоски с интерактивными сервисами и кнопкой селекторной связи с экстренными службами или же специализированные табло, информационные панели, средства аудиооповещения и многое другое.
Мобильные интернет-сервисы станут хорошим дополнением к данной инфраструктуре - они смогут существенно повысит качество информирования и скорость экстренного оповещения [8].
Для обеспечения прибыльности транспортным пассажирским компаниям важно эффективно работать с наличной выручкой. Несмотря на то, что доля безналичных платежей в целом повышается, в абсолютных величинах объем наличной выручки возрастает из-за увеличения объема денежной массы в целом. Процессы сдачи, пересчета, хранения и учета наличности до момента
инкассации достаточно трудоемкие и сопряжены с криминальными и другими рисками, связанными с человеческим фактором. Не менее остро стоят вопросы безопасного хранения наличной выручки на удаленных пунктах взимания платы и сдачи выручки, а также ее инкассации. Особенности тарификации на городских маршрутах и пригородном сообщении предполагают дорогостоящий и трудоемкий процесс сдачи и хранения наличной выручки монетами.
Внедрение автоматизированной системы приема и хранения выручки предполагает использование автоматизированных депозитных машин (АДМ) с модулями автоматического приема банкнот и монет. У компании ПСС есть специальное решение для централизованного управления и мониторинга сетью модулей АДМ, которое также позволяет через специальный веб-интерфейс получать отчетность о сданной выручке. Эта комплексная система позволяет транспортному предприятию экономить на стоимости инкассации в удаленных пунктах сбора доходов за счет хранения выручки в АДМ в течение нескольких дней, снизить затраты на закупку кассовой техники, оптимизировать издержки на обслуживание всего парка АДМ, а также - затраты на персонал [1].
Количество платных дорог в России неизбежно будет увеличиваться. Об этом свидетельствует мировой практический опыт. Поэтому автоматизированные системы взимания платы будут все более востребованы.
Как правило, пункты взимания платы на автодорогах значительно удалены от централизованного офиса, то вполне логично их оборудование автоматическими кассами для обеспечения взимания платы за проезд в формате самообслуживания, а также системами считывания транс-пондеров. Подобные системы со временем станут все более распространены благодаря своему удобству и простоте использования. Водителям такое решение позволит быстро и комфортно оплачивать проезд, а оператору проводить мониторинг всей системы.
В связи с этим актуальной становится задача развертывания инфраструктуры для распространения транспондеров. В настоящее время компания ПСС как раз прорабатывает проект по созданию автоматизированного устройства вендинга транспондеров.
Оценивая перспективы развития информационных технологий в транспортной отрасли, можно выделить две основные тенденции.
Во-первых, это унификация и централизация решений, которые необходимы для дальнейшего развития всей транспортной отрасли.
И это мировая практика: единый системный оператор, к которому подключаются независимые агенты и партнеры, единая система, которая имеет, в том числе, свой API с возможностью разработки собственных «надстроек», единая база данных, подключившись к которой агенты могут использовать всю накопленную статистику для своей работы.
А пассажир должен получать любую услугу буквально «в два клика». Тогда уровень комфорта и уровень удовлетворенности услугой будет только возрастать.
Во-вторых, современная реальность такова, что транспортная отрасль (как и большинство других отраслей) представляет собой некую распределенную инфраструктуру различного рода объектов: будь то терминал самообслуживания, табло информирования, линии придорожного освещения, шкафы автоматики и пр.
Литература
1. Шашкова И.Г. Информационные технологии на транспорте // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 1-1. - С. 68-75.
2. Согомонян С.Г. Современные информационные технологии на транспорте // Логистика в портфеле ресурсов импортозамещающей индустриализации: антикризисные стратегии роста и развития в условиях санкционных ограничений: Материалы международного научно-практического XI Южно-Российского логистического форума. - 2015. - С. 180-184.
3. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 с.
4. Чеботарева Ю.А. Информационные технологии транспортной инфраструктуры в России // Транспорт, наука, образование в XXI веке: опыт, перспективы, инновации: Материалы VII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 228-231.
5. Шашкова И.Г. Информационные технологии на транспорте // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 1-1. - С. 68-75.
6. Власов В.М., Ефименко Д.Б., Богумил В.Н. Информационные технологии на автомобильном транспорте: Учебник. - М.: Academia, 2014. - 256 c.
7. Волобуев Д.В., Куренбаев А.Н. Информационные технологии на транспорте // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 6-2 (90). - С. 106-108.
8. Кулиев М.А. Современный рынок транспортных услуг России: проблемы и перспективы развития // Наука, техника и образование. - 2017. - № 8 (38). - С. 48-51.
9. Якупов Д.И., Епанешников В.В. Информационные технологии в транспорте // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 350-354.