Научная статья на тему 'Роль преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку'

Роль преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АВТОНОМНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТИВИЗАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / AUTONOMY / INDEPENDENT WORK / AUTONOMY AS A QUALITY OF THE INDIVIDUAL / THE ROLE OF A TEACHER IN TRAINING IN FOREIGN LANGUAGE / FUNCTIONS OF A TEACHER WHEN TRAINING IN FOREIGN LANGUAGE / INDEPENDENT ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY / STRENGTHENING AND INTENSIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыса Елена Александровна

В статье обосновывается актуальность организации учебного процесса по иностранному языку в неязыковом вузе с точки зрения автономности обучающихся. В связи с трансформацией парадигмы высшего образования и сокращением аудиторных часов, перемещением акцента на самостоятельную работу важное значение приобретает поиск таких методов обучения, которые способствуют пониманию и осознанию обучающимися собственной учебно-познавательной деятельности, развитию умений самостоятельной постановки целей обучения и поиска эффективных путей достижения желаемого результата. Целью данной статьи является рассмотрение роли преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку. В процессе изучения иностранного языка обучающиеся реализуют собственные познавательные потребности. Задача преподавателя – помочь студенту осознать себя автономной личностью, научить поиску, систематизации, интегрированию знаний из различных областей, применению новейших технологий в своей профессиональной деятельности, развить умения, которые обучающемуся необходимы для самостоятельного обучения, а также обеспечить студента теми учебными стратегиями и тактиками, которыми он сможет воспользоваться при мотивированной организации самостоятельного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыса Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of the organization of educational process of foreign language teaching in higher school from the point of view of student autonomy. In the context of transformation of the higher education paradigm and reduction of class hours with moving accent and self-importance in the search for such methods of training, which contributed to understanding and awareness of the learners own educational-cognitive activity, development of skills of putting the purposes of training and search for effective ways of achieving the desired result. In this regard, the purpose of the article is to consider the role of the teacher when forming student autonomy at a non-language University in learning foreign language. Learning foreign languages students implement their own educational needs. The task of a teacher is to help the trainee understand themselves as autonomous personality, teach search, systematization, integrate knowledge from different fields, teach apply the newest technologies in their professional activities, develop skills that are necessary for the independent learner training and also provides the student with the educational strategies and tactics, which could he use at motivated organization of independent learning.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку»

УДК 811'243:378.662.126:378.147.88

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е.А. Сыса

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

В статье обосновывается актуальность организации учебного процесса по иностранному языку в неязыковом вузе с точки зрения автономности обучающихся. В связи с трансформацией парадигмы высшего образования и сокращением аудиторных часов, перемещением акцента на самостоятельную работу важное значение приобретает поиск таких методов обучения, которые способствуют пониманию и осознанию обучающимися собственной учебно-познавательной деятельности, развитию умений самостоятельной постановки целей обучения и поиска эффективных путей достижения желаемого результата. Целью данной статьи является рассмотрение роли преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку. В процессе изучения иностранного языка обучающиеся реализуют собственные познавательные потребности. Задача преподавателя - помочь студенту осознать себя автономной личностью, научить поиску, систематизации, интегрированию знаний из различных областей, применению новейших технологий в своей профессиональной деятельности, развить умения, которые обучающемуся необходимы для самостоятельного обучения, а также обеспечить студента теми учебными стратегиями и тактиками, которыми он сможет воспользоваться при мотивированной организации самостоятельного обучения.

Ключевые слова:

Автономность, самостоятельная работа, автономность как качество личности, роль преподавателя при обучении иностранному языку, функции преподавателя при обучении иностранному языку, самостоятельная организация учебно-познавательной деятельности, активизация и интенсификация учебного процесса.

Глобализация и интернационализация образования во всем мире обусловливают создание множества принципиально новых технологий и методов производства, которые должны найти признание в международном образовательном и научном пространстве. Эти процессы явились предпосылкой как для переосмысления целей и содержания обучения в неязыковом вузе, так и для постановки проблемы в отношении изменения личностных качеств обучающегося и преподавателя.

Актуальная научная дискуссия ставит обучающегося в центр образовательного процесса. Она не только инициирована исключительно новейшими исследованиями в области лингвистики и речемыслительной деятельности по овладению иностранным языком, но и основывается на таких дисциплинах, как психолингвистика, языкознание, методика, а также на теории познания. Речь идет об изменении традиционной педагогической парадигмы, когда во главе угла стоял преподаватель, второй важнейшей составляющей являлся учебник / учебно-методической комплекс, и в качестве третьего элемента был представлен обучающийся как потребитель определенной программы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определены требования, обязательные при реализации основных образовательных программ. В основных образовательных программах бакалавриата отмечается, что «бакалавр должен владеть навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, а также способно-

Сыса Елена Александровна,

соискатель кафедры иностранных языков Энергетического института, ст. преподаватель кафедры немецкого языка Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: методика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

стью стремиться к саморазвитию, критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков» [1. С. 2; 2. С. 2].

Особенно четко акцент на изменение траектории образовательного процесса по иностранному языку в сторону усиления доли самостоятельной работы студентов, а в дальнейшем и автономности личности студента как субъекта образовательного процесса просматривается в примерной Программе по иностранному языку для вузов неязыковых специальностей (утверждена научно-методическим советом по иностранному языку Минобрнауки РФ 18.06.2009 г.). «Данная программа строится с учетом следующих педагогических принципов: коммуникативной направленности, культурной и педагогической целесообразности, интегративности, нелинейности, автономии студентов, которые реализуются открытостью информации для студентов о структуре курса, требований к выполнению заданий, содержания контроля и критериях оценивания разных видов устной и письменной работы, возможностей использования системы дополнительного образования для корректировки индивидуальной образовательной траектории» [3. С. 3].

Соответственно, большинство современных программ по иностранному языку в ведущих технических вузах России базируются на личностно ориентированном подходе с учетом принципа автономии, который развивает способности обучающегося самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею и осуществлять рефлексию и коррекцию учебно-познавательной деятельности [1, 2, 4].

В связи с этим целью данной статьи является рассмотрение роли преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку.

Автономность рассматривается нами как качество личности. Под автономностью мы понимаем способность студента быть активным и ответственным реципиентом знаний, способность к целеполаганию, умение самостоятельно и осознанно выбирать и группировать стратегии, приемы и тактики для достижения поставленной цели, способность к саморефлексии и самооценке собственной учебно-познавательной деятельности, а также способность переносить полученные результаты в другие учебные и жизненные контексты.

Мы поддерживаем большинство современных отечественных и зарубежных исследователей (М.А. Ариян, Г.М. Бурденюк, Е.Н. Соловову, Н.Ф. Коряковцеву, Т.Ю. Тамбовкину, Т.Ю. Терновых, И.Д. Трофимову, М.В. Плеханову, И.Н. Хмелидзе, Л. Дикинсона, В. Айнзидлера, П. Биммеля, У. Рампилльена и т. д.), которые подчеркивают, что в настоящее время преподаватель в учебном процессе получает функцию модератора, когда он информирует, советует, побуждает обучающегося к чему-либо.

Традиционно за организацию и проведение занятия, подбор учебных материалов и оценивание работы студентов несет ответственность преподаватель. В то же время во многих современных исследованиях по методике обучения иностранному языку подчеркивается необходимость преодоления противоречия между заранее определенным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости учебного процесса. Мы согласны с К.С. Лелюшкиной в том, что «такой подход ставит целью активизировать педагогический процесс по иностранному языку, придать ему креативный, поисковый, исследовательский характер» [5. С. 47], а также с Л. Дикинсоном в том, что «студенты способны отвечать за такие моменты в процессе обучения, как, например, постановка учебных задач, выбор учебных материалов, оценка достигнутого результата» [6. С. 37]. Однако в силу особенностей системы образования в российских школах большинство абитуриентов не готовы стать полноправными участниками автономного процесса обучения. Поэтому преподавателю следует организовать занятия по иностранному языку на основе педагогического сотрудничества таким образом, чтобы вовлекать студентов в процесс управления учебно-познавательной деятельностью и передавать им шаг за шагом ответственность за результаты собственной учебно-познавательной деятельности.

Неконструктивен в плане развития личности студента, как отмечает В.В. Горшкова, такой тип взрослого человека, который работает в сфере школьного, высшего, поствузовского образования и проявляет «авторитарно-уверенную, амбициозно-несомневающуюся в своих решениях позицию <...> стагнизирующую позиционирование на достигнутых результатах своей деятельности, замкнутости на собственном "псевдо-Я"» [7. С. 21]. Не снижая значимости педагога и целенаправленной организованной педагогической деятельности, в процесс обучения необходимо включить самого обучающегося, его собственную активность на всех этапах самоуправления

учебно-познавательной деятельностью, начиная с самостоятельного диагностирования, целепо-лагания и планирования. Данное положение является важной детерминантой, требующей превращения обучающихся в автономных субъектов образовательного процесса [8. С. 140].

По мнению О.В. Пустининой, способность самостоятельно мыслить формируется в процессе активного освоения знаний, поэтому в настоящее время необходимо отдавать предпочтение такому взаимодействию преподавателя и студентов, которое способствовало бы свободному развитию личности студента и передавало бы инициативу учения самому обучаемому. В методическом плане значение преподавателя ни в коей мере не снижается, напротив, преподаватель выполняет чрезвычайно сложную задачу создания условий для самореализации студента в образовательной среде как независимой и ответственной личности. Основная цель при этом заключается в том, чтобы обеспечить формирование у студента способности к самостоятельному управлению своей учебно-познавательной и коммуникативно-когнитивной деятельностью и реализацию ведущих субъективных качеств автономной личности [9. С. 74].

Согласимся с М.В. Плехановой, которая определяет наиболее приемлемую характеристику стиля преподавателя - так называемую активную пассивность, «особенно важную при реализации автономного подхода и выражающуюся во внешне пассивном поведении преподавателя, его невмешательстве в работу группы, предоставлении студентам свободы в выборе решения поставленной задачи. Вместе с тем, преподаватель должен уметь антиципировать возможные сложности и оперативно реагировать на запросы студентов, а также отслеживать процессы, происходящие в группе, и неявно корректировать их в случае необходимости» [10. С. 69].

Мы согласны также с Т.Ю. Терновых, что задачи преподавателя в «активной» методике изучения иностранного языка также меняются, становятся не менее трудными, чем ранее. «Преподаватель должен создать условия для того, чтобы студент осознал эффективность применения учебных стратегий (они являются базисом учебной компетенции), научился их применять, оценивать, строить собственные» [11. С. 120]. Научить обучающегося ориентироваться в новых способах учебных действий, принять и осознать их, ознакомиться с учебными стратегиями и тактиками - такова роль преподавателя при формировании автономности студентов. Эффективность реализации такого стиля преподавания зависит от характера взаимоотношений преподавателя с обучающимися, от отношения студентов к обучению, а также от их осознания собственной автономности.

Как было отмечено выше, автономность рассматривается нами как качество личности. Суть личностного параметра заключается в целом в формировании таких качеств обучающегося, как способность к целеполаганию, самостоятельной рефлексии и коррекции собственной учебно-познавательной деятельности; владение эффективными стратегиями и тактиками учебно-познавательной деятельности; способность нести ответственность за результаты своего обучения; умения находить новые, оригинальные и оптимальные решения учебных задач. Реализация данного параметра связана с влиянием преподавателя, характера его взаимоотношений с обучающимися, стиля преподавания на отношение обучающихся к процессу обучения, а также с осознанием собственной автономности обучающимися. Положительный обучающий эффект усиливается благодаря обмену мнениями и опытом среди студентов, т. е. вербализации процесса обучения. Обучающиеся подводятся с помощью задания к самостоятельному выбору и использованию оптимальных учебных стратегий при изучении иностранного языка, что способствует переносу навыков и умений, их универсализации. Таким образом, в процессе обучения иностранному языку происходит формирование качеств, базовых для автономной личности.

Согласно мнению многих зарубежных исследователей (Р. Дюда. Д. Литтл, Р. Смит, Я. Ван Эк и др.), преподаватель сам должен обладать автономностью. При этом под автономностью преподавателя Я. Ван Эк понимает его способность анализировать свою педагогическую деятельность с целью выбора наиболее эффективных способов и приемов обучения, которые дадут возможность обучающимся сделать самостоятельный выбор. Я. Ван Эк считает, что преподаватель должен выступать в роли эксперта, его участие в процессе обучения в этом качестве имеет огромное значение в организации работы студентов. Следовательно, роль преподавателя чрезвычайно сложная, т. к. требует высокой степени развития профессиональных умений, включая умение сотрудничать с обучающимися, умение анализировать процесс обучения как с точки зрения его результатов, так и с точки зрения формирования автономности обу-

чающихся и, в конечном счете, нести ответственность за создание условий, которые обеспечивают саморазвитие обучающихся, развитие их автономности при изучении и использовании иностранного языка [12. С. 67].

Деятельность преподавателя по формированию у обучающихся автономности в рамках процесса обучения иностранному языку в вузе должна заключаться в том, чтобы помочь студентам решить следующие задачи:

• сформировать у себя определенные умения, необходимые для осуществления учебно-познавательной деятельности;

• развивать необходимые умения, применяя их на практике; научиться применять их в реальной учебной и профессиональной деятельности;

• проверить эффективность данных умений (уже сформированных) в реальных учебных и практических ситуациях;

• научиться осуществлять рефлексию собственной учебно-познавательной деятельности;

• научиться применять сформированные умения в профессиональной деятельности.

Исходя из представленных рассуждений и опираясь на предложенную выше трактовку понятия «автономность», сформулируем функции преподавателя:

• направление и регулирование работы студентов по ознакомлению и освоению новых учебных стратегий и тактик,

• формирование способности обучающихся к целеполаганию, самооценке, саморефлексии и коррекции собственной учебно-познавательной деятельности;

• рациональная организация самообучения студентов;

• формирование способности обучающихся переносить полученные результаты в другие учебные и жизненные контексты.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: преподаватель способствует формированию у обучающихся учебной компетенции, накоплению процедуральных знаний, организации собственных способов учебных действий по достижению цели, формирует способность активно и осознанно управлять собственной учебно-познавательной деятельностью.

Здесь необходимо отметить, что, «как показывает практический и теоретический опыт, стереотипы, связанные с доминирующим положением преподавателя, ожидание от преподавателя четких указаний о способах организации учебной деятельности преодолеваются трудно как студентами, так и преподавателями. Переход к новым ролям связан часто с нежеланием обучающихся принимать на себя ответственность за процесс обучения, опасением преподавателя, что обучающиеся не справятся с этой ответственностью. Отправной точкой при переходе от стереотипных моделей поведения является доверие преподавателя по отношению к студентам, что позволяет формировать автономность обучающихся» [8. С. 142].

Кроме того, самообразование преподавателя позволяет ему вникнуть в новый подход к обучению иностранному языку, поскольку в настоящее время существует множество возможностей для повышения собственной квалификации: специальная литература, информация в глобальных компьютерных сетях, семинары, проводимые вузами. Преподаватель, заинтересованный в собственном саморазвитии и саморазвитии своих студентов, активно знакомится с новыми учебными стратегиями и тактиками, широко применяет их в своей профессиональной деятельности, знакомит с ними обучающихся.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект №13-16-70502

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная основная образовательная программа высшего и профессионального образования бакалавриата по направлению 210100 «Электроника и наноэлектроника» // Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. 2010. - URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/poops/1/20/20110619161251.pdf (дата обращения: 16.10.2013).

2. Примерная основная программа высшего и профессионального образования бакалавриата по направлению 230700 «Прикладная информатика» // Федеральные государственные образо-

вательные стандарты высшего образования. 2010. - URL: http://www.fgosvpo.rU/uploadfiles/poops/1/22/20110624102040.pdf (дата обращения: 16.10.2013).

3. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов // Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. 2009. - URL: http://www.fgosvo.ru/ppd/11/11 (дата обращения: 31.10.2013).

4. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» бакалавриата по направлениям 221400 «Управление качеством», 201000 «Биотехнические системы и технологии», 280700 «Техносферная безопасность», 210100 «Электроника и наноэлектроника» // Корпоративный портал ТПУ. 2010. - URL: http://portal.tpu.ru/fond (дата обращения: 14.10.2013).

5. Лелюшкина К.С. Концептуальные положения и технология обучения иноязычному лично-стно-ориентированному общению. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 138 с.

6. Dickinson. L. Self-instruction in language learning. - Cambridge University Press, 1987. - 200 p.

7. Горшкова В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования: мо-ногр. - СПб.: ИОВ РАО - 2004. - 148 с.

8. Хмелидзе И.Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода (немецкий язык, базовый курс): дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2009. - 256 с.

9. Пустинина О.В. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку через использование интерактивных форм работы: дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2008. - 206 с.

10.Плеханова М.В. Формирование межкультурной компетенции на основе использования аутентичных материалов при обучении иноязычному общению студентов технического вуза (немецкий язык, базовый курс): дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2006. - 228 с.

11. Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности студентов первокурсников языкового факультета в работе с иноязычным текстом: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 270 с.

12.Van Ek, J.A. Objectives for foreign language learning: V. I: Scope Text. - Strasbourg: Council of Europe, Council for Cultural Cooperation. - 1993. - 65 p.

Поступила 01.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.