УДК 796.062.4
РОЛЬ ПРЕДМЕТА ОБЖ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Михаил Юрьевич Пимкин
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
1искутП1а@та11. ги Павел Юрьевич Кащеев
студент [email protected]
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье приведены данные по актуальности вопроса формирования мотивации к ведению здорового образа жизни обучающимися общеобразовательной школы. Рассмотрена роль школьного предмета ОБЖ в этом процессе. Приведены данные по динамике уровня значимости здорового образа жизни для обучающихся в результате проведенных внеурочных мероприятий по ОБЖ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, обж, внеурочная работа, вредные привычки.
Изменения, которыми в настоящее время характеризуются социально-политическая и экономическая сферы жизни общества, диктуют необходимость в пересмотре требований к воспитанию. Это связано с участившимися экологическими и техногенными катастрофами, с негативными явлениями социального характера, с переменами в сложившихся устоях и ориентирах нравственности. Что, в свою очередь, является предпосылкой для формирования кризиса гуманистического характера. В наибольшей степени он негативным образом способен влиять на детей и подростков. Следствием чего является увеличение показателей преступности, употребления наркотиков, алкогольных напитков среди них. В связи с этим проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время является очень актуальной. Это проблема всего общества, но важная роль в ее решении принадлежит образованию. Так как в рамках образовательного процесса происходит не только формирование знаний умений и навыков, но и становление личности со своим комплексом мировоззренческих позиций. Поэтому роль школы в процессе формирования правильного ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни очень существенна[5]. Но, по мнению многих ученых, в работе современной школы система информирования обучающихся о проблемах сохранения и формирования здоровья проработана недостаточно глубоко. Комплекс знаний выпускников по вопросам здоровья и здорового образа жизни находится на низком уровне. Они не обладают навыками ведения здорового образа жизни, не осознают причинно-следственную связь между вредными факторами среды и здоровьем человека в частности и будущих поколений в общем. Ученые, занимавшиеся проблемами педагогики и психологии, считают, что подростковый возраст - это наиболее благоприятный этап в процессе развития личности с точки зрения формирования ее мировоззрения [2]. Именно в этот период происходят изменения в организме человека, которые лежат в основе формирования центрального новообразования личности подростка, определяющего его объективную и субъективную готовность быть полноценным членом общества.
Так как подростковый возраст - это ключевое время формирования системы взглядов на жизнь и отношения к окружающей действительности, то именно в рамках деятельности школы и должна проводится необходимая работа, направленная на формирование правильной системы ценностей обучающихся, в том числе касающихся здоровья и здорового образа жизни. Для достижения цели формирования мотивации ведения здорового образа жизни обучающимися необходимо осуществлять педагогическую деятельность в следующих направлениях:
1. Формирование оптимальных внешнесредовых условий;
2. Создание микросоциальной среды, которая характеризуется благоприятным психологическим климатом, конструированием активной творческой обстановки и формированием гуманистических отношений. Необходимым условием для этого является совместная деятельность и выстраивание позитивных коммуникаций между обучающимися и педагогами [1].
3. Создание необходимых условий, обеспечивающих посредством самопознания, рефлексии и целеполагания саморазвитие и самовоспитание обучающихся.
В процессе формирования правильного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни важная роль принадлежит школьному курсу ОБЖ [3]. В результате усвоения его материалов происходит не только формирование необходимых знаний и умений, но и становление правильной ценностной ориентации относительно вопросов здоровья и здорового образа жизни.
Большим потенциалом в процессе формирования мотивации ведения обучающимися здорового образа жизни помимо уроков обладают внеурочные мероприятия по ОБЖ[4]. Так как они не находятся в жестких временных и тематических рамках и позволяют использовать более широкий спектр форм их проведения.
Нами проведено исследования отношения обучающихся 10 класса к здоровому образу жизни. Для этого была использовано анкетирование. В результате обработки результатов анкетирования были получены данные, характеризующие значимость для обучающихся здорового образа жизни (рис.1).
■ Начало опыта ВКонец опыта
высокая значимость недостаточная значимость низкая значимость
Рис. 1. Динамика уровня значимости здорового образа жизни для обучающихся
Затем нами был разработан комплекс внеурочных мероприятий с различной формой их проведения, для обеспечения интереса к ним (конференция, КВН, викторина, путешествие по тематическим станциям). После проведения разработанных мероприятий нами было проведено повторное анкетирование, которое показало эффективность проведенной внеурочной работы (рис. 1.).
Список литературы:
1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избранные педагогические труды. М., 2001. -545 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Санкт-Петербург. Изд.: Питер, 2017. - 275 с.
3. Карпачёва Т.В. Обучение здоровому образу жизни на основе межпредметной интеграции // Наука и Образование. 2020. T.3. №2.
4. Кузнецова Н. В., Добрынина К.И. Реализация деятельностного подхода в обучении ОБЖ // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-3. С. 50-53. - DOI 10.18411/lj-04-2020-52.
5. Панфилов К. Ю., Дьяконова И.В. Теоретические основы формирования у обучающихся основ культуры здорового образа жизни // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 248.
UDC 796.062.4
THE ROLE OF THE SUBJECT OF OBZH IN THE PROCESS OF FORMING MOTIVATION OF STUDENTS TO LEAD A HEALTHY
LIFESTYLE
Mikhail Yu. Pimkin
Candidate of Agricultural Sciences luckymiha@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia Pavel Yu. Kasheev student [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article presents data on the relevance of the issue of formation of motivation for a healthy lifestyle by students of a general education school. The role of the school subject life safety in this process is considered. The data on the dynamics of the level of importance of a healthy lifestyle for students as a result of extracurricular activities on life safety are given.
Key words: healthy lifestyle, obzh, extracurricular work, bad habits.
Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022. The article was submitted 02.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.