Научная статья на тему 'Роль правовых дисциплин в формировании патриотических чувств и гражданского сознания'

Роль правовых дисциплин в формировании патриотических чувств и гражданского сознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль правовых дисциплин в формировании патриотических чувств и гражданского сознания»

РОЛЬ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ

И. Н. Тащиян, преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью.» [1]. В законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

К сожалению, события последнего времени в политической, экономической и культурной сферах России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа [2, с. 112].

В толковом словаре В. И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизно-люб [3, с. 442].

В нравственный кодекс патриота включаются критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить

его интересам. Природа патриотизма, как и любого чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, мы даем ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм — сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации [4, с. 134].

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», — писал В. Г. Белинский.

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, — писал Константин Дмитриевич, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

Гражданин — это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг [5, с. 5].

Гражданский долг — признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.

Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания студентов занимает содержание образования.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Таким образом, говоря сегодня о ментальных основах подготовки будущего специалиста, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т. е. гражданина-патриота.

Уроки права призваны повышать правовую грамотность подростков и молодежи, формировать навыки безопасного и ответственного поведения, пропагандировать здоровый образ жизни. Главная задача в работе с современной молодежью — не пытаться навязать те ценности, которые могут показаться трудными для восприятия, а стремиться заинтересовать подростков, дать возможность поверить в красоту и многогранность правовой жизни, дать им возможность реализовать себя тем или иным законным способом.

Это могут быть традиционные правовые уроки, профилактические беседы на правовые темы, разбор проблемных ситуаций, совместная выработ-

ка правил поведения, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов, арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, Все это действенные формы повышения правовой культуры студентов.

Большую популярность в правовом обучении приобрела проектная деятельность. Наиболее эффективно она реализуется при подготовке к семинарам, защите практических работ, при подготовке к конференции.

Не менее важно то, что правовое воспитание даст возможность молодежи активно участвовать в законотворческих процессах со своими законодательными инициативами. Этого помогает достигать использование на уроках приема «мозговой штурм». Когда студентам предлагается, разбившись на инициативные группы, представить свои проекты законодательных актов, разработать программы мероприятий (например, молодежной политики).

В осуществлении правовоспитательной работы среди молодежи недостаточно только одного воздействия воспитателя извне. Одно из важных мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся. На базе колледжа был создан кружок гражданско-правового просвещения молодежи «Правовед», где проводятся предметные олимпиады по праву, конкурсы, семинары гражданского образования, форумы. Так, например, в феврале 2012 года проходил городской конкурс видеороликов «Я гражданин России», целью которого было воспитание молодого поколения граждан России в духе гражданственности и патриотизма, развитие творческого потенциала. В этом конкурсе участники кружка заняли первое место. В образовательном учреждении разработана и успешно используется система классных часов по гражданскому и правовому воспитанию.

Уважение к праву, морали, нравственности и правилам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Гражданско-правовое воспитание и образование молодежи — путь к обновлению России.

Человек всю жизнь стоит пред выбором: выгода или совесть? Остаться верным своим идеалам или поступиться ими ради наживы? Избрать путь наименьшего сопротивления или тернистый путь чести, правды, справедливости? Помочь студенту сделать правильный выбор — и есть главная задача преподавателя.

Гражданско-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправ-

ленная и скоординированная деятельность образовательной системы колледжа по формированию у обучающихся свойств, присущих гражданину, патриоту.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, — это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. — 2000. — № 196.

2. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю. И. — М.,1993.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Эксмо, 2010. — 688 с.

4. Ионов И. О. Российская цивилизация. — М., 2000.

5. Рожков М. И. Гражданин России: материалы к проведению «Урока России-2007» в образовательных учреждениях Ярославской области. — Ярославль, 2007. — 40 с.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Н. Я. Колеватова, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность по формированию у молодежи чувства верности своему Отечеству.

Студенческий возраст является наиболее оптимальным для воспитания граждан-ско-патриотических качеств, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Граж-данско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без формирования у него уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Кемеровская область — благодатная, щедро одаренная природными красотами земля, богатая легендарными историческими событиями, уникальными народными традициями, на которых воспитывается поколение за поколением. В Кузбассе всегда бережно хранили великое чувство любви к Родине, чувство гордости за своих земляков, которые внесли

большой вклад в развитие культуры, науки, государства.

В целях реализации государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а так же в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания молодежи в Беловском педагогическом колледже была разработана программа «Формирование социокультурной среды студентов колледжа», одно из направлений которой ориентировано на формирование патриотизма в системе воспитательной работы учреждения. Разработанная программа позволяет сочетать урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанных на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающих историко-культурную специфику края и будущую сферу деятельности студентов.

Немалое значение для реализации направлений программы отводится классному руководству, перед которыми ставятся конкретные цели:

• организовывать участие студентов в решении общественных проблем;

• формировать гражданскую позицию, понимание связи с людьми, живущими в обществе;

• формировать умение противостоять нетерпимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.