Научная статья на тему 'Роль правовой культуры в процессе правовой социализации личности'

Роль правовой культуры в процессе правовой социализации личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1307
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдокимов А. С.

Дается анализ роли правовой культуры в процессе правовой социализации личности и ее влияния на механизм формирования правовой активности индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль правовой культуры в процессе правовой социализации личности»

УДК 34.01

А.С.Евдокимов

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

The analysis of a role of legal culture in legal socialization of a person and its influence on the mechanism of formation of legal activity of the individual are described in the paper.

В своей сути правовая социализация представляет собой важный общественный двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение человеком социально-правового опыта путем вхождения его в социально-правовую среду и систему социальных связей, с другой стороны, — процесс воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, жизненной позиции и активного включения в социально-правовую среду и правовую жизнь. В результате подобных интеграционных процессов правовая культура конкретного человека трансформируется в своем положительном содержании в новый тип ментальности — правовую личность.

В современной правовой науке существует около 250 различных позиций по вопросу определения правовой культуры. Формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии изменяющегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе правовой социализации личности и эволюции всего общества.

Так, например, А.П.Семитко характеризует правовую культуру как «качественное состояние правовой жизни общества» [1]. З.Ч.Чикеева же полагает, что «рассматривая правовую культуру только как качественное состояние жизни, мы констатируем лишь внешнюю форму данного явления. Внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека» [2].

Необходимо заметить, что до конца ХХ в. комплексное определение понятия «правовая культура», которое соответствовало бы его сущностному содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в отношении с такими категориями, как духовность в ее философской, социальной и правовой интерпретации. Большинство определений порой носило чисто прикладной характер. В частности, акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц.

Рассматривая данное понятие в более широком аспекте, В.И.Каминская и А.Р.Ратинов показали, что это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей [3]. В качестве элементов понятия были выделены право, правовые отношения, государственные органы, организации по реализации права, правовое сознание и правовое поведение. Однако, по мнению Н.М.Кейзерова, «указанные элементы недостаточны для определения сущности правовой культуры, к ним необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения» [4].

В.П.Сальников и Н.Я.Соколов считают, что правовая культура может рассматриваться как «сово-

купность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества» [5].

Исследование отечественными правоведами вопросов правовой культуры позволило вычленить отдельные ее аспекты, создать целостное учение. Так, например, по мнению виднейшего теоретика права современности С. С.Алексеева, «правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику» [6]. А А.П.Семитко подчеркивает, что «структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы — правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта» [7].

Разделяя позицию таких ученых, как А.В.Поляков, А.Б.Сапельников и И.Л.Честнов, наиболее предпочтительным считаем антропологический подход, который определяет культуру как специфический человеческий способ жизнедеятельности, проявляющийся прежде всего в знаково-символических формах, а правовую культуру — как постоянно воспроизводящую многофункциональную правовую реальность, включающую нормы, ценности, правовые статусы их реализацию в правопорядке [8,9].

Исходя из имеющихся в научной литературе дефиниций правовой культуры, учитывая все положительное и перспективное, попытаемся сформулировать единое интегральное определение правовой культуры. Правовая культура, как представляется нам, это специфическая форма определения и оценки качественного состояния правовой деятельности общества и поведения в нем индивида, степень и характер отражения в правовой системе сложившихся традиций, норм, ценностей, правовых статусов и их реализацию в правопорядке.

Вместе с тем правовая культура, как и правовая социализация, — явление неоднозначное. Так, например, наряду с позитивными элементами они включают и негативные, имеющие разрушительный характер для конкретной правовой системы и личности. Например, правонарушения всегда направлены против ценностей правовой системы, вместе с тем они относятся к правовой культуре, так как действуют в правовом поле и оцениваются в соответствии с правовыми принципами и нормами.

В целом многофункциональная роль правовой культуры в российском обществе проявляется прежде всего в следующих аспектах: стабилизирующем, интегративном и детерминирующем.

Главным результатом правовой культуры и правовой социализации является формирование правовой личности. Правовая социализация всегда является частью единого процесса включения индивида в общественные отношения внутри социума. Она заключается в усвоении прежде всего правовой культуры общества, в деятельном освоении реальной действительности, в поэтапном формировании правового сознания индивида. Главным содержанием процесса правовой социализации является становление индивида с вновь развитой правовой культурой.

Правовая культура личности обеспечивает ее правовую социализацию, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как ее самой, так и общества, а также гарантируется ее социальная стабильность.

Правовая культура общества является стержневой основой формирования правовой активности и законопослушной личности, профилактики и преодоления социальных деформаций и правовых девиаций.

Среди структурных элементов правовой культуры, наиболее эффективно воздействующих на правовую социализацию личности, следует выделить правосознание, правовые традиции, правовое воспитание, правовое поведение, правотворчество. Низкий уровень правовой культуры индивида и социальной общности является источником деформации правосознания и противоправного поведения личности.

Известно, что одной из важнейших потребностей человека является стремление соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, норм и правил для оценки своего и чужого поведения. Только высокий уровень правовой культуры, который достигается в результате успешного процесса правовой социализации, дает возможность индивиду эффективно ориентироваться в социальноправовом пространстве, осуществлять правомерные варианты своего поведения и ожидать определенных законопослушных вариантов деятельности от других членов общества.

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что всесторонний анализ роли правовой культуры в процессе правовой социализации личности предоставляет возможность показать особенности не только механизма правовой активности и социальнополезного поведения самой личности, но и раскрыть сущность и содержание процесса перевода идей, представлений, норм и ценностей в реальный правовой опыт, что особенно необходимо сейчас молодому поколению как будущему российского общества.

Предпринятый анализ свидетельствует о том, что два таких ключевых социально-правовых феномена как правовая культура и правовая социализация находятся в прямой органической и диалектической взаимосвязи и друг без друга в механизме своего функционирования существовать не могут.

Следует заметить, что правовая социализация граждан России нуждается в настоящее время в модернизации, основными путями которой могут служить: дальнейшее формирование институтов гражданского общества; конструирование правовой личности; правовое воспитание.

1. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990. С.28.

2. Чикеева З.Ч. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С.6.

3. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовое сознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С.43.

4. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983. С. 16.

5. Сальников В. П., Соколов Н. Я. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел. СПб., 1991. С.41.

6. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2003. С.164.

7. Семитко А.П. Указ. соч. С.21.

8. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С.311.

9. Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С.275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.