Кратюк Д.А.
роль правоохранительных органов в обеспечении законности в отдельных видах деятельности, подлежащих лицензированию
Цель: Рассмотрение функции обеспечения законности, входящей в компетенцию правоохранительных органов, участвующих в процедуре обязательного, согласно действующему законодательству, лицензирования отдельных видов деятельности.
Методология: Использовались формально-юридический метод и метод анализа. Результаты: В статье рассмотрены проблемы, связанные с функцией обеспечения законности правоохранительными органами в процессе лицензирования отдельных видов деятельности.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определённой научной ценностью, поскольку ранее научного внимания к роли правоохранительных органов в обеспечении законности в отдельных видах деятельности, подлежащих лицензированию, не проявлялось.
Ключевые слова: обеспечение законности, лицензирование, правоохранительные органы, деятельность, подлежащая лицензированию.
Kratiuk D.A.
ROLE OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN LAW ENFORCEMENT
IN THE SEPARATE KINDS OF ACTIVITY WHICH ARE SuBJECT TO LICENSING
Purpose: Considers the function of ensuring the legality of which is included in the competence of law enforcement bodies involved in the procedure of licensing of separate kinds of activity demanding according to the current legislation of compulsory licensing.
Methodology: The formal-legal method and analysis method were used.
Results: The article considers the problems associated with the function of ensuring the legality of law enforcement bodies in the process of licensing of separate kinds of activity.
Novelty/originality/value: Article possesses the high scientific value, so as scientific attention to the role of law enforcement agencies to ensure the rule of law in certain types of activities subject to licensing wasn't shown.
Keywords: rule of law, licensing, law enforcement agencies, the activities subject to licensing.
Деятельность правоохранительных органов имеет основной целью обеспечение правопорядка на всей территории Российской Федерации и во всех областях и сферах жизни общества, в том числе в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
К требующей лицензирования и опосредованно контроля, связанного с соблюдением законности хозяйствующими субъектами, законодательство относит деятельность, связанную с оборотом оружия и патронов к нему. Помимо этого, обязательному лицензированию подлежит любая деятельность, связанная с производством, распространением и сбытом алкогольной продукции.
С одной стороны, сбыт алкогольной продукции является одним из источников пополнения бюджета государства, следовательно, оно не имеет права оставить данную деятельность без контроля надзирающих органов. С другой - алкогольная продукция ненадлежащего качества несет серьезнейшую опасность для жизни и здоровья населения. Поэтому для контроля за данным
видом деятельности государство по отношению к хозяйствующему субъекту выступает лицензиатом. Оно выдает лицензии опосредованно через органы правопорядка, осуществляя таким образом контроль за деятельностью по производству алкогольной продукции со стороны правоохранительных органов.
Еще одним видом деятельности, требующим обязательного государственного лицензирования, является выдача лицензий предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Это связано с тем, что таможенные органы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, делегируют часть своих полномочий лицензируемым ими организациям, занимающимся внешнеторговой деятельностью [1].
Делегирование части своих полномочий не слагает с таможенных органов ответственности за правильность оформления таможенных документов организациями, получившими на это лицензию. Система предусматривает непрерывный контроль за данными организациями со стороны таможни и правоохранительных органов. В случаях выявления нарушений в работе организации
евразийская -
> 3 (22) 2016 <
- адвокатура
может быть вынесено предупреждение, а в случае его игнорирования орган, выдавший лицензию, отзывает ее.
Таким образом, поскольку процесс лицензирования основан на соблюдении определенной процедуры, необходимой для получения лицензии, со стороны организации, желающей её получить, и соблюдении законов и подзаконных актов Российской Федерации со стороны лицензирующего органа, достигается контроль за соблюдением закона всеми участниками правоотношений. Поскольку лицензирующим органом в данном случае является правоохранительный орган, то он своей деятельностью формирует единое правовое поле в рассматриваемой сфере, в лицензируемой им деятельности и в своей работе, опираясь исключительно на законы и не противоречащие законам Российской Федерации подзаконные акты.
Правоохранительные органы, обладая в сфере лицензирования правоприменительными полномочиями, совершают юридически значимые действия, наделяя лицензиатов правами и обязанностями. За ними законодательно закреплено право властного субъекта по лицензированию, контролю и применению мер принуждения в случае нарушения правил осуществления конкретных видов деятельности [3, с. 204]. К видам деятельности, требующим лицензирования со стороны правоохранительных органов, безусловно, можно отнести частную охранную деятельность, как юридических лиц - частных охранных предприятий, так и охранников.
В настоящее время существует две тенденции в частной охранной деятельности. Они отличаются субъектами лицензирования. Рассмотрим их подробнее.
Согласно первой тенденции, лицензируется лишь частное охранное предприятие. Данная организация получает лицензию и на ее основании ведет охранную деятельность, набирая персонал из охранников, не имеющих лицензии на ношение, хранение и применение оружия и на занятие подобной деятельностью. Как правило, в подобной организации лицензированных охранников очень немного, и они выполняют роль инструкторов для остальных охранников, не имеющих лицензии. Сотрудники данного частного предприятия работают в основном на свой страх и риск, поскольку даже служебное оружие не имеют права носить и применять. Частная охранная деятельность подобной организацией ведется за счет лицензирования самой организации. Практика показала, что качество услуг, предоставляемых организациями этого типа, как правило, не со-
ответствует необходимым нормам безопасности, охрана обучена плохо и работает не на должном уровне.
Другой тип охранной организации предусматривает, помимо обязательного наличия лицензии на занятие частной охранной деятельностью у юридического лица, обязательное лицензирование всех его сотрудников как частных охранников, прошедших курс специальной подготовки в специальном центре, имеющих право на ношение, хранение и применение служебного огнестрельного и травматического оружия и специальных средств воздействия.
Как правило, подобные организации работают четко и слаженно, качество оказываемых ими охранных услуг всегда высоко, охранники отличаются тактичностью, профессионализмом и опытом, умением находить выход из конфликтных ситуаций, не прибегая к насилию или угрозе применения оружия. Однако создание и содержание подобной организации достаточно недешево, поэтому и стоимость услуг, оказываемых организациями этого типа, достаточно высока.
Еще одним видом деятельности, требующим, согласно законодательству, обязательного лицензирования со стороны органов правопорядка, является частная сыскная деятельность. Данный вид деятельности подлежит лицензированию со стороны органов правопорядка, поскольку этот вид деятельности может нанести ущерб интересам Российской Федерации, ведь в основе частной детективной деятельности лежит деятельность по сбору информации, а информация бывает различной. Можно сказать, что на данный момент времени именно она является наивысшей ценностью, поскольку служит основанием для принятия любого решения.
Российская Федерация как государство охраняет те виды информации, разглашение которой может нанести ущерб её интересам и интересам её граждан в той или иной степени, поэтому деятельность, даже косвенно связанная с её сбором и обработкой, подлежит обязательному лицензированию со стороны государства [4, с. 128].
Так государство решает сразу несколько проблем, а именно:
- обеспечение равной возможности своим гражданам для занятия деятельностью, не запрещенной законом, такой как частная детективная и охранная деятельность. Тем самым, в процессе лицензирования реализуется ключевой принцип равного доступа всех граждан к занятию определенной деятельностью, ограничения возможны только по указанным в законе обстоятельствам,
eurasian -
> 3 (22) 2016 <
- advocacy
представляющим препятствие для гражданина и не допускающим его к занятию подобной деятельностью. Данными препятствиями могут быть индивидуальные физиологические особенности, полученные травмы, несовместимые с подобной деятельностью физические и психические заболевания, наличие неснятой судимости или запрета заниматься определенной деятельность в течение определенного времени;
- обеспечение законности в отдельных видах деятельности, подлежащих лицензированию. В варианте расширенного толкования данного принципа участие государственных органов власти в процессе лицензирования и органов правопорядка как органов, контролирующих данный процесс, безусловно, ведет к укреплению законности, поскольку все действия по лицензированию и контролю за предприятиями и организациями, получившими лицензию, основаны исключительно на законе и не противоречащих ему подзаконных актах.
Поскольку данная деятельность проводится специальным субъектом, каким является сотрудник правоохранительных органов, а сам правоохранительный орган основывает свои действия на неукоснительном соблюдении закона и непроти-воречащих ему подзаконных актов в области лицензирования, то возможности злоупотребления предоставленным ему правом у специального субъекта сведены к минимуму. Играет свою роль система взаимного контроля и проверки деятельности, существующая в правоохранительной системе нашего государства.
Особую роль в обеспечении законности в отдельных видах деятельности играют органы прокуратуры. Собственно говоря, прокуратура -надзорный орган, и одним из основных видов ее деятельности является надзор за соблюдением законности всеми хозяйствующими субъектами Российской Федерации, в число которых попадают и организации, занимающиеся деятельностью на основании полученной от лицензиата лицензии [4, с. 316].
Деятельность прокуратуры основана на проверках любой из интересующих её организаций, в случае если имеется информация о нарушении ими законодательства Российской Федерации во время своей деятельности.
Помимо хозяйствующих субъектов, органы прокуратуры как надзорный орган имеют право проверять деятельность по выдаче лицензий правоохранительными органами - лицензиатами в пределах своей компетенции [5, с. 14]. Данная система позволяет значительно снизить количество
фактов злоупотребления субъективным правом со стороны сотрудников правоохранительных органов, участвующих в процессе выдачи лицензий.
Стоит отметить, что каждый гражданин Российской Федерации, а также любое лицо без гражданства имеет право в случае нарушения его субъективных прав сотрудниками органов правопорядка обратиться в органы прокуратуры с жалобой на их действия. Сотрудники прокуратуры в порядке надзора обязаны проверить данный факт и наказать виновных лиц [1, с. 16].
Случаи коррупции и злоупотребления субъективным правом имели место быть и в органах правопорядка, одна из задач которых заключалась в выдаче лицензий. Например, имели место случаи лицензирования организаций и граждан за возмездное крупное вознаграждение, выдачи лицензий организациям, которые объективно не имели права заниматься определенной деятельностью, случаи незаконного ущемления прав граждан и организаций путем неоднократного необоснованного отказа в выдаче лицензии.
В настоящий момент нельзя сказать, что система полностью совершенна. Но если проследить динамику подобных правонарушений, выявляемых правоохранительными органами самостоятельно и органами прокуратуры как органом надзора, то, согласно статистическим данным, можно отметить неуклонное снижение количества подобных правонарушений, выявляемых за отчетный период, по сравнению с предыдущими аналогичным периодом.
Поскольку Российская Федерация является правовым государством, то вся деятельность правоохранительных органов в сфере обеспечения правопорядка и законности в отдельных видах деятельности, подлежащих лицензированию, строится исключительно на законе. Основным законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон № 99 от 22 апреля 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исходя из данного закона, основные цели лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности - предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
евразийская -
> 3 (22) 2016 <
- адвокатура
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Как видим, лицензирование является одним из процессов защиты государственных интересов. В самом законе четко сформулированы его основные цели, задачи и необходимые условия для осуществления лицензирования определенных видов деятельности.
Следует также отметить, что согласно нормам действующего законодательства основанием для отказа в предоставлении лицензии являются:
1) наличие в представленных соискателем заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установление в ходе проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям;
3) представление соискателем заявления о выдаче лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Таким образом, в российском законодательстве четко прописан порядок принятия решения по выдаче лицензии или отказу в данной лицензии, и описаны основания без расширительных толкований, что должно исключать возможность злоупотреблений. Данный список расширительному толкованию не подлежит, этим самым достигается принцип верховенства закона в деятельности правоохранительных органов, связанной с лицензированием отдельных видов деятельности.
Пристатейный библиографический список
1. Паламарчук А., Бут Н. Надзор за исполнением законодательства о лицензировании // Законность. 2000. № 6.
2. Багандов А.Б. Лицензионное право: учеб.-практ. пособ. / под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2004.
3. Сагиндыкова А.Н., Корниенко О.В. Лицензирование негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности. Екатеринбург, 2011.
4. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010.
5. Правоохранительные органы: теория и практика. 2007. № 2.
References (transliterated)
1. Palamarchuk A., But N. Nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva o licenzirovanii // Zakonnost'. 2000. № 6.
2. Bagandov A.B. Licenzionnoe pravo: ucheb.-prakt. posob. / pod red. Ju.A. Dmitrieva. M., 2004.
3. Sagindykova A.N., Kornienko O.V. Licenzirovanie negosudarstvennoj (chastnoj) ohrannoj i negosudarstvennoj (chastnoj) sysknoj dejatel'nosti. Ekaterinburg, 2011.
4. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva v sfere jekonomiki. M.: Akademija General'noj proku-ratury RF, 2010.
5. Pravoohranitel'nye organy: teorija i praktika. 2007. № 2.
шитшш щгаигашм прашь
[email protected] +7-917-40-61-340