и знающей особенности юридической психолингвистики» [6].
Коммуникативная компетенция, т. е. готовность и способность к вербальному и невербальному (мимика, жесты) взаимодействию с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех жизненных ситуациях. В отличие от конкретного умения или навыка, которые можно тренировать по отдельности, развитие компетенции требует включения сразу всего комплекса способностей и умений. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации какой-либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т. д. Причем если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Библиографический список
Вместе с тем формирование коммуникативной компетенции у будущего юриста должно происходить в конкретных условиях, которые будут максимально эффективно способствовать этому процессу. Одним из условий формирования коммуникативной компетенции у будущего юриста мы считаем применение инновационных технологий обучения иностранному языку, в частности, игровых технологий, которые способствуют более мотивированному, свободному и доброжелательному иноязычному общению. Деятельность юриста характеризуется динамичностью, непредсказуемостью, наличием проблемных ситуаций, требующих немедленного решения. В связи с этим актуальной задачей является развитие у будущих юристов оперативного мышления, формирование у них коммуникативной компетенции посредством возможностей иностранного языка.
Развитие у будущего юриста вторичной языковой личности, позволяющей стать эффективным участником межкультурной коммуникации, и есть собственно стратегическая цель обучения иностранному языку.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464. — Режим доступа: №р://шшш.дагап1 ги/ргоЬи^^ро/рпте/Ьос/98430.
2. Зимняя, И. А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка овладения в языковом вузе [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://psychlib.ru/ тдрри/78пМ980/7РН-048.НТМ#.
3. Аврорин, В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка [Текст] / В. А. Авро-рин. — Л. : Наука, 1975.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М.-Л. : Огиз-Соцэкгиз, 1934.
5. Кабардов, М. К. Языковые и коммуникативные способности [Текст] / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская. — М. : Педагогика, 1989. — С. 103-104.
6. Таова, А. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в образовательном процессе современного вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Таова. — Владикавказ, 2011. — 22 с.
УДК 377 Н. А. Гпухова, преп. Челябинского базового
медицинского колледжа, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ПРАКТИКУМА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ФЕЛЬДШЕРОВ
В статье раскрываются такие понятия, как «компетентность» и «компетенция», освещаются этапы и уровни формирования профессиональных компетенций на практических занятиях,
показана роль лабораторного практикума по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» в формировании профессиональных компетенций у будущих фельдшеров.
Ключевые слова: компетентность, компетенция.
Изменения социально-экономического и политического характера, происходящие в мире и в том числе в нашей стране, требуют от современного человека быстрой адаптации к новым условиям, в которых у специалиста проявляются такие качества личности, как мобильность, активность, самостоятельность и успешность. Основы успешности личности как удовлетворенности достижением ожидаемого результата в деятельности закладываются в раннем детстве, формируются в школе и развиваются в процессе получения профессионального образования, т. е. в процессе приобретения опыта. Понятно, что успешность человека зависит от его компетентности в той или иной области культуры и производства, от того, насколько эффективно он владеет конкретными общекультурными и профессиональными компетенциями.
Таким образом, «компетенции» и «компетентность» становятся базовыми понятиями нового подхода к содержанию современного образования. Отметим, что термин «компетенция» достаточно широко употребляется как в быту, так и в науке, что обуславливает его многозначность.
Анализ педагогической литературы показывает неоднозначность трактовки понятия «компетентность». Так, Дж. Равенн рассматривает компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности; В. М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний; В. С. Безрукова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения; В. А. Демин дает следующее определение: «Компетентность — это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» [1].
Неоднозначно в научной литературе трактуется и понятие компетенции: как «владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействие среды и изменять ее» (Э. Шорт); «сложное явление, определенное качество восприятия
человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций» (Т. Е. Исаева); совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. В. М. Шепель) [1].
В Толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова (2000 г.) дается определение компетенции (от лат. сотре1еШаТ) как круга вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений [2].
Таким образом, под компетенцией целесообразно понимать единство знаний, умений и опыта, а под компетентностью — выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем, использовать полученные знания и умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования.
Согласно идеям А. Н. Леонтьева о формировании личности, личность формируется в деятельности [3]. А практическая учебная деятельность (решение задач, выполнение лабораторных работ, практикумов и т. д.) позволяет формировать и развивать не только знания, но и умения. Так, отработка и контроль теоретических знаний и практических умений студентов медицинского колледжа по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» происходит на лабораторных занятиях. Студенты отрабатывают практические умения, которые лежат в основе профессиональных компетенций, на фантомах, коллекциях микробиологических препаратов.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело» определяет для будущего фельдшера углубленной подготовки профессиональные компетенции с учетом различных видов деятельности: диагностической, лечебной, неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе, профилактической деятельности [4]. При этом каждый вид деятельности позволяет формировать конкретные компетенции:
1) диагностическая деятельность:
- ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп;
- ПК 1.2. Проводить диагностические исследования;
- ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний;
2) лечебная деятельность:
- ПК 2.1. Определять программу лечения больных разных возрастов;
- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента;
- ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства;
3) неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе:
- ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний;
- ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента;
4) профилактическая деятельность:
- ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэ-пидемиологические мероприятия на закрепленном участке;
- ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
- ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику населения;
- ПК 4.7. Организовывать здоровьесберега-ющую среду.
Конечно, на одном практическом занятии все компетенции не могут быть сформированы. Так, на практическом занятии по теме «Изучение культуральных свойств бактерий. Культивирование бактерий» происходит формирование следующих профессиональных компетенций (табл. 1).
Компетенции, формируемые на практическом занятии по теме «Изучение культуральных свойств бактерий. Культивирование бактерий»
Таблица 1
Код Наименование результатов обучения
ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп
ПК 1.3 Проводить диагностические исследования
ПК 2.3 Выполнять лечебные вмешательства
ПК 4.3 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения (разрабатывается проект проведения санитарно-гигиенического просвещения населения)
ПК 4.7 Организовывать здоровьесберегающую среду
Данное занятие проходит в течение двух академических часов в кабинете доклинической практики — лаборатории основ микробиологии, иммунологии. Учебно-методическое оснащение включает: методические указания для студентов, методическую разработку для преподавателя, методическое пособие для самоподготовки студентов, учебник [5; 6], дидактические материалы, средства наглядности (таблицы «Морфология микроорганизмов», фотографии, схемы, таблицы, микробиологические препара-
ты); оборудование: микроскоп, предметные стекла, набор красителей, спирт 95 %, спиртовки, спички, мыло, набор лотков, пинцеты, фильтровальная бумага.
Организация деятельности студентов при выполнении практикума ориентирована на развитие познавательной деятельности — от репродуктивной (первый уровень) до самостоятельного нахождения способов решения проблемы (второй уровень) и исследовательской (третий уровень) (табл. 2) [7].
Методы обучения и виды деятельности студентов
Таблица 2
Уровни деятельности Методы обучения Виды деятельности студентов
Первый уровень Объяснительно-иллюстративный: рассказ, демонстрация презентаций, организация работы с методическим пособием по решению типовых задач, выполнению тестовых заданий Репродуктивная: студент изучает правила техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории, оснащение лаборатории, знакомится с устройством микроскопа, оформляет записи в тетради, выполняет тестовые задания на бумажных носителях (при наличии компьютерного обеспечения — на электронных носителях), рецензирует и комментирует ответы и действия студентов
Окончание таблицы 2
Уровни деятельности Методы обучения Виды деятельности студентов
Второй уровень Метод проблемных ситуаций Самостоятельно готовит микробиологический препарат (мазок) из «зубного налета», окрашивает его методом Грамма, дифференцирует микроорганизмы в микробиологическом препарате
Третий уровень Организация частично-поисковой, исследовательской деятельности, а также деятельности по обобщению и рецензированию Осуществляет исследование микробиологического препарата под микроскопом; оперируя полученными знаниями, определяет морфологию микроорганизмов (определяет цвет, форму); данные заносит в дневник практики, делает выводы по обнаружению микрофлоры полости рта; дает рекомендации по гигиене полости рта; закрепляет материал через самостоятельное составление и решение проблемно-ситуационных задач
В процессе выполнения практической работы реализуются междисциплинарные связи (дисциплины: «Гигиена и экология человека», «Анатомия и физиология человека», «Пропедевтика клинических дисциплин»).
Правильное формирование профессиональных компетенций у будущих фельдшеров в даль-
нейшем позволит им грамотно выполнять как диагностику, так и профилактическую работу.
Таким образом, практикум по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» является условием и средством формировании общих и профессиональных компетенций у будущих фельдшеров.
Библиографический список
1. Фоменко, Н. А. Компетентность и компетенция : Понятие и сущность [Электронный ресурс] / Н. А. Фоменко. — Режим доступа: Ийр://шшш.8ирег1п1:.гиМеш_Ье!р8ШЬ.рЬр?1Ь=2361.
2. Толковый словарь русского языка [Текст]. В 4 т. Т. 1 / под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Астрель : АСТ, 2000. — 848 с.
3. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики. Избранные психологические труды [Текст] / А. Н. Леонтьев ; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модек, 1999. — 411 с.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 28 окт. 2009 г. № 472. — Режим доступа: Ийр://шшш.дагап1ги/ргоЬи^8/1ро/рг1те/Ьос/12071847.
5. Прозоркина, Н. В. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Прозоркина, Л. А. Рубашкина. — Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.
6. Черкес, Ф. К. Микробиология [Текст] : учеб. пособие / Ф. К. Черкес, Л. Б. Богоявленская, Н. А. Бельская. — М. : Медицина, 2000.
7. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2003. — 107 с.
УДК 377+371 Л. А. Даренских, преп. Златоустовского педа-
гогического колледжа, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
АСУ PROCOLLEGE КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье раскрываются принципы построения образовательной программы студентов-заочников на основе АСУ ProCollege.