Научная статья на тему 'Роль познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности'

Роль познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY OF STUDENTS / МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF STUDYING / STRUCTURAL COMPONENTS / FUNCTIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приставка Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме: роли познавательной активности в формировании профессиональной мотивации учебной деятельности студентов. В статье рассматривается профессиональная мотивация учебной деятельности студентов как часть системы и как средство профессиональной подготовки будущих специалистов, дается определение понятию "познавательная активность", рассматривается ее влияние на формирование мотивации учебной деятельности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student’s activity in motivation of professional activity

This article is about important problem of modern education. It is making of professional motivation of students. In this article we look on this thing like a part of professional education of students and make a definition of professional motivation of studying, too

Текст научной работы на тему «Роль познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности»

Т.А. ПРИСТАВКА кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова'

Роль познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности

Одной из важнейших сфер жизни человека в обществе было и будет образование - основной инструмент социализации личности. Выпускник вуза должен быть социально-активным работником, организатором, обладать качествами личности как специалиста и как члена трудового коллектива1. Однако, работая со студентами, имеющими разный уровень сформированности профессиональной мотивации учебной деятельности, преподаватели испытывают порой значительные затруднения. Поэтому педагог обязан быть не только хорошим специалистом в своей области, но и способным разобраться в сложном комплексе природных и социально обусловленных характеристик личности, способствующих формированию профессиональной мотивации учебной деятельности и ее активизации. "Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов"2 понимается как целостное, личностное образование, представляющее собой совокупность позитивных, осознанных профессионально-значимых мотивов и потребностей, доминирующих в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, развития способностей и самосовершенствования будущего специалиста. У истоков создания современных направлений в изучении мотивации стояли: З. Фрейд, К. Левин, И.П. Павлов, и У. Джеймс и др. Разнообразные аспекты мотивации отражены в работах зарубежных психологов (К. Левин, А. Маслоу, К. Роджер, Х. Хекхаузен, К. Юнг и др.). В современной отечественной психологии проблемам мотивации человека посвящены труды В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнаса, А.К. Марковой и др. К настоящему времени накоплен богатый опыт формирования мотивационной сферы личности. При этом в фокусе внимания исследователей оказались проблемы поиска средств максимального развития творческих способностей человека, способов достижения успеха в избранной сфере деятельности, развития системы ценностей и мотивов формирования навыков самоконтроля и

' Приставка Татьяна Александровна, e-mail: [email protected]

1 Реутов Н.Н. Трудоустройство выпускников вузов: социально-психологические аспекты (Монография). Белгород: Изд-во БГТУ, 2012.

2 Приставка Т.А. Учебно-профессиональная мотивация студентов: теория и практика: монография / Т.А. Приставка; под ред. проф. И.Ф. Исаева, Белгород: Изд-во БГТУ, 2010, 225 с.

самооценки (И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, М.И. Ситникова, Е.В. Тонков и

др.).

Проблемам совершенствования образования студентов и формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов посвящены работы Т.В. Балабановой, О.А. Игумнова, В. Хорхординой, Н.Л. Шеховской и др. Данная проблема нашла отражение в работах И.А. Ильяевой, Н.Н. Реутова, О.П. Шамаевой. В психолого-педагогических исследованиях обобщен разносторонний опыт работы по формированию мотивации учения (В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов и др.) и психологии деятельности (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, С.Г. Москвичев, Г.А. Суворова, В.Д. Шадриков и др.).

Отечественные учения практически все едины в том, что мотивация выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: интересов, потребностей, склонностей, мотивационной сферы, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т.д. (В.Г. Асеев, Е.И. Богучарова, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский). Это позволяет утверждать, что успех формирования мотивации зависит, во-первых, от знания и учета взаимодействия мотивов с психологическими факторами мотивации, во-вторых, от создания педагогических условий, при которых данные психологические факторы могли бы положительно влиять на развитие познавательной активности студентов.

Важное место в развитии познавательной активности личности занимает создание ситуации успеха в учебной и творческой деятельности, выражающей познавательное "Я" студентов. В процессе обучения преподаватель занимает как бы промежуточное место между студентами и изучаемым предметом. Для достижения ситуации успеха преподавателю необходимо учитывать не только уровень подготовки и психологические особенности студентов, но и свои собственные сильные и слабые стороны; увидеть изучаемое не только со своей собственной позиции, но и со стороны обучаемого, так как то, что очевидно для него самого может быть непонятно студенту. Поэтому большое значение имеет "эмпатическое понимание" (К. Роджерс) при котором преподаватель отказывается от общения со студентом через занесение его в соответствующий реестр, отмеченный ярлыками и типа "тупой", "лентяй", "бездарь" и т.д. Такой подход подразумевает наличие дистанции, которая никак не способствует возникновению ситуации успеха и не помогает профессиональному росту студента. Еще большее значение в процессе учебной деятельности имеет наличие у студентов внутренней мотивации. Мотивация является внутренней, если студент получает удовольствие непосредственно от своей учебной деятельности, а не от каких-то внешних причин. Возникновению внутренней мотивации способствует ощущение студентами своей компетентности, когда они получают заслуженные похвалы в процессе обучения и у них, как говорится в пословице, "от успеха крылья

вырастают". Для достижения ситуации успеха необходимо воспитание самостоятельности студентов при поддержании равновесия между автономией студентов и контролем за их действиями со стороны преподавателя. Студенты по-разному могут объяснить себе и другим причины своего успеха и неуспеха. Чаще всего успех приписывают действию внутренних факторов - своим способностям и усилиям, а неуспех - действию внешних факторов - трудностью задачи и невезению. Необходимо говорить студенту: "Ты сможешь сделать, учиться лучше, если приложишь больше усилий". Ведь собственные усилия студента, прикладываемые для достижения успеха, находятся под его волевым контролем в отличие от способностей, данных от природы и трудности задачи, задаваемой преподавателем. Поэтому достижение успеха собственными усилиями дает студенту чувство уверенности в себе и высокую самооценку, в то время как приписывание успеха везению или способностям не способствует формированию подобных качеств личности. Для достижения ситуации успеха необходимо гармоничное соотношение способностей и требований деятельности. Если требования не превышают способности, а способности — требования, то у студентов, как правило, возникает состояние внутренней мотивации учебной деятельности. Если способности превышают требования и задачи, поставленные перед студентами слишком просты, то возникает ощущение скуки. Когда же требования деятельности превышают способности, то возникает ощущение тревоги, напряженности, зажатости. Если преподаватель видит у студента недостаточность способностей, но, ставит ему удовлетворительную отметку "из жалости", то такое отношение со временем может привести к снижению уровня притязаний студента и угасанию стремления к достижению ситуации успеха. Несмотря на то, что учебные материалы, пособия, могут быть очень ценными и совершенными, они не могут заменить живого общения с преподавателем, который является важнейшим звеном в передаче профессионального и социального опыта. Своей высшей эффективности мотивация достигает только при тесном психологическом контакте преподавателя и студентов. Способность преподавателя к эмпатии, сопереживанию духовному миру студента, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроение, искренность, эмоциональность, интонация голоса, умеренные жесты и мимика - все это является основой для достижения студентами ситуации успеха.

Развитие познавательной активности студентов в процессе творческо-образовательной деятельности определяет динамику развития личности, формирование которой является целью воспитания. Этого можно достичь при условии, если студенту интересно учиться, если взаимоотношения в коллективе студентов с преподавателями

доброжелательные. Если он (студент) познает ситуацию успеха, если без его индивидуальной деятельности невозможна деятельность общая. Активность способствует развитию интеллекта, поэтому формирование сознательной активности является необходимым условием для развития личности. Активный интерес к учебной деятельности формирует положительную мотивацию к этой деятельности. Нам представляется интересной в аспекте рассматриваемой проблемы мысль В.Г. Асеева о том, что процесс формирования мотивации включает в себя два механизма: первый механизм он образно называет

о

"снизу - вверх", а второй - "сверху вниз.Первый из них заключается в том, что специально создаваемые педагогические условия в процессе учебной деятельности актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Второй механизм формирования профессиональной мотивации учебной деятельности студентов состоит в усвоении предъявляемых им в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые должны у них сформироваться и которые они сами должны превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Первый механизм опирается в основном на естественное усилие тех побуждений, которые по своему содержанию могут служить исходным пунктом формирования профессиональной мотивации учебной деятельности студентов (это, например, интерес к профессионально ориентированной учебной деятельности и будущей профессии). Второй механизм опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивации. Первый механизм стимулируется в основном созданием внешних условий, второй -изменением внутриличностной "среды" через сознательно-волевую работу по осмыслению своего отношения к предстоящей деятельности. Полноценное формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов должно включать в себя оба механизма. Это связанно с тем, что как первый, так и второй механизм содержат в себе достоинства и недостатки.

Недостаточность первого механизма состоит в том, что, даже специально создавая педагогические условия, нельзя быть уверенным, что сформируются именно требуемые по содержанию побуждения. Поэтому необходимо дополнить этот механизм вторым, предъявляя студентам, требуемые от них нормы поведения, установки, ценности, идеалы, объясняя, в чем их смысл и необходимость.

Все это должно привести к потребности в профессионально-ориентированной учебной деятельности, становлению в профессиональном отношении, выступая как стимул развития личности в целом. Для повышения мотивации и проявления активности студентов

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976, 158 с.

в учебной деятельности необходимо подчеркивать ее значимость в последующей жизни. Для возникновения личностно-значимых мотивов учения полученные знания необходимо привлекать к реальным, жизненным условиям, прочно связывая в сознании студентов понятия, что хорошая учеба - это последующий успех в работе. Развитию познавательной активности и формированию профессиональной мотивации учебной деятельности способствует обеспечение комфортности взаимоотношений в образовательной среде. Педагогическим кредо здесь является не "учитель - ученик", а "человек -человек", что достаточно ярко и целеустремленно выражено в едином творческом контакте в процессе общения и обучения. Известно, что творческие способности, развитые совместно, благоприятно влияют на формирование общих способностей личности, ее умение избирательно творчески мыслить и созидать. Масштаб личности преподавателя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, владения профессионально-педагогической культурой,

профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Поэтому, чем значительнее личность преподавателя, тем больше положительного влияния он может оказать на профессиональный и личностный рост студента. В процессе обучения общение преподавателя и студентов может иметь следующие виды: авторитарный, диалогический, конформный и демократический. При авторитарном стиле общения просьбы и пожелания со стороны студентов не принимаются во внимание. Сознание преподавателя как бы вытесняет сознание студента, от которого требуется только беспрекословное подчинение. При диалогическом стиле общения сохраняется равновесие высказываемых суждений. Каждый стимулирует своими высказываниями рассуждения противоположной стороны. Конформистский стиль общения преподавателя и студентов предполагает пассивное соглашение друг с другом, без изменения собственных позиций, взглядов и мнений. Все это не способствует возникновению комфортности отношений в образовательной среде. Взаимодействие "человек - человек" может быть двух видов -предметно-ролевое и личностное. В первом случае преподаватель передает знания, умения, навыки, необходимые студентам в будущей профессиональной деятельности. Деловая информация, сообщаемая студентам, не требует того, чтобы преподаватель раскрывал себя как личность, как человек с присущими ему и слабыми сторонами. Межличностное общение приближает процесс диалогу двух равных людей, где каждый в каком-то плане обогащает и активизирует другого. Возникают комфортные отношения, способствующие не только профессиональному росту студентов, но и личностному развитию. О.Л. Кнебель в книге "Поэзия педагогики" сказала об этом: "Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь все, чтобы помочь этой

личности вылупиться из скорлупы".

Развитию познавательной активности студентов, их умению избирательно и творчески мыслить способствует демократический стиль общения, когда преподаватель признает право студента на собственную точку зрения и не пытается подавить ее своим авторитетом. Спорные вопросы решаются на основе дискуссии, в которой выясняются сильнее и слабые стороны той или иной позиции. Великий Сократ, таким образом, убеждал самых несговорчивых из своих учеников. Комфортность отношений в образовательной среде основывается на демократическом стиле общения и заключается:

- в стремлении исключить раздражительность и нетерпимость, обидные насмешки и замечания;

- в построении учебной деятельности на основе поощрения и стимулирования, а не угрозы и наказания;

- в умении преподавателя "проектировать" будущего специалиста, на основе имеющихся у него задатков;

- в создании атмосферы творческого соревнования единомышленников, когда студенты не противопоставляются друг другу, для чего успехи одних не ставятся в укор другим;

- в поощрении самостоятельности суждений студентов, позволяющей избирательно и творчески мыслить, формировать высокую самооценку и веру в свои силы. Взаимодействие "человек -человек" в значительной мере влияет на стандартизированные содержание и методы обучения, давая в каждом конкретном случае свой особый результат.

Единство профессиональной и личностной ориентации в учебной деятельности осуществляется в целостном педагогическом процессе. Категория целостности в педагогике подтверждает единство личностного и деятельностного в профессиональной культуре, единство и неделимость процессов формирования профессионально-педагогической культуры, способствующей развитию системного, целостного видения педагогического процесса. Опираясь в процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности студентов на признаки единства профессиональной и личностной ориентации, необходимо обращать внимание не некоторые аспекты синергетического подхода. Синергиды, синергисты (греч.- synergos) -вместе действующий. О. Федорова предлагает синергетическую модель как выбор человеком и обществом смысла бытия, деятельности, культуры; возвращение общества в человеческое измерение, признание творческой свободы человека главным богатством общества. С. Шаповал рассматривает термин "синергетика" как соработничество, сотрудничество.

Синергетический подход предполагает субъект - субъектные отношения к себе и ко всем людям; субъект - объектные отношения предполагают принятие культуры, науки, образования, традиций,

природы и т.д. М. Богуславский отмечает, что сторонники синергетического подхода видят в нем переход от рационалистической, утилитарной направленности российского образования к формированию духовности личности как важнейшей педагогической задачи. Главный вывод синергетики в том, что единство мира требует единства науки. Н.Н. Моисеев считает, что мы являемся свидетелями начала того синтеза общественных и естественных наук, которые, по мнению К. Маркса, должен привести однажды к слиянию всех наук и к появлению единой науки - науки о человеке. Данный аспект синергетического подхода позволяет осуществляет подготовку будущего специалиста, опираясь на признаки единства профессиональной и личностной ориентации. Эта направленность должна действовать на протяжении всего периода обучения в вузе. При такой организации получаемые студентами знания по одним дисциплинам перерабатываются в процессе учебной деятельности, целесообразно интегрируются, вводятся в закономерности других дисциплин. Взаимопроникновение знаний, получаемых в результате интеграции отдельных дисциплин, является сложным системным образованием. В комплекс форм организации обучения в вузе входят: лекции, практика, экзамены, экскурсии, самостоятельная работа, конференции и др.

Таким образом, эффективность всех основных форм организации обучения в развитии познавательной активности заключается в сочетании организаторского влияния преподавателя с самоорганизацией студентов. Для этого необходимо:

- установить гуманные отношения в процессе обучения. Учебная деятельность студентов стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразием методик, но и характером отношений, которые утверждает преподаватель в процессе обучения. В атмосфере доброжелательности, доверия студенты охотно и легко принимают учебно-познавательную задачу;

- управление обучением студентов с позиции их интересов. Содержание обучения и воспитания в основном определяются независимо от их личностных интересов и потребностей. Психолого-педагогические задачи заключаются в том, чтобы студенты приняли это содержание, заинтересовались, прониклись и увлеклись учебной деятельностью. В этом случае отпадает необходимость в авторитарных педагогических мерах;

- постоянная убежденность в потенциальном творческом даре ученика. Преподаватель должен верить в возможность и перспективы каждого студента, и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода к нему. Не гуманно по отношению к личности студента воспринимать его естественные неудачи как неспособность и реагировать на них осуждающе, критически.

Перед выполнением решения новой учебно-познавательной задачи

нужно подготовить студента к новизне, сложности и выразить надежду, что он сможет ее выполнить, одновременно объяснив, как действовать, на что обратить внимание и т.д.

Все вышеперечисленные методические основы системы обучения активизируют познавательную активность, определяют положительную реакцию студента на изучаемые предметы, динамику развития личности и формируют профессиональную мотивацию учебной деятельности. Сотрудничество преподавателей и студентов представляется нам, как объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач. Это такая форма общения, при которой студент чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью.

Приставка Т.А. Роль познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности. Статья посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме: роли познавательной активности в формировании профессиональной мотивации учебной деятельности студентов. В статье рассматривается профессиональная мотивация учебной деятельности студентов как часть системы и как средство профессиональной подготовки будущих специалистов, дается определение понятию "познавательная активность", рассматривается ее влияние на формирование мотивации учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: познавательная активность, мотив, мотивация, профессиональная мотивация учебной деятельности студентов.

Pristavka T.A. Student's activity in motivation of professional activity. This article is about important problem of modern education. It is making of professional motivation of students. In this article we look on this thing like a part of professional education of students and make a definition of professional motivation of studying, too.

Keywords: activity of students, motive, motivation, motivation of studying, structural components, functional components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.