Научная статья на тему 'Роль потребительской кооперации Архангельской области в обеспечении жизнедеятельности сельского населения'

Роль потребительской кооперации Архангельской области в обеспечении жизнедеятельности сельского населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПАЙЩИКИ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / CONSUMER'S COOPERATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INFRASTRUCTURE OF RURAL REGION / COOPERATIVE SHAREHOLDERS / ECONOMIC OPERATIONS / SOCIAL MISSION / PERSONAL INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоровская Татьяна Викторовна

В статье проведён анализ основных тенденций развития потребительской кооперации Архангельской области, её роли в развитии инфраструктуры сельских территорий. Основной акцент сделан на социальных аспектах деятельности организаций потребительской кооперации, обеспечении сельского населения товарами и услугами, повышении его занятости и доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Consumer's Cooperation in Arkhangelsk Region in Vital Activity of Rural Population

The paper examined main development trends of consumer's cooperation in Arkhangelsk region and it's main role in rural regions infrastructure development. The emphasis was made on the social aspects of consumer's cooperation activity: supply of goods and services to rural population, their employment and income increase.

Текст научной работы на тему «Роль потребительской кооперации Архангельской области в обеспечении жизнедеятельности сельского населения»

УДК [347.726+316.334.55](470.1/.2)(045)

Роль потребительской кооперации Архангельской области в обеспечении жизнедеятельности сельского населения

© Сидоровская Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга института управления и регионоло-гии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова». Приоритетные темы исследований: региональный рынок товаров и услуг, межрегиональные связи, потребительская кооперация, управление качеством. Контактный телефон: 8 (8182) 68-1171. E-mail: sitavi@,pomorsu.m.

В статье проведён анализ основных тенденций развития потребительской кооперации Архангельской области, её роли в развитии инфраструктуры сельских территорий. Основной акцент сделан на социальных аспектах деятельности организаций потребительской кооперации, обеспечении сельского населения товарами и услугами, повышении его занятости и доходов.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инфраструктура сельских территорий, потребительская кооперация, пайщики, хозяйственная деятельность, социальная миссия, доходы населения.

Role of Consumer’s Cooperation in Arkhangelsk Region in Vital Activity of Rural Population © Sidorovskaya Tatyana, Ph. D, Cand. Sc. (Economics) of Northern (Arctic) Federal University named by M. V. Lomonosov. Priority research topics: regional market of commodity and services, inter-regional communications, consumer’s cooperative society, quality management. Contact Phone: (8182) 681171. E-mail: [email protected].

Abstract

The paper examined main development trends of consumer’s cooperation in Arkhangelsk region and it’s main role in rural regions infrastructure development. The emphasis was made on the social aspects of consumer’s cooperation activity: supply of goods and services to rural population, their employment and income increase.

Keywords: social and economic development, infrastructure of rural region,, consumer’s cooperation, cooperative shareholders, economic operations, social mission, personal income.

Среди основных направлений современной государственной аграрной политики особое место занимает обеспечение жизнедеятельности сельского населения в контексте устойчивого развития сельских территорий, под которым понимается их стабильное социальноэкономическое развитие, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции,

повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель1. По мнению академика Российской академии сельского хозяйства А. Петрикова, долгосрочная цель политики по устойчивому развитию сельских территорий - формирование на селе социально равных с городом условий жизни населения, оптимизация выполнения селом его народнохозяйственных функций (производственной, демографической, социально-культурной, природоохранной, рекреационной, пространственно-коммуникационной, социального контроля над территорией). Среднесрочная цель этой политики - снижение сельской бедности путём обеспечения роста доходов от сельского хозяйства, расширения несельскохозяйственной занятости населения, улучшения доступа сельских жителей к услугам социальной и инженерной инфраструктуры.

Активным участником социально-экономических преобразований в сфере агропромышленного комплекса и в развитии инфраструктуры сельских территорий выступает потребительская кооперация. Потребительская кооперация - организация некоммерческая, социально ориентированная, основу которой составляет пайщик. Согласно Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Для достижения указанных целей потребительская кооперация осуществляет торговую, производственную, заготовительную деятельность, оказывает различные виды производственных и бытовых услуг и иную деятельность, не запрещённую законом. Пайщики потребительской кооперации имеют право на экономическое участие в деятельности кооперативной организации и получение кооперативных выплат, принимать участие в общественной и культурной жизни потребительского общества, а также получать образование и навыки управления кооперативной организацией.

Исторически сложившейся особенностью потребительской кооперации РФ является её направленность на обслуживание, в первую очередь, сельского населения. Главной отличительной чертой потребительской кооперации и её преимуществом является оптимальное сочетание социальной миссии с хозяйственной деятельностью. Осуществление хозяйственной деятельности позволяет потребительской кооперации принимать участие в реализации социальных программ. Решение социальных проблем, в свою очередь, служит важным фактором устойчивого экономического роста организаций потребительской кооперации.

На территории Архангельской области потребительскую кооперацию представляет Архангельский областной союз потребительских обществ (Архангельский облпотребсоюз), в зоне деятельности которого расположено 2244 населённых пунктов, что составляет 56% от общего количества населённых пунктов региона. Численность населения, обслуживаемого Архангельским облпотребсоюзом, в 2009 году составляла 237,2 тыс. чел., в том числе сельского - 185,7

1 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

тыс. чел., или 55% от общей численности сельского населения региона. Численность пайщиков Архангельского облпотребсоюза - 42 тыс. человек. В состав Архангельского облпотребсоюза входит 120 юридических лиц, в том числе Ненецкий окружной союз потребительских обществ, Вельский райпотребсоюз, районные, городские и сельские потребительские общества, НОУ «Архангельский кооперативный техникум». Развивая многоотраслевое хозяйство и реализуя социальную миссию, Архангельский облпотребсоюз остаётся фактически единственной хозяйственной структурой, осуществляющей свою деятельность на всей территории региона, преимущественно в сельской местности. Материально-техническая база Архангельского облпотребсоюза представляет собой важную составляющую социально-экономической инфраструктуры села. Потребительская кооперация Архангельской области располагает разветвлённой сетью торговых, заготовительных, производственных объектов. Так, по состоянию на 1 января 2010 года в системе Архангельского облпотребсоюза действовало 797 магазинов, в том числе 476 магазинов-заготпунктов, 89 предприятий общественного питания, 212 цехов по производству товаров народного потребления, 27 приёмозаготовительных пунктов, 119 общетоварных складов, 18 овощекартофелефруктохранилищ, 14 складов-холодильников. Совокупный объём деятельности в 2009 году составил 5008,5 млн. руб., увеличившись, по сравнению с 2002 годом, в действующих ценах в 3,4 раза, по сравнению с

2008 годом - на 3,6% (табл. 1). Согласно рейтинговой оценке Центросоюза РФ, Архангельский облпотребсоюз по данному показателю находится на 15 месте среди 73 потребительских союзов России, переместившись с 23 места, которое он занимал в 2002 году. Следует отметить, что финансово-экономический кризис неблагоприятно сказался на деятельности потребительской кооперации региона. В 2009 году впервые с 2002 года отмечено снижение по всем показателям деятельности Архангельского облпотребсоюза в сопоставимых ценах (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной деятельности Архангельского

облпотребсоюза за 2009 год

Показатели 2009 год

Сумма, млн. руб. Темпы роста к (в действующих ценах), % раз Темпы роста к 2008 году (в сопоставимых ценах), %

2002 2008

Совокупный объём деятельности 5008,5 в 3,4 раза 103,6 93,2

Розничный товарооборот (включая общественное питание) 4026,4 в 3 раза 106,6 95,8

в том числе: оборот общественного питания 255,5 в 2,8 раза 103,5 92,8

Объём производства промышленной продукции 564,7 в 2,7 раза 102,6 92,3

Объём закупок сельхозпродукции и сырья 347,6 в 2,4 раза 97,4 87,6

Рассчитано по: Статистические данные управления экономики, финансов, бухгалтерского учёта, налогообложения, контроля Архангельского облпотребсоюза. Основные показатели социальноэкономической деятельности потребительской кооперации России за 2009 год. - М.: Центросоюз РФ,

2010.

Основным видом деятельности потребительской кооперации остаётся реализация товаров через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, удельный вес которой в совокупном объёме деятельности составляет 80,4%. Розничный товарооборот, включая общественное питание, за 2009 год увеличился, по сравнению с 2002 годом, в действующих ценах в 3 раза, по сравнению с 2008 годом - на 6,6%, в сопоставимых ценах снизился на 4,2% (табл. 1). Удельный вес организаций потребительской кооперации в розничном товарообороте торговых предприятий, функционирующих в сельской местности, составляет около 22%, а в отдельных районах области превышает 50%. Для улучшения обслуживания населения 96 магазинов работают по методу самообслуживания, 193 - с круглосуточным и удлинённым режимом, 336 - на непрерывной рабочей неделе, 688 населённых пунктов обслуживаются автомагазинами. Оборот общественного питания Архангельского облпотребсоюза в

2009 году вырос, по сравнению с 2002 годом, в действующих ценах в 2,8 раза и составил 255,5 млн. руб. По сравнению с 2008 годом оборот общественного питания в действующих ценах вырос на 3,5%, в сопоставимых ценах - снизился на 7,2%. Перспективными направлениями следует рассматривать увеличение производства полуфабрикатов и кулинарных изделий на базе предприятий общественного питания, расширение ассортимента выпечных и кондитерских изделий.

В целях наиболее полного удовлетворения спроса сельских жителей организации потребительской кооперации региона развивают производственную деятельность. Объём производства промышленной продукции в 2009 году вырос, по сравнению с 2002 годом, в действующих ценах в 2,7 раза, достигнув 564,7 млн. руб., по сравнению с 2008 годом - на 2,6%. По данному показателю, согласно рейтинговой оценке Центросоюза РФ, Архангельский облпотребсоюз занимает 9 место среди 73 потребительских союзов России, переместившись с 24 места, которое он занимал в 2002 году.

Ежегодные темпы роста объёмов производства основных видов продукции (рис. 1) свидетельствуют о постепенном снижении производства хлеба и хлебобулочных изделий, что объясняется ростом доходов сельского населения в докризисный период и изменением структуры потребления сельских жителей. Однако в 2009 году снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий несколько замедлилось, наметился рост производства кондитерских изделий, консервов и безалкогольных напитков. Негативное влияние финансовоэкономического кризиса сказалось на снижении производства колбасных изделий в 2008-2009 гг. Объём закупок сельскохозяйственной продукции и сырья по Архангельскому облпотребсоюзу вырос в 2009 году, по сравнению с 2002 годом, в действующих ценах почти в 2,4 раза, по сравнению с 2008 годом снизился на 2,6%. В 2009 году закуплено у населения 110 тонн мяса, 149 тонн молока, 318 тонн картофеля, 121 тонна овощей, 6,1 тонны лекарственного сырья и др.

безалкогольные | 112

190,2

напитки, тыс.дкл 87,7

110,

108,4

консервы

кондитерские

изделия

колбасные

изделия

хлеб и хлебобулочные изделия

114,4

100,0 106,1

61,6

98.0

99.1 103,2

!ШТПиПШТПиПШТПиПШТПиПШТПиПШТПиПШТПиПШТПиПШ|

92,8

100,0

100,2

0,0

20,0 40,0 60,0 80,0 100,0 120,0 140,0

1

3

□ 2006 ■ 2007 ■ 2008 ■ 2009

Рис. 1. Ежегодные темпы роста физических объёмов производства основных видов продукции по Архангельскому облпотребсоюзу за 2006-2009 гг., %. Составлено автором по: Статистические материалы управления экономики, финансов, бухгалтерского учёта, налогообложения, контроля Архангельского облпотребсоюза.

Закупки дикорастущих ягод и грибов, лекарственно-технического сырья в течение 2005-2009 гг. характеризуются крайней нестабильностью, так как данный вид деятельности зависит, прежде всего, от урожайности, а также роста конкуренции на данном рынке. Рост объёмов закупок дикорастущих ягод, грибов, лекарственно-технического сырья по Архангельскому облпотребсоюзу за 2008 год к 2005 году увеличился соответственно на 15,9%, 72,4 % и 84,7 %.

Закупка излишков сельскохозяйственной продукции у населения, её переработка и доведение до потребителей имеет важное стратегическое значение. Здесь резервы потребительской кооперации далеко не исчерпаны. Для многих сельских жителей региона доходы от реализации продукции подворий представляют собой основной, а зачастую и единственный заработок. Ежегодно численность сдатчиков сельхозпродукции и сырья составляет от 8 до 10 тысяч человек, а объём дополнительных доходов в семейные бюджеты от реализации сельскохозяйственной продукции и сырья в 2009 году составил 30,8 млн. руб. Кроме того, потребитель-

ская кооперация региона оказывает содействие сельским жителям в реализации продукции надомного труда и народных промыслов.

В целях наиболее полного удовлетворения спроса пайщиков и всего сельского населения ведётся работа по обеспечению населения бытовыми услугами, организации досуга. Объём платных услуг, оказанных населению, составил в 2009 году 24,8 млн. руб., в том числе бытовых - 5,2 млн. руб. Работают парикмахерские, пункты проката, приёма в ремонт и пошив одежды и обуви, раскроя тканей, ремонта часов, технического обслуживания радиоэлектронной аппаратуры и бытовых машин, по заточке ножей и режущих инструментов.

Деятельность потребительских обществ и потребительских союзов в отличие от организаций других организационно-правовых форм имеет ярко выраженную социальную составляющую, которая обусловлена особенностями кооперативной формы хозяйствования. Социальная политика организаций потребительской кооперации направлена, с одной стороны, на удовлетворение интересов пайщиков, обслуживаемого населения, с другой - на удовлетворение интересов наёмных работников системы потребительской кооперации. Как социальный институт она призвана формировать цели своей социальной политики с учётом норм и правил, традиций, культуры и интересов всего общества. Следовательно, социальная политика потребительской кооперации включает две основные составляющие:

a) обеспечение мер социального характера в соответствии с государственными (муниципальными) гарантиями в рамках законодательства РФ своим работникам;

b) использование экономического и социального ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей её членов (пайщиков) и всего обслуживаемого населения.

Так, в рамках выполнения социальной миссии и обеспечения занятости населения кооперативными организациями Архангельской области за период с 2003 по 2008 гг. создано 1213 новых рабочих мест, принято 1029 работников на вновь созданные рабочие места, 828 чел. привлечено на выполнение общественных работ по договорам со службой занятости. Ежегодно на временную сезонную работу и на условиях неполного рабочего дня привлекается порядка 900-1000 чел. Данные о доходах населения, полученных от организаций потребительской кооперации, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Данные о доходах населения, полученных от организаций потребительской кооперации Архангельской области, за 2003-2008 гг., тыс. руб.

Показатели 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год Т емпы роста (2008 г. к 2003г.), %, раз

Заработная плата работников потребительской кооперации 304564 351876 478277 567685 622592 771807 в 2,5 раза

Средняя заработная плата, руб. 4774 4991 5990 7029 8045 10159 в 2 раза

Кооперативные выплаты за участие в хозяйственной деятельности потребительской кооперации 353 98 142 904 304 590 167,1

Доходы населения от реализации сельскохозяйственной продукции и сырья 34887 36971 34571 42030 37695 44210 126,7

Выплаты за пользование заёмными средствами 6385 7641 8968 8829 8841 8017 125,6

Итого получено доходов: 346189 396586 521958 619448 669432 824624 в 2,4 раза

Рассчитано по: Статистические материалы управления экономики, финансов, бухгалтерского учёта, налогообложения, контроля Архангельского облпотребсоюза.

Как видно из таблицы, доходы населения, полученные от организаций потребительской кооперации Архангельской области, имеют тенденцию к росту. В 2008 году они выросли почти в 2,4 раза, по сравнению с 2003 годом, и составили 824,6 млн. руб. Наибольший удельный вес в доходах приходится на заработную плату работников потребительской кооперации, на втором месте - доходы населения от реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, на третьем месте - выплаты за пользование заёмными средствами населения. На протяжении последних лет организации потребительской кооперации Архангельской области оказывают социальную поддержку пайщикам и некооперированному населению: осуществляют доставку товаров в магазины, расположенные в отдаленных населённых пунктах, реализуют хлеб ниже себестоимости, содержат планово-убыточные магазины, отпускают товары в долг и т. п. В 2008 году кооперативные организации Архангельской области оказали такую поддержку на сумму 147,4 млн. руб., что на 47,7 млн. руб. больше, чем в 2003 году.

Деятельность потребительской кооперации Архангельской области как социально ориентированной системы характеризуют данные экспертного опроса, проведённого в декабре 2007 -январе 2008 гг. автором статьи. Средняя оценка степени выполнения социальной миссии Архангельским облпотребсоюзом, данная экспертами, составила 3,5 балла (по пятибалльной шкале). При этом оценка, данная экспертами, работающими в системе потребительской кооперации, несколько выше оценки, данной остальными экспертами (4,0 и 3,3 балла соответственно). Балльные оценки степени важности конкретного направления социальной политики (по пятибалльной шкале) и уровня реализации отдельных направлений (интегральная оценка по десятибалльной шкале) приведены на рис. 2. Наиболее важными, по мнению экспертов, направлениями социальной политики кооперативных организаций Архангельской области признаны: содействие занятости сельского населения - 4,3 балла (средняя оценка по пятибалльной шкале); содействие повышению уровня доходов сельского населения - 4,15 балла; участие в реализации региональных социальных программ - 4,10 балла; формирование благоприятного имиджа потребительской кооперации как социально ориентированной системы

- 4,05 балла; организация работы с молодёжью, формирование кадрового потенциала организации - 4,0 балла и др.

Духовно-нравственная работа на селе...

Просветительская работа

Повышение роли женщин в органах управления и контроля Пропаганда кооперативных принципов и ценностей

Развитие сферы услуг

Повышение уровня профессионального образования работников и пайщиков

Привлечение пайщиков к управлению кооперативной организацией

Расширение форм социальных льгот пайщикам.

Содействие в реализации продукции надомного труда и развитии народных

Организация работы с молодежью.

Содействие развитию личных подсобных хозяйств населения Формирование благоприятного имиджа потребительской кооперации Участие в реализации региональных социальных программ Содействие повышению уровня доходов сельского населения

Содействие занятости сельского населения

0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 10,0

0

В Интегральная оценка □ Степень важности

Рис. 2. Данные экспертной оценки степени важности и уровня реализации отдельных направлений социальной политики Архангельским облпотребсоюзом

Наиболее высокая оценка дана деятельности кооперативных организаций региона по таким направлениям социальной политики, как: повышение роли женщин в органах управления и контроля - 7,15 балла (интегральная оценка с учётом важности данного направления по десятибалльной шкале); развитие сферы услуг - 6,58 балла; расширение форм социальных льгот

- 6,58 балла; содействие занятости сельского населения - 6,55 балла; формирование благоприятного имиджа потребительской кооперации как социально ориентированной системы -6,53 балла; участие в реализации региональных социальных программ - 6,52 балла; привлечение пайщиков к управлению кооперативной организацией - 6,27 балла; организация работы с молодёжью, формирование кадрового потенциала организации - 6,13 балла. Анализ мнений экспертов в отношении услуг, которые необходимо развивать организациям потребительской кооперации Архангельской области для наиболее полного удовлетворения обслуживаемого населения, представлен на рис. 3.

100,0%

90,0%

80,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70,0%

60,0%

50,0%

40,0%

30,0%

20,0%

10,0%

0,0%

90,0%

7КПО/. 7 Д ПОЛ

Л С ПО/.

40,0% 40,0% ТЕ ПО/.

30,0%

20,0%

.о*

гГ

,<г>

А4

о°

Г**'

лО^

Л?

Л?

Л+

У*

Г

ф-

'Р4

ко^

<г^

<°°

-V

Л°

с**

о*

<?

л0

Рис. 3. Анализ мнений экспертов в отношении услуг, которые необходимо развивать организациям потребительской кооперации Архангельской области в перспективе

Как видно из рис. 3, приоритетное значение для сельского населения имеют услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, дополнительные услуги сельскохозяйственной деятельности (вспашка земли, обеспечение населения рассадой, саженцами, продажа молодняка скота, птицы и т. п.), бытовые, образовательные, юридические, туристские и др. Таким образом, осуществляя хозяйственную деятельность, потребительская кооперация проводит целенаправленную работу по решению социальных проблем на селе. В большинстве сёл и деревень потребительская кооперация остаётся единственной организацией, надёжно обеспечивающей жителей товарами и услугами. При этом, при любых социальных потрясениям она не оставляет их в беде, оказывая помощь и поддержку. Это наглядное проявление принципов и ценностей кооперации, главными из которых являются справедливость, взаимопомощь и солидарность.

Литература

1. Петриков А. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий / / АПК: экономика и управление. - 2005. - № 6. - С. 18.

Рецензент - Ульяновский В. И., доктор социологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.