УДК 520.9
РОЛЬ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ АСТРОНОМИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Ирина Владимировна Парко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, и. о. директора в УНЦ «Планетарий», тел. (913)959-17-30, e-mail: iparko@yandex.ru
Виктория Геннадьевна Дамм
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, менеджер в УНЦ «Планетарий», тел. (983)120-12-47, e-mail: dammvg@mail.ru
Анастасия Владимировна Симкина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, специалист по учебно-методической работе в УНЦ «Планетарий», тел. (961)846-05-20, e-mail: savantamuserussia@mail.ru
Камила Мейрамовна Шаржанова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, техник в УНЦ «Планетарий», тел. (913)770-52-75, e-mail: dsdkamila@mail.ru
Людмила Игоревна Горохова
Лаборатория ГНСС-технологий и навигации. Институт прикладных исследований Технического университета Карлсруэ, 76133, Германия, г. Карлсруэ, Moltestrasse, 30, научный помощник, тел. (+49)160-70-69-563, e-mail: lyudmila.gorokhova@gmail.com
В статье рассматриваются вопросы о важности астрономии в жизни человека и откуда берутся околонаучные знания. Опасным следствием пренебрежения астрономических знаний, объясняющих природу повседневно наблюдаемых небесных явлений, космических объектов и процессов, их воздействие на Землю и Вселенной в целом, стало неправильное (ложное) формирование научного мировоззрения учащихся, что привело к повальному увлечению молодежи оккультизмом и астрологией. В статье объясняется, кто такой популяризатор и как осуществляется популяризация астрономии в Новосибирске.
Ключевые слова: научное мировоззрение, популяризация астрономии, планетарий, обсерватория, астрономический отряд, оптические приборы, мобильный планетарий, школьники, студенты, профориентация.
THE ROLE OF ASTRONOMY POPULARIZERS IN SOCIETY
Irina V. Parko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Acting director of the UC «Planetarium», tel. (913)959-17-30, e-mail: iparko@yandex.ru
Victoria G. Damm
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., manager of the UC «Planetarium», tel. (983)120-12-47, e-mail: dammvg@mail.ru
Anastasia V. Simkina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a specialist in educational and methodical work in the UC «Planetarium», tel. (961)846-05-20, e-mail: savantamuserussia@mail.ru
Camila M. Sharzhanova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk,
10 Plakhotnogo St., a technician in the UC «Planetarium», tel. (913)770-52-75, e-mail: dsdkamila@mail.ru
Lyudmila I. Gorokhova
Laboratory of GNSS technology and navigation. Institute for Applied Research of the Technical University of Karlsruhe, 76133, Germany, Karlsruhe, Moltestrasse, 30, a research assistant, tel. (+49)160-70-69-563, e-mail: lyudmila.gorokhova@gmail.com
The article discuss the questions about importance of astronomy in human life and how to get the pseudo-scientific knowledge. Dangerous consequences of neglecting astronomical knowledge, explaining the nature of everyday observable celestial phenomena, space objects and processes, their impact on the Earth and the Universe, it was wrong (false) the formation of pupils scientific outlook. This has led to an epidemic of occultism and astrology amongst young people. The article explains, who is a popularizer and how realized the astronomy promotion in Novosibirsk.
Key words: scientific outlook, astronomy promotion, planetarium, observatory, astronomical group, telescopes, mobile planetarium, pupils, students, career guidance.
Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь.
Конфуций
Откуда берутся околонаучные знания?
Астрономия, как никакая другая наука, связана с мечтами и фантазиями людей. Именно в этой области часто появляются необъяснимые с научной точки зрения факты. Это и таинственная планета Нибиру, и очередной конец света, и невероятное противостояние Марса с Землей. Каждый год воображение людей подбрасывает новые идеи. Кроме того, домыслами и тайнами обрастает то, что мы не можем пока объяснить.
За последнее столетие человечество продвинулось далеко вперед в познании Вселенной. Почему же в начале XXI века в странах с высоким уровнем образования так развита вера не в науку, а в предрассудки? С чем связано сегодня массовое увлечение людей псевдонауками?
Ответ, в общем-то, прост: эти околонаучные «знания» легко и просто «объясняют» какие-то явления и процессы, интересно рассказывая о них, оставляя при этом налет таинственности. Недостаток или полное отсутствие фактов, поверхностность в рассуждениях не настораживают, а наоборот только привлекают людей. Что касается науки, то язык ее изложения сухой, пестрит формулами и сложными терминами, научная литература доступна узкому кругу
людей. Вот и получается, что научная информация отсутствует, и в целом общество довольствуется весьма сомнительными данными.
На сегодняшний день ситуацию с астрономией в нашей стране можно назвать напряженной. Согласно собранной нами статистике, на 2016 год на территории России насчитывается порядка 127 обсерваторий, 49 планетариев и 55 астрономических клубов и кружков, из общего числа городов - 1100. Данные по странам сведены в таблицу.
Таблица
Астрономия по странам
Страна Численность и Учебный план Изучение Астрономиче-
населения на и и и о СОШ, изу- астроно- ские сообще-
2016г., чел ей £ чающих ас- мии в ства
т е н И е с Ю О трономию ВУЗах
а
л е
Российская 144 192 450 49 127 Спецкурсы в Специа- Любительские
Федерация лицеях и гимназиях, в центрах доп. образования, факультатив лизиро-ванные ВУЗы астрономические сообщества
Республика 17 700 000 8 7 Спецклассы, Специа- Любительские
Казахстан факультатив, центр дополнительного образования лизиро-ванные ВУЗы астрономические сообщества
Республика 9 498 700 1 3 Спецклассы, Специа- Любительские
Беларусь факультатив лизиро-ванные ВУЗы астрономические сообщества
Федератив- 81 459 000 100 40 Факультатив, Специа- Любительские
ная Респуб- центр допол- лизиро- астрономиче-
лика Герма- нительного ванные ские сообще-
ния образования ВУЗы ства
Соединен- 325 000 000 3190 60 Science (в этот Специа- Любительские
ные Штаты круп- школьный лизиро- астрономиче-
Америки ных предмет входит астрономия) ванные ВУЗы ские сообщества
Япония 126 919 659 Более Более Центры до- Специа- Любительские
400 120 полнительного образования лизиро-ванные ВУЗы астрономические сообщества
Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что на нашу страну учреждений, где бы преподавали или популяризировали астрономию - катастрофически мало.
Критическим является и положение астрономического образования в современных учебных заведениях. Но это следствие глубокого кризиса всей российской системы образования, порожденного социально-политическим и экономическим состоянием страны, произошедшем в начале 90х годов.
Распад Советского Союза привел к разрушению единого образовательного пространства. Роль ученых и педагогов в жизни общества сознательно принижалась. Упало бюджетное финансирование работы вузов и средних учебных заведений, что привело к оттоку детей из старших классов.
В 1993 году в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации астрономия уже отсутствовала как учебный предмет. Изучение астрономии, как базовой дисциплины в школе, было признано необязательным (ненужным).
Опасным следствием пренебрежения астрономических знаний, объясняющих природу повседневно наблюдаемых небесных явлений, космических объектов и процессов, их воздействие на Землю и Вселенной в целом, стало неправильное (ложное) формирование научного мировоззрения учащихся, что привело к повальному увлечению молодежи оккультизмом и астрологией. В результате исключения курса астрономии из учебных планов школ и других средних учебных заведений России, "за ненадобностью" была ликвидирована и специальность "учитель физики и астрономии".
Все чаще люди путают астрономию и астрологию. Мы спросили в книжном магазине в центре Новосибирска: «Где посмотреть школьный астрономический календарь». В ответ услышали от продавца: «Астрология у нас вот на этих полках».
Кто такой популяризатор?
Популяризатор - это человек, который делает возможным простой и понятный диалог между наукой и человеком, далёким от сложных расчётов. Популяризатор - это тот, кто доступно и легко говорит о сложных и порой невероятных вещах.
Это дружественный для людей гид, который пропуская через себя огромный объем знаний, становится «ярко горящим маяком» для каждого, кого влечёт звёздное небо. Очень важная роль и большая ответственность за каждое произносимое слово! Мы совершенно уверены, что люди, решившие посвятить себя популяризации астрономии должны ежедневно повышать свой уровень, развиваться в астрономии наравне с профессионалами, чтобы чувствовать себя свободно и легко ориентироваться в огромном океане знаний, ведя за собой других, зажигая умы интересом и увлеченностью.
В нашей стране не иссякает источник энтузиастов, стремящихся вернуть астрономию в один ряд с другими науками, тех, кто борется за будущее астрономии в России и не оставляет попыток изменить существующее положение вещей.
Популяризация астрономии в г. Новосибирске.
С 2006 г. Сибирский государственный университет геосистем и технологий совместно с АО «Швабе - Оборона и Защита», Новосибирским Астрономи-
ческим Обществом, Детско-юношеским центром «Планетарий» проводит астрономический форум «СибАстро». Ежегодно форум проходит в загородном лагере «Чкаловец» в Искитимском районе. Юбилейный, десятый, «СибАстро» прошел в 2015 году и число участников форума превысило 600 человек. Данное мероприятие проводится при непосредственном участии сотрудников УНЦ «Планетарий» и студентов астрономического отряда.
Помимо этого, УНЦ «Планетарий» принимает активное участие во многих мероприятиях, среди которых День космонавтики, День астрономии, Международная выставка «Интерэкспо ГЕО-Сибирь», праздничные представления на астрономическую тему для самых маленьких, а также выездные мероприятия с «мобильным планетарием» по новосибирской области.
Важность астрономии в жизни человека.
В астрономии все открытия, «лежащие на поверхности», уже сделаны. Удивлять и поражать человеческое воображение становится сложнее, потому что заглядывать приходится всё дальше и дальше. И чем глубже мы погружаемся в суть окружающего нас мира, тем сложнее становится объяснить свои открытия окружающим. Парадокс? Определённо! За многовековую историю своего существования, человек привык к звёздному небу, привык к неизменному числу планет в солнечной системе, привык ко всему, что он может увидеть на небе своими глазами или с помощью любительского телескопа. Чтобы понять и в полной мере оценить открытия современности, человеку необходимо потратить больше времени на то, чтобы вникнуть в их суть. Чем дальше мы проникаем вглубь Вселенной, тем незначительней, кажутся эти открытия для нашей повседневной жизни. Рассуждать об этом можно очень долго, но, пожалуй, самое главное во всём этом то, что ещё сохранились люди, понимающие важность астрономии для жизни человека. Таких людей достаточно много, они просто не организованы все вместе. Но каждый из этих людей ежедневно делает что-то для того, чтобы астрономия стала ближе, доступней, интересней, привлекательней, понятней, так как эта наука должна быть частью жизни обычных людей.
Мировоззренческая направленность астрономии, как дисциплины, была определена еще в 40-х годах на уровне стандарта образования СССР. Поэтому главной целью популяризации астрономии в массы является формирование научного мировоззрения, понимания окружающего нас мира и своего места во Вселенной.
Формы работы для популяризации астрономии различны и мероприятия, проводимые УНЦ «Планетарий», при участии астрономического отряда показаны на рисунке.
Это могут быть наблюдения в оптические приборы на городских площадках, лекции в «мобильном планетарии», викторины по астрономии для школьников, конкурсы рисунков и поделок на астрономические темы.
Рис. Работа астроотряда
Научно-технический прогресс нельзя игнорировать - окружающий мир меняется, и мы часть этого мира. Общество должно иметь представление об основных научных понятиях, и сами научные знания не должны быть прерогативой только специалистов.
Голос фундаментальной науки сегодня должен быть громче, а позиция ученых - непременно активной.
© И. В. Парко, В. Г. Дамм, А. В. Симкина, К. М. Шаржанова, Л. И. Горохова, 2016