УДК: 351.823 (481)
Белякова М.Ю.
аспирант кафедры «Экономика и управления в электроэнергетике», Московский государственный институт международных отношений
(университет) МИД РФ
РОЛЬ ПОЛИТИКИ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ В ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НЕФТЕСЕРВИСНОЙ ОТРАСЛИ
В НОРВЕГИИ
Данная статья посвящена рассмотрению влияния политики выдачи лицензий в нефтегазовом комплексе на формирование наукоёмких сервисных компаний и нефтегазового машиностроения в Норвегии. Основное содержание составляет описание политики протекционизма в отношении норвежских подрядчиков и поставщиков при реализации нефтегазовых проектов на территории Норвегии и определение роли государственных органов в выработке и соблюдении протекционистских принципов. Особое внимание уделяется использованию в Норвегии системы заключения «соглашений доброй воли» между национальными вспомогательными предприятиями и иностранными нефтегазовыми компаниями как одной из важнейших составляющих становления высокотехнологичной нефтесервисной отрасли.
В заключении определяется роль рынка нефтесервисных услуг в экономике Норвегии в целом и говорится о необходимости рассмотрения норвежского опыта Россией.
Ключевые слова: протекционизм, «промышленные соглашения», нефтесервисная отрасль, «соглашения доброй воли», указ «О шельфовой добыче и разведке» 1972 г., Министерство промышленности, Министерство нефти и энергетики.
С начала 60-х гг. возрастающее значение в экономике Норвегии начали иметь нефтегазовые ресурсы, обнаруженные в недрах норвежского континентального шельфа в Северном море. Поиск и эксплуатация углеводородов стали сопровождаться повышенным интересом со стороны таких зарубежных компаний, как «Шелл» (Shell), «Тоталь» (Total), «Эксон Мобил» (Exxon Mobil) и др. В 1962 г. американская «Филлипс» подала первую заявку на проведение разведывательных работ на норвежском континентальном шельфе, а в 1969 ею было открыто первое нефтяное месторождение в Северном море — «Экофиск». Это открытие стало началом новой «нефтяной» эры в Норвегии.
В 1970-х гг. государство провозгласило принцип, в соответствии с которым все ресурсы на шельфе «принадлежат норвежскому народу и должны быть использованы во благо нынешнего и будущих поколений». Функционирование нефтегазового комплекса призвано было обеспечивать страну доходами и способствовать повышению благосостояния её граждан, общей занятости населения, осуществлению эффективной экономической политики, а также стимулировать индустриальное развитие Норвегии, учитывая при этом интересы регионов [1].
В то время (60-е — 70-е гг.) Норвегия не обладала опытом разработки шельфовых месторождений: отсутствовали квалифицированные кадры и технологии добычи. В связи с этим многие компании, занимавшиеся судостроением, оценив новые перспективы разработки нефтегазовых ресурсов, приняли решение поменять свою сферу деятельности и сосредоточиться на производстве бурового оборудования. Так, компания «Акер» (Aker), которая занималась проектированием судов, сконцентрировалась на производстве буровых платформ: в 1967 г. она выпустила для американской нефтяной компании «Филлипс» буровую установку «Океанский викинг», с помощью которой было открыто месторождение «Экофиск» [3].
Изначально такие норвежские компании, как «Вааге Дриллинг» (Waage Drilling), «Готаас Ларсен» (Gotaas-Larsen), «Хаб Ваге» (Hagb Waage) и «Угланд груп» (The Ugland group) сотрудничали в выпуске нефтегазового оборудования с американскими и голландскими производителями, однако спустя некоторое время они смогли оказаться на равных благодаря приобретённому опыту и передовым разработкам норвежских инженеров [3].
Доля норвежских компаний в поставках оборудования для национальных нефтегазовых проектов начала неуклонно расти. В 1975 г. она составляла 28%, в 1982 г. достигла 55%, в начале 90-х гг. — 75%, а по показателям за 1998 г. доля норвежских компаний приравнивалась к 81%. Так в течение 20 лет Норвегия превратилась в крупного мирового экспортёра оборудования, технологий и услуг для разведки и разработки шельфовых месторождений нефти и газа, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями [5].
Таких высоких показателей удалось добиться благодаря значительной государственной поддержке, в особенности — продуманной и последовательной политики выдачи лицензий на разработку углеводородных ресурсов. В 1972 г. норвежским Стортингом был принят указ «О шельфовой геологоразведке и добыче» [3]. Статья 54 указа вводила в лицензии условие обязательного участия в реализации нефтегазовых проектов норвежских промышленных предприятий, которые должны были осуществлять поставки оборудования и технологий зарубежным добывающим компаниям. В рамках Министерства промышленности было создано специальное подразделение, которое осуществляло контроль соблюдения данного принципа и тесно сотрудничало с нефтегазовыми компаниями с целью развития норвежской промышленности. Реализация подобных протекционистских мер оформлялась в виде «промышленных соглашений» между зарубежными нефтегазовыми компаниями и норвежскими вспомогательными предприятиями.
Перед проведением тендеров Министерству нефти и энергетики предоставлялся список подрядчиков и поставщиков, участвующих в конкурсе, а по завершении процедуры до Министерства доводилась информация относительно выбора предприятия, с которым подписывался контракт. Министерство нефти и энергетики обладало полномочиями в любой момент аннулировать решение нефтегазовой компании о предоставлении права на проведение работ иностранному подрядчику и передать его норвежской компании.
Кроме того, при распределении лицензий Министерство отдавало предпочтение тем нефтегазовым компаниям, которые в наибольшей степени готовы были использовать услуги норвежских предприятий. Таким образом, доля норвежского участия в некоторых проектах по разработке месторождений могла достигать 90%.
В 1994 г., когда Норвегия вступила в европейское экономическое пространство, принцип обязательного участия норвежских предприятий в реализации проектов на территории страны был отменён. Однако к тому времени нефтесервисная отрасль окрепла и вполне могла конкурировать с иностранными предприятиями без всяких протекционистских мер [3]. На сегодняшний день норвежские компании получают около 65% заказов на континентальном шельфе. А достигнутый высокий технологический уровень позволяет им успешно вести свою деятельность на международных рынках.
Помимо условия участия норвежских предприятий в нефтегазовых проектах на территории страны, лицензии на разработку месторождений имели обязательное требование о соглашениях зарубежных компаний с национальными научно-исследовательскими институтами с целью передачи ноу-хау норвежской стороне, а также о финансировании разработок и повышении квалификации учёных («соглашения доброй воли»). Ответственность за реализацию принципа заключения «соглашений доброй воли» легла на Научный исследовательский совет, который имел тесные контакты с промышленностью и осуществлял финансирование научно-технических проектов в нефтегазовой сфере [2].
Таким образом, политика протекционизма вспомогательных отраслей и поддержание конкуренции за счёт участия иностранных предприятий, а также передача опыта норвежским
компаниям и персоналу способствовали развитию нефтесервисного сектора в Норвегии и стали оказывать решающее влияние на социально-экономическое развитие добывающих регионов. Проводя такую политику, норвежские власти стремились превратить нефтяное богатство в промышленное превосходство. И эта цель была успешно реализована. В 2014 г. объём валовой добавленной стоимости, созданной в нефтесервисном секторе Норвегии составил 3,9 млрд. долларов США, что соответствует 1,3% валовой добавленной стоимости всех отраслей норвежской экономики или 1,1% ВВП. Занятость в данном секторе составила 31,6 тыс. человек, что на 1,26% больше по сравнению с предыдущим годом. Поставщиками оборудования и услуг для нефтегазового комплекса Норвегии являются такие известные в мире нефтесервиса предприятия, как норвежская инжиниринговая компания «Акер Солюшенс» (Aker Solutions), ведущая свою деятельность в 30 странах мира и объединяющая 22,1 тыс. сотрудников; норвежская компания «Сидрилл» (Seadrill), осуществляющая шельфовое бурение и обладающая платформами для проведения буровых операций в открытом море на любой глубине; норвежская «Одфьель Дриллинг» (Odfjell Drilling), имеющая 40-летний опыт международных операций бурения и объединяющая 3 000 сотрудников [4].
Необходимо отметить, что несмотря на высокий уровень развитости и конкурентоспособности вспомогательных отраслей норвежского нефтегазового комплекса, правительство по сей день стимулирует их развитие. Речь идёт о создании промышленных кластеров: в 2014 г. было объявлено о запуске глобальных центров экспертизы, которые являются наиболее высоким уровнем промышленных кластеров. В 2014 г. такой статус получил находящийся на юге Норвегии в г. Кристиансанне кластер поставщиков нефтегазовой промышленности, объединяющий 65 высокотехнологичных норвежских предприятий, осуществляющих поставки оборудования и услуг нефтегазовому сектору [4].
В России, в отличие от Норвегии, где была создана высокотехнологичная нефтесервисная промышленность, конкурентная на внешнем рынке и способная создавать добавленную стоимость в районах, богатых углеводородными ресурсами, ставка в развитии нефтегазового комплекса была сделана на ведущие международные нефтесервисные компании с их передовыми технологиями. В результате нефтегазовый комплекс России в наибольшей степени стал опираться на деятельность крупных международных сервисных предприятий, доля которых сегодня на российском рынке составляет порядка 65%. В связи с этим, рассмотрение опыта Норвегии в создании высокотехнологичной конкурентоспособной нефтесервисной отрасли могло бы быть актуальным для России.
Литература
1. Белякова М.Ю. Основные принципы функционирования системы административного лицензирования в нефтегазовом комплексе Норвегии / М.Ю. Белякова, Н.Н. Швец // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — № 1 (40). — С. 108-114.
2. Воробьёв А.А. Научно-технические соглашения в концессионной системе Норвегии в 70-90-ых годах ХХ века. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-tehnicheskie-soglasheniya-v-kontsessionnoy-sisteme-norvegii-v-70-90-gg-hh-veka
3. Кадышева О.В. От сырьевой ориентации российской экономики к ориентации технологической: фактор нефтесервиса. Режим доступа: http ://ogbus.ru/authors/Kadysheva/Kadysheva_1 .pdf
4. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Норвегии за 2014 г. Режим доступа: http://www.rusnorge.com/wp-content/uploads/2015/04/ Обзор-экономики-2014-полный^Г
5. Рогинский С.В. История развития нефтяной промышленности Норвегии. 1962 — 2000: Дисс. на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03, Москва, 2001. - с.194