12. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетические опыты. Т.2. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom2_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения 04.09.2017).
13. Игнатий (Брянчанинов), свт. О состоянии по искуплении человека [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетические опыты. Т.2.- URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom2_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения 04.09.2017).
14. Игнатий (Брянчанинов), свт. Видение Христа [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.1. - URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty. shtml (дата обращения 04.09.2017).
15. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).
УДК 27-75
Степанов Андрей Валерьевич, выпускник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород Standstos@mail. ru
Роль политической составляющей в истории Украинской Греко-Католической Церкви
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о соотношении политической и религиозной составляющих в жизни человеческого социума, их взаимовлияния, на примере истории Украинской Греко-Католической Церкви от подписания Брестской Унии до настоящего времени. Описываются проблемы взаимоотношения униатства и Православного христианства, даётся фиксация тех исторических эпизодов, которые раскрывают ключевые факторы формирования облика данной конфессии. К основным выводам можно отнести следующие: тесная связь между политическими задачами и церковной деятельностью УГКЦ; воздействие внешних по отношению к униатству сил на его возникновение, обусловленность его исторических судеб геополитическими проблемами взаимоотношений России и Западной Европы.
Ключевые слова: религия в жизни общества; конфликтный потенциал; Православное христианство; Уния; Западная Русь; Россия; Украина; Ев-ромайдан; "великие укры"; Беларусь; К. Калиновский; А.К. Шептицкий; И.В. Сталин.
StepanovAndrey V., graduate of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod Standstos@mail.ru
The role of a political component in the history of the Ukrainian Greek Catholic Church
Abstract: In the article relationship between political and religious components in the life of a human society is examined, as well as their interaction on the example of the history of the Ukrainian Greek Catholic Church from the time of signing of the Brest Unia to the present time. The problems of the relationship between Uniatism and Orthodox Christianity are described, and the historical episodes which reveal the key factors forming the appearance of this Church are shown. The main conclusions are as follows: a close link between political tasks and activity of the UGCC Church; influence of external forces on emergence of Uniatism, condi-tionality of its historical fate by geopolitical problems of relations between Russia and the Western Europe.
Key words: religion in the life of society; conflict potential; Orthodox Christianity; Union; the Western Russia; Russia; Ukraine; Euromaidan; "great ukry"; Belarus; K. Kalinovsky; A.K. Sheptytsky; I.V. Stalin.
Религия, будучи по своей природе одной из важнейших областей жизни социума, неизбежно оказывает своё влияние на общественную жизнь. При этом степень такого влияния значительно варьируется в том или иной конфессиональной, этнической группе, государстве. Влияние религии, конечно же, может изменяться с течением времени в одном и том же обществе. Многообразие тех форм, которые принимает религиозная жизнь, естественно обуславливается, не только спецификой того или иного общества, но и во многом (а зачастую это носит решающий характер) свойствами самой религии (конфессии).
К примеру, критики религии зачастую указывают на опасную особенность многих конфессий - неготовность оставаться чистой верой, духовной идеей, которая может прижиться в любой среде, не разрушая её, но приспособиться под её сложившиеся требования. Такое воздействие обуславливается тем, что религия - это комплекс представлений о мире, не только в его метафизическом измерении, но и государственном и социальном устройстве, система правовых норм и справочник этических предписаний.
Среди христианских конфессий, в исторической ретроспективе, по степени вовлечённости в общественно-политическую жизнь, ярко выделяется Римо-Католическая Церковь. Однако и здесь есть место для «цветущей сложности», т.к. внутри РКЦ присутствует множество орденов, конгрегаций, т.н. восточнокатолических церквей разного происхождения. Особое место среди них занимает УГКЦ, её участие в политике на протяжении всей её истории столь велико, а то влияние, которое она оказывает на жизнь Западной Украины, настолько экспансивно, что даже сравнение с какой-либо иной христианской конфесией, в наше время можно подыскать с большим трудом.
После событий 2013-2014 годов (Евромайдан), рост влияния УГКЦ вышел на качественно новый уровень, при том это не столько рост религиозности «галичан», но открыто политической деятельностиь УГКЦ (активное участие уже в первых протестах против президента Януковича, финансовое обеспечение т.н. «волонтерского движения» и т.н. «добровольческих батальонов», воюющих на Донбассе, и что наиболее заметно всё возрастающая агрессивная информационная кампания). Характерный пример - «проповедь» па-роха (настоятеля церкви) из Коломыйского района Ивано-Франковской области Михайла Арсенича: «Я не знаю, - взывал он к Евромайдану, - как могла мать кормить своей грудью человека, который сегодня остаётся в Партии Регионов! Это не материны дети, это сучьи дети! Терпели ли бы вояки УПА сегодня Табачников и Януковичей?! Только можно вести борьбу! С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль! С врагом не может быть другого языка, как шум леса - шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает - возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! Мы 20 лет ждём!» [8].
Наблюдаемый рост влияния греко-католиков имеет не столько религиозное, сколько сугубо политическое значение. Приверженность греко-като-лицизму, как правило, за редкими исключениями, является приверженностью к определенной идеологии. Значительное изменение баланса религиозных сил, не просто затронуло УПЦ(МП), но поставило её в уязвимое положение потенциальной жертвы того политического противостояния, которое разворачивается в настоящее время в Украине. Всё вышесказанное наглядно демонстрирует, что во взаимоотношениях с УГКЦ, Православная Церковь стоит перед лицом серьёзного вызова, который остро требует квалифицированного анализа конфликтного потенциала УГКЦ и возможных способов реакции на него. Особую важность представляет собой задача определения того, является ли политическая деятельность УГКЦ тактикой распространения униатства, или же это есть базовая форма существования данной конфессии.
При поверхностном взгляде на украинское униатство может показаться странным то, что униатство, сохраняющее восточный литургический обряд, при этом входящее в юрисдикцию Римского Понтифика, и вполне способное послужить мостом между православным и католическим миром, на
деле оказалось стеной между ними. Однако обращение к истории возникновения униатства, даёт представление об его отличительных особенностях, в силу которых оно играет именно эту роль.
Украинская Греко-Католическая церковь обладает весьма бурной и насыщенной историей, которая началась в 1596 году (сами украинские униаты отчитывают путь своей церкви от крещения Руси в 988 году), в результате заключения Брестской унии. Согласно акту от 9 октября 1596 г., на соборе в Бресте, где присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископы Луц-кий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, папские легаты, королевские послы, новая церковная структура в пределах обозначенных епархий признавала своим главой Римского Папу. А также воспринимала в своё вероучение католическую догматику, за что удостаивалась привилегии: богослужение продолжалось совершаться по византийскому обряду на церковнославянском языке.
В то время Речь Посполитая обладала в Восточной Европе решающим влиянием и была уже многовековым противником Русского государства. При этом идеологическое противостояние того периода вполне сопоставимо с идеологическим накалом «холодной войны» в ХХ веке. Поэтому одним из факторов такого церковного события, как уния, было желание ограничить влияние Москвы на юге и западе нынешней Восточной Европы. Кроме этого, в Речи Посполитой католики (поляки и литовцы) составляли меньшинство, а взаимовлияние политики и религии было и есть непреложным условием сохранения стабильности этого непрочного союзно-договорного государства. Таким образом, образование некой конгрегации из православных епархий и под сенью «Святого Престола» было оптимальным вариантом для вхождения большого количества православных христиан в Католическую церковь.
Собор епископов выработал артикул, включающий в себя условия (33 пункта), позволяющие Киевской митрополии признать церковную юрисдикции Рима. Текст был отослан Папе и королю Сигизмунду III.
Первым параграфом стояла просьба о несклонении «к иному вероисповеданию» [2]. Декларировалась неизменность молитвы «согласно с древним обычаем Восточной Церкви» [2]; сохранение «тайны Святого Крещения и её формы» [2]; непоставление «митрополичьих, епископских и других духовных санов нашего обряда» никому, за исключением «людей нашего народа или греческого и нашей религии» [2]; непревращение монастырей и церквей в костёлы; разрешение «основывать школы, семинарии греческого и славянского языка» [2]; позволение «нашим митрополиту и епископам места в сенате его Королевской милости», в целях обеспечения «большей власти» [2] и «чтобы наши овцы нас больше уважали и почитали» [2]. Провозглашённое в артикуле свидетельствовало о том понимании идеи унии, какое было сформировано епископатом Киевской митрополии. Но, возможно, ещё одним мотивом могло быть стремление доступа к политической власти. Последним пунктом артикула архиереи заявляли свое стремление ко внутригосударственному единству
«ради согласия в христианской Речи Посполитой», в целях недопущения «дальнейшего разлада и несогласия» [2]. Артикул собственноручно подписали митрополит Киевский и Галицкий, епископы Владимирский и Брестский, Луц-кий и Острожский, Пинский и Туровский. Также наличествовало 8 печатей, включая епископов львовского и холмского; на обороте была поставлена подпись архимандрита кобринский церкви святого Спаса [2].
Документ подчеркнул тесное переплетение мотивов политической и религиозной целесообразности. Согласно Г. Флоровскому, «есть известная психологическая правда в утверждениях первых униатов, что они не меняли веры. По их мнению, речь шла о смене «только юрисдикции», т.к. «веру латинскую и греческую они считали собственно эквивалентными». Тогда многие видели возможность «оставаться православным и под Римским послушанием», тем более что в соглашении была оговорена неслиянность Унии с латинской Церковью [9].
Однако акция церковных верхов встретила сопротивление снизу: «Унеи духовенство иншое руское и монастыри все и шляхта не приняли» [12]. Также отказались признать унию патриарший экзарх Никифор, князь Константин Острожский и ряд епископов. Собравшийся православный Собор, провозгласив «обет веры, совести и чести за себя и наших потомков», призвали твердо стоять «в нашей святой вере», сопротивляясь всему, что может помешать «свободе нашего богослужения», участники православного Соборе совместно с духовными лицами «греческой веры», выразили протест против Унии, и высказались за неподчинение им [6].
Итак, с заключением Брестской унии в Речи Посполитой сложилась ситуация наличия сразу двух Церквей «восточного направления»: греко-католической (униатской) и Православной. Разделение православного христианства на два течения решало важную политическую цель - ослабление притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси. Данная коллизия, отделяя Западную Русь от влияния Московского патриархата, ослабляла духовные связи православного населения Речи Посполитой с Москвой. Это вызвало по утверждению знаменитого историка Николая Костомарова то, что постепенно высшие слои Западной Руси отступали «от своей религии, а вместе с тем и от своей народности». В связи с чем «русские паны стали для русского народа вполне чужими и власть их получила вид как бы иноземного и иноверного порабощения» [4]. Там же, «где народ был бодрее и менее подвергался рабскому страху, уния трудно пускала свои корни» [4]. Поэтому православная вера «сделалась для русского народа знаменем свободы и противодействия панскому гнету» [4]. Также Н. Костомаров указывает на сдачу панами управления имениями «в аренды иудеям с полным правом панского господства над хлопами» [4]. По его словам, «ничто так не тяготило и не оскорбляло русского народа, как власть иудеев» [4].
Необходимо также упомянуть судьбу Унии на севере Западной Руси -территории нынешней Республики Беларусь. К концу XVIII столетия, к моменту Третьего Раздела Речи Посполитой и вхождения белорусских земель Российскую Империю, униатство было наиболее распространенной конфессией в Беларуси: 70 процентов жителей края - униаты [13, с.66]. На белорусской же земле, в 1839 г. Полоцкий церковный собор поставил точку в официальном существовании униатства в западных российских губерниях. Ликвидация греко-католической церкви в Беларуси шла стремительными темпами, имперская власть инициировала и поощряла данный процесс, так как он мыслился её средством к «удержанию за Россиею возвращенных от Польши наших провинций» [10, с. 116].
Подавляющее большинство белорусских униатов перешло в Православие, меньшая часть в Католичество.Тем не менее, именно там была сделана попытка прямого силового удара униатства по Православию, путём разжигания религиозной войны.
Во время подготовки восстания 1863 года, его лидер польский шляхтич Кастусь Калиновский, организовывает выпуск нелегальной газеты на белорусском языке «Мужицкая правда», почти все материалы которой пишет он сам под псевдонимом «Ясько-гаспадар з-пад Вильни». С июля 1862 года по июнь 1863 вышло 7 номеров газеты. Её материалы на белорусское селянство и проникнуты призывами борьбы с русским царизмом. По мысли К. Калинов-ского, «человек свободный» - это хозяин своей земли и защитник своего края. Человек свободен, «когда делает всё, что ему по душе и что не обижает ближнего и славы божьей, и когда исповедует ту веру, которую исповедовали его отцы, деды и прадеды», писал Калиновский в третьем номере «Мужицкой правды» [3, с.51]. Такая вера для белоруса - униатство. «Не один уже, может, позабыл, что отец его был праведной униатской веры, и никогда уже не вспомнит о том, что обратили его в схизму, в православие, что он сегодня, как та собака, живет без веры и, как собака, сдохнет на радость чертям в пекле!!! -подчеркивал Калиновский. - Эх, ребята: беда такому человеку! А если мы будем так поступать с Богом, так что же Бог Всевышний с нами сделает? Пошлет в пекло на вечные муки, будут черти душу нашу на куски рвать, а смола в утробе кипеть будет. Узнаешь тогда, что такое лихо, но в аду поздно уже будет, не умолишь тогда уже справедливого Бога, и мукам твоим никогда конца не будет» [5, с.57]. Причина же адских мук такова: «Наделал нам такой беды, ребята, царь московский. Это он, подкупив многих попов, велел в схизму записать нас, это он платил деньги, чтобы мы только переходили в православие, и, как тот антихрист, отобрал у нас нашу праведную униатскую веру и погубил нас перед Богом навеки, а сделал это для того, чтобы нас без конца грабить, а Бог справедливый не смилостивился над нами» [3, с.57]. Но есть и выход: «Сказывают люди, что святой отец прямо из Рима прислал к нам свое благословение (но москаль его задерживает), говорят, что пришлет и ксендзов, которые будут принимать в униатскую веру. Тогда, ребята, кто только верит в
Бога, сына его и святого духа, пускай сразу же оставляет схизму и переходит в истинную веру дедов и прадедов. Потому что кто не перейдет в унию, тот останется схизматиком, тот, как собака, сдохнет, тот на том свете адские муки терпеть будет!» [3, с.57-58]. Свой страстный призыв к священной войне под знаменем «униатского джихада» польский шляхтич-католик подписал так: «Этого от души вам желает ваш брат, такой же самый от дедов-прадедов мужик, как и вы, но ещё униатской веры - Ясько-гаспадар из-под Вильно» [3, с.58]. Однако, именно простое западнорусское крестьянство, более всех оказалось равнодушно к возвышенным идеалам «гаспадаров из-под Вильно», резонно не ожидая от возвращения власти польской шляхты (составлявшей основную силу восстания) ничего для себя хорошего. Этот комичный эпизод с автором и псевдонимом, просится стать символом всей истории униатства, его риторики и подлинных целей. Поражение восстания 1863 г. перечеркнуло надежды на возрождение в Беларуси униатской церкви.
Дальнейшая жизнь Унии сосредоточилась уже за пределами Российской империи, на территории австро-венгерской Галиции. Именно униатство стало питательной средой для зарождения в этих землях «политического укра-инства», и создания в конце XIX столетия множества «культурных», а фактически «культуррегерских» организаций на подобии общества «Просв^а», декларировавших своей целью, в том числе «борьбу с московским влиянием. Сеть этих обществ, проникших к началу ХХ века проникших даже в самые маленькие галицкие сёла, стала базой формирования украинских националистических партий.
Ключевая роль в этом процессе «Униатского Ренессанса» принадлежит Андрею Шептицкому. Представитель галицкого графского рода Шептиц-ких. Выпускник юридического факультета Вроцлавского университета, в 1888 году получил степень доктора права. Во время учёбы ездил в Италию (где был принят Львом XIII), а также в Киев и Москву, где общался с представителями украинского националистического движения. В 1888 году принял монашество с именем Андрей, вступив в орден Святого Василия (базилиан). С 22 августа 1892 года — священник в Перемышле, затем в Добромиле. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получив степень доктора теологии в 1894 году. С 20 июня 1896 года — игумен монастыря Святого Онуфрия во Львове. В 1899 году был назначен императором Францем Иосифом I епископом Станиславским. Шептицкий с подачи императора Франца-Иосифа I стал митрополитом Галицийским в 1900 году. В конце 1917 г. вернулся во Львов, активно поддержал идею создания независимого украинского государства. В 1918-1919 гг. член Украинской Национальной Рады, в 1918-1919 гг. интернирован польским властями и после освобождения в дек. 1920 г. покинул Галицию. В 1923 г. интернирован польскими властями, только в 1924 г. после личной просьбы папы Пия XI освобожден и вернулся во Львов. В марте 1939 г. предпринял попытку
провозгласить независимость Карпатской Украины. После входа РККА в За-паднуюУкраину в 1939 году публично отрёкся от своих антисоветских проповедей и призывал к сотрудничеству с коммунистами.
А уже в 1941 году после взятия немцами Киева митрополит направил Гитлеру личное послание: «Ваша Экселенция! - писал он. - Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре - Киевом! Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа. С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит» [7].
Спустя три года из-под пера митрополита появился новый шедевр эпистолярного жанра, похожий по стилю и содержанию, но имеющий уже совсем иного адресата: «Правителю СССР, Главнокомандующему и Великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон» [7]. По поводу вступления Красной Армии на Западную Украину Шептицкий писал: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье» [7].Проявлявший «неоднакратную верность» шести режимам митрополит, скончался 1 ноября 1944 года. Не надолго пережила его церковная структура УГКЦ, «правитель СССР», скептически отнёсся к её «приветам и поклонам», новые власти способствовала созданию среди части греко-католического духовенства «инициативной группы», которая призвала к упразднению Унии между Греко-католической церковью и Римом и за воссоединение с Русской Православной Церковью, решение о чём было принято на Львовском соборе 8-10 марта 1946 года. На Собор было приглашено 225 делегатов-священников, членов Инициативной группы, и 22 делегата от мирян из всех трёх греко-католических епархий (Львовской, Самбор-ско-Дрогобычской и Станиславской); председательствовал доктор Гавриил Костельник. Несогласные униаты на сорок с лишним лет ушли в глубокое подполье, откуда триумфально вышли в конце «Перестройки» с громкими скандалами, публичными избиениями оппонентов, насильственными захватами храмов и монастырей. Уния, как мать украинского национализма осталась верна себе, своим образом действий в конце 80-х, начале 90-х годов предвосхитив «Револющю Пдносп» на два десятилетия.
Итак, краткое историческое обозрение истории униатства на землях Западной Руси, позволяет утверждать, что наблюдаемая в настоящее время политическая активность УГКЦ не может быть случайным явлением. Вся история противостояния Унии и Православия свидетельствует, что главным предметом полемики были не вопросы догматического свойства или литургической
обрядности, как в спорах между Православием и иными конфессиями, но прежде всего в центре противоречий были политические вопросы, точнее говоря вопрос культурно-цивилизационной идентификации. Этим вполне объясняется специфическая географическая особенность восточноевропейского униатства — оно пышно произрастает тогда и там, где проходят геополитические «линии противостояния» России и Запада, но если эти линии сдвигаются в ту или иную сторону (как произошло в Беларуси и Румынии), оно исчезает на тех землях практически бесследно. Дальнейшая судьба этого явления, однозначно будет определяться именно характером геополитики. Человек, обладающий высшим вероучительным авторитетом для униатов, — Папа Римский Франциск в ноябре 2014 г. высказался на эту больную тему следующими словами: «Восточные католические церкви имеют право на существование, это верно. Но само униатство — это слово из прошлого и к сегодняшнему дню оно не подходит» [11].
Библиография
1. Баркулабовская (Варколабовская) летопись [Электронный ресурс] /Штопис Украши: сайт. - URL: http://izbornyk.org.ua/psrl3235/lytov11.htm (дата обращения: 18.02.2017)
2. Исторический текст 1595 г. с комментариями [Электронный ресурс] //Яков Кротов: сайт. -URL:http://www.krotov.info/acts/16/3/15950601.html (дата обращения: 18.02.2017)
3. Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. Мн.,
1988.
4. Костомаров Н.И. Малоросийский гетман Зиновий -Богдан Хмельницкий [Электронный ресурс] // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: сайт . - URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom36.htm (дата обращения: 18.02.2017)
5. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1983. - 57 с.
6. Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. [Электронный ресурс] // Ceдмицa:сайт. - URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436369/ (дата обращения: 18.02.2017)
7. Стопятидесятилетие митрополита-пособника фашистов Украина отметит на государственном уровне [Электронный ресурс] // Завтра: сайт. -URL: http://zavtra.ru/events/150-letie-mitropolita-posobnika-fashistov-ukraina-otmetit-na-gosurovne (дата обращения: 18.02.2017)
8. Униатский «священник» призвал паству убивать москалей [Электронный ресурс] // Севастопольский новостной портал: сайт. - URL: http://sevastopol.su/world.php?id=55223
9. Флоровский Г.В. Против Унии [Электронный ресурс] // Пути русского богословия: сайт. - URL: http://www.vehi.net/florovsky/puti/02.html (дата обращения: 18.02.2017)
10. Хаyстовiч М. Скасаванне Уни. / З псторыяй на «Вы». Вып.2.-Мн., 1994. . -116 с.
11. Цыпин В.А. Униатский фактор во взаимоотношениях Православной Церкви и Ватикана [Электронный ресурс] // Православие: сайт. - URL: http://www.pravoslavie.ru/82566.html (дата обращения: 18.02.2017)
12. Черниговская летопись[Электронный ресурс] //Л^опис Украши: сайт. - URL: http://litopys.org.ua/chernlet/chern01.htm (дата обращения: 18.02.2017)
13. Этнаграфiя Беларусь Энцыклапедыя. Мн., 1989. - 66 с.
УДК 27-75
Ютаев Олег Александрович, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород jutaev@rambler. ru
Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, наставник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru
Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Ца-рёвский, и его вклад в историю Русской Церкви
Аннотация.В статье рассматривается жизненный и духовный путь священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского и Царёвского.
Ключевые слова: история Русской Православной Церкви; мученики Церкви Русской.
Utaev Oleg A.,
student of the Belgorod Theological Seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod jutaev@rambler. ru