Роль полисубъектного управления
в совершенствовании методов профессиональной подготовки будущих специалистов в вузах МЧС России
И. С. Панферкина, канд. пед. наук ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Важнейшую роль в интенсификации процесса подготовки специалистов-профессионалов для МЧС России играет эффективная реализация современных достижений педагогической науки и практики, научной основой которых выступают достижения не только педагогики и психологии, но и теории управления (В. П. Беспалько, П. К. Гальперин, В. И. Загвязин-ский, Ю. К. Итин, Ю. А. Конаржевский, Л. Н. Ланда, Н. Д. Никандров, Н. Ф. Талызина и др.). Основываясь на базовых положениях общей теории управления и теории управления педагогическими системами, можно определить следующие основные ориентиры, в соответствии с которыми должна строиться практическая деятельность по организации управления ведомственными образовательными учреждениями: государственно-общественный характер управление ведомственным образованием, как и образованием в целом; оптимизация управления ведомственным образованием и деятельностью ведомственных вузов; развитие инициативы и творческого отношения к управленческой деятельности, гибкость и оперативность управления.
Научное осмысление и анализ социальных процессов, происходящих в нашей стране, а также их отражение в современных научных исследованиях показывают, что в настоящее время на первый план выдвигаются проблемы субъектного становления и развития человека в единстве с проблемами межсубъектного взаимодействия и организации совместной деятельности людей в самых разных сферах, в том числе и в сфере образования. Обобщение научных исследований в области управления современными образовательными системами позволяет с уверенностью утверждать, что для подготовки специалистов, способных к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях демократизации общественных отношений, характерных для современного этапа общественного развития в нашей стране, необходимо изменить характер отношений между субъектами образовательного процесса ведомственного вуза посредством демократизации, прежде всего, внутривузовского управления. «Сегодня на смену философии «воздействия», — замечают В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др., — идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления» [1].
Разрешению проблем современного этапа совершенствования системы управления в образовательных учреждениях МЧС России во многом способствует внедрение полисубъектного управления образовательными системами, которое в последние годы приобретает все больше сторонни-
ков (И. Ф. Исаев, В. И. Коваленко, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамов и др.). В педагогических исследованиях уже сложились определенные подходы к его определению. Наибольший интерес представляет определение полисубъектного управления, данное В. И. Коваленко в процессе исследования проблемы развития образовательной системы ведомственного вуза — образовательного учреждения МВД России. По мнению В. И. Коваленко, которое мы разделяем, полисубъектное управление «представляет собой процесс полилогического взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов управления, направленный на совместную разработку и реализацию стратегической программы ее развития... на основе мобилизации творческого потенциала педагогического коллектива и гармонизации индивидуальных, групповых и общевузовских целей и интересов» [2, с. 8].
Вытекающие из закономерностей управления подготовкой специалистов в вузах МЧС России принципы выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководство ведомственного вуза в практической деятельности по обеспечению эффективного управления. Применительно к управлению подготовкой специалистов в ведомственном вузе с учетом ее специфики мы считаем необходимым опору на следующие принципы: принцип обеспечения системности и целостности в управлении практико ориентированной подготовкой; принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении практико ориентированной подготовкой специалистов; принцип гуманизации и демократизации управления прак-тико ориентированной подготовкой специалистов; принцип полисубъектной направленности управления и творческой самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений.
Полисубъектная направленность управления - это:
1) умение руководителя видеть в каждом подчиненном личность со свойственными ей потребностями и интересами, которые необходимо уважать, содействовать их развитию;
2) способность руководителя рационально делегировать свои полномочия подчиненным, привлекая их к принятию и реализации управленческих решений по осуществлению практико ориентированной подготовки специалистов;
3) готовность руководителя к принятию компромиссных управленческих решений, основанных на проявлении подчиненными инициативы и самостоятельности, нетрадиционных подходах, вариативности взглядов, мнений, точек зрения, если это способствует достижению целей эффективного управления практико ориентированной подготовкой специалистов.
Полисубъектная направленность управления способствует и одновременно требует творческой самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений. Творческая самореализация проявляется в их активном стремлении найти оптимальное научно обоснованное управленческое решение, обеспечивающее не только повышение эффективности под-
готовки будущих специалистов, но и достижение собственных целей, реализацию своих творческих планов и замыслов посредством активного участия в принятии управленческих решений.
Необходимость перехода от моносубъектного к полисубъектному управлению определяется, прежде всего, сложностью и противоречивостью взаимодействия субъектов управления ведомственным образованием, когда мы рассматриваем его содержание. В наиболее общем представлении содержание управления ведомственным образованием, в частности, -управления подготовкой будущих специалистов для МЧС России, представлено деятельностью органов государственной власти (МЧС России, Минобразования России) по формированию государственного заказа на подготовку специалистов для ведомства и его реализацию в ведомственных вузах. Управление ведомственным образованием включает изучение и анализ информации о потребности в специалистах и состоянии их подготовки в ведомственных и профильных вузах; формирование на этой основе государственного заказа, учитывающего потребности и возможности подготовки специалистов; доведение до органов управления и ведомственных вузов заданий на подготовку специалистов; организацию деятельности ведомственных вузов и контроль ее результатов. Это - внешнее управление, управление ведомственным образованием как системой, под определяющим воздействием которого строятся системы управления в каждом конкретном вузе МЧС России с учетом специфики подготовки будущих специалистов именно в этом образовательном учреждении.
Управленческим воздействием пронизаны все составляющие педагогической системы вуза (внутреннее управление), в том числе - и методы обучения курсантов, используемые в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Полисубъектное управление позволяет не только совершенствовать методы обучения, но и обеспечивать оптимизацию управления в соответствии с задаваемыми критериями повышения его эффективности в вузах МЧС России. Метод обучения - очень сложное, многомерное и многокачественное образование, исследованию которого как дидактической категории посвящены многочисленные публикации. Методы обучения, преимущественно используемые в вузе МЧС России, производны от целей, содержания, форм обучения, однако оказывают на них сильнейшее обратное влияние, определяя в конечном итоге возможности поступательного развития всей системы подготовки будущих специалистов. Они образуют своеобразную сердцевину образовательного процесса, связывающую воедино все остальные его элементы. В любом методе всегда присутствуют объективная и субъективная составляющие. Объективная обусловлена законами и закономерностями развития процесса обучения, его принципами, а также постоянными компонентами целей, содержания и форм учебной деятельности. Субъективная составляющая каждого метода обусловлена, прежде всего, личностными и профессиональными качествами преподавателя, а кроме того - конкретными условиями
преподавания и характеристиками курсантов - будущих специалистов МСЧ России. Рациональное состояние системы методов, используемых в качестве способов организации учебной деятельности, может быть достигнуто лишь в ситуации, когда применяемые преподавателем методы не противоречат, а взаиморазвивают и взаимодополняют друг друга. Во многом этому способствует полисубъектное управление подготовкой будущих специалистов в вузах МЧС России.
Библиографический список
1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. [Электронный ресурс] http://krotov.info/lib_sec/ shso/71_slas0. html
2. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): автореф. д-ра пед. наук. - Белгород, 2005. - 42с.